Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Барон Николай фон Глен (1841-1923) был разносторонне образован Он изучал в университете экономику, медицину и архитектуру. И все свои таланты и творческие наклонности вложил в воплощение идеи создания города-леса, города-сада и строительство сказочного рыцарского замка, который стал его обителью.
Молодые годы Николая прошли в имении Ялгимяэ, в деревянном одноэтажном господском доме, принадлежавшем его брату Петеру фон Глену, известному российскому ученому-ботанику. После открытия регулярного железнодорожного сообщения в 1870 году через ныммеский лес, расположенный на границе владений Глена, проложили железную дорогу на Палдиски. И Николай фон Глен, осознав, какую выгоду принесет железная дорога, вдохновенно берется за организацию красивого дачного места «на седьмой версте».
В октябре 1873 года у станции Нымме им был выделен первый дачный участок. Улиц здесь не было, и дачи стали строить прямо в лесу. Неподалеку, у подножия склона Мустамяэ барон основывает скотоводческую ферму «Высокая голова» — Кыргепеа и разбивает фруктовые сады.
Барон-романтик
Романтическая душа барона зовет его к возвышенным идеям и требует столь же высокого романтического окружения. И вот, оставив прежний дом сыну Манфреду, Николай фон Глен строит на склоне «Высокой» горы дом в швейцарском стиле на высоком каменном фундаменте, где затем возник и сам замок. Сложенный из плитняка, с башнями, бруствером, скульптурой орла на самом верху, напоминающий готический рыцарский замок, необычный как снаружи так и внутри. Все интерьеры и меблировку барон продумывает сам.
На нижнем этаже на стенах он развешивает таблички с назиданиями и нравоучениями на латинском, греческом, французском, немецком, русском и эстонском — «Выше таланта боги ценят труд», «Невоспитан тот, кто в доме плюет»…
Замок был готов в 1886 году, а работы по благоустройству парка завершились к началу XX века. У входа в парк стояло караульное помещение и взымалась плата за посещение — 3 копейки, а за осмотр Пальмового дома — 10 копеек.
И было на что посмотреть и чему удивиться. Барон был большой оригинал. Особый интерес вызывал его Пальмовый дом. Колонны и своды из гранитного щебня и цемента