А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще! Обращайтесь в форме комментариев, и мы обязательно свяжемся с вами.

Застывшее Время

ещё темы...

Следует знать…
Однажды Линда, вдова Калева, несла к нему на могилу большую глыбу. Она торопливо ступала по холму Ласнамяги, неся на спине в праще, сплетенной из своих волос, целую скалу. Тут вдова споткнулась, и тяжелый камень скатился с ее плеч. Не поднять было Линде эту скалу - от горя бедняжка высохла, потеряла былую силу рук. Женщина села на камень и заплакала горючими слезами, жалуясь на свою вдовью долю. Добрая фея ветров ласково гладила шелк ее волос и осушала ее слезы, но они все струились и струились из очей Линды, словно ручейки по горному склону, собираясь в озерцо. Озерцо это становилось все больше и больше, пока не превратилось в озеро. Оно и поныне находится в Таллинне на холме Ласнамяги и называется Юлемисте (Верхнее). Там можно увидеть и камень, на котором сидела плачущая Линда. И если тебе, путник, доведется идти мимо озера Юлемисте, остановись и вспомни о славном Калеве и его неутешной Линде.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
В 1918 году Эстония обрела независимость. Однако война на несколько лет задержала решение вопросов ее государственности. В 1923 году в Эстонской Республике проводился гербовый конкурс, который не дал результатов. Тогда Государственная Дума в июне 1925 года утвердила исторически сложившийся герб с изображением трех леопардов синего цвета без корон, с красными языками и серебряными глазами, расположенных на золотом фоне щита. Отсутствие корон на головах леопардов вполне объяснимо. Корона - один из символов монархии, Эстония же стала республикой. Прецедент снятия корон к тому времени уже был. Его создало в 1917 году Временное правительство России. Оно в качестве герба оставило двуглавого орла, освободив его от всех имперских атрибутов - корон, скипетра и державы. Вместе с тем сохранения орла - сердцевины герба - выражало историческую преемственность с гербом Российского государства.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Метроном
  • Blog stats
    • 1099 posts
    • 4 comments
    • 18 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 230 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Подробнее...

Таллинн древнее, чем в этом нас пытаются убедить. В нашем городе можно встретить доказательства, говорящие о постоянном поселении, возникшем здесь еще до прихода датчан.

71К сожалению, конкретных фактов об этом пока накопилось немного. О его существовании и жителях напоминают нам больше косвенные доводы, сохраненные до нашего времени народной памятью. Имеется много мест в Таллинне, напоминающих нам о косуле.

Сопоставив многочисленные факты, у меня возникла версия, позволяющая выяснить, кто был истинным основателем и жителем древнего Таллинна до прихода сюда датчан. Вот об этом и пойдет речь.

Однажды мне посчастливилось рассматривать старинную карту Таллинна с его окрестностями, изготовленную в 1689 году. На ней река Пирита названа Оленьей рекой (!). А в том месте, где должно располагаться Иру, на карте отмечено было поселение под названием Hirwe Kylla (Оленье село). Хотя, если прислушаться к слову Иру, то в нем действительно осталось что-то от слова hirv (олень). Оленье село – древнейшее местное название. Оно даже встречается в «Датской поземельной книге», созданной королем Дании Вальдемаром II в 1241 году. Эстами это место было освоено еще раньше. Археологи откопали здесь находки, относящиеся к доисторической эпохе. Излучина Оленьей реки с крутыми берегами была идеальным местом для создания защищенного городища.

В VII-VIII вв. учеными отмечено значительное расширение городища. Даже рядом с ним возникло поселение. Местные племена эстов осознали, что в объединении – сила. Иру стало центром двух слившихся сельских общин (кихелькондов) – Ребала и Окриэле. Но развитие поселения продолжалось только до начала второго тысячелетия. Археологи констатировали, что в промежутке 1000-1050 годов Иру опустело. Что случилось? Куда же ушли хирвесцы (ирусцы)? До сих пор ученые не могут прийти к единому мнению.

