Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Лев и орел - "царственные животное и птица" олицетворяют силу и мощь государства. Поэтому именно они в различных вариантах наиболее часто встречаются в гербах различных государств еще со времен средневековья. Не может не возникнуть вопроса, почему животных на Эстляндском гербе, называют леопардами, ведь они гораздо в большей степени похожи на львов? Да и в описаниях в одних случаях их представляют как львов, а в других - как леопардов. Нет, то не небрежность авторов и тем более не ошибка. В геральдике, в дисциплине о гербах, или даже "науке о гербах", все это четко обусловлено. Название животного зависит от его положения. Льва, стоящего на задних лапах, именуют львом. Изображают его на щите в профиль с высунутым языком и обращенным к спине концом хвоста. Лев, изображенный в щите идущим, с прямо повернутой головою, называется леопардом. Если же лев изображен в гербе идущим, но в профиль, то в соответствии с правилами геральдики перед нами леопардовый лев или лев-леопард.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
С Вышгорода в Нижний город можно спуститься несколькими путями: по ступенькам Паткулевской лестницы, по улице Тоомпеа, лежащей между Харьюмяги и Линдамяги, но, пожалуй, лучше воспользоваться улицей Пикк-Ялг (Длинная нога). До XVII века она была единственной дорогой, связывающей Вышгород и Нижний город. Вступив на эту улицу, вы почувствуете себя как в глубоком рву: с двух сторон ее обрамляют высокие стены из известняковых плит. Этими стенами в середине XV века непокорный Нижний город отгородился от властолюбивого Вышгорода.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1356 posts
    • 0 comments
    • 39 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.7 posts per month
    • 238 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

День 29 июля в эстонском народном календаре отмечается как день Олава — Oleviste paev. В этот день 972 года тому назад погиб в битве при отстаивании своих прав норвежский конунг (король) Олав Харальдссон по прозвищу Толстый.

Барельеф с изображением святого Олава находится на своде хоров церкви Олевисте.

Барельеф с изображением святого Олава находится на своде хоров церкви Олевисте.

Наверняка имя Олава знакомо многим таллиннцам. Самый красивый средневековый зал в нашем городе находится в бывшем здании Олаевской гильдии на улице Пикк, 24. А кто не знает самой высокой и удивительно пропорциональной католической кирки Олевисте? Жители города могут даже ознакомиться с изображениями Олава, созданными средневековыми скульпторами и каменотесами.

За многие сотни лет выработалась определенная атрибутика изображения Олава, позволяющая сразу узнать его. Бородатый воин с короной, правой рукой он держит алебарду (топор на длинном древке), а левой – либо сосуд с ладаном, либо символ власти – державу. В ногах лежит дракон с человеческой головой, символизирующий язычников, будущих христиан. Такое изображение Олава можно увидеть на каменной плите-барельефе, установленной на шпице здания Олаевской гильдии. Второе изображение Олава находится в кирке Пюхавайму на левой стороне ее алтаря в виде стоящей фигурки воина в латах с неизменной алебардой. И третье – установлено в кирке Олевисте на потолке на хорах.

Но наверняка не все таллиннцы знакомы с короткой, насыщенной боевыми событиями и романтической любовью, трагической жизнью Олава.

Олаф Толстый прожил всего 35 лет, но память о крестителе и собирателе норвежских земель живет до сих пор среди народов. Отец Олава – конунг Харальд по прозвищу Гренландец, был сожжен шведской королевой Сигрид Суровой в день рождения Олава в 995 году. Мать Олава, Аста, вскоре после смерти мужа вышла замуж за Сигурда по прозвищу Свинья, который воспитал из Олава настоящего викинга – храброго воина и требовательного предводителя. В двенадцатилетнем возрасте Олав уже участвовал в своем первом походе против Дании и Швеции. Осенью 1008 года он участник пиратского нападения на остров Эйсюслу (так скандинавы называли Сааремаа). Затем принимал участие в битвах в Финляндии, Франции. Три года служил в войске английского короля.

