А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Первые уличные фонари появились в Таллинне в 1710 году - они висели посреди улиц на веревках. И зажигались только в приезд важных вельмож или в большие праздники.
Хроники Таллина
Говорят так:
Легенда о загадочном кристалле, или Шоу кулинарных мастеров: Некогда старый эст создал дивный рецепт хмельного зелья. Жгучий, сладкий, он согревал с первой рюмки и переливался волшебным рубиновым цветом при мерцании свечей. Но самым необычным в этом напитке были прозрачные кристаллы, которые произрастали в бутылках... сами по себе. Предприимчивый старец успешно стал продавать свое изобретение. С того времени каждый гость непременно вез из Эстонии ликер "Кянну-Кукк".
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1307 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Был когда-то в Старом городе, на улице Мюнди, букинистический магазин. На стеллажах стояли тома редких антикварных книг, а на прилавках ящички с брошюрами старых изданий. Однажды из такого ящичка я “выудил” тонкую книжицу в серой бумажной обложке, изданную в 1846 году в Пярну. Называется она “Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего”. Это страстный призыв лютеранских пасторов к “любезным эстам” защищать свое “истинное” вероисповедание от проникновения православия, в которое в первой половине ХIХ столетия переходили многие жители Эстонии и Латвии.

Сомнений в древности старого Таллинна быть не может, но почти всему остальному за пределами крепостных стен и ворот около 150 лет.

Сомнений в древности старого Таллинна быть не может, но почти всему остальному за пределами крепостных стен и ворот около 150 лет.

«Город — собрание людей, которые
хотят жить вместе, под одной
крышей и по одним правилам».

Французский архитектор де Вобан

Обращаясь к прихожанам, авторы писали: “Держи, что имеешь… Но сумеет ли кто удержать, не зная, что именно надо держать? Сбережет ли сокровище, сам не зная, что оно есть, сокровище? Конечно, нет!” И далее следовало эмоциональное разъяснение ценностей лютеранства.

Вспомнил слова старой брошюры, когда однажды у старого здания Дома радио на улице Крейцвальди услышал, как женщина спросила у прохожей с сумкой:

— Как найти улицу Фельмана?

— Где-то здесь, — прозвучал ответ.

— А не подскажете, где именно?

— К сожалению, не знаю.

А ведь улица Фельмана начинается прямо напротив Дома радио, прохожая, по-видимому, шла с Центрального рынка, и живет она где-то поблизости, судя по сумке с продуктами.

Где эта улица, где этот дом?

В этом “не знаю” ничего удивительного нет. Современные города расползлись по лику земли огромными чернильными пятнами и занимают сотни квадратных километров территории. Жизнь горожан в большинстве своем ограничена, как правило, улицами, где живут они сами, их родственники и знакомые, да еще маршрутами к местам работы и отдыха. Так что живем мы, несмотря на многолюдие городов, весьма и весьма обособленно. Далеко не все горожане, и таллиннцы в том числе, интересуются историей не то что города, но и своей улицы, даже дома.

В ходе подготовки к столетию со дня рождения Александра Блока, который в начале прошлого века останавливался у проживавшей в Ревеле (Таллинне), в доме № 10 на Малой Батарейной улице, матери поэта, журналист одной из таллиннских газет решил побывать в этом краснокирпичном доме и попытаться узнать, не бытуют ли среди жильцов какие-либо рассказы о посещении поэтом нашего города. Никто из опрошенных не только ничего не знал об этой славной странице в истории дома, но и о самом Блоке не слышал. И это несмотря на то, что на стене здания со стороны улицы прикреплена гранитная памятная доска, повествующая, что в этом доме в 1907-1910 годах останавливался великий русский поэт Александр Блок. На нее просто не обращали внимание, так как вход в здание со стороны двора.

Была в Древнем Риме присказка-диалог. У приезжего спрашивали:

— Надолго ли в Вечный город?

— На три дня.

— О, за это время вы многое можете узнать о красоте, жизни и славе Рима.

На тот же вопрос другой приезжий ответил:

— Приехал в Рим на три месяца.

— Ну, кое-что о нашем славном городе вы, возможно, и узнаете.

Третий сказал, что приехал навсегда.

— Да,- жалели его, — вряд ли вы что-нибудь сможете узнать о том, что такое Рим!

Такой же диалог мог бы состояться и в наше время. Современный экскурсант (если он, конечно, приехал не за пивом) за считанные часы порой узнает больше о чужом городе, чем его постоянный житель. Таллиннцы не исключение, и мы попытаемся рассказать любознательным о улицах и площадях столицы Эстонии, о событиях, там происходивших, о людях, оставивших след в истории Таллинна.

Таллинн — город молодой

Если о старом Таллинне написаны и изданы сотни книг, от серьезных монографий до путеводителей, популярных брошюр и альбомов; если хотя бы, сопровождая гостей, таллиннцы изредка бывают на экскурсиях по Тоомпеа и Нижнему городу, то об остальных районах Таллинна, за исключением, пожалуй, Кадриорга, доступной литературы нет, нет и экскурсий. Вышедшая в 1972 году на эстонском языке книга Александра Киви Tallinna tдnavad (“Таллиннские улицы”) о краткой истории и происхождении названий улиц города давно стала библиографической редкостью. За минувшие с той поры десятилетия многое изменилось в нашем городе, появились новые районы и улицы, изменились их наименования, облик и значение в жизни Таллинна.