Имеется достаточно доводов, что хирвесцы переселились на землю будущего Таллинна. Место это удачно располагалось на торговом пути Балтийские страны – Русь – Арабские халифаты. Многие историки считают, что X-XI вв. были расцветом этой международной торговли. Вдоль торгового пути (в том числе и в Эстии) возникло много полинациональных торгово-ремесленных поселений – виков. Они богатели на торговле, расширялись. Есть основание считать, что в районе Таллинна также существовал вик, который располагался в северной части будущего Старого города. Кстати сказать, торговля была выгодна и местным жителям, жившим вдоль северного побережья Эстии. Это способствовало дальнейшему объединению земель: к двум ранее слившимся (Ребала и Окриэле) присоединился третий кихельконд Воментагана, расположенный западнее от вика. Образовался большой земельный округ (мааконд) – Рявала с виком, расположенным в центре округа. Это объединение племен совпало со временем прихода хирвесцев поближе к богатому вику. Руководство земли Рявала почувствовало себя настолько сильным, что решило взять под свой контроль торговлю вика. А к моменту появления датчан в 1219 г. поселение хирвесцев уже занимало у подножия скалы территорию, ограниченную будущими улицами Лай, Хобузепеа, Вене, Вана Тург, Кунинга и Нигулисте. В центре этого поселения даже имелась своя торговая площадь – будущая Ратушная.

Хирвесцы обосновались на новой земле вместе со своими обычаями, верой, со своим культом оленя.

Олень у многих народов ассоциируется с чистотой, обновлением (смена рогов). Он готов в любой момент прийти на помощь, защитить от беды. Неспроста существует обычай вешать рога оленя на стену дома. Рога имеют силу отпугивать злое, нечистое. Вероятно, изображение оленя на оружии действует с такой же целью. Сходите в Таллиннский Исторический музей и полюбуйтесь археологической находкой — древним железным топором, на лопастях которого нанесено серебром изящное изображение косули. Именно косули, что хорошо определяется по форме рогов. И может быть даже, что этот топор принадлежал хирвесцу, потому что жители Оленьего села, по всей вероятности, почитали косулю. Она была их тотемным животным.

Пора дать небольшую справку. Семейство оленей объединяет 36 видов парнокопытных. Отличаются олени друг от друга, в основном, размерами туловища и видом рогов. Это лоси, олени пятнистые, водяные, виргинские, маралы, лани, мунтжаки, косули и другие. Меня сейчас интересуют только косули, по-эстонски metskits. Косуля – грациозное животное, небольшого размера (высота у холки около 75 см), рога почти прямые, небольшие, имеющие по три-четыре отростка. Самки рогов не имеют.

Познакомимся с местами, так или иначе связанными с косулей. Побываем под неприступными стенами Шведского бастиона. Сейчас его называют горкой Линды. Еще в начале XIX века вдоль стены бастиона располагался глубокий, наполненный водой крепостной ров. В 1857 г. Таллинн был вычеркнут из списка крепостей России. И городские власти решили создать на месте рва парковую зону. Было вывезено около 50 тысяч подвод с грязью и мусором, привезена хорошая земля и посажено много редких сортов деревьев и кустов. В начале 30-х годов прошлого века было решено создать в парке вольер для содержания оленей. Чем было обусловлено желание показывать горожанам именно оленей, выяснить не удалось. Питомник расположили на стороне, прилегающей к улице Тоомпеа. В нем создали искусственные холмы, крутые земляные склоны и отгородили территорию. С тех пор весь парк стал называться Хирвепарком (Олений парк). Около вольера была установлена на постаменте знаменитая фигура косули скульптора Яана Коорта, отлитая им в бронзе в 1929 г. Установка скульптуры косули однозначно указывает, что в вольере вместе с другими видами оленей жили косули.

