Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
“… У этого города двойной герб, и именно один, на коем изображены три синих бегущих коронованных льва на желтом поле и на месте шлема — коронованная дева, другой же — белый крест на красном фоне и на месте шлема — лик коронованной девы. Первый герб магистрат использует на своей печати, второй же — городские низовые суды и гильдии. По историческим сведениям, город получил оба герба… сразу же во время своего основания от королей Дании, и они сей же день используются таким образом”. Так ответила Ревельская ратуша в 1784 году на запрос из Петербурга, вопрос был задан не из простого любопытства. В 1788 году Екатерина Вторая утвердила представление Сената о гербах городов Прибалтийских и некоторых других губерний.
Ложное может выступить
в бесконечных сочетаниях,
истина же существует лишь в одном виде.
Жан-Жак Руссо
За каждым — история людей
Гербы как эмблемы и отличительные знаки известны с глубокой древности. Уже в третьем тысячелетии до н.э. существовала эмблема шумерского государства — орел с львиной головой, известны символы — Египта — змея, Персии — орел, Афин — сова, коронованный лев — Армении, двуглавый орел — Византии. Такие символы возникли в начале ХII века как средство обозначения европейского средневекового рыцаря, облаченного в доспехи и с опущенным забралом, чтобы опознать соратника и врага… Символы стали писать на щитах, плащах без рукавов, чтобы были свободны руки с оружием. Так стали называть “плащ на оружии”, потом единым английским словом “arms” — “оружие”. Первым гербом в Европе считается упомянутый в 1127 году герб на щите Жоффруа, графа Анжуйского. Право на такой знак имели только влиятельные особы, имевшие собственные свиты. Простые же рыцари носили гладкие щиты с гербом того, у кого они служили. В конце ХIII столетия все рыцари получили собственные гербы. Вот тогда-то возникла геральдика — наука о гербах, возникла она в ходе Крестовых походов.
Распространению геральдики способствовали рыцарские турниры для практики в конном сражении, турнир стал увлекательным спектаклем Средних веков. Турниры распространили моду на эмблемы не только на щитах и плащах, но и на шлемах, знаменах и одеянии лошадей. Тогда был создан порядок организации рыцарских турниров, когда герольд (церемониймейстер при дворах королей и крупных феодалов, распорядитель на торжествах турниров) оглашал перед началом турнира содержание герба рыцаря в доказательство его права на участие в сражении.
Закованные в металлические доспехи рыцари при помощи гербов сообщали о себе, о том, что считали наиболее важным и достойным. Герольд определял по гербу знатность, состояние и личные качества владельца, владетельные права, сведения о наградах, участиях в Крестовых походах.
Язык геральдики
Форма и цвет щита, изображения, детали, их размещение — все имело символическое значение. Золото — богатство, серебро — чистота, ясность, красный цвет — мужество, храбрость, синий — красота и величие, зеленый — надежда и изобилие, пурпур — достоинство, черный — благоразумие. Животные: лев — сила, леопард — храбрость, орел — власть, медведь — предусмотрительность и сила, конь совмещал силу льва, зрение орла, быстроту оленя, хитрость лисицы, райская птица — тщеславие. Деревья: лавровый лист — твердость, дуб — крепость, олива — мир. Рука с мечом или луком — смелость, рука из облака с указующим перстом — верность. На гербах изображали мечи, тюрбаны, плащи… И все имеют символическое значение. Например, разорванный плащ — свидетельство участия в Крестовом походе владельца герба или его предков.
Главные элементы герба — детали экипировки рыцаря, в которых он принимает участие в сражении или турнире: щит, шлем, одеяния, “крест” и “гирлянда”. Главный элемент — щит. На протяжении столетий он использовался для защиты и демонстрация символов. В ХIII- ХIV веках шлем был только с конической металлической полоской, прикрывавшей нос, а с конца XV столетия шлемы полностью закрывали голову рыцаря. Со временем он стал зависеть от ранга лица. Шлем короля или принца был золотым, пэра — серебряным, барона — стальным.
