А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Геральдические львы на гербе являются одним из наиболее древних символов Эстонии. Они использовались уже в XIII веке. Были изображены на большом гербе - Таллинна. Таллинну достались эти изящные синие львы от короля Дании Вальдемара Второго, т.к. в то время Северная Эстония находилась под властью Дании. И действительно, они очень похожи на львов с герба Датского Королевства.
Хроники Таллина
Говорят так:
Когда-то в усадьбе Вана-Вигала жил барон, в чьем услужении было множество духов. Поехал он однажды в Таллинн через озеро Юлемисте. Барон строго-настрого запретил кучеру оглядываться во время езды по воде. Карета мчалась как по зеркалу. Когда она приблизилась к берегу, где было мелко, кучер все-же посмотрел назад. К своему великому изумлению он увидел, что вокруг кареты суетились духи, - слуги Вана-Вигалаского барона: они переносили доски из-за колес кареты и ставили их впереди нее - так они строили мост, по которому ехала карета. Как только кучер оглянулся, карета с упряжкой лошадей провалилась в воду. Но так как берег был совсем близко, кони вытащили карету на сушу и никто не утонул.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1307 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

На старой открытке 30-х годов прошлого века — таллиннская площадь Вабадусе. На пересечении осей бульвара Каарли и улицы Харью большая красивая клумба, окруженная ажурной литой оградой с четырьмя фигурными пятиламповыми фонарями. Это все, что осталось от памятника Петру I, который стоял в этой ограде до 1 мая 1922 года.

Вопрос о создании в Таллинне монумента Свободы решен, авторитетное жюри вынесло свой вердикт, определено и место его установки. Скульптурная композиция будет на площади Вабадусе, у новой подпорной стены горки Харью.

Вопрос о создании в Таллинне монумента Свободы решен, авторитетное жюри вынесло свой вердикт, определено и место его установки. Скульптурная композиция будет на площади Вабадусе, у новой подпорной стены горки Харью.

Монумент был создан известным скульптором Леопольдом Бернштаммом, автором статуй и бюстов во Франции и России. Памятник в Ревеле (Таллинне) был установлен в 1910 году в честь 200-летия присоединения Эстонии к Российской империи. В начале третьего года существования Эстонской Республики монумент был снесен: пятитонную скульптуру распилили на части, но сохранили бюст, который в 1935-м был установлен на низком постаменте у домика Петра I в Кадриорге. Во время войны бюст и вовсе исчез, возможно, его вывезли в Германию на переплавку.

Но в книге времени с задумчивым
вниманьем
Мы любим проверять страницы о былом.

П.А. Вяземский

 

Памятники — страницы истории. И если их вырывать из исторического календаря, потомки получат искаженную картину времени. В одной из своих статей французский писатель Гюстав Флобер писал: «Прошлое — это то, чего уже нет, будущее то, чего еще нет, а настоящее мимолетно, оно находится в непрерывном движении, и искусство черпает из этого потока ключевые моменты и делает их вечными». И коль памятник — искусство, он должен быть сохранен, даже если не согласуется с современным (зачастую сиюминутным) взглядом на события прошлого или личность, коей он посвящен. То, что в начале 20-х годов прошлого века торопились переписать историю, понять можно — Эстония впервые обрела государственность, и людям казалось, что снос памятника императору — символический акт подтверждения свободы. Однако город просто лишился произведения искусства, одного из двух существовавших в ту пору в Таллинне. Слава Богу, что сохранили памятник русским морякам — «Русалке». Жаль, что борьба с памятниками продолжается до сих пор.

В 20-е и 30-е годы эстонская монументальная скульптура была в стадии становления. Много спорили и о многом мечтали, и прежде всего о главном памятнике страны — монументе Свободы. Провели несколько конкурсов на проект памятника в честь обретения самостоятельности. Конкурсы, однако, не помогли найти приемлемого решения. Оно за современными ваятелями и обществом.