В 1939 г. был открыт небольшой зоопарк в районе Кадриорга и туда перевели оленей из вольера. Со временем Таллиннский зоопарк будет иметь одну из самых богатых в мире коллекций парнокопытных животных – диких коз и оленей. Чем же объяснить такую увлеченность работников зоопарка этими животными? Не лежит ли в основе этой неосознанной любви чувство почитания косули хирвесцами?

Хирвепарк опустел. Бронзовую косулю убрали, и долго еще стоял около вольера одинокий постамент. А вскоре после войны было разобрано несколько средневековых строений на улице Нунне со стороны Вышгорода, где затем разбили небольшой скверик. И под обрывом скалы была установлена коортовская косуля.

Теперь перенесемся в главный зал Кадриоргского дворца. Потолок зала украшает овальное панно на сюжет из греческой мифологии. Охотник Актеон случайно заглянул в грот, где купалась обнаженная Артемида. Возмущенная такой наглостью Артемида наказала охотника, превратив его в оленя. Собаки охотника, почуяв запах зверя, погнались за ним и растерзали его. На плафоне изображен момент, когда на голове Актеона начинают расти рога, очень похожие на рога косули. Знал ли Петр I о хирвесцах и почитаемой ими косуле? Вероятно, нет. Царю понравилась аллегория, заложенная в этом сюжете. Суть ее в следующем. Под Актеоном надо подразумевать шведского короля Карла XII. После сокрушительного поражения под Полтавой король, покинутый всеми своими союзниками, оказался беспомощным безоружным охотником, которого вот-вот растерзают свои же собаки. Богиня Артемида, сурово наказавшая охотника, символизирует могучую Россию.

Тема косули лежит даже в основе легенды. Всем известно первое официально признанное название Таллинна – Реваль. Виновницей возникновения этого названия была косуля. Легенда об этом такова.

Датский король Вальдемар II после успешной битвы с эстами решил поохотиться в окрестностях скалы (Вышгорода). По мнению некоторых историков, места эти тогда были дикие, безлюдные, и кругом гуляли звери. Вдруг король увидел косулю небывалой красоты и приказал взять ее живой. Почувствовав опасность, косуля из страха перед арбалетчиками с разбегу кинулась со скалистого обрыва, разбившись насмерть о камни. А пораженный король тихо промолвил «reh fall». С немецкого «reh» означает косуля, а «fall» — упала. Так возникло название Реваль, которое дали этому месту, будущему Таллинну.

Необыкновенная сказка! В чисто романтическом духе! Некоторые исследователи по этой причине считают, что легенда эта возникла не раньше XVIII века. Действительно, настрой этого предания совершенно не вяжется с фактами истории. Король Вальдемар II вел на земле эстов многолетнюю кровопролитную войну. Старейшины эстонских племен позвали даже на помощь войска из Новгорода и Пскова.

И естественно, самыми храбрыми, упорными в битве были хирвесцы, они отстаивали свое поселение, свой очаг, свои обычаи. Окружение короля наверняка знало о тотемном животном хирвесцев — косуле. А когда сопротивление захватчикам пошло на убыль, тогда и была создана легенда о гибели косули (reh fall).

Легенда эта послужила основой возникновения традиции изготовлять бокал из убитой косули в честь победы. Эта традиция встречается только в Таллинне. В Доме Братства черноголовых собрана коллекция подарков, котороая состоит из бокалов, кубков, кружек и т.п. Эти дары преподносились новыми членами по случаю приема их в Братство. И самое необычное в собрании заключается в том, что многие бокалы имели ножку в виде имитации ноги парнокопытного животного – косули. Изделия были сделаны из можжевельника, из дерева, искусно обитого кожей с шерстью, чеканены из серебра. Наряду с подарками от горожан Таллинна в коллекции имеются бокалы в виде ноги косули от почетных членов общества: Петра I, Александра I. Почему дарители преподносили подарки в таком виде – литература молчит. Вероятнее всего, молчит потому, что забылись истоки этой традиции – победа датчан над хирвесцами.

