А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Есть города, которые искусственно создают вокруг себя мифы, легенды, надуманные традиции, спешно заворачиваясь в них, скрывая свою молодость-зеленость. Таллинн - полная их противоположность. Он буквально задыхается под комом накрученных на него легенд и мифов. Ну как не развесить уши, слушая легенду о удачливом аптекаре, устроившем у себя в аптеке первый в мире "мужской клуб", просто наклеив на бутылки с вином этикетки от лекарств, когда эта самая аптека перед тобой: она работает аж с 1422 года, и ей владеет десятое поколение того самого аптекаря. Как не поверить про "свадьбу чёрта и нечистую квартиру", когда вот они, давно занавешенные окна этой квартиры, в которой никто не живёт и вот оно, уже сотню с гаком лет публикуемое в местной газете объявление о продаже, на которое никакой здравомыслящий человек не купится.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Калевипоэг (сын Калева), в эстонской мифологии богатырь-великан. Первоначальный образ Калевипоэга — великан, с деятельностью которого связывались особенности географического рельефа: скопления камней, набросанных Калевипоэгом; равнины — места, где Калевипоэг скосил лес, гряды холмов — следы его пахоты, озёра — его колодцы, древние городища — ложа Калевипоэга и т. п. Калевипоэг также борец с нечистой силой, с притеснителями народа и с иноземными врагами.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1288 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Если верить энциклопедиям и справочникам, местечко, носившее некогда латинское название Цистерциум, а сейчас обходящееся сокращенным французским произношением наименованием Сито, находится близ города Дижона. Но для того, чтобы посетить старинную вотчину монахов-цистерцианцев, отправляться в далекую Бургундию необходимости нет. Более того – нет необходимости даже покидать административные границы уезда Харьюмаа…

Монастырь Падизе может похвастаться почти «отличной степенью сохранности».

Монастырь Падизе может похвастаться почти «отличной степенью сохранности».

По большому счету, если уж брать по минимуму, то нет нужды вообще покидать Таллинн – достаточно добраться до Балтийского вокзала, сделать полторы сотни шагов в сторону Старого города, шагнуть под неоготическую арку Монастырских ворот – и гимназия Густава Адольфа, бывшая в средневековом «девичестве» цистерцианским женским монастырем святого Михаила, откроется даже самому ленивому взору. Только вот отыскать следы былого сможет в школьном здании только бывалый краевед. Да и то, если получит доступ внутрь самого помещения. Что до начала учебного года не слишком вероятно.

Монастырская биография

 

Подаренная Харью-Ристиской церкви баронами фон Раммами барочная кафедра украшена малым гербом Таллинна.

Подаренная Харью-Ристиской церкви баронами фон Раммами барочная кафедра украшена малым гербом Таллинна.

В отличие от своего таллиннского собрата, бывший цистерцианский монастырь в местечке Падизе, которое находится на расстоянии минут сорока езды от столицы по Старо-Хаапсалускому шоссе, доступен для посещения круглый год. Причем, что приятно удивляет в наш коммерческий век, открыт асболютно бесплатно. Точнее, открыто то, что осталось от бывших монастырских строений. И хотя время и люди не были к ним слишком великодушны, на фоне иных монашеских обителей, выстроенных в средние века вне крепостных стен, монастырь Падизе может похвастаться, выражаясь языком профессиональных антикваров, практически «отличной степенью сохранности».

В 1317 году датский король Эрик Менвед даровал монахам-цистерцианцам право на строительство в Падизе каменных монастырских зданий.От вспыхнувшего двадцать шесть лет спустя восстания Юрьевой ночи защитить они монахов не успели: по свидетельству хрониста, все «братья во Христе» были вырезаны. Работы, вероятно, застопорились: освящение главной монастырской церкви, чьи стены, своды и даже остатки каменных рам в давно выбитых окнах сохранились до наших дней, состоялось лишь в 1448 году. Согласно требованиям устава цистерцианского ордена, была она аскетично-строгой, но неведомые мастера-камнерезы щедро украсили ее детали причудливыми изображениями – стилизованными растениями, животными и человеческими головами.

Под мощью монастырских стен обитатели Падизе смогли пережить бурные годы церковной реформации. Но когда на ливонские земли двинулась рать Ивана Грозного, цистерцианцы почувствовали себя не слишком уютно. Кроме того, магистр ордена Готхард Кеттлер опасался, что не ровен час самый близкий к Ревелю укрепленный пункт займут не то московиты, не то русские. Своим волевым решением он в 1558 году установил над обителью свою власть, а через год на деле занял здания, распустил монахов и объявил об изъятии земель в пользу своего ордена. Монастырская страница в истории Падизе была перевернута.

Семейная легенда

 

Колокольня церкви Харью-Ристи – весь ассортимент геометрических форм.

Колокольня церкви Харью-Ристи – весь ассортимент геометрических форм.