Нередко содержался намек на фамилию владельца. Среди более ста гербов на стенах Таллиннского Домского собора есть герб, на центральном щите которого изображена гряда гор и над ней золотая звезда. По-немецки звезда — STERN и гора — BERG. Владелeц — Штернберг, точнее — Унгeрн-Штернберг. Один из представителей этого семейства барон Вольдемар-Фридрих Штернберг писал в начале ХIХ века о местных крестьянах, что “…им свойственна лень, непослушание, разнузданность и бунтарство”. И по его мнению “… самым верным средством против всех опасностей является картечь”.
Часть реставрированных гербов находится в экспозиции Музея Нигулисте, среди них герб, на щите которого в левой части (в геральдике стороны определяются от лица, несущего герб) изображен кабан под деревом. Кабан по-немецки EBER, щит — SCHILD. Фамилия владельца — Эбершильд. Самый незнатный и один из самых значительных людей, чьи гербы и в Домской церкви, и в Нигулисте. Рижский бюргер был шведским торговым представителем в Новгороде, в середине ХVII века, в 1660 году — резидентом в Москве, а затем чрезвычайным послом Шведского королевства в России. Он покинул Москву в 1672 году, не ведая, что родившийся в мае того года сын царя Алексея Михайловича — Петр будет победителем его будущего короля Карла ХII, от имени которого Государственный совет Швеции пожаловал Эбершильду дворянство и герб.
Предки многих из владельцев пышных гербов были когда-то простыми бюргерами или даже крестьянами. У французского поэта Ж.П. Беранже есть острое стихотворение “Маркиз де Караба”, а в нем такие строки:
Идет молва, что род мой гол,
Что прадед мой был мукомол…
Клянусь, по линии прямой
Пипин Короткий предок мой,
И этот герб — свидетель в том,
Насколько стар наш славный дом.
И это неважно, что король франков Пипин Короткий III жил в VIII веке, главное, что от него можно придумать родословную.
С начала ХV века владение гербами распространилось на богатых купцов, аббатов, священников, стряпчих… Сегодня в зависимости от имени во многих государствах за заслуги (или деньги) можно получить грамоту, дающую право иметь герб.
Памятники истории и искусства
Чтобы прочитать каждый из гербов, нужно знать огромное количество правил, значений, символов. Это дело ученых-специалистов. Геральдика сегодня — вспомогательная историческая наука. Благодаря знанию гербов можно установить подлинность и принадлежность, авторство и датировку произведений искусства, место и время исторических событий и многое другое. Мы же ограничимся тем, что вспомним еще раз — гербы эти принадлежали людям очень разным по делам, иные оставили славные имена, но другие иногда сохранили о себе недобрую память Разглядывая знаки родов на гербах Домской церкви, мы встречаем немало славных имен мореплавателей, путешественников, ученых, героев, полководцев. Но были здесь и пираты, разбойники, развратники, жестокие феодалы…
Сегодня до наших дней сохранились на стенах Домской церкви сто восемь гербов, есть они и в таллиннских церквях Пюхавайму и Нигулисте (ныне музей Средневекового искусства). Почему эти саркофаги, гербы, эпитафии оказались в таллиннских храмах?
Говорят, что благими намерениями устлана дорога в ад, но ведь бывает и наоборот, когда далеко не благовидные поступки и побуждения рождали истинные ценности.
Тщеславие. Это хорошо или плохо? Скорее всего, все-таки плохо. В словаре русского языка Сергей Иванович Ожегов дает этому слову такое толкование: “кичливое высокомерие”. Однако благодаря тщеславию мы получили в наследство удивительную, если хотите, уникальную коллекцию гербов и эпитафий (надгробных надписей) около ста пятидесяти местных дворян. За каждым — история людей многих поколений, каждый — произведение искусства, высокого мастерства местных резчиков, художников, позолотчиков. Почти все ревельские гербы созданы в ХVIII веке, после пожара 1684г. в Ревеле в мастерской Христиана Аккермана.
Лев Лившиц
«Молодёжь Эстонии»
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.