Но вернемся снова к нашей коортовской косуле, установленной в скверике на улице Нунне. Вероятно, это самое подходящее место, чтобы показать, что косуля вопреки легенде не погибла. Она напоминает горожанам и гостям города о первых жителях – хирвесцах – истинных основателях города Таллинна.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.








Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
«Бастион северной культуры» во всей красе — дворец культуры и спорта имени В.И. Ленина в 1980 году. Так никогда и нереализованная композиционная связь с гостиницей «Виру» — налицо.

«Суровый бастион северной культуры»: прошлое и настоящее таллиннского горхолла

Художественная акция, в ходе которой были расписаны стены горхолла всеми красками граффити, вновь привлекла внимание общественности к памятнику архитектуры последней ...

Читать дальше...

Кафе-рееторан «Мерепийга» снаружи...

«Морская дева» над обрывом Раннамыйза: воспоминание о легендарном таллинском кафе

Полвека назад активный лексикон таллиннцев и гостей столицы пополнился новым эстонским существительным — «Мерепийга». В переводе — «Морская дева»: название ...

Читать дальше...

По Виру конка ходила долгие тридцать лет, а вот на другие улицы Старого города трамвай так и не допустили.

Ратушная площадь, Козе, Пельгулинн: трамвайные планы былого Таллинна

Из многочисленных и амбициозных проектов расширения трамвайной сети Таллинна строительство ветки до аэропорта оказалось едва ли не единственным, воплощенным в ...

Читать дальше...

Капитан Петр Нилович Черкасов и канонерская лодка «Сивуч». Открытка начала XX века.

От Моонзундского архипелага до города Володарска: немеркнущая слава командира легендарного «Сивуча»

Памятник участнику обороны Моонзунда, командующему корабля, прозванного «Балтийским «Варягом», появился на родине героя благодаря Таллиннскому клубу ветеранов флота и газете ...

Читать дальше...

Численность избранной в августе 1917 года Ревельской городской думы была такова, что под сводами ратуши народным избранникам стало тесно. Ее заседание 24 июня, на котором было принято решение делопроизводства на эстонский язык, состоялось в зале нынешней Реальной школы на бульваре Эстония.

«Дело требует самого незамедлительного решения...»: как Таллиннская мэрия на эстонский язык переходила

Ровно сто лет назад официальным языком делопроизводства в Таллинне впервые за многовековую историю города стал эстонский. Давно назревшие перемены стали возможны ...

Читать дальше...

Советский павильон на Таллиннской международной выставке-ярмарке. Снимок второй половины двадцатых годов.

«Я аромата смысл постиг, узнав, что есть духи «Жиркости»: как Таллинн советской экспозиции на выставке-ярмарке дивился

Девяносто лет назад жители столицы Эстонии смогли ознакомиться с достижениями народного хозяйства соседней, но малознакомой Страны большевиков, не покидая собственного ...

Читать дальше...

Песня над Старым городом Таллином: танцует и поет молодежь

Два сочлененных в один, газетных заголовка пятидесятипятилетней давности в равной степени подходят и к репортажу и о самом первом, и ...

Читать дальше...

Здание Александровской гимназии на северной стороне нынешней площади Виру. Фото конца XIX века.

Три столетия и два года: вехи истории русского образования в Таллинне

История преподавания русского языка и на русском языке в столице современной Эстонии недавно перешагнула трехвековой рубеж — весомый, солидный и ...

Читать дальше...

Проект торгового павильона Таллиннского центрального рынка. Иллюстрация из газеты «Советская Эстония», май 1947 года.

Огонь Яановой ночи над новой базарной площадью: семьдесят лет таллиннскому Центральному рынку

Главный рынок столицы переехал на свое нынешнее место между Тартуским шоссе и улицей Юхкентали ровно семь десятилетий назад — накануне ...