Начиная с двадцатых годов биография бывшего монастырского комплекса Падизе неразрывно связана с фамильной хроникой семейства рижского ратмана Томаса Рамма – именно ему с правом наследования по мужской линии шведский король Густав Адольф в 1622 году подарил большую часть некогда монастырских угодий и построек. Монарший подарок пришелся настолько по вкусу рижанину, что он вместе с родными и домочадцами окончательно переселился в Эстляндию. И незамедлительно приступил к перестройке бывшей монашеской обители в барочный дворец, достойный возведенной в 1624 году в дворянское сословие фамилии.

Широкие окна, барочная лепнина, изразцовые печи на голландский манер – трудно поверить в существование всего этого великолепия, бродя средь сложенных из плитняка руин. Увы, резиденция семейства фон Раммов просуществовала лишь до 1766 года: вспыхнувший от молнии пожар уничтожил любой намек на «дворцовый» период в биографии Падизе. Сложно сказать, связывали ли современники это событие с гневом небес, отомстивших тому, кто некогда дерзнул перестроить дом Божий в дом собственный, но недаром же призрак, бродящий якобы и по сей день по сумрачным коридором бывшего монастыря-дворца, откликается на имя Томас – не отголосок ли это памяти о Томасе фон Рамме?

С семейством фон Раммов связана еще одна колоритная легенда. Рассказывают, что занятый возведением укреплений Рогервика Петр I решил заехать инкогнито к падизескому помещику: благо, недалеко – крыши нынешнего Палдиски различимы с монастырской башни. Прибыл Петр под видом офицера, решившего приобрести провиант для солдат-строителей. На требование продать пшено незнакомцу-московиту фон Рамм ответил категорическим отказом. Тогда, не долго думая, темпераментный монарх выхватил палку и стал «угощать» ей спину несговорчивого барона. Поняв, кому он посмел отказать, помещик взмолился о пощаде, закричав, что их императорское величество не так поняли его слова: он, дескать, не хотел продавать пшено потому, что всегда мечтал подарить его любимому самодержцу… Так оно было или нет – дело темное. Но «ту самую» дубовую трость, якобы принадлежавшую некогда Петру, показывали посетителям мызы Падизе еще в начале прошлого столетия.

Временное и постоянное

После того, как руины монастырского комплекса досконально облазаны, а на живописные изгибы речушки Пакри израсходовано бесчисленное количество фотокадров, самое время, казалось бы, вернуться в Таллинн. Однако те, кто решит проехать в сторону Хаапсалу дополнительные километров десять, будут вознаграждены сполна. Здесь, в поселке Харью-Ристи, находится одна из самых оригинальных сельских церквей Эстонии.

Необычна, прежде всего, ее башня – где-то до половины она тривиально-четырехугольна, но на уровне церковных сводов неожиданно превращается в круглую. Это могло бы показаться оригинальным уже само по себе, если бы спустя еще полдесятка метров цилиндр не приобретал форму полукруга – словно кто-то неведомый взял да и разрезал колокольню «пополам», утащив половину невесть куда. Если верить легендам, в деле был замешан Нечистый, историки склоняются к мысли, что часть башни обрушилась во время войн XVII столетия и была не восстановлена, а лишь «временно законсервирована». Если принять их версию, то лучшего подтверждения тому, что нет ничего более постоянного, чем временное, пожалуй, не сыскать…

Впрочем, церковь в Харью-Ристи примечательна не только своей «половинчатой» звонницей. Стоит обойти ее по кругу, чтобы обнаружить в одной из наружных стен зияющий проем – не свидетельство небрежности строителей, а средневековая «модель» гроба Господня, иерусалимской пещеры, в которой было захоронено снятое с креста тело Иисуса. Чтобы обнаружить остатки наружной кафедры, в церковь, посвященную святому Кресту, приходили паломники не только из окрестных сел, но и из далеких от Ливонии земель. И чтобы, обойдя все здание вокруг, вновь войти под стрельчатый портал главного входа и поймать на себе взгляд каменной маски полутысячелетней давности. Кто он, этот древний бородатый лик? Иоанн Креститель? Основатель ордена цистерцианцав Бернар Клервоский? Безвестный проповедник-цистерцианец? Пожертвовавший на строительство церкви щедрый донатор? Окрестный крестьянин?

Каменные уста молчат. Над белоснежной звонницей беззвучно плывут белые башни облаков. Край цистерцианцев ждет тех, кто готов соприкоснуться с его немногословной красотой и богатым событиями, именами и датами прошлым.

Йосеф Кац

«Молодёжь Эстонии»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Барон Александр фон дер Пален и служащие Балтийской железной дороги на перроне вокзала в Ревеле. Снимок 1870-ых годов.

«Балтийская железная дорога, наше выстраданное дитя»

Первый пассажирский поезд из тогдашней столицы Российской империи в нынешнюю столицу Эстонской Республики прибыл ровно сто пятьдесят лет тому назад. Перестук ...

