А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
В 1872 году генерал-губернатор Эстляндии князь Шаховской приказал официально зафиксировать названия всех ревельских улиц на трех местных языках, но при переводах возникло немало недоразумений. Узкий переулок между улицами Пикк и Лай на нижненемецком языке в течение веков называли Spukstrasse, что можно перевести как улица привидений. Наверняка в народном обиходе появилось как следствие какой-то легенды о средневековом барабашке, который появлялся в одном из домов на этой сумрачной улице. 3 февраля 1872 года магистрат утвердил немецкое название, однако при переводе на русский язык не нашел подходящего слова и предложил назвать “Шпуковская”. Получилось не очень благозвучно, и князь Шаховской не согласился и предложил свой вариант - “Нечистая улица”. Это не устроило магистрат и домовладельцев, так как “нечистая” могла быть понятой, как просто грязная. В конце концов назвали улицу Вайму (Духов), так она нынче и называется, хотя с 1950 по 1992 год ее называли Вана (Старая).
Хроники Таллина
Говорят так:
Раз в год из заброшенного колодца в центре Таллинна выходит водяной и задает первому встречному вопрос: "Достроен ли город?" И если хоть кто-то ответит: "Да", случится беда -- водяной затопит всю местность. Поэтому горожане из века в век твердят одно: старый Таллинн будет достраиваться вечно.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1299 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Одним из первых инициаторов Монумента Свободы  был – Адамс Адамсон, который сразу после окончания Освободительной войны, в 1919-1921 годах, соорудил и предложил на рассмотрение свой проект.  Адамс, это вовсе не тот, что питался яблоками с запретных деревьев. Адамса Адамсона мы знаем и любим за памятник – Русалка.

Монумент, немного пирамидальной формы. На конце возвышается Калевипоег, поражающий мечем злого черта. По бокам пирамиды два всадника Лембит и Лайдонер.

Интересна символическая постановка вопроса, где вся символика завязана на двух исторических фигурах.   Специалисты утверждают, что Адамсон проектировал свой монумент ещё до Первой Мирвой войны. В 1896 году он создал похожую модель – Калевипоэг и старый черт. Кое-кто считает, она могла лечь в основание Монумента свободы. Проект Адамсона был отклонён комиссией.

Первый открытый конкурс провели только в 1931 году. Из пяти работ жюри признало лучшей работу архитекторов Эльмара Лохки и Эдгара Куусика «Pro Patria». Однако лучшая по меркам жюри, работа заняла только 2 место. Не парадокс?

Жюри, куда входили вся элита, от самого Лайдонера,  до архитектора  Хаберманна признали «Pro Patria» — лучшей работой. По задумке на Ингерманландский бастион (рядом с Кик ин де Кёк) надо было немедленно поставить комплекс из ворот славы, кучи арок, украшенных колон и каких-то столбиков, чего-то ещё. Одним словом авторы уверяли, что  монумент будет великолепно вписан в композицию.   Комиссия склонялась к решению по данному проекту! Рядом предлагалось воздвигнуть музей Освободительной войны. Тем не менее жюри в ходе обсуждений эту работу не приняло. Как не приняло никакую другую работу. Первое место никому не  досталось.

В 1932 году на первый план выдвинулось два проекта, вызвавшего ожесточенные споры между их сподвижниками. Авторами одного из них, как и в старые добрые времена, выступили Лохк и Куусик, однако их новая работа не имела ничего общего с «Pro Patria». По новой задумке, по центру площади свободы нужно было немедленно вытесать остроконечный обелиск 35 метров в высоту. Вокруг него, на небольшом цоколе предполагалось поставить 4 женских фигуры.

 

С этим проектом конкурировал молодой архитектор Карл Лююс. Его монумент свободы был не просто монумент, а вдобавок дипломной работой для техникума, где он только что отучился. Проект монумента Карла Лююса, предполагал высоту в 65 метров, против 35 метров, проекта Лохка и Куусика. 

Согласно плану Карла Лююса, на Ингерманландском бастионе, нужно было немедленно соорудить гигантообразный столбец, основанием которого были бы 11 блоков поставленных в круг. Блоки бы символизировали 11 уездов Эстонии. На каждом блоке герб уезда, а также имена изображения древних героев, список деятелей культуры и бюсты.

На основании же предполагалось нарисовать герб Эстонии, манифест независимости и изображения хода Освободительной войны. На острие столба стояла бы фигура из трех человек. В руках у них был бы венок победы. Монумент, предполагалось  освещать ночью, а рядом построить музей Освободительной войны. Монумент должен был быть виден с моря, с Ласнамяе, а также из Кадриорга.

Однако нашлись и противники данного проекта. Архитектор Йохан Острат крайне резко раскритиковал проект Лююса. Прежде всего, раскритиковал он задумку ставить монумент на горку Харью (Ингерманландский бастион). Для этого пришлось бы основательно укрепить почву, то есть перерыть всю горку и вбухать кучу денег. Хотя и на этой горке монумент не переплюнул бы в высоту церкви Олевисте. Что не удивительно, не переплюнула Олевисте, пока что ни одна из новомодных таллиннских высоток. Йохан Острат разразился целой чередой критических эпитетов, общей смысл которых заключался в следующей мысли: Зачем строить большое, когда можно построить небольшое. То есть… Острат обвинил Лююса в стремлении к размерам, что, по его мнению – прямая дорога к безвкусию.

В противовес Лююсику, хвалил Острат работу наших старых друзей – Лохка и Кусика, сравнивая её с работой монументом свободы латышей. Латышский вариант, надо отметить, понравился всем. Острат считал, что правильный монумент свободы сможет построить только современный художник, пользуясь современным языком искусства. Острат перевернулся бы в гробу, увидев сегодняшний современный вариант  творцов модернистов.