Читать дальше...

Во все времена район Ласнамяэ отличался не только многочисленностью жителей, но и разнообразной культурной жизнью.

От «Нового городка» к современной части города: прошлое, настоящее и будущее района Ласнамяэ в Таллине

Коллекция «ласнамяэских фактов» — не слишком известных, а потому — небезынтересных и интригующих. О Ласнамяэ, как, пожалуй, ни о какой иной ...

Читать дальше...

Торговый фасад былого элеватора навевает ассоциации с амбаром ганзейских времен, продольный — удивляет обилием металлических скреп-заклепок.

Зерновой элеватор в квартале Ротерманна в Таллине: возрожденный шедевр промышленной архитектуры

Реставрация одной из самых колоритных индустриальных построек центра столицы удостоена награды от Департамента охраны памятников старины в номинации «Открытие года». «Некоронованным ...

Читать дальше...

Литография второй трети позапрошлого столетия запечатлела пасторальный облик Зеленого луга — со
смётанным в стога сеном.

Все оттенки таллиннского зеленого: весенний цвет в палитре столицы

Зеленый цвет в топонимической палитре Таллинна представлен во всём разнообразии оттенков, значений и смыслов. Из столиц Балтийского побережья Таллинн одевается в ...

Читать дальше...

Утраченный комплекс домов на углу улиц Суур- и Вяйке-Клоостри: жилье учителей городской гимназии середины XVIII столетия.

Дом, пансион и целая улица: как город Таллин жилье для учителей строил

Муниципальное жилье для педагогов Таллинн строит на протяжении последних без малого трех... столетий. Термин «муниципальное жилье» в речевой обиход таллиннцев вошел ...

Читать дальше...

Подвиг экипажа подводной лодки «Щ-408». Картина художника И. Родионова.

Повторившая подвиг «Варяга»: последний поход подлодки «Щ-408»

Подводная лодка «Щ-408» повторила недалеко от берегов Эстонии подвиг легендарного крейсера «Варяг». В годы двух мировых войн на Балтике произошло два ...

Читать дальше...

Архитектор Александр Владовский построил в Копли временную православную церковь, а планировал возвести постоянную лютеранскую.

Соната на заводских трубах: прошлое и будущее таллинского района Копли

Выставка, посвященная формированию ансамбля одного из самых колоритных исторических предместий Таллинна, открылась на прошлой неделе в Эстонском архитектурном музее. Само по ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.





Видеохроника:

Как датский король Эрик IV Плужный Грош, нашёл и построил в Ревеле монастырь св. Михаила-Архангела и храм.

Ох, каких историй в наших краях не наслушаешься. Недавно хромой Ларс Сёренсен мне травил, якобы потомок самих основателей монастыря святого Михаила Архистратига, предводителя всего воинства небесного, и храма. А было всё вот как...

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Есть города, которые искусственно создают вокруг себя мифы, легенды, надуманные традиции, спешно заворачиваясь в них, скрывая свою молодость-зеленость. Таллинн - полная их противоположность. Он буквально задыхается под комом накрученных на него легенд и мифов. Ну как не развесить уши, слушая легенду о удачливом аптекаре, устроившем у себя в аптеке первый в мире "мужской клуб", просто наклеив на бутылки с вином этикетки от лекарств, когда эта самая аптека перед тобой: она работает аж с 1422 года, и ей владеет десятое поколение того самого аптекаря. Как не поверить про "свадьбу чёрта и нечистую квартиру", когда вот они, давно занавешенные окна этой квартиры, в которой никто не живёт и вот оно, уже сотню с гаком лет публикуемое в местной газете объявление о продаже, на которое никакой здравомыслящий человек не купится.
Дайте ответ Магистрату!

2017 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Пропишись в легендах!
Здесь пишут...
Кому что...
Наши на Лицо-Книге
Тучка тегов
Логинься!


Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!