А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет. Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От ворот Виру остались только башенки.
Хроники Таллина
Говорят так:
В Домском соборе /Доминиканской церкви/ похоронен мореплаватель Крузенштерн. А еще там есть "Плита счастья". Если стоя на ней загадать желание оно обязательно сбудется. И находится она недалеко от входа. Может это и есть «надгробие» неисправимого таллинского Дон Жуана!?
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1307 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Здание церкви Нигулисте стоит на улице Рюйтли, далее ее продолжение — ул. Ратаскаэву, дом № 20. Еще в 1999 году это здание было узнаваемо по оригинальному барельефу, посвященному художнику Михкелю Зиттову. После “реставрации” барельеф исчез, а между тем об этом доме, людях, живших в нем в течение столетий, стоит рассказать.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Николай Заболоцкий

“Путь на Голгофу”

амятная плита создана Михкелем Зиттовым в память о своем друге, городском враче Балливи, который вместе со своим семейством в 1520 году умер от чумы. Вокруг скелета - символа смерти - оригинальная надпись: “Я умер дважды десять в 1500 году с женой и дважды двое детей”.

амятная плита создана Михкелем Зиттовым в память о своем друге, городском враче Балливи, который вместе со своим семейством в 1520 году умер от чумы. Вокруг скелета — символа смерти — оригинальная надпись: “Я умер дважды десять в 1500 году с женой и дважды двое детей”.

Мы часто не дорожим и нашим культурным наследием. Тридцать девять лет назад забыли о пятисотлетии со дня рождения одного из известных мастеров эпохи Возрождения, таллиннском живописце Михкеле Зиттове. Он родился в Ревеле (так тогда называли наш город) в 1469 году, здесь же умер в 1525-м. Значит, в будущем, 2009 году, исполнится 540 лет с того дня, как будущий большой художник увидел свет. Но никто о нем в 1969 году не вспомнил. О юбилее Братства черноголовых, обществе холостых немецких купцов, вспомнили, а о мастере, чьи работы украшают музеи многих стран мира, — Михкеле Зиттове забыли!

В одном из залов Музея изобразительного искусства имени А.С.Пушкина, что на улице Волхонка в Москве, висит картина, небольшая по размеру, но очень заметная среди других в зале, где экспонированы произведения художников Северной Германии ХV-XVI веков. Называется картина “Путь на Голгофу”. На фоне голубого ясного неба у бурой скалы через все полотно протянулась процессия. В центре Иисус Христос, несущий большой тяжелый крест, в окружении римских воинов и народа. Одни смотрят на несчастного с жалостью, другие — брезгливо или с ненавистью. В конце процессии и немного в отдалении всадник на белом коне и в богатом наряде. Нет сомнения, этот всадник — донатор (заказчик картины), перед ним священник в красивой рясе, говорит ему о чем-то, сложив пальцы в колечко.

— Кто он, этот всадник? Ответ на вопрос дал бы точное время написания картины, которая по своим художественным достоинствам — одна из лучших в зале московского музея, где выставлены полотна многих прославленных художников того времени. Картина очень живописна, с тонкой прорисовкой деталей, со сложными и разнообразными человеческими характерами всех персонажей, с присущей эпохе Северного Возрождения темой борьбы добра и зла.

Картина “Путь на Голгофу” попала в музей на Волхонке в 1924 году из собрания всемирно известного российского коллекционера Саввы Морозова. Когда написана картина, точно не известно, зато известен ее автор — Михкель Зиттов. Родился в Ревеле, возможно, в доме под современным номером 20, который принадлежал его отцу, известному в городе живописцу и резчику по дереву Клаусу ван дер Зиттову. Его работа — алтарь святой Анны (матери Девы Марии) в собрании музея Нигулисте.

Придворный художник

Здесь, на Ратаскаэву, Михкель получил от отца азы живописного мастерства, и в 1484 году пятнадцатилетним подростком он отправляется в бельгийский город Брюгге и поступает учеником к знаменитому нидерландскому художнику Хансу Мемлингу. Проходит всего несколько лет, и сам мастер Михкель становится достаточно известным художником.

В 1492 году король Испании Фердинанд и его жена королева Изабелла Кастильская напутствовали в далекое плавание к берегам “Западной Индии” дона Криставоля Колона. И среди тех, кто ранним августовским утром провожал каравеллы Христофора Колумба (это о нем и его экспедиции речь), не мог не быть придворный художник королевы Изабеллы дон Микаэль (так на испанский лад звали мастера Михкеля при испанском дворе). К сожалению, он не запечатлел каравеллы Колумба на полотне. Тогда живописцы создавали картины на мифологические или библейские темы, писали портреты королевских особ и знатных заказчиков.

В 1504 году королева Изабелла умерла, и Михкель Зиттов стал придворным художником другого короля Испании — Филиппа Красивого. По его приказу отправляется в Англию и там пишет портрет Генриха Восьмого, первого Тюдора, основателя известной династии английских королей, пишет портрет его жены Екатерины Арагонской. Королева не имела сыновей, из-за чего король потребовал развода, а после отказа Папы Римского дать согласие на это, король Генрих разорвал отношения с папским престолом и сам возглавил церковь Англии, развелся с Екатериной Арагонской и женился на ее фрейлине Анне Болейн, которая родила… дочь (будущую королеву Елизавету Первую), а несчастную Анну Генрих VIII обвинил в неверности и приказал казнить.