В 1945-м закончилась мировая война и, что бы сегодня ни говорили, люди в большинстве своем радовались миру, а скульпторы и архитекторы проектировали памятники героям и жертвам. И вновь проводили конкурсы, теперь уже на создание монумента в честь Победы. Мало кто помнит победителей. Первое место занял проект архитекторов А. Вольберга и П. Тарваса. На Харьюской горке предлагалось установить высокий каменный блок со скульптурной группой на вершине. По другому проекту планировали возвести огромный памятник на будущей центральной площади (Виру). К счастью, ни один из этих гигантов монументального «искусства» не был создан. Отсутствие возможностей, вкус и здравый смысл возобладали. Всех их заменил простой строгий памятник Солдату, созданный скульптором Э. Роосом и архитектором А.Аласом. В фигуре воина у суровой таллиннской стены — образ трагедии, пережитой народом.

Мужественная простота архитектурного решения, скульптурные композиции (ладони, оберегающие вечный огонь, и подбитые чайки), слияние с природой Мемориального ансамбля на Маарьямяги (архитектор А.Мурдмаа, скульптор М. Варик) невольно заставляют сравнить это подлинное произведение монументального искусства с памятниками, воздвигнутыми в Таллинне в 90-е годы прошлого века.

Долго будет жить в сердцах скорбь о людях, погибших на пароме «Эстония» в осенний шторм 1994 года. Уже через несколько дней после трагедии, не знаю, кто, но, без сомнения, по наитию свыше поставил деревянный крест на горке у Больших Морских ворот. А потом был конкурс, и создан мемориал, не ставший местом памяти и скорби. И причин тому немало: во-первых, идея разорванной дуги тиражирована в памятниках многократно, во-вторых, цвет и фактура материала делают его незаметным со стороны, наконец, памятник поставлен как бы за углом горки, которая своим объемом закрывает правую полудугу при движении в сторону центра, в том числе и из порта. В глаза прежде всего попадает только изогнутая конструкция левой полудуги. Не случайно в дни памяти по погибшим цветы приносят к деревянному кресту. В ходе обсуждения проектов мемориала было предложение поставить на месте деревянного большой беломраморный крест на низком постаменте из черного полированного гранита с именами всех погибших. Лучший символ скорби, чем крест, и места, чем горка близ моря и порта, откуда ушла в вечность «Эстония», найти трудно. Уверен, что такой мемориал, как и памятник морякам броненосца «Русалка», воплотил бы всю скорбь, охватившую людей в конце ХХ века.

И еще об одном памятнике, о Часах Свободы. Скажу откровенно — право, трудно в этих двух колоннах уловить образ времени, да и место не раскрывает их сущность — сами часы издали просто не видны, а подойти ближе невозможно — памятник установлен на северном краю проезжей части площади Вабадусе и пешеходам он виден только сбоку…

Теперь о главном памятнике города и страны — монументе Свободы. Само слово «монумент» от латинского «moneo» — «напоминаю», и он должен воплотить общую людскую память, постоянно напоминать потомкам о событиях, которые важны для всех. Монументальное искусство особое — памятливое, если хотите — самоотверженное, ибо его творец должен в едином образе выразить все, что олицетворяет народ, — его историю, борьбу за существование, судьбу, характер, душу. Этот монумент благодаря таланту ваятеля должен навсегда врасти в землю страны, где он родился, стать ее символом, как статуя Свободы, с 1886 года встречающая всех, кто прибывает в Америку в поисках счастья; как гигантская статуя Христа, раскинувшая руки над Рио-де-Женейро, как Медный всадник в Петербурге, в котором образ России, выраженный Пушкиным в гениальных строках «Куда ты скачешь гордый конь/ И где опустишь ты копыта?»

Совсем не обязательно монументу иметь грандиозные размеры, чтобы стать символом народа, страны или города. Самое значительное произведение монументальной скульптуры ХIХ века в Европе — памятник гражданам Кале, созданный великим Роденом. Шесть именитых граждан добровольно идут с веревками на шее заложниками в лагерь английского короля Эдуарда III, осадившего Кале в 1347 году, идут, чтобы спасти своей смертью родной город, но каждый из них решается на подвиг по-разному. Неодинаковы люди, различны их духовные и физические возможности, тем значительнее подвиг слабых. Памятник средневековым героям установлен почти без постамента, и они идут на подвиг рядом с пешеходами ХХI века французского города Кале.

