А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Церковь Св. Олафа, построенная в XIII веке и перестроенная в XV веке. Свое название она получила по имени строившего ее архитектора, упавшего с ее башни. По легенде, когда его тело коснулось земли, из его рта выползла змея. По другой легенде, церковь Оливисте, получила название не по имени архитектора, а по мастера, согласившегося покрасить плохо доступный для маляров шпиль прихода. Олев был скромен, и не желал известности, поэтому, работал по ночам. Но однажды его увидели и узнали. С земли, закричали его имя. Мастер разволновался и слетел с высоты вниз. На само же деле, церковь названа так в честь одного из королей Швеции.
Хроники Таллина
Говорят так:
Когда и где начали чеканить в Таллинне монеты? Первое упоминание об этом относится к 1265 году. Древнейший монетный двор находился на Ратаскаэву, на месте современного дома № 6 (напротив ресторана “Ду-Норд”). Там чеканили те самые маленькие и тоненькие “сковородки”. Второй монетный двор возник в последней четверти ХIV века между улицами Дункри и Нигулисте. Чеканили серебряные артинги, впоследствии их стали называть шиллингами. Шиллинги наряду с пфеннигами были основными монетами, выпускавшимися в ХV - ХVIII веках на территории Эстонии. Был в Таллинне и третий монетный двор - на улице Вене. Он работал с 1422 по 1692 год. Многие монеты получили названия от изображения на лицевой стороне - аверсе - герба государства или короны сюзерена (государь). Происхождение кроны от основного значения слова - корона. И сегодня на аверсе эстонской кроны герб с тремя леопардами.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1299 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Старый город вызывает восхищение у всех, кто видит нашу Ратушную площадь, седые крепостные сооружения или пройдет по его кривым улочкам. В чем тайна очарования Старого города? Какими секретами пользовались средневековые строители, возводя этот город? У меня появилось предположение, что при строительстве города они применяли принцип семерки. Чтобы понять, в чем он заключается, предварительно кратко ознакомимся с историей символических чисел.

В любой период истории человечества в фольклоре, искусстве, религии разных цивилизаций встречались символические числа, которые относили к области тайного, сакрального, как будто они выражали какие-то знания о Земле и Вселенной. Например, число один символизировало сущность, начало, мудрость. Два — двойственность, чередование, конфликт. Тройка означала созидание, обновление, она выражала единство тела, души и духа. Широко было распространено число четыре, так как считалось, что весь мир есть проявление четвертичности: четыре стороны света, времени года, четыре четверти Луны. Пять — символ человека, его пяти чувств. Это число связывалось с любовью, здоровьем, сердцем. Число шесть символизировало союз и равновесие. Я не буду перебирать все символические числа и остановлюсь более подробно на семерке, чтобы стало яснее, какая существует связь между этим числом и средневековым Таллинном. Семь выделяется среди подобных чисел наибольшей живучестью и распространенностью. Оно считалось священным, так как состояло из тройки — символа души и неба и четверки — символа тела и Земли. Семь означало полноту и совершенство окружающего мира.

Предполагается, что тайное значение числа 7 открыли и стали почитать шумеры. Из клинописи на глиняных табличках пятитысячелетней давности археологи вычитали, что шумеры знали о семи днях великого потопа, о семи днях недели, о семи планетах, о семи цветах радуги. Древневавилонские храмы — зиккураты — строились в семь этажей, которые окрашивали в цвета радуги.

Из Месопотамии знания о числах проникли в Грецию, философы которой основательно развили учение о числах. Пифагорейцы считали, что числа принадлежат к миру принципов, лежащих в основе мира вещей. Пифагор так и говорил: «Все вещи можно представить в виде чисел». Когда он путешествовал по Востоку, вавилонские жрецы открыли ему многое в понимании числа 7 как исключительного, господствующего не только на Земле, но и во всей Вселенной. Существовало 7 чудес света, 7 греческих мудрецов, 7 свободных искусств, 7 основных тонов музыкальной шкалы и многое другое.

Христианство также широко использовало в своей религии символические числа, создав свою трактовку их значений. Ограничусь некоторыми примерами на семерку: 7 дней сотворения мира, 7 ветвей древа жизни с семью листьями на каждой, 7 таинств, 7 смертных грехов, 7 скорбей и 7 радостей Девы Марии и др.

Простой люд интуитивно чувствовал значение семерки в своей жизни, почтительно относился к ней, создав множество широко известных пословиц: семеро одного не ждут, 7 пятниц на неделе, 7 пядей во лбу, седьмая вода на киселе, 7 раз отмерь, один раз отрежь, 7 бед — один ответ и др.

Вы, вероятно, уже подметили, что во всех приведенных примерах на 7, это число выступает в значении меры максимума, полноты, ограничения и даже совершенства. Чем это можно объяснить? Разобраться в этом помогла инженерная психология.