Пока наша элита спорила, ловкие финны поставили у себя импозантный дом парламента, в качестве памятника свободе. Латыши не церемонясь соорудили колоннаду со статуей свободы и золотой звездой. Саму колоннаду окружает стая бородатых мужиков с вилами и лопатами. Одним словом связь со стариной на лицо.

В 1933 году, комиссия решила выбрать проект Лохка и Кусика. Однако уже в 1934 все переменилось. К власти пришел авторитарный Пятс, запретив все партии кроме своей. Соответственно, памятник свободе, он тоже хотел поставить свой. Поэтому в 1937 году был организован новый конкурс талантов. Конкурс выиграл амбициозный проект Алара Котли и Эрнста Кеса.

Этот проект превосходит  даже самые смелые мечты Эдгара Сависаара. Согласно нему, площадь Свободы нужно было немедленно очистить от всего ненужного. А вместо Яновой церкви установить дом правительства.  Перед зданием, предполагалось построить колоннаду. На верхушке колоннады коня, а на коня всадника. Пятс поставил точку на любых пересмотрах и монументу назначили срок: 25 годовщину республики, то есть 1943 год.

Планам Пятса не суждено было сбыться. Новое руководство, а конкретно Йоханнес Варес-Барбарус собранные на монумент деньги (569 000 крон) направил на постройку Народного культурного дома всех трудящихся, чтобы таким образом отметить присоединение к СССР. Здание до сих пор стоит на улице Сакала. Сегодня там сидит Министерство обороны, которое уже сегодня… в который раз пытается поставить новый монумент свободе.

 

Конкурсная работа Антона Соанса 1937 г

Конкурсная работа Алара Котли 1931

Эдгар Куусик «Võidukaar» 1927

Написано на основе статьи Ало Лыхмуса: «История Монумента Свободы», автором сайта http://drive-alienn.livejournal.com, и подредактировано проектом «Переулки Городских Легенд»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

Сцена из второго акта современной постановки «Верной Аргении». 2011 год.

«Верная Аргения» в зале Большой гильдии

Триста сорок лет тому назад – в ноябре 1680 года – таллиннцы впервые познакомились с оперным искусством. Событие, вне сомнения, примечательное, ...

Читать дальше...

Одна из самых знаменитых работ Кристиана Акерманна - алтарь таллиннского Домского собора в реставрационных лесах во время подготовки к нынешней выставке.

Вспоминая «ревельского Фидия»: скульптор Кристиан Акерманн

Выставка работ одного из самых ярких и талантливых таллиннских мастеров скульптуры эпохи Барокко и его современников открылась в минувшую пятницу ...

Читать дальше...

«Косуля» у подножья Тоомпеа в сквере на улице Нунне – неизменная классика с 1930 года.

«Косуля» Яана Коорта – знакомая и незнакомая косуля

Одна из самых популярных у таллиннцев и гостей города скульптура появилась в городском пространстве столицы ровно девяносто лет тому назад. В ...

Читать дальше...

Здание нынешней Таллиннской музыкальной школы за минувший век не изменилось – чего нельзя сказать о его окрестностях.

Сто двадцать лет истории: особняк музыкальной школы

Запланированная реставрация вернет одному из примечательных зданий в ансамбле застройки Нарвского шоссе былой блеск, а работающей в нем Таллиннской музыкальной ...

Читать дальше...

Барон Александр фон дер Пален и служащие Балтийской железной дороги на перроне вокзала в Ревеле. Снимок 1870-ых годов.

«Балтийская железная дорога, наше выстраданное дитя»

Первый пассажирский поезд из тогдашней столицы Российской империи в нынешнюю столицу Эстонской Республики прибыл ровно сто пятьдесят лет тому назад. Перестук ...

Читать дальше...

В галерее Русского театра Эстонии, проходит юбилейная художественная выставка «Осень №55»

Автор работ, признанный у нас и далеко за рубежом, талантливый художник, Сергей Волочаев. Картины изумляют идеями, подходом и различными техниками. Представлены ...

Читать дальше...

Дом Иосифа Копфа на углу Пикк и Хобузепеа и портрет его владельца на золотой брошке.

Ревельский ювелир Иосиф Копф: золотых дел мастер

Девяносто лет назад Таллинн прощался с Иосифом Копфом - человеком, еще при жизни сумевшим стать, выражаясь современным языком, «коммерческим брендом». Георг ...

Читать дальше...

Директор Таллиннского Городского архива в 1989-1996 гг. Ю. Кивимяэ демонстрирует грамоту XV века - одну из многих, вернувшихся в родной город. Снимок из газеты «Советская Эстония».

Исток таллиннской историографии: возвращение Городского архива

Ровно тридцать лет тому назад история столицы вновь стала длиннее почти на восемь столетий: в Таллинн вернулись фонды Городского архива. Его ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Когда и где начали чеканить в Таллинне монеты? Первое упоминание об этом относится к 1265 году. Древнейший монетный двор находился на Ратаскаэву, на месте современного дома № 6 (напротив ресторана “Ду-Норд”). Там чеканили те самые маленькие и тоненькие “сковородки”. Второй монетный двор возник в последней четверти ХIV века между улицами Дункри и Нигулисте. Чеканили серебряные артинги, впоследствии их стали называть шиллингами. Шиллинги наряду с пфеннигами были основными монетами, выпускавшимися в ХV - ХVIII веках на территории Эстонии. Был в Таллинне и третий монетный двор - на улице Вене. Он работал с 1422 по 1692 год. Многие монеты получили названия от изображения на лицевой стороне - аверсе - герба государства или короны сюзерена (государь). Происхождение кроны от основного значения слова - корона. И сегодня на аверсе эстонской кроны герб с тремя леопардами.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!