А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Когда-то в Старом рыбном порту жила бедная вдова-рыбачка, чьей единственной радостью был сын Тоомас. Как и все мальчишки, он усердно упражнялся в стрельбе из лука. С нетерпением мальчик ждал ежегодных состязаний лучников, проходивших перед Большими Морскими воротами, в Попугаевом саду. На высоком шесте устанавливали деревянного попугая, и тому, кому удавалось сбить птицу, присуждался серебряный кубок Большой гильдии. Однажды Тоомас оказался в Попугаевом саду перед самым началом состязаний. Он слыл лучшим стрелком среди сверстников и ничтоже сумняшеся, пустил стрелу в деревянного попугая. Выстрел оказался метким, цель была сбита. Но вместо кубка и почетного звания "Короля стрелков" мальчика наградили оплеухами и заставили водрузить попугая обратно на шест, ибо уже приближалась процессия взрослых лучников. О том, что случилось перед состязаниями, узнал вскоре весь город. Мать Тоомаса боялась, что мальчика накажут. А получилось наоборот: старейшина Большой гильдии вызвал Тоомаса и предложил ему поступить учеником в городскую стражу. Это предложение обрадовало и мать, и сына - ведь гильдия одевала и кормила стражу. Тоомас с годами подрос, принял участие в боях Ливонской войны, за храбрость получил звание знаменосца. Все звали его в городе Старым Томасом. Так как он носил длинные усы и был одет так же, как фигурка воина на флюгере Ратуши, горожане прозвали флюгер его именем - Старым Тоомасом.
Говорят так:
Первым крупным сооружением на Сенном рынке (в последствии, Петровской площади, Площади Победы, а ныне площади Свободы) была Яановская церковь. Ее построили в 1862 – 67 годах для эстонского населения города, и на том строительная деятельность здесь заглохла на 50 с лишним лет. В центре площади находились общественный колодец и одинокий фонарный столб. Фонарь этот давал такой тусклый свет, что некоторые советовали его и вовсе убрать, чтобы в темное время на него кто-нибудь ненароком не наткнулся. На южном краю площади была стоянка извозчиков – одна из тех двух, где позволялось поить и кормить лошадей (другая находилась на Ратушной площади), в связи, с чем здесь имелось и водопойное корыто – едва ли не самая примечательная деталь рыночной площади.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1306 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Из столиц, расположенных по обе стороны Балтийского моря, разве что Рига обладает ярко выраженной принадлежностью кграмматическому женскому роду. И хотя Таллинн в силу особенностей эстонского языка обладать ею не может по определению, этововсе не значит, что поводов назвать город «женским» у нас нет.

По-другому, наверное, и быть не может. Ведь след многих поколений горожанок — равно как и тех, кто бывал в Таллинне лишь проездом, — различим в топонимике, фольклоре, истории и по сей день: увидеть его проще, чем разглядеть вьюжным мартовским днем приметы приближающейся весны. Упоминание даже некоторых из них может пригласить в долгую и небезынтересную прогулку…

Женщина-камень

Линда.

Линда.

Вначале была женщина: в этом городские предания не сомневаются. Только вот кем именно она была — здесь имеются разногласия. Одни полагают, что все началось с датской принцессы, прогневившей своего отца и брошенной им на волю волн да корабля без руля и ветрил, — вынесенная бурей к неведомому берегу, она якобы повелела основать здесь город. Другие уверены, что дело обошлось без иностранных особ царской крови: вдова Линда, решившая увековечить память усопшего супруга Калева, взялась насыпать над его могилой курган…

Материальные следы деятельности дочери датского короля отыскать в современном городском пейзаже удастся вряд ли. Да и сама легенда, популярная некогда среди горожан-остзейцев, за последнее столетие явно поблекла в сравнении с записанной некогда автором «Калевипоэга». Тем более что и сам результат трудов безутешной Линды — налицо: холм Тоомпеа, с которого начинается история Таллинна — не легендарная, а действительная, — возвышается над морем черепичным крыш Старого города и шиферных — в бывших городских предместьях.

Неудивительно, что и сам «памятник» Линде находится неподалеку от «дела рук ее»: скульптурное изображение героини эстонского эпоса, изваянное Аугустом Вейценбергом, стоит на соседнем с Тоомпеаским холмом Шведском бастионе вот уже добрых лет восемьдесят. И хотя даже само некогда грозное фортификационное сооружение получило ныне имя Линдамяги, то бишь горка Линды, изящная скульптура классика эстонского искусства с образом супруги Калева вяжется с трудом. Слишком уж она «классическая» и изящная. То ли дело «камень Линды», выпавший якобы из ее подола и лежащий с тех незапамятных времен на берегу образовавшегося из слез вдовы озера Юлемисте.