В исландских сагах отмечается, что Олав стал «рьяным воином». В 1014 году он возвращается в Норвегию, изгоняет с престола своего противника и становится единовластным правителем Норвегии. Аннулирует раздел страны, проведенный Швецией и Данией после поражения Норвегии в 1000 году, и старается объединить все норвежские земли под своей властью. Это привело к обострению отношений со Швецией и Данией.

Шведский конунг Олав Шетконунг не хотел терять хороший источник податей, получаемых с захваченных земель. Из-за этого между двумя государствами возникли пограничные конфликты. Олав же Толстый желал уладить назревающее столкновение мирным путем. С этой целью в 1017 году он послал к шведскому конунгу делегацию с предложением заключить мир между государствами и в честь этого события просил руки его дочери Ингигерд.

Слава о красивой и умной принцессе распространилась уже за пределами Норвегии. Но Олав Шетконунг был так зол на тезку, что приказал, чтобы имя Олава Толстого никогда не упоминалось в его присутствии. Несмотря на это, члены делегации часто встречались с Ингигерд, много рассказывали о делах своего конунга, он ей понравился, и на вопрос главы делегации, что передать Олаву, она ответила, что согласна выйти за него замуж.

Весть о желании заключить мирное соглашение между государствами получила поддержку среди бондов (свободных людей Швеции). Специально по этому поводу в столице Уппсале 15 февраля 1018 года был созван тинг (народное собрание), на котором Олав Шетконунг, вопреки своей воле, был вынужден подчиниться требованиям бондов и пойти на мир с Норвегией. «Там же на тинге было решено, что Ингигерд, дочь конунга Олава, будет выдана замуж за Олава конунга, сына Харальда», – так сказано в саге об Олаве. В знак расположения к своему жениху Ингигерд послала в подарок «шелковый плащ с золотым шитьем и серебряный пояс». Свадьба должна была состояться осенью на границе двух государств на берегу реки Эльв.

Наступила осень. Олав Толстый в сопровождении знатных норвежцев прибыл на условленное место. Трудно передать состояние жениха – конунга, когда он увидел, что с другой стороны не только невесты, но даже гостей никаких не было. Саги говорят, что Олав был так оскорблен и рассержен, что несколько дней ни с кем не мог говорить. Шведский конунг не сдержал своего слова. Только потом выяснилось, что летом этого же года к Олаву Шетконунгу приезжали послы от великого князя Ярослава Владимировича по прозвищу Мудрый просить руки дочери Ингигерд.

Киевский князь уже два года боролся за престол со своим сводным братом Святополком. Но потерпел поражение в битве с объединенным войском Святополка и польского короля Болеслава. Князь потерял Киев, княжескую казну и жену. Бежал в Новгород с мыслью собрать новое войско и отобрать у брата Киев. Для этого Ярослав Мудрый решил заключить военный союз со Швецией и с помощью наемного войска добиться победы.

Вот с этой целью была послана делегация к Олаву Шетконунгу. А для создания прочного союза Ярослав Мудрый просил руки его принцессы. Олав обрадовался такому повороту дел. Очень уж ему не хотелось отдавать свою дочь ненавистному тезке. А быть в родстве с таким мощным восточным соседом, как Русь, входило в долгосрочные планы конунга.

Олав хорошо принял послов и дал согласие на сватоство. Но со стороны дочери он получил категорический отказ. Долго пришлось Олаву Шетконунгу уговаривать свою дочь.

Весной 1019 года в Швецию снова приехала делегация от Ярослава Мудрого узнать, что сделано Олавом Шетконунгом во исполнение его обещания выдать дочь замуж. И вдруг Ингигерд согласилась, поставив перед отцом два условия. Она сказала: «Если я выйду замуж за конунга Ярицлейва (так скандинавы звали Ярослава), то хочу в свадебный дар себе Альдейгьюборг (то есть Ладогу) и то ярлство, которое к нему относится». Вторым условием было, чтобы с ней на Русь поехал родич по материнской линии ярл Регнвальд Ульвсон и чтобы «он там на востоке имел не ниже титул, чем здесь, и ничуть не меньше прав и почета, чем он имел здесь» – так сказано в саге.

