Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Проходя по улице Мюнди на Ратушную площадь, давно обратил внимание, что в светлые дни по утрам солнце освещает фигуру “Старого Тоомаса”, а в вечернюю пору любуюсь ажурным флюгером на западном фронтоне Ратуши. Особенно красивы они, когда лихо разворачивает их от порывов сильного ветра. Ветер, он что?
«Мачты устроив и снова подняв
Сели, они понеслись, повинуясь
кормилу и ветру».
Гомер. Одиссея, песнь 1
Зло или благо?
Великий Гомер назвал ветер “путеводным дыханием”. И для ганзейского Ревеля (Таллинна), богатство которого зиждилось на морской торговле, знание, куда, когда и как дует ветер, имело первейшее значение, а направление и силу его могли подсказать или дым, или флажок. На старинных гравюрах видны развевающиеся на мачтах судов флаги и вымпелы. Наряду с матерчатыми встречаются и металлические флажки, похожие на маленькие крылья. Само слово “флюгер” от немецкого “флюге” — крыло.
Не только на судах, но и на жилых домах, на церквах, зданиях гильдий и многочисленных башнях крепостной стены вертелись и поблескивали позолотой флюгеры. Каждый житель такого приморского города, как Таллинн, хотел знать, откуда сегодня дует ветер, от этого во многом зависело его благосостояние. Купцы отправляли свои суда с товарами или ждали их прибытия из далеких и близких стран с солью из устья Гаронны, металлом из Швеции, русскими мехами… На гравюре Ревеля 1706 года видны флюгеры на всех башнях города, включая Длинный Герман, на всех шпилях храмов и Ратуши.
Среди разнообразных мотивов оформления флюгеров петух занимает особое место. Для этого подходили высокие церковные башни со шпилями, они доминировали над окружающими строениями. И как раз церковные флюгеры по всей Европе чаще всего сделаны в виде петухов. И все-таки, почему именно петух? Он издревле считался символом бдительности. Его не застанешь врасплох, он всегда на посту, с рассвета до заката. Во многих народных сказаниях говорится о том, что пение петуха кладет конец полночной власти привидений, возвещает приход нового дня. Его пение отгоняет злых духов. Петух — “птица света”, в средние века его изображали на обложках азбук.
В Эстонии флюгеры с петухами можно видеть на многих церковных башнях, но в Таллинне сохранился старинный петух на здании церкви при бывшей богадельне на Тартуском шоссе, 16 (ныне Армянская апостольская церковь св.Георгия). До пожара 1820 года стояли флюгеры-петухи на шпилях церкви Олевисте. Во время пожара все пять петухов начали вертеться. И хотя причиной тому были горячие потоки воздуха, народ был в ужасе, объясняя это вмешательством дьявольских сил. Император Николай I выделил средства на восстановление этой церкви, но при условии увенчать шпили крестами вместо петухов.
Врач Ктезиас и «индийский осел»
Кроме петухов в средние века был популярен мотив “единорога”. Такой флюгер можно увидеть на доме № 16 на улице Вене. Интересно, откуда на севере Европы изображение этого фантастического животного? Первые сведения о “единороге” сообщает греческий врач и писатель Ктезиас, который в 1 веке до н.э. был в плену в Персии и там слышал рассказы об индийских носорогах. Описываемый им “индийский осел” имел тело белого цвета, пурпурную голову, темно-синие глаза и длинный трехцветный рог на лбу. Две с лишним тысячи лет назад верили самым невероятным рассказам. Впрочем, и в наше время люди готовы верить чудесам.
Кроме позолоченных шаров, флажков, петухов и “единорогов” флюгеры украшали металлические спирали. Из них создавали простой, но гармоничный и ажурный орнамент. К этому добавляли выкованные цветы, листья и другие рельефные детали. Отдельные флюгеры держали высеченные из камня фигуры стилизованных львов. Некоторые из них сохранились на западном фронтоне Ратуши, на южной стороне часовни святого Антония церкви Нигулисте… В средние века лев был символом силы. Ему приписывались магические качества хранителя и защитника. Изображение льва (вернее — леопарда) уже в конце ХIII века известно как самый ранний геральдический мотив в печати Ревеля (Таллинна) и в течение столетий сохраняется в гербе города.