Так прихорашивали «Мустамяэскую красавицу».

Так прихорашивали «Мустамяэскую красавицу».

Жаль только, что добраться до этого легендарного камня не так-то просто: подавляющее большинство современных таллиннцев видели его разве что из окна спешащего по Тартускому шоссе автобуса. Прикоснуться к памятнику трудов Линды ладонью горожане не могут вот уже более полувека: озеро Юлемисте, снабжающее жителей Таллинна питьевой водой вот уже которое столетие подряд, было решено обнести металлической сеткой пущей безопасности ради. Так оно, безусловно, надежнее. И Линда, думается, была бы не против.

Король-королева

Разглядеть камень Линды рядовому горожанину не просто, а вот саму супругу богатыря Калева можно увидеть, даже не отправляясь в раскинувшийся на склонах Линдамяги парк. Достаточно взглянуть на изображение большого герба города, обрамленного пышными листьями аканта и увенчанного фигуркой женщины, скрестившей на груди руки: задав вопрос, кто же это, собственно, такая, имя Линды услышишь почти наверняка.

Впрочем, специалист по геральдике не будет спешить со столь очевидными, на первый взгляд, выводами. Потому что появилась эта женская фигурка над гербом Таллинна в те времена, когда правили Таллинном-Ревелем «отцы города» из остзейского купечества — среды, в эстонской народной мифологии не слишком-то искушенной, — не ранее начала — середины XVII века. Правда, немецкие краеведы столетней давности высказывали предположения, что женщина эта — та самая датская принцесса, о которой говорится в одном из вариантов легенд об основании города…

Эта красавица сейчас стоит у «Виру».

Эта красавица сейчас стоит у «Виру».

Старейшее изображение городской печати с тремя шагающими львами-леопардами на фоне рыцарского щита, датируемое серединой XIV столетия, вносит в разночтения ясность. И одновременно — запутывает ситуацию еще больше. Потому что кудрявая голова в короне, венчающая собой геральдическую композицию, оказывается… не женщиной вовсе. А мужчиной — шведским королем Эриком Святым, популярнейшим героем пантеона средневековых скандинавских святых.

Когда монарх-страстотерпец неожиданным образом «сменил пол» — сказать сложно. Но нет сомнения, что виной тому его длиннокудрая шевелюра на чисто визуальном уровне и отказ от католических святых в эпоху Реформации — на идеологическом. Точно такую же метаморфозу, как и на таллиннском, королю Эрику пришлось, кстати, претерпеть и на гербе стокгольмском: большинство жителей шведской столицы, не задумываясь, ответят туристу, что изображена на нем «Мать Швеция». И лишь потом вспомнят о средневековом короле-святом. Чего, однако, не скажешь о таллиннцах: те позабыли Эрика начисто. Ведь где тот король и где та Швеция? А Линда — она своя. Таллиннская.

Дорога к лету

Обратная метаморфоза — приписывание не столь уж и древнему топониму чуть ли не средневекового прошлого в истории «женского Таллинна» — также имела место. И имеет его, собственно, и сейчас — на горке Маарьямяги, расположившейся как раз над ведущими из центра города в район Пирита дороге и морским променадом.

Девичья башня.

Девичья башня.

Женское имя, четко звучащее в названии одного из многочисленных таллиннских холмов, неизбежно наводит на мысль о матери Христа — деве Марии, под патронажем которой находилась в Средние века территория современных Эстонии и Латвии. Обилие связанных с культом Мадонны объектов в черте крепостных стен, как, впрочем, и основательно подзабытый факт о том, что главный алтарь монастыря ордена святой Биргитты был посвящен некогда святой Марии, служат, казалось бы, свидетельством наименования приморской возвышенности в честь популярнейшей некогда среди горожан святой.

Культ Мадонны, между тем, тут ни при чем: имя пригорка над Таллиннской бухтой имеет вполне земное происхождение. Название Маарьямяги, или, точнее, Мариенберг появилось на карте городских предместий не ранее третьей четверти позапрошлого, XIX столетия — после того, как шталмейстер его императорского величества граф Анатолий Орлов-Давыдов перестроил находящуюся на холме сахарную фабрику в свою летнюю резиденцию. Названа эта стилизованная под средневековый рыцарский замок «дача» была Мариинской горой — в честь дочери и жены владельца, носивших соответствующее имя.