От выбора места, от окружающей среды, в которой будет находиться памятник, зависит многое. Среда способна придать ему большую значимость и, наоборот, приглушить его достоинства.

Вопрос о создании в Таллинне монумента Свободы решен, авторитетное жюри вынесло свой вердикт, определено и место его установки. Скульптурная композиция будет на площади Вабадусе, у новой подпорной стены горки Харью.

Понимая, что мнение автора этой статьи вряд ли будет иметь какое-то значение при окончательном решении, осмелюсь, однако, высказать свои соображения. Прямой перевод латинского слова «проект» — «брошенный вперед». Чертежи и планы любого проекта — это человеческая мысль, не просто заглядывающая в будущее, но предвидящая все особенности будущей жизни еще не созданного монумента. Отдавая должное принятому проекту, хочу обратить внимание на два обстоятельства: первое — монументу будет тесно у стены, и ее высота потребует соответствующих размеров скульптур, кроме того, он должен в достаточной мере быть отдален от проезжей части площади и бульвара, от непрерывного потока транспорта; второе — в многофигурной композиции трудно выразить единый образ Свободы народа, впервые в истории создавшего свое государство.

В иллюстрациях художника Кристьяна Рауда к эпосу «Калевипоэг» есть гравюра «Линда, носящая камни». В этой мощной женской фигуре заложен образ родины-матери, заложен тот тяжкий путь народа, о котором поэт сказал: «Пусть их теплом не баловало солнце,/ Пусть ветер дул из-за прибрежных дюн./ Но сотворили родину эстонцы/ Круглее и прочнее, чем валун».

И мне видится большая каменная скульптура Линды, несущей валун, на приморской террасе мемориального ансамбля Маарьямяэ, рядом с церемониальной чашей. Она будет видна издали с моря и от набережной, видна сверху с обреза глинта, к ней можно будет медленно приближаться от Пирита теэ по подъему мемориала, подойти к подножию монумента…

Мемориал на Маарьямяэ давно потерял свое первоначальное значение, но как подлинное произведение монументального искусства сохранил образ памяти по всем погибшим.

Лев Лившиц

«Молодёжь Эстонии»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Таким представлялся вид сверху на новый корпус нынешнего Городского театра
во дворах девятого квартала архитектору Калле Рыымусу в 1987 году.

От «Интернационального клуба» до «Сцены в преисподней»

Двор здания Таллиннского городского театра стоит на пороге больших перемен, ожидание которых оказалось растянутым чуть ли не на три с ...

Читать дальше...

Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Когда-то в Старом рыбном порту жила бедная вдова-рыбачка, чьей единственной радостью был сын Тоомас. Как и все мальчишки, он усердно упражнялся в стрельбе из лука. С нетерпением мальчик ждал ежегодных состязаний лучников, проходивших перед Большими Морскими воротами, в Попугаевом саду. На высоком шесте устанавливали деревянного попугая, и тому, кому удавалось сбить птицу, присуждался серебряный кубок Большой гильдии. Однажды Тоомас оказался в Попугаевом саду перед самым началом состязаний. Он слыл лучшим стрелком среди сверстников и ничтоже сумняшеся, пустил стрелу в деревянного попугая. Выстрел оказался метким, цель была сбита. Но вместо кубка и почетного звания "Короля стрелков" мальчика наградили оплеухами и заставили водрузить попугая обратно на шест, ибо уже приближалась процессия взрослых лучников. О том, что случилось перед состязаниями, узнал вскоре весь город. Мать Тоомаса боялась, что мальчика накажут. А получилось наоборот: старейшина Большой гильдии вызвал Тоомаса и предложил ему поступить учеником в городскую стражу. Это предложение обрадовало и мать, и сына - ведь гильдия одевала и кормила стражу. Тоомас с годами подрос, принял участие в боях Ливонской войны, за храбрость получил звание знаменосца. Все звали его в городе Старым Томасом. Так как он носил длинные усы и был одет так же, как фигурка воина на флюгере Ратуши, горожане прозвали флюгер его именем - Старым Тоомасом.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!