В конце XIX в. и, в основном, в первой половине XX в. было проведено много экспериментов по инженерной психологии. Опытным путем пытались определить «пропускную способность» внимания и памяти человека. Эксперименту были подвергнуты все пять человеческих чувств. И все психологи были поражены одинаковыми числовыми результатами опытов. Оказывается, что человек не может запомнить более семи разных предметов одного вида, ощущений или звуковых сигналов, предъявляемых ему одновременно (!). При попытке испытуемого запомнить различие более семи сигналов (предметов) резко увеличивалось количество ошибок. Число семь является психологической константой человека.

После краткого рассказа о значении семерки в жизни людей попробуем выяснить, как она повлияла на наш город. Оказывается, в основе строительства и развития Старого города был заложен принцип трех семерок, который символизирует «предел совершенства». Попробуем выяснить, где находится первая семерка.

Для чего нужна в средневековом городе рыночная площадь? Она его сердце.

Вся жизнь города протекала на площади. Прежде всего на ней торговали. Местная власть оповещала горожан с помощью глашатаев о своих распоряжениях, публично наказывала за мелкие нарушения. Здесь проводились гулянья, выступления приезжих артистов, а в случае пожара или угрозы нападения она служила местом сбора горожан. Сколько улиц должно подходить к площади? Естественно, как можно больше, чтобы приезжим торговцам легче было добраться до рынка, а горожане могли бы быстро дойти до площади из любой части города. Но, оказывается, средневековая жизнь выработала свои требования. Земля внутри стен города, особенно в центре, ценилась очень высоко. Поэтому рыночную площадь приходилось строить небольшой, лучше всего квадратной, формы, чтобы было удобней организовать торговлю. Улицы на площадь подходили с ее углов. Это обеспечивало движение транспорта торговцев вдоль границ площади, оставляя ее середину свободной для торговли. Расположение устьев улиц на углах площади создавало чувство замкнутого пространства, защищенности, делало площадь уютной. А это очень ценилось в средневековом городе. Замкнутость площади нужна была еще и для того, чтобы горожанам, собравшимся на ней, было хорошо слышно выступающего. А сам шум с площади быстро заглушался таким расположением улиц. Конкретно для Таллинна угловыми улицами были Кинга, Дункри, Куллассепа, Ванатуру каэл, Аптеэги. На площадь вливается еще шестая улица — Вооримехе. Чтобы она не дробила фасадную застройку площади, ее сделали узкой и слегка изогнутой.

При застройке небольшой площади средневековые строители сумели добиться необыкновенных эффектов иллюзорными приемами. Самый простой из них: все улицы, вливающиеся на площадь, делались узкими. Пешеход, выходя на площадь, ощущал ее простор. Использовался еще один весьма необычный психологический прием. Улицу прокладывали так, чтобы в конце ее был виден шпиль церкви или башенка Ратуши, как это сделано у нас с улицей Мюнди. Пешеход, двигаясь по улице к площади, все время видел вертикаль башенки в узком проеме улицы. Но как только он выходил на площадь, она казалась ему необыкновенно огромной.

Так сколько же улиц, выходящих на площадь, было в Старом городе? Какое количество улиц было в начальный период существования торговой площади — трудно сказать. Но, учитывая мнение историков города, что наши улицы, как правило, не меняли своего расположения, то можно предположить, что их всегда было семь. Чувствуется продуманность в выборе их количества и расположения. Вызывает также восхищение планировка самой площади. На видном месте стоит прекрасный образец средневековой Ратуши. Также стоит вспомнить, что на площади раньше находились еще колодец и здание важни (дом для взвешивания и оценки товаров). Действительно, площадь достойна наивысшей оценки совершенства — семерки.

Попытаемся обнаружить вторую семерку. Согласно истории город был окружен крепостной стеной к 1300 году. К началу строительства перед магистратом города стояла задача определения числа крепостных ворот. Оказывается, было слишком много уходящих из города дорог, причем некоторые из них располагались близко друг к другу. В целях повышения обороноспособности города желательно количество крепостных ворот сделать минимальным. Да и сами ворота требовали больших расходов на обслуживание и ремонт. И в то же время город должен был иметь удобную связь не только с сельской местностью, но и с городской гаванью. Был найден компромисс. Для связи города с Пярнуской дорогой построили Харьюские ворота, а возникшую тупиковую улицу Рюйтли соединили с Харью. В сторону Тартуской дороги построили Карьяские ворота, при этом появилась тупиковая улица Вяйке-Карья. Для Нарвской дороги воздвигли Вируские ворота. Для связи с портовым хозяйством города построили двое ворот: Малые Морские и Большие Морские ворота. Магистрат понимал значение морской торговли для города. Возникшую тупиковую улицу Вене продлили до Сулевимяги. А улицу Лай так и оставили тупиковой на ее северном конце.

Для выгона городского стада на сочные луга Коплиского полуострова построили ворота Нунне. И последние, седьмые, ворота возвели на дороге, уходящей на Вышгород. Могут возразить, что эти ворота были внутренними между Нижним и Верхним городом. Правильно, но это будет значительно позже. А в XIV в. была построена Большая крепость, и дорога по Пикк-Ялг подходила наверху к воротам этой крепости с внешней стороны. Так что Нижнему городу требовалось защищаться со стороны Пикк-Ялг. В результате, случайно это получилось, или члены магистрата уповали на Бога и интуитивно чувствовали важность священного числа 7, но в Старом городе было построено 7 ворот (!).