Некоторые флюгеры украшали инициалы владельцев домов, на которых они были установлены, и даты изготовления. Один из сохранившихся самых старых флюгеров с инициалом HVL находился на доме № 10 на улице Сауна. Сейчас он в коллекции Исторического музея, он принадлежал Хинриху ван Лоонее. Был он членом Братства черноголовых, затем женился, купил в 1597 году дом на улице Сауна, был ратманом и бургомистром. Флюгер с инициалами IH на здании во дворе дома № 15 на улице Пикк принадлежал некоему Иоханну Хакесу, который купил дом в 1636 году, по-видимому, выстроил на своем участке во дворе новое здание и заказал кузнецу флюгер необычной конструкции — он вращался на своеобразном “подшипнике”.
Еще один интересный флюгер с датой 1666. Инициалы принадлежали ревельскому бюргеру Герману цур Мюллену. В городской книге записей недвижимости имущества он фигурирует как человек, который часто покупал и продавал дома и земельные участки за пределами крепостной стены. Так что был он предтечей современных бюро недвижимости. Сегодня этот флюгер, сделанный более 340 лет назад, можно увидеть, не поднимая головы, на крыльце дома № 6 на улице Кохту.
Львы, “единороги”, драконы, всадники, русалки и всевозможные флажки, шары, спирали, инициалы, даты — мотивы живописных флюгеров, они не только служили людям, но и украшали города, дома. В средневековом Ревеле многочисленные блестящие с позолотой флюгеры на фоне не всегда ясного неба Балтики, несомненно, были живописны. И как тут не вспомнить о главном флюгере города — “Старом Тоомасе”! Эта фигура воина в каске и с мечом на шпиле Таллиннской Ратуши не только старейший флюгер — 1530 года, — но и своеобразный символ нашего города.
«Эгле — королева ужей»
В начале ХIХ столетия появились новые формы и декоративные приемы в архитектуре Таллинна, в результате кованые изделия потеряли свою привлекательность. Много лет проработавший городским архивариусом Г.Хансон, рассказывая в своих воспоминаниях, опубликованных в 1877 году, пишет, что “…уже в годы моей молодости — в 30-е годы ХIХ века — почтенные старые флюгеры были порядком тронуты ржавчиной, покосились. Повинуясь дующим в приморском городе сильным ветрам, они все еще вертелись, но словно нехотя. Скрипели иногда пронзительно, иногда весьма мелодично, и их элегические голоса разносились далеко”. Украшения флюгерами стали вновь применять в конце ХIХ столетия, когда появилась мода на новые исторические стили, и в унылом существовании флюгеров наступили перемены. Заново была открыта их живописная прелесть.
Пришло время, и в пределах крепостных стен разрушали старые жилые дома, на их месте возводили новые, более благоустроенные, но нарушавшие готический облик Старого города. В какой-то мере это компенсировала ожившая в 70-х годах ХIХ века традиция украшать здания коваными деталями и флюгерами, например, как на здании на улице Уус, 2, изображающий полумесяц, похожий на профиль сатира и голову человека, глотающего языки пламени. Появились новые флюгеры и в ХХ столетии. В 1980 году установлены два флюгера на отреставрированном здании Дома кино. Они удивительно гармонируют с причудливыми формами здания, построенного архитектором Шортом в конце ХIХ века.
Но самые красивые украшения художественной ковки на здании посольства Литовской Республики (Уус, 15). Изящный флюгер с птицей на вершине, дверные молотки, ограда лестницы, тонкий, как кружево, объемный орнамент, кронштейны по углам здания, поддерживающие медные водостоки. О них стоит сказать особо. Есть литовская легенда “Эгле — королева ужей”. О прекрасной девушке, ставшей женой короля ужей, об их трех сыновьях и дочери Осине. Из-за предательства Осины погиб король ужей, и Эгле превратила сыновей в три дерева — дуб, ясень и березу (в лит. языке это дерево муж. рода), а дочь в трясущуюся осину, сама же Эгле стала елью. Так эти деревья появились в литовских лесах.
Старые флюгеры можно увидеть не только на крышах, но и во дворе дома на улице Кохту, 6, на крыльце здания президиума Академии наук Эстонии стоят два старинных флюгера ХVII столетия. Эти “стерегущие ветра” посланцы древности спустились с крыши поближе к людям.
Если вы любите свой город, не поленитесь пройтись по улице Уус и улице Кохту на Вышгород, к старым флюгерам. Сходите, право — не пожалеете…
«Молодёжь Эстонии»
Лев Лившиц
Related posts
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.