Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Торжественно открыв Розарий, Летний театр и статую Нептуна, не менее торжественно Кадриоргский парк собирается отпраздноватьи окончание реставрации Екатерининской лестницы. Той самой, что была построена к приезду императрицы — чтобы Екатерина II смогла полюбоваться панорамой Ревеля именно с той точки, с которой проектировали город в XVI-XVIII веках.
«На наше счастье, в архивах России и Эстонии сохранилось более 40 исторических планов Кадриоргского парка, составленных на протяжении его длинной истории, — говорит директор Кадриоргского парка Айн Ярве. — Правда, ни на одном из этих планов нет пометки о том что это — идея или отчет о завершенной работе. Самая смешная история вышла с голландской канавкой, идущей вокруг Нижнего сада. По планам на ней должно было быть максимум 6 мостов. Мы раскопали лишь половину канала и помимо сохранившегося мостика нашли руины еще 8 мостов».
В общем, безусловно, доверять архивам не приходится. Благодаря археологическим изысканиям выяснилось, например, что еще один элемент парка — каскад на самом деле был… в 4 раза большим, чем указывалось в документах. Так что реставраторы исходят и из исторических свидетельств, и из находок археологов.
Два Старых города
Свое мнение о том, что Кадриоргский парк в его историческом виде восстанавливать нужно, Айн Ярве четко аргументирует.
«Кадриорг — это единственный в Эстонии ансамбль, сохранившийся в стиле барокко в чистом виде, — обращает внимание директор парка. — За неполные триста лет в Кадриоргском дворце ничего не изменилось: ни парадные залы, ни кухня, ни ледник, ни сторожевые дома. Воссоздав парк, мы вернем ему неповторимую атмосферу того времени».
Другие усадьбы, обращает внимание Айн Ярве, «подновлялись» в соответствии с меняющейся модой. В Палмсе, например, барочный вход соседствует с крышей и фронтоном в стиле классицизма, те же изменения прослеживаются и в парке мызы.
Кроме того, Кадриорг — это огромный парк, большая часть которого также сохранилась. Исторически Кадриоргский парк располагался на 120 гектарах, сегодня — на 85 га. Для сравнения можно сказать, что площадь Старого города — 35 гектаров, так что Кадриорг — это два с половиной исторических центра столицы.
Остальные исторические парки Эстонии занимают в среднем по 5 гектаров. Их у нас около 500. А Кадриорг — один. И он должен быть парком, а не просто заросшим куском земли, считает Айн Ярве.
Дополняя предшественников
«Впервые о восстановлении Кадриоргского парка заговорили в 1988 году, — вспоминает Айн Ярве. — Начали с уборки мусора и мелиорации: предыдущие работы производились еще в 60-е годы, когда засыпали все каналы, а под землей пропустили трубы. Но трубы в парке выдерживают не больше 15 лет — корни деревьев их разрушают».
Тогда, в 1988 году, начали с дренажной системы. 8 октября 1990 года создали администрацию Кадриоргкого парка, которую и возглавил Айн Ярве — дипломированный садовник, получивший в Ганновере дополнительное образование по «уходу за историческими ландшафтами». Айну Ярве посчастливилось и застать садовника, работавшего в парке со времен первой Эстонской Республики, учившегося в Англии и Германии. Директор говорит, общение с ним помогло расширить кругозор и вообще смотреть на исторический парк шире — в Эстонии этому не учат. Оно и понятно — Кадриорг у нас один.
А в прошлом году Таллиннское горсобрание утвердило предусматривающий полную реставрацию план развития Кадриоргского парка до 2018 года — когда будет отмечаться его 300-летие. Сегодня удается идти с некоторым опережением этого плана, отмечает собеседник.
Согласно плану, полностью восстановят ландшафтные части Кадриорга XVIII, XIX и XX веков. Главное, считает Айн Ярве, — воссоздать атмосферу, настроение того парка. Интересно, что все садовники Кадриорга относились к парку с уважением и старались лишь дополнить созданное предшественниками…
Четыре партера и фонтан
К счастью, говорит директор, удалось наладить хорошие отношения с российскими коллегами — в архивах Петербурга он работал дважды: в 1996 и 2000 годах. И улыбается: «Несмотря на то, что мы для них — дача». Так вот, благодаря хорошим отношениям удалось получить из Эрмитажа хорошую новость о лестнице Цветочного сада. Лестнице из кирпича.
«В 1721 году, когда строилась эта лестница, своего кирпичного завода в Таллинне не было, — рассказывает директор. — И кирпич возили из Петербурга. На судах. Причем счет шел не на сотни штук, а на сотни тысяч. И это при том, что мирный договор со Швецией еще не был подписан, и Россия в это время была не так богата. Интересно также и то, для чего лестница была построена уступами: несколько ступеней — и площадка-падеста, несколько ступеней — падеста. Оказывается, она создавалась для того, чтобы можно было подняться… на лошади и сверху любоваться одновременно четырьмя партерами Цветочного сада и фонтаном. Это — редкое для всей Европы решение».