Ищем третью семерку. В любом городе существует два вида улиц: важные магистрали и второстепенные улицы. Важными магистралями считаются те, которые участвуют в торговой или производственной деятельности города. Такие улицы выполняют роль связи рыночной площади с внешним миром или с гаванью. Одним словом, это улицы труженицы. В Старом городе относили к важным: Рюйтли с продолжением Ратаскаэву, Харью, Суур-Карья, Виру, Вене, Пикк и Лай. Но последняя сильно отличалась от предыдущих. Расположена она была в стороне от рыночной площади, тихая монашеская улица, никуда не ведущая. Даже попасть с улицы Лай на Рыночную площадь в старое время было затруднительно. Только появление прохода Берзи — Кяйк как-то упростило этот путь. Создается впечатление, что Лай, образовавшись в городе позже всех важных магистралей, была причислена к ним только ради того, чтобы в городе считалось 7 важных магистралей. А в старину это имело значение.

Получается, что наш Старый город построен на трех семерках! И согласно учению о числах (нумерологии), три семерки составляют число 21, которое считалось вершиной совершенства. Сейчас это выглядит несерьезно. Но как бы то ни было, мы должны гордиться, что живем в таком совершенном городе.

Владимир Лесмент

«Молодёжь Эстонии»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

Сцена из второго акта современной постановки «Верной Аргении». 2011 год.

«Верная Аргения» в зале Большой гильдии

Триста сорок лет тому назад – в ноябре 1680 года – таллиннцы впервые познакомились с оперным искусством. Событие, вне сомнения, примечательное, ...

Читать дальше...

Одна из самых знаменитых работ Кристиана Акерманна - алтарь таллиннского Домского собора в реставрационных лесах во время подготовки к нынешней выставке.

Вспоминая «ревельского Фидия»: скульптор Кристиан Акерманн

Выставка работ одного из самых ярких и талантливых таллиннских мастеров скульптуры эпохи Барокко и его современников открылась в минувшую пятницу ...

Читать дальше...

«Косуля» у подножья Тоомпеа в сквере на улице Нунне – неизменная классика с 1930 года.

«Косуля» Яана Коорта – знакомая и незнакомая косуля

Одна из самых популярных у таллиннцев и гостей города скульптура появилась в городском пространстве столицы ровно девяносто лет тому назад. В ...

Читать дальше...

Здание нынешней Таллиннской музыкальной школы за минувший век не изменилось – чего нельзя сказать о его окрестностях.

Сто двадцать лет истории: особняк музыкальной школы

Запланированная реставрация вернет одному из примечательных зданий в ансамбле застройки Нарвского шоссе былой блеск, а работающей в нем Таллиннской музыкальной ...

Читать дальше...

Барон Александр фон дер Пален и служащие Балтийской железной дороги на перроне вокзала в Ревеле. Снимок 1870-ых годов.

«Балтийская железная дорога, наше выстраданное дитя»

Первый пассажирский поезд из тогдашней столицы Российской империи в нынешнюю столицу Эстонской Республики прибыл ровно сто пятьдесят лет тому назад. Перестук ...

Читать дальше...

В галерее Русского театра Эстонии, проходит юбилейная художественная выставка «Осень №55»

Автор работ, признанный у нас и далеко за рубежом, талантливый художник, Сергей Волочаев. Картины изумляют идеями, подходом и различными техниками. Представлены ...

Читать дальше...

Дом Иосифа Копфа на углу Пикк и Хобузепеа и портрет его владельца на золотой брошке.

Ревельский ювелир Иосиф Копф: золотых дел мастер

Девяносто лет назад Таллинн прощался с Иосифом Копфом - человеком, еще при жизни сумевшим стать, выражаясь современным языком, «коммерческим брендом». Георг ...

Читать дальше...

Директор Таллиннского Городского архива в 1989-1996 гг. Ю. Кивимяэ демонстрирует грамоту XV века - одну из многих, вернувшихся в родной город. Снимок из газеты «Советская Эстония».

Исток таллиннской историографии: возвращение Городского архива

Ровно тридцать лет тому назад история столицы вновь стала длиннее почти на восемь столетий: в Таллинн вернулись фонды Городского архива. Его ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
После присоединения Эстонии к Российскому государству в начале XVIII века и образования Эстляндской губернии герб Таллина не изменился в своей основе. На нем, как и в XIII веке, были изображены три синих леопарда на золотом поле. В книге о гербах городов, губерний, областей и посадов Российской империи, составленной П.П.Винклером и вышедшей в Санкт-Петербурге в 1899 году, сказано: "Высочайше утвержден 8-го декабря 1856 года герб Эстляндской губернии. В золотом поле три лазуревые леопардовые львы. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою". Пусть не смущает название цвета леопардов. Он не изменен и остался тем же, каким был при возникновении печати Таллина. Здесь тоже вступают в права правила геральдики. В ней существует четыре основных цвета, называемых "финифтями": червлень, то есть красный цвет; лазурь - синий; зелень; чернь. Так что, когда говорят о лазуревых леопардах, то имеются в виду синие.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!