С 1516 года Михкель Зиттов — придворный художник при дворе испанского короля Карлоса Первого (сына Филиппа Красивого), известного своим благосклонным отношением к искусству. Испания в начале ХVI века была на вершине своего расцвета, и в 1519 году король был избран императором Священной Римской империи под именем Карла Пятого, создавшего “всемирную христианскую монархию”. Кроме Испании и германских земель в состав империи входили Нидерланды, Южная Италия, Сардиния и испанские колонии в Америке. По выражению современников, в империи Карла Пятого “никогда не заходило солнце”.

После Михкеля Зиттова император Карл Пятый пригласил великого венецианского живописца Тициана, который в сороковые годы написал ряд портретов: “Карл V”, “Карл V в сражении при Мюльберге” и другие, но император очень ценил своего любимого старого “мастера Михкеля” и сохранил даже после его смерти в 1525 году несколько его картин, среди которых, кроме портретов самого императора и его домочадцев, была и “Иисус Христос, несущий крест”. Очевидно, именно эта картина находится сегодня в московском музее на Волхонке.

Мастер европейского масштаба

В музее церкви Нигулисте можно увидеть деревянную скульптуру святого Георгия. Предполагают, что это работа Михкеля Зиттова и ее создание тесно связано с историей дома № 20 на улице Ратаскаэву.

Яан Кросс в своей небольшой повести “Четыре монолога по поводу св. Георгия” пишет о возвращении художника Михкеля Зиттова в родной город после многолетнего пребывания при дворах европейских монархов. Историческая повесть основана на документах, в числе которых — протоколы тяжбы Михкеля Зиттова и его отчима Дидерика по поводу домовладения на улице Ратаскаэву (в ХVI веке эту улицу называли Субмонте — под горой), принадлежавшего отцу Михкеля Клаусу Зиттову, после смерти которого его вдова, мать Михкеля Маргарита, вышла вторично замуж — за Дидерика Маллера. В 1506 году она умерла, и отчим отказался вернуть приехавшему в Ревель Михкелю, единственному законному владельцу, дом и мастерскую. Не удовлетворил иск и магистрат на том основании, что Зиттов не состоит в ревельском цехе стекольщиков и живописцев (не правда ли, странные сочетание и оценка этих двух профессий). И вот признанный художник европейского масштаба, известный при дворах могущественных властителей крупнейших стран того времени, в соответствии с утвержденным уставом вынужден вступить в этот цех, как какой-нибудь подмастерье, представить в 1507 году на суд мастеров цеха образец своей работы, как тогда называли — “шедевр”. Этим-то “шедевром” и была будто бы скульптура святого Георгия, хранящаяся ныне в экспозиции музея Нигулисте. Михкель был принят в цех и выиграл спор в Любеке о доме на улице Ратаскаэву. Впрочем, документальных подтверждений того, что именно Зиттов выполнил эту скульптуру, не существует.

Известно, что в 1509 году Михкель женится на дочери сапожника Петера Румпа, но в 1512 году в Ревеле свирепствует чума, умирает его молодая жена, и художник уезжает в Данию, где напишет портрет короля Христиана II, сохраненный в музее Копенгагена. В 1516 году становится придворным художником испанского короля Карлоса I, о котором мы уже говорили. В 1520 году Михкель Зиттов вернулся на родину.

Раньше на внешней стене церкви Нигулисте была интересная памятная плита, ныне она перенесена к южной стене зала, созданная Михкелем Зиттовым в память о своем друге, городском враче Балливи, который вместе со своим семейством в 1520 году умер от чумы. Вокруг скелета — символа смерти — оригинальная надпись: “Я умер дважды десять в 1500 году с женой и дважды двое детей”.

Работы Михкеля Зиттова можно увидеть в музеях Вашингтона, Нью-Йорка, Филадельфии, Будапешта, Берлина, Лондона, Милана, Мадрида, Копенгагена и Москвы. Он оставил заметный след в истории искусства Северного Возрождения. И нет сомнения, что в его формировании немалую роль сыграли суровые стены родного города, улицы Ратаскаэву, где он увидел свет и где провел свои последние годы.

Лев Лившиц

«Молодёжь Эстонии»











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Таким представлялся вид сверху на новый корпус нынешнего Городского театра
во дворах девятого квартала архитектору Калле Рыымусу в 1987 году.

От «Интернационального клуба» до «Сцены в преисподней»

Двор здания Таллиннского городского театра стоит на пороге больших перемен, ожидание которых оказалось растянутым чуть ли не на три с ...

Читать дальше...

Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.

Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Первые уличные фонари появились в Таллинне в 1710 году - они висели посреди улиц на веревках. И зажигались только в приезд важных вельмож или в большие праздники.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!