Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Площадь расположена буквально под окнами мэрии и постоянно в поле зрения. Нынешний ее облик раздражает не только мэров, но и горожан.
Во время традиционных экскурсий школьников по зданию мэрии я неизменно спрашиваю, что им не нравится в Таллинне. Чаще всего слышу в ответ: «эта парковка под окнами вашего кабинета».
Аморфное пространство
Одна из крупнейших проблем Таллинна состоит не в недостатке общественного пространства, а в его незавершенности, бессистемности и расплывчатости. Ведь пространство есть! Старый город с двух сторон обрамляет парковое пространство — парк Таммсааре со сквером у театра «Эстония» и с другой стороны парковый массив под стенами Вышгорода, выходящий к Балтийскому вокзалу.
Но с двух сторон Старый город для пешехода замкнут. Транспортные магистрали вдоль моря в районе бастиона Сконе ликвидировать невозможно, но подземные ходы под Ингерманландским и Шведским бастионами надо открыть для пешеходов. В идеале по ним можно будет дойти до башни Кик-ин-де- Кёк и там спуститься в Старый город.
Таким образом, проблема общественного пространства вокруг Старого города с трех сторон была бы решена, остается лишь площадь Вабадузе. В дополнение к парковому поясу и средневековому подземному миру Таллинну необходим современный центр, который сегодня, увы, отсутствует.
Сердце города
Сравним Таллинн, например, с Тарту, где есть по меньшей мере два центра: официальный — Ратушная площадь и неофициальный центр студенческого города — площадь вокруг памятника Пирогову. У нас роль, подобную памятнику Пирогову, играет сквер вдоль улицы Харью. Ратушная площадь — центр скорее Старого города, нежели Таллинна в целом. Она привлекает, особенно летом, скорее туристов, чем таллиннцев.
Тартуская Ратушная площадь с шаловливой скульптурой (целующиеся студенты) и открытая к реке и мосту отличается от замкнутой и «музейной» Ратушной площади в Таллинне.
Итак, современный центр необходим, стать им может только площадь Вабадузе. В том, что площадь идеально подходит для этой миссии, можно убедиться в те дни, когда парковка на ней запрещена. И не только во время государственных парадов. Вспомним хотя бы день Швеции, который привел на площадь множество народа. Сердце города стучит в такие дни гораздо чаще, чем сегодня.
Не болтать, а решать
Мне кажется, что отношение для развязке Гордиева узла площади Вабадузе было не совсем верным. К проблеме относились как к священной задаче, решение которой должно устроить абсолютно всех. Вместо действий шло обсуждение. К консенсусу надо, конечно, стремиться, но нельзя же доводить это до абсурда!
Первым это поняло городское правительство Эдгара Сависаара, которое успело подготовиться к практическим действиям, однако исполнить решение не удалось по политическим причинам. Хватит ли у нас сил на новую попытку? Да! Мы обещали создать для нашего государства новую парадную площадь к 2009 году и сделаем это.
Прежде всего мы уяснили, что площадь невозможно привести в порядок, не договорившись с владельцами земельных участков. Такое соглашение, устраивающее обе стороны, сегодня заключено.
Ложные обвинения реформистов, будто площадь пытаются сбыть частным предпринимателям, не отвечают действительности. Это полная ложь! Приходится только сожалеть, что реформистская фракция выступила со своими обвинениями, не ознакомившись с соответствующими документами, и вовлекла многих горожан в сбор подписей в поддержку своей лжи.
Наконец, существенное дополнение к этой истории: когда площадь Вабадузе будет приведена в порядок, монумент Свободы, о котором пока еще только говорили, обретет достойное место в обновленном сердце города. И здесь дорогие конкурсы не породили ничего, кроме необходимости проводить новые конкурсы. Для принятия решений снова и снова не хватало смелости, а возможно, некоторым казалось более выгодным бесконечно бороться за монумент, намеренно не достигая результата.
Когда мы приведем в порядок площадь Вабадузе так же, как мы это сделали с Тартуским шоссе и развалинами на улице Харью, мы, естественно, установим монумент Свободы. Это обещание, и в будущем можно мне напомнить: давши слово, держи!
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.