Не люди, но боги
Вопрос о том, сколько и какие скульптуры устанавливались в Кадриоргском парке, остается открытым.
«Это очень трудный вопрос, — делится директор. — Скульптуры, конечно, были. Но какие именно — неизвестно. Так, на одном из планов видно, что Миражную стену украшают 54 скульптуры. Но сколько из них было готово — неясно. К тому же тогда все возили с собой: мебель, посуду, скульптуры, фонтанные трубы и фонтанные тарелки. Сохранились лишь 4 бюста, которые совершенно точно были установлены здесь. Возможно также, что часть скульптур, первоначально созданных для Кадриорга, позднее были перенесены в Петергоф, Ораниенбаум, Стрельню. Поскольку после Петра Кадриорг был уже не так популярен».
Ясно одно: если сегодняшние бизнесмены решат подарить парку скульптуры, то это должно быть изображение не реальных людей, а мифологических персонажей — как это принято в парках Европы. Так, Samsung Elektroniks недаром украсил Кадриорг скульптурой бога морей Нептуна.
Да будет свет
Что ж, в этом году удалось восстановить Розарий, Летний театр, площадку Аполлона. Кроме того, через 14 лет работы парковое освещение проведено на северо-западный пруд, освещена теперь и половина дубовой рощи.
В следующем году совсем другая система освещения появится у Лебединого пруда, а рядом снова откроется Детский парк.
«Уже начали сносить открытые бассейны и спортивный холл, а мне все еще не верится в это, — делится директор. — Эти сооружения появились в 1958 году на месте полуразрушенного Детского парка. Тогда это было очень прогрессивно — бассейны, да под открытым небом, да с теплой водой, да с трибунами. Сейчас все пришло в совершенное запустение».
Закончить благоустройство этого большого участка относящегося к 1930 году романтизма планируется в следующем году. Здесь появится детская площадка с шестнадцатью различными элементами.
«Тогда можно будет сказать, что 13 гектаров парка будут в порядке, — говорит Айн Ярве. — И надеюсь, что, увидев результат, нам разрешат восстановить участок парка перед парадным подъездом дворца — таким, каким он был до 1936 года».
Экзотический каштан
А до 1936 года перед Кадриоргским дворцом было 14 фонтанов, 6 павильонов, роскошные цветочные партеры, живые изгороди в 3,5 метра высотой, канавки, мостики — все это должно вновь появиться там, где за минувшие десятилетия вырос настоящий лес.
Правда, опросы предыдущих лет показали: горожане к этому лесу привыкли и перемен не жаждут. Но директор парка надеется, что, посмотрев на частично воссозданное великолепие, мы изменим свое мнение и захотим увидеть картину целиком.
Пока же специалисты планируют заняться проектом восстановления Каштанового сада перед домиком Петра. В 1714 году, когда война со шведами опять-таки еще не была закончена, царь приказал привезти в Кадриорг экзотические заморские растения. Для этого в путешествие, продлившееся четыре года, отправились 3 торговых судна и 2 военных корабля. Казалось бы, военные корабли были важнее на войне, а тут — деревья…
Из того путешествия моряки привезли каштаны и сирень — обычные вроде бы, ставшие для нас практически родными растения — и посадили перед домиком Петра.
«Тогда домик Петра был единственным местом, где сразу можно было жить, — поясняет директор. — Его вход располагался со стороны нынешней президентской канцелярии, сад был за домом. В течение двух лет каштаны проходили акклиматизацию, после чего их высадили и в Петербурге — там как раз разбивали Летний сад. А каштаны и сирень были не единственными экзотическими растениями, которые впервые привезли в Ревель и уже потом — в Петербург».
Историческая панорама
А сразу за домиком Петра начинается уже практически восстановленная Екатериненская лестница — да-да, та самая, что ведет сегодня в Ласнамяэ.
«Эта лестница была построена специально к визиту Екатерины II, — рассказывает Айн Ярве. — Все панорамы XVI-XVIII веков проектировались именно с этой точки — над историческим глинтом, к которому еще в старинные времена вела «яйцекаменная дорога». Деревья тогда были невысокими, и отсюда открывался великолепный вид. Хотели, чтобы и императрица могла им полюбоваться. Так и появилась эта фантастическая лестница, открытая также для горожан».
И по этой восстановленной лестнице императрицы снова можно будет подняться через считанные дни…
Евгения Горски
«Молодёжь Эстонии»
Related posts
- Старый дворец. Ревель.
- Фонтаны снова говорят
- Счастливое завершение долгостроя в стиле барокко
- О визите императрицы Елизаветы Петровны в Ревель
- Топ-десятка таллиннских часов
- Петр и Екатерина: возвращение в Таллинн
- Ревельский Версаль
- Шагреневая кожа Кадриорга
- На таллиннской широте
- «Храм эстонского спорта» и «академия физкультуры»: девяносто лет Национальному стадиону в Кадриорге
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.