Вероятно, положение Ярослава Мудрого было катастрофическим, а может, он тоже влюбился в шведскую принцессу. Как бы то ни было, послы имели указание соглашаться на все требования невесты. От имени великого князя было дано согласие на все выставленные условия невесты. Брак Ярослава Мудрого и Ингигерд состоялся в 1019 году. Согласно традициям на Руси после выхода замуж Ингигерд получила новое имя – Ирина.

А что с Олавом Толстым? Он сильно переживал из-за несостоявшейся свадьбы. Его друзья всячески старались развеять горе своего конунга и посоветовали ему жениться на другой дочери Олава Шетконунга – Астрид. Она как раз в это время приехала погостить в имение к родичу Регнвальду Ульвсону. Олав познакомился с ней, и они договорились пожениться после Рождества. В условленное время Астрид без ведома отца Олава Шетконунга сбежала к своему жениху. Свадьба состоялась во второй половине 1019 года. Вероятно, об этой женитьбе Олава узнала вскоре Ингигерд. Возмущенная его изменой, из чувства мести, в конце концов, она дала отцу свое согласие на замужество с Ярицлейвом.

После женитьбы Олав Харальдссон рьяно взялся за государственные дела. Осенью 1019 года был заключен мир со Швецией. Принялся насильственно крестить свой народ, жестоко искореняя язычество. Резко увеличил сбор податей в свою пользу. Стараясь усилить свою власть над всеми норвежскими землями, всячески ущемлял власть местных князей – ярлов. Это привело к ухудшению отношений между старой знатью и конунгом. Недовольство стало распространяться также и среди бондов. Королева Астрид родила Олаву принцессу Ульвхильд. Вероятно, появление дочки не способствовало сохранению добрых отношений в семье конунга. Он стал постоянно возить с собой во все походы наложницу Альвхильд. Она вначале была в услужении королевы – занималась стиркой белья. Альфхильд была знатного рода и очень хороша собой. Весной 1024 года от нее у Олава родился единственный сын, которого назвали Магнусом. Рождение побочных детей от наложниц (их называли бастардами) у конунгов Норвегии было обычным явлением. Так, например, в XI-XII веках более половины конунгов Норвегии были побочными детьми.

Недовольство правлением Олава конунга нарастало. Противники Олава внутри страны стали открыто выражать поддержку претендовавшему на престол в Норвегии королю Англии и Дании Кнуту Великому (990-1035 годы жизни). Он в 1028 году с большим войском высадился в Норвегии. Население везде приветствовало нового конунга Норвегии. Олав Толстый видел, как от него постепенно уходила окружавшая его знать, друзья, отвернулся даже свой народ. Олав чувствовал себя совершенно одиноким. Осталось только два верных друга – Регнвальд и Ингигерд, с кем можно было бы посоветоваться и получить поддержку. Но они были далеко, на чужбине, в Гардарики (так скандинавы называли Русь). Тоску по двум самым близким людям точно подметил автор саги «Прядь об Эймунде»: «И когда Олав святой Харальдссон был в Гардарики, «…» все знатные и славные люди очень ценили Олава конунга, когда он был там, но всех больше Регнвальд ярл и Ингигерд княгиня, потому что они любили друг друга тайной любовью».

И Олав Харальдссон не выдержал. Зимой 1028-1029 гг. он без боя покинул свою страну в окружении небольшого, человек двадцать, отряда и отправился пешком в направлении Швеции, взяв с собой только свою семью. Часть людей Олав оставил в Швеции, в том числе королеву Астрид и принцессу Ульвхильд. Вместе с любимым пятилетним сыном Магнусом Олав ранней весной 1029 года на корабле поплыл в Гардарики.