А между тем, если площадь столицы Эстонии более 180 квадратных километров (!), то Старый город (и Верхний, и Нижний) занимает всего 35 гектаров, или менее двух десятых процента территории столицы республики.

Как ни странно, но современный Таллинн — город, в основном, молодой. Как это молодой, когда ему в 2004 году исполнилось то ли 850, то ли 785, то ли вообще “всего” 756 лет?! Все зависит от того, от чего и как считать. Если говорить об истории эстонских поселений на берегу удобной морской бухты и городища на прибрежном холме, то не менее восьми с половиной столетий, если же о датской крепости или ганзейском городе немецких купцов и ремесленников, то несколько меньше, но в любом случае сомнений в древности старого Таллинна быть не может, но почти всему остальному за пределами крепостных стен и ворот около 150 лет.

Ничто не бывает без начала, и все начинается с дорог. С дорог начинаются и города. Не те, что создавались по воле властного правителя, а те, что возникали от людской необходимости. Сходились к удобным местам на берегах морей, озер или рек дороги, и на их перекрестках возникали торги, затем постоянные поселения и, наконец, города. Так возник и наш Таллинн.

Есть такое латинское слово magister (руководящий) — так в Древнем Риме называли консулов; в средние века — главу духовно-рыцарского ордена; в наше время — человека с ученым званием. От магистра произошло слово “магистрат” — орган городского управления в некоторых европейских странах. Наконец, “магистраль” — одна из главных улиц города; направление основных шоссейных и железных дорог.

Сходились эти магистрали в древности с востока, юга и запада к средневековому ядру — торговой площади у городского магистрата Ревеля (так с ХIII до начала второго десятилетия ХХ века называли Таллинн), а затем к крепостным воротам в городской защитной стене.

Новый город

11 января 1858 года, вскоре после того, как Ревель был исключен из числа сухопутных крепостей Российской империи, военные власти передали магистрату все крепостные сооружения за пределами городских стен. Это позволило в последней четверти ХIХ столетия развернуть на обширной свободной территории за пределами защитных стен интенсивное городское строительство, которое к концу века позволило объединить пригороды с древним центром. Возникли новые районы с обширной сетью улиц, которым народ присвоил своеобразные наименования. Район улиц Веэренни и Татари назвали Кививылласте (Каменная виселица) — там и впрямь в средние века был городской эшафот; Сибулакюла («Луковичная деревня») — когда-то между улицами Лембиту и Иманта были дома русских огородников; зато вдоль Пярнуского шоссе, между нынешними улицами Суур-Амеэрика и Койду, возник район с красивым названием Новый свет, ничем особенным от других он не отличался, просто был здесь когда-то захудалый трактир “Амеэрика”, а так как открытый в ХV веке континент в обиходе называли Новый свет, то и квартал невзрачных деревянных домов с трактиром получил столь громкое наименование; район железнодорожной станции Таллинн-Вяйке известен как Китсекюла (“Козья деревня”); а территория между Тоомпуйестеэ и Палдиским шоссе — Кельмикюла (“Плутишкина деревня”). Интересно, почему? О названиях других частей города разговор впереди.

Строили в новых районах много и быстро. С 1870 по 1914 год было возведено более восьми тысяч зданий, из них около пяти тысяч жилых домов, большей частью деревянных, без особых удобств. Многие дома того времени не сохранились. Они гибли и гибнут или меняют свой облик, хотя некоторые представляют архитектурный и исторический интерес. Об этом говорят давно. Но… говорят одни, а сносят другие.

В стихотворении Роберта Рождественского есть такие строки:

«В городе сотни дорог,
Память в себе хранящих…»
.

Давайте попытаемся вспомнить о прошлом и настоящем таллиннских улиц, и хотя рассказать о всех невозможно, их более тысячи, но ознакомиться с основными магистралями и их окрестностями в наших силах.

Лев Лившиц

«Молодёжь Эстонии»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Таким представлялся вид сверху на новый корпус нынешнего Городского театра
во дворах девятого квартала архитектору Калле Рыымусу в 1987 году.

От «Интернационального клуба» до «Сцены в преисподней»

Двор здания Таллиннского городского театра стоит на пороге больших перемен, ожидание которых оказалось растянутым чуть ли не на три с ...

Читать дальше...

Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Лев и орел - "царственные животное и птица" олицетворяют силу и мощь государства. Поэтому именно они в различных вариантах наиболее часто встречаются в гербах различных государств еще со времен средневековья. Не может не возникнуть вопроса, почему животных на Эстляндском гербе, называют леопардами, ведь они гораздо в большей степени похожи на львов? Да и в описаниях в одних случаях их представляют как львов, а в других - как леопардов. Нет, то не небрежность авторов и тем более не ошибка. В геральдике, в дисциплине о гербах, или даже "науке о гербах", все это четко обусловлено. Название животного зависит от его положения. Льва, стоящего на задних лапах, именуют львом. Изображают его на щите в профиль с высунутым языком и обращенным к спине концом хвоста. Лев, изображенный в щите идущим, с прямо повернутой головою, называется леопардом. Если же лев изображен в гербе идущим, но в профиль, то в соответствии с правилами геральдики перед нами леопардовый лев или лев-леопард.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!