Читать дальше...

В галерее Русского театра Эстонии, проходит юбилейная художественная выставка «Осень №55»

Автор работ, признанный у нас и далеко за рубежом, талантливый художник, Сергей Волочаев. Картины изумляют идеями, подходом и различными техниками. Представлены ...

Читать дальше...

Дом Иосифа Копфа на углу Пикк и Хобузепеа и портрет его владельца на золотой брошке.

Ревельский ювелир Иосиф Копф: золотых дел мастер

Девяносто лет назад Таллинн прощался с Иосифом Копфом - человеком, еще при жизни сумевшим стать, выражаясь современным языком, «коммерческим брендом». Георг ...

Читать дальше...

Директор Таллиннского Городского архива в 1989-1996 гг. Ю. Кивимяэ демонстрирует грамоту XV века - одну из многих, вернувшихся в родной город. Снимок из газеты «Советская Эстония».

Исток таллиннской историографии: возвращение Городского архива

Ровно тридцать лет тому назад история столицы вновь стала длиннее почти на восемь столетий: в Таллинн вернулись фонды Городского архива. Его ...

Читать дальше...

Катастрофа с девятью погибшими на Балтийском вокзале

Самая тяжелая авария в истории эстонских железных дорог произошла 40 лет назад, в первую субботу октября. Поезда приближались друг к другу ...

Читать дальше...

Как закончилась сказка про Гэдээр

Падение Берлинской стены стало в СССР шоком для многих взрослых, а для некоторых детей - первым столкновением с ложью. "Гэдээр" ...

Читать дальше...

Сто сорок лет назад городская стена Ревеля нуждалась если не в реставрации, то в консервации - как минимум.

Семь веков на страже города Таллина: летопись крепостной стены

У одного из узнаваемых символов таллиннского Старого города - солидный юбилей: с начала строительства крепостной стены вокруг средневекового ядра нынешней ...

Читать дальше...

Здание Немецкой реальной школы непосредственно после постройки.

Школа на улице Луйзе: реквием по утраченному

Здание Немецкого реального училища, некогда признававшееся идеалом и образцом для аналогичных построек, возродившееся после войны в ином облике, безвозвратно утрачено ...

Читать дальше...

Домский, он же Длинный мост на рисунке Карла Буддеуса, середина XIX века.

Тоомпеаский, Каменный, Пиритаский: мосты над водами Таллинна

Даже без учета виадуков и путепроводов, семейство таллиннских мостов – достаточно многочисленное. А главное – способное поведать о себе немало ...

Читать дальше...

Вариант развития мемориального ансамбля на Маарьямяги по версии середины шестидесятых…

Памятник двадцатому веку: ансамбль на Маарьямяги

Мемориальный комплекс на Маарьямяги давно уже стал памятником не конкретным событиям или лицам, а всему, что произошло с Эстонией на ...

Читать дальше...

Ворота в конце улицы Трепи на довоенных открытках встречаются часто, но топоним «Ныэласильм» конкретно к ним еще не применялся.

Головы, ноги, чрево и горб: анатомия таллиннских улиц.

Географические названия, щедро рассыпанные по карте Таллинна, позволяют читать ее почти как… анатомический атлас. Уподобить город человеческому организму впервые предложили пионеры ...

Читать дальше...

Портреты павших в сражении 11 сентября 1560 года горожан и старейшее изображение Таллинна на эпитафии Братства черноголовых.

Восемь столетий Таллинна: век XVI век, пора рефлексий

Непростой во всех отношениях XVI век подарил Таллинну первые портреты города и его жителей, первый памятник, а также один из ...

Читать дальше...

То, чего не было в реальности: «Потопление финского броненосца «Вяйнемяйнен» на советском плакате.

Разрушители мифов: охота за «Вяйнемейненом»

В биографии одного из самых неуловимых военных кораблей Второй мировой войны — финского броненосца береговой обороны «Вянемейнен» — нашлось место ...

Читать дальше...

Гостиничный комплекс «Пеолео» в день своего открытия.

Иволга на обочине шоссе: мотель и кемпинг «Пеолео»

Первая ласточка – вернее, пожалуй, было бы сказать «первая иволга» – частного гостиничного бизнеса современной Эстонии «свила гнездо» тридцать лет ...

Читать дальше...

Флагман Эстонского морского пароходства «Георг Отс». Открытка восьмидесятых годов прошлого века.

Белоснежный красавец-теплоход: легендарный «Георг Отс»

Ровно сорок лет тому назад северный сосед стал ближе: в июне 1980 года на линию Таллинн-Хельсинки вышел, без преувеличения, легендарный ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
В Домском соборе /Доминиканской церкви/ похоронен мореплаватель Крузенштерн. А еще там есть "Плита счастья". Если стоя на ней загадать желание оно обязательно сбудется. И находится она недалеко от входа. Может это и есть «надгробие» неисправимого таллинского Дон Жуана!?
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!