Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Сегодня недовольство таллиннцев порой вызывают пиратские такси и счетчики, цифры на которых меняются с непостижимой скоростью. А еще не так давно аналогичное недовольство обрушивалось на видавшие виды извозчичьи пролетки, грязное одеяние и плохое знание возницами языков.
Первые дошедшие до нас сведения об извозчиках в Таллинне относятся к 1371 году. В то время это сообщество насчитывало менее 30 членов. В середине XIX века их было уже около сотни, но не все были к тому времени членами цеха. Таллиннский магистрат в 1856 году разрешил заниматься извозчичьим промыслом и не членам цеха с условием, что их экипажи будут стоять за пределами городской стены — за Харьюскими и Вирускими воротами.
В Таллинне действовали несколько частных почтовых станций, из которых наибольшей известностью пользовался Вагнеровский ям в начале Нарвского шоссе. Поначалу он занимался грузовыми перевозками, а позже поддерживал дилижансное сообщение на линии Таллинн — Петербург. Если раньше на поездку в Петербург уходило трое суток, то дилижанс проходил то же расстояние за 35 часов. Почтовой каретой можно было доехать из Таллинна и в Ригу. Энгелевский ям находился вблизи театра «Эстония», где была и гостиница для приезжающих. В 1860 году с Ратушной площади стал каждые полчаса отправляться в Каларанна первый ходивший строго по графику «конский омнибус» ратмана Элфенбейна. Линии конских омнибусов в Таллинне и его окрестностях обслуживала фирма «Приват-пост», располагавшаяся на Пярнуском шоссе.
Правила обслуживания
18 июня 1873 года состоялась первая забастовка таллиннских извозчиков. Уже в следующем году были тщательно регламентированы права и обязанности извозчиков. От них требовалось знание эстонского, немецкого и русского языков. В постановлении большое внимание уделялось одежде извозчиков, однако в реальности эти требования игнорировались. В тогдашней прессе часто звучали упреки и в отношении знания языков, и в отношении одеяния.
Пассажирские извозчики должны были носить форму. Во второй половине XIX века она представляла собой куртку из темно-синего сукна или короткополый кафтан с блестящими медными пуговицами и лакированный широкополый цилиндр.
В конце XIX века появились дутые резиновые шины, вызывавшие всеобщее любопытство. В 1895 году на улицах Таллинна появились коляски с закрывающимися дверцами и стеклянными окошками.
В начале ХХ века общепринятой форменной одеждой извозчика стали суконная куртка и шапка с козырьком.
В 1907 году губернатор обратился к городской управе с повелением разработать для извозчиков единый тип повозки, потому что те, которые были в ходу, относились ко временам царя Гороха. В 1908 году было принято новое обязательное постановление, которым на приобретение повозок нового типа отводилось десять лет. Но из-за войны вопрос о замене повозок был снят с повестки дня, и даже уже после войны многие извозчики ездили на дряхлых дрожках.
Самые разные постановления определяли санкции к извозчикам. Например, отказ везти седока карался штрафом в размере до 30 рублей или трехнедельным арестом.
За лихачество извозчик платил штраф в пять рублей или подвергался аресту на три месяца. С большим удовольствием, хотя и весьма однобоко, освещала проблемы извоза и тогдашняя пресса. Наверняка, среди извозчиков были люди недостойного вида и поведения, но столь же несомненно, что они составляли меньшинство. Однако о порядочных и аккуратных извозчиках не писал никто — слишком это было будничное и скучное явление.
Последний извозчик
В начале ХХ века в Таллинне было 17 стоянок извозчиков. Они располагались у всех площадей и на важнейших перекрестках. Рабочий день извозчика длился с самого раннего утра до позднего вечера. Большую часть этого времени извозчик простаивал в ожидании седоков. Дневная выручка обычно не превышала двух рублей. Если учесть, что повозка стоимостью в 900 рублей выдерживала не более 10 лет эксплуатации, то в год только амортизационные расходы на дрожки достигали 100 рублей. К этому добавьте 260 рублей на износ резиновых шин и 40 рублей на текущий ремонт. Плюс стоимость куртки, корма для лошадей, их перековки. Так что извозчику оставалось совсем не много. Накормить и напоить лошадей можно было на Ратушной площади и Сенном рынке (нынешней площади Вабадузе).
В 1895 году в Таллинне «от себя» работали 738 извозчиков и 303 были наемными работниками. Численность извозчиков стала быстро расти после 1907 года. Уже в 1912 году в Таллинне число извозчиков — «предпринимателей-физических лиц» достигло 1177, а работавших по найму — 656. Большинство из них занимались грузовыми перевозками, т.е. были ломовыми извозчиками. Число извозчиков, обладавших двуконными запряжками, сократилось до 24, а одноконных запряжек было 707. В 1922-1925 годы в Таллинне было 520 пассажирских и 876 ломовых извозчиков. К 1939 году численность пассажирских извозчиков сократилась до 96, а ломовых — до 283. А вот количество автомобилей за то же время увеличилось в Таллинне с 206 до 1618.
Конных повозок в Таллинне было довольно много еще и в послевоенные годы. Последний таллиннский извозчик «сложил полномочия» в середине 1950-х годов.
***
Тарифы на извоз
Город исстари пытался регламентировать цены на транспортные услуги. Так, в перечне тарифов за 1834 год значатся все важнейшие маршруты внутри города и за его пределы. Поездка на парных дрожках, на Тоомпеа и обратно в Нижний город стоила 50 копеек. Путешествие в Копли и обратно — 1 рубль 60 копеек. Парный экипаж можно было нанять на весь день за 8 рублей. Это были очень большие деньги, если учесть, что рабочий зарабатывал в день 30-50 копеек. Стоянка двуконных дрожек находилась на Ратушной площади.
Related posts
- Ратушная площадь, Козе, Пельгулинн: трамвайные планы былого Таллинна
- Фотографии Таллина ныне и в прошлом: 1900, 1920, 1950, 1959, 1962,1963, 1967, 1986, 2000, 2001.
- «Не только развлечение, но и основа Благосостояния»: 90-летие ипподрома
- Из Ревеля на трамвае вокруг света
- От Вана-Тург до петли Юлемисте: биография трамвайных маршрутов столицы Эстонии
- Воспоминания о «русском Таллинне» и не только
- Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна
- Синий омнибус до остановки «Копли»: сегодня – юбилей таллинского муниципального автобуса
- 130 лет: от конки на деревянных рельсах до современных трамваев в Таллине
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts
- «Не только развлечение, но и основа Благосостояния»: 90-летие ипподрома
- Фотографии Таллина ныне и в прошлом: 1900, 1920, 1950, 1959, 1962,1963, 1967, 1986, 2000, 2001.
- От бастиона до романтического сквера: как в Таллине горка у Вируских ворот Поцелуевой стала
- Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна
- Воспоминания о «русском Таллинне» и не только
- Конфетти, конка и угольная пыль: весна по-ревельски сто лет назад
- Из Ревеля на трамвае вокруг света
- Таллинский трамвай вчера и сегодня
- Синий омнибус до остановки «Копли»: сегодня – юбилей таллинского муниципального автобуса