Обычай называть летние поместья именами женских членов семей был распространен у ревельских бюргеров едва ли не с последних десятилетий шведского владычества. Так что Петр, решивший назвать основанный им дворец и парк в честь своей царственной супруги, лишь руководствовался общепринятой традицией: наряду с Екатериненталем в окрестностях Ревеля существовали некогда Мариенталь, Шарлотенталь, Клементиненталь и даже — Наталиенталь. Помимо «долин», названных в честь носительниц того или иного женского имени, существовали «дворы» и «услады»: летние мызы Анненгоф и Гертруденлуст.

Красавица у пруда Шнелли притаилась под снегом.

Красавица у пруда Шнелли притаилась под снегом.

Подавляющее большинство этих названий не говорит современному таллиннцу практически ничего: за малым исключением, летние мызы не сохранились до наших дней. Но память о них осталась — не только в названии замка на Маарьямяги, но и одной из улиц городского центра. Называется она Луйзе и хранит память об усадьбе Луизенталь, принадлежавшей с 1792 года некой Луизе фон Штайнхайль. И пускай территория самой «дачи» почтенной ревельской бюргерши давно перепланирована и застроена, имя на уличной табличке — тоже не так уж и плохо. Ведь оно, похоже, сохранилось в своем первозданном виде вопреки всем сменам властей и правителей. Как своеобразный памятник летним резиденциям таллиннцев двухвековой давности. И тем, в честь кого эти резиденции были названы.

Коллективный портрет

"Девушка с блюдом" или "Тётя-зонт"

«Девушка с блюдом» или «Тётя-зонт»

В более «материальных» памятниках горожанкам различных эпох Таллинн недостатка не испытывает — достаточно перечислить в памяти список наиболее знаменитых скульптурных произведений центра города. И сразу же поймать себя на мысли: если сильный пол представлен в монументальной пластике преимущественно памятниками каким-либо конкретным выдающимся личностям, то на долю женского населения приходятся все больше «собирательные образы».

Начало этой традиции было, пожалуй, положено скульптором Амандусом Адамсоном, изваявшим ангела, венчающего монумент погибшим на броненосце «Русалка» морякам, в виде своей будущей супруги. А дальше — пошло-поехало: фигуры экзотических египтянок работы рижского скульптора Августа Фольца украсили собой единственный в Старом городе фасад дома в стиле югенд на улице Пикк, 18, стильные «фонарщики», а точнее — «фонарщицы» появились над входом в нынешнюю Таллиннскую мэрию, девушка с поднятым над головой неиссякаемым блюдом воды заняла подобающее ей место в фонтане, расположенном неподалеку от Балтийского вокзала….

А красавица, что прежде стояла у «Виру», сейчас лежит в полях под Лаагри.

А красавица, что прежде стояла у «Виру», сейчас лежит в полях под Лаагри.

Каким скульптурное произведение будет казаться потомкам нынешних горожан века эдак через два-три — сказать сложно. Но претендентки то и дело появляются в самых разных частях Таллинна. Вспомним хотя бы работу скульптора Маре Микоф «Ныммеская мать» в одноименном районе. Или ее же вариацию на тему «Сумерек» Амандуса Адамсона, установленную у входа в Viru Keskus со стороны старого здания универмага.

А может — и нечто совсем иное, не созданное пока что скульпторами и потому — неизвестное. Но в том, что новые эти образы появятся, сомневаться не приходится. Ведь Таллинн, согласно преданию, никогда не будет достроен. А следовательно — будет расти и молодеть. И не последнюю роль в этом извечном процессе «самоомолаживания» будут играть горожанки — запечатленные в камне, бронзе или внематериальных названиях и легендах. Ну, и конечно — их естественные, живые прообразы из крови и плоти. Те, что служили источником вдохновения для предыдущих поколений таллиннцев. И, безусловно, будут оставаться им же и для будущих.

Иосеф Кац

«Молодёжь Эстонии»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

Сцена из второго акта современной постановки «Верной Аргении». 2011 год.

«Верная Аргения» в зале Большой гильдии

Триста сорок лет тому назад – в ноябре 1680 года – таллиннцы впервые познакомились с оперным искусством. Событие, вне сомнения, примечательное, ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Геральдические львы на гербе являются одним из наиболее древних символов Эстонии. Они использовались уже в XIII веке. Были изображены на большом гербе - Таллинна. Таллинну достались эти изящные синие львы от короля Дании Вальдемара Второго, т.к. в то время Северная Эстония находилась под властью Дании. И действительно, они очень похожи на львов с герба Датского Королевства.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!