В Хольмгарде (Новгород) Олава Харальдссона тепло встречали свояк Ярослав и все еще любимая Ингигерд. Ярослав Мудрый хорошо знал сложившуюся обстановку в Норвегии и уговаривал Олава пожить на Руси некоторое время. Сначала Олав согласился. Возможно, на это решение повлияло также желание быть вблизи Ингигерд. В саге об Олаве прямо отмечено «…Ему было с Ингигерд лучше, чем со многими другими женщинами». Во время пребывания в Хольмгарде Олав сочинил два восторженных стиха в прозе об Ингигерд. Вот один из них: «Я стоял на холме и смотрел на женщину, как ее несла на себе прекрасная лошадь; прекрасноокая женщина лишила меня моей радости; приветливая, проворная…»

Олав Харальдссон пробыл в Хольмгарде не больше года. В начале зимы пришло сообщение из Норвегии, что наместник Кнута Великого ярл Хакон утонул в море и поэтому место правителя Норвегии пустовало. И Олав считал это знамением свыше. В последнее время его мучила мысль, что он постыдно бросил свою страну, сидя здесь, ничего не делает для борьбы за свой трон. Решение пришло однажды ночью, когда к нему во сне явился предшествующий тезка-конунг Олав Трюггвасон и призвал оставить всякие колебания и немедленно отправиться в Норвегию. Смерть наместника ярла Хакона окончательно укрепила намерение как можно быстрее отправиться на родину.

Дальновидный Ярослав старался и на этот раз отговорить Олава, доказывая, что время еще не наступило, что датская власть еще не скомпрометировала себя перед жителями Норвегии. Но предупреждения Ярослава и Ингигерд не поколебали его уверенности в своей победе. В сопровождении двухсот воинов с лошадьми, которые ему подарил Ярослав Мудрый, Олав покинул Гардарики как только началась весенняя навигация. В Швеции к нему присоединилось еще несколько сотен воинов. Но когда Олав Харальдссон прибыл в Норвегию, его встретило огромное войско противника. «Никто в Норвегии раньше не видел такой рати!» – так написано в саге об Олаве. 29 июля 1030 года произошла битва у местечка Стикластадире. В этой битве войско Олава Харальдссона было разбито, а сам он был убит алебардой.

Через год и пять дней после смерти Олава Харальдссона епископ Норвегии Гримкель объявил всему народу, что Олав конунг – святой. Так появился первый скандинавский святой. Мощи умершего были перенесены в церковь святого Клемента, основанную в Нидаросе еще самим Олавом. Известность святого Олава быстро распространилась по Скандинавии. Вспоминались чудеса, совершенные как при жизне Олава, так и после его смерти.

После восшествия на престол в 1035 году сын святого Олава Магнус ввел празднование дня святого Олава 29 июля. Со временем Олав святой был объявлен также «Вечным королем Норвегии» (rex perpetuus Norvegiae). Во время коронации каждый следующий конунг объявлял себя вассалом Олава и как бы получал Норвегию в лен на годы своего правления.

До сих пор не умерли слава и известность Олава конунга-викинга. Повсеместно возводятся кирки в честь Олава святого. Только в Скандинавии их уже построено около 400, и наш Таллинн не обойден этой честью.

Владимир Лесмент

Фото: Николай Шарубин

«Молодёжь Эстонии»











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.







1 комментарий к записи “Святой Олав”

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Строительство станции в Ласнамяэ. 1929 год.Фото: Эстонский государственный архив

Как радиовышка в Ласнамяэ боролась с фашистской Италией

Строительство станции в Ласнамяэ. 1929 год. Как радиосигнал попадает в наши приемники? Сегодня мы все реже пользуемся FM-частотами, слушая любимую радиостанцию ...

Читать дальше...

Церковь Олевисте

Легенды церкви Олевисте (Святого Олафа), в Таллине

Когда-то башня церкви Олевисте была самой высокой в Европе. Градоправители Ревеля (так до 1919 года назвался Таллин) приказали построить башню-маяк, ...

Читать дальше...

Подземная Башня

Путешествие по этажам «Подземной башни»

«Подземная башня» - литературный дебют Вене Тоомаса - погружает читателя в седую старину и недалекое прошлое Таллинна, позволяя увидеть город ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня Северо-Западной армии в таллинском районе Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Открытие часовни на братской могиле воинов СЗА в 1936 году. Современная колоризация исторического фото.

«Это — не забытые могилы»: некрополь Северо-Западной армии на кладбище в Копли

Часовня-памятник воинам северо-западникам, восстановление которой началось в Копли на позапрошлой неделе – часть утраченного мемориального ансамбля, формировавшегося на протяжение полутора ...

Читать дальше...

Брошюра, рекламирующая свечи производства Flora. 1960-е годы.

Свет живой и неизменный: свечные истории Таллинна

Название, которое носит начинающийся месяц в эстонском народном календаре, позволяет взглянуть на дальнее и недалекое прошлое Таллинна в дрожащем свете ...

Читать дальше...

В зале Таллиннской городской электростанции. 1938 год.

«Особенно дорого электричество в Таллинне, Нарве и Нымме...»

Вынесенная в заголовок фраза вовсе не позаимствована из современных СМИ: неприятные сюрпризы ежемесячный счет за свет приносил, случалось, и в ...

Читать дальше...

Общежитие на Акадеэмиа теэ, 7 – первый многоэтажный жилой дом Мустамяэ в начале шестидесятых годов.

«Дом с негаснущими окнами»: самый первый в Таллинском Мустамяэ

Современная история Мустамяэ началась ровно шестьдесят лет тому назад: в январе 1962 года в первый многоэтажный дом нынешней части города ...

Читать дальше...

Узнаваемая панорама таллиннских крыш на заставке номера газеты «Waba Maa» от 24.12.1930.

Поздравления с первой полосы: праздничный наряд газетных номеров

Для того, чтобы узнать о приближении зимних праздников, жителю былого Таллинна не было нужды заглядывать в календарь: вполне хватало бросить ...

Читать дальше...

«Нам, Каурый, за ними все равно не угнаться, так хоть отставать не станем»:
прежние и современные методы уборки снега на карикатуре Э.Вальтера. 
Газета «Õhtuleht», 1951 год.

От лопат до стальных «лап»: арсенал таллиннских снегоборцев

Уборка таллиннских улиц от снега и наледи – как вручную, так и с помощью разного рода специальных приспособлений и машин ...

Читать дальше...

Таким видел застройку площади Вабадузе между Пярнуским шоссе и улицей Роозикрантси архитектор Бертель Лильеквист. Рисунок из хельсинской газеты Huvudstadtsblatter, 1912 год.

Таллинн, построенный финнами: северный акцент портрета города

Шестое декабря – День независимости Финляндии – самая подходящая дата вспомнить о вкладе северных соседей в архитектурный облик Таллинна. Не много ...

Читать дальше...

В руках деревянного воина, как и прежде, – меч и копье, под ногами – полевой цветок.
Фото: Йосеф Кац

Кривой меч и копье с вымпелом: амуниция для деревянного воина

Один из шедевров прикладной скульптуры эпохи барокко и герой сразу нескольких современных гидовских баек вновь предстал перед горожанами практически в ...

Читать дальше...

Подводная лодка «М-200» (у пирса) и однотипная с ней «М-201» после перевода на Балтику. 1945 год.

«Курск» Балтийского флота: жертвы и герои подлодки «Месть»

Шестьдесят пять лет тому назад у самых берегов Эстонии разыгралась трагедия, соизмеримая по драматизму с гибелью российской подводной лодки «Курск». Увидав ...

Читать дальше...

Паровоз-памятник во дворе Таллиннской транспортной школы, фото 2015 года.

«Кч 4» со двора на ул. Техника: прощание с паровозом-памятником

В конце минувшего месяца Таллинн лишился частицы своей транспортной истории: локомотив-памятник, стоявший перед историческим зданием железнодорожного училища на улице Техника, ...

Читать дальше...

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в районе улицы Гонсиори. На её месте ныне цветочный магазин "Каннике"

Утраченные храмы и часовни Таллина

В 1734 году в районе Каламая была построена деревянная гарнизонная церковь Феодора Стратилата на Косе. В начале XIX века богослужения в Феодоровском ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Между прочим…
Раньше на улицах Ревеля не было освещения; в любой момент на голову прохожего из окна могли выплеснуть помои. Мостовые были без тротуаров, пешеходы, заслышав цокот копыт и грохот колес, жались к стенам. На ночь улицы перегораживались цепями, чтобы злоумышленники не могли ускользнуть от дозора. На башнях перекликалась стража. О благоустройстве родного города жители начали задумываться довольно рано: по крайней мере с 1360 года владелец дома должен был подметать перед своим жилищем. За чистотой улиц и рынков следили уличные подметальщики.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!