Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
В минувшее воскресенье я стоял около двух часов дня на Ратушной площади и смотрел, как готовятся к торжественному шествию участники турнира «Майского графа» по программе Дней Старого города. Смотрел на яркие костюмы средневековых кавалеров и дам, на гарцующих лошадей, на рыцарские доспехи и флажки на пиках, испытывая при этом какое-то чувство смущения… Смущения от того, что происходит явная подмена исторической правды.
Я — Майский граф!
Тех помнят кости, кто цел еще в кругу живых..
Таллиннский поэт Б. Понамарёв
Услужливая память подсказывала о рыцарском турнире, происходившем на этой самой площади летом 1536 года. Тогда Большой рынок у Ратуши стал ареной рыцарского турнира в честь прибывшего в Ревель нового Великого магистра Ливонского ордена Германа фон Брюггинея. Турнир подходил к концу, когда на ристалище появился неизвестный рыцарь и выбил из седла лучшего бойца Тоомпеа. Неизвестный поднял забрало и оказался молодым купцом из Братства черноголовых. Это было воспринято как оскорбление всему ревельскому дворянству. На площади вспыхнула ожесточенная драка между горожанами и феодалами, пролилась кровь. С большим трудом, только после вмешательства Великого магистра и бургомистра удалось погасить страсти. Однако конфликт длился еще несколько лет.
Следует напомнить, что среди участников турнира и местных бюргеров — граждан купеческо-ремесленного Нижнего города не было, как тогда говорили, «не немцев». Даже спустя столетие посетивший Ревель в 30-е годы XVI века Адам Олеарий записал в своей книге о путешествии: «И теперь еще в Леттии и Эстонии много потомков этих варваров, не имеющих ни городов, ни деревень, но являющихся рабами и крепостными на службе у поместного дворянства и горожан. Они сохранили еще родную речь, их одинаково зовут не немцами».
Вряд ли на площади у Ратуши во время рыцарского турнира даже среди зрителей были люди в «одеждах из плохого грубого сукна и холста, — как пишет далее Олеарий, — которое они ткут и изготовляют сами…» И это спустя пять столетий, после того, как в XIII веке «немцы, овладев Ливонией, варварский и дикий народ, живший без бога, без закона и без короля, привели к культуре, к познанию божественного и соблюдению справедливости».
И вот потомки этих «культуртрегеров» (носителей культуры) проводили в течение нескольких столетий рыцарские турниры и состязания на звание «короля стрелков» и «Майского графа».
В третье воскресенье после Пасхи в саду за большими Морскими воротами собирался «весь город». Участники состязаний должны были из арбалета сбить стрелой установленное высоко чучело попугая. Вот как описал завершение этого состязания Балтазар Руссов: «Когда «птица» была сбита, то провозглашали здравицу в честь нового «короля». Вскоре после этого в сопровождении членов гильдий через весь город шествие направлялось к Большой гильдии… где их уже ждали жены и дочери. Из наиболее красивых выбирали «королеву». К рассказу Руссова следует добавить, что в честь нового короля устраивали праздничный пир. После завершения которого «король» получал награду — серебряную фигурку попугая весом в полкилограмма. Звание «короля стрелков» закреплялось на год, до следующего состязания.
Через неделю вновь собирались бюргеры у здания Большой гильдии. Начинался новый праздник — выборы «Майского графа». Они проходили где-то в районе современного Тартуского шоссе, возможно, возле Яновской богадельни (ныне дом <186>16). Перед строгим жюри молодые купцы демонстрировали свое искусство в верховой езде и стрельбе. С учетом положения в обществе, состояния, поведения и внешности выбирали «Майского графа». После возвращения в здание Большой гильдии «Майский граф» минувшего года давал прощальный ужин. А в очередной четверг уже новый граф за свой счет устраивал праздник с богатым застольем. Сохранился счет такого пира за 1527 год: 7 бочек пива, 4 быка, 5 окороков, 19 колец колбас и многое другое.
Так что это было? Развлечение, игра, праздник? И то, и другое, и третье. Однако главный смысл этих состязаний был в другом. У ганзейского Ревеля было что и от кого защищать, и надо было уметь это делать. Один из старейших видов подготовки воинов — рыцарские турниры, а в средневековом бюргерском Ревеле — состязание по стрельбе и верховой езде. Цель — воспитание храбрости, боевого духа, умение владеть конем и арбалетом. А для жителей города интересное и красивое зрелище, которое к тому же вселяло уверенность, что в случае нападения врагов или восстания «не немцев» есть кому защищать дома, имущество и жизнь «титульной нации» Ревеля.
И когда во время проведения Дней Старого города потомки «не немцев» разыгрывают средневековую «3арницу», глядя на это внешне красивое действо, я невольно ощущаю какое-то неприятное послевкусие.
Лев Лившиц
«Молодёжь Эстонии»
Related posts
- Город Таллинн на ладони
- Поддержи Центристскую партию, приходи на акцию!
- Топ-десятка таллиннских площадей
- Миддендорф, Верховный шаман Таймыра
- Красный рассвет над сине-черно-белым Таллинном: «Возможно, он откроет глаза нежелающим видеть»
- На Комендантской дороге Таллина
- Таллин: меж двух флагов...
- Таллин: Пять жизней Домской школы
- Подворье, спортплощадка, парк: метаморфозы Епископского сада в Таллине
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts
- Красный рассвет над сине-черно-белым Таллинном: «Возможно, он откроет глаза нежелающим видеть»
- Тваренье может пережить творца...
- История лежит ниже уличных мостовых
- «Вот снова в золоте осеннем...»
- «Помяни мя, Господи, егда приидеши, в царствие Твое»
- Таллин: Пять жизней Домской школы
- Топ-десятка таллиннских курьезов
- За Михайловскими воротами
- Топ-десятка таллиннских площадей
- Визит Ельцина в Таллинн: газеты о том, как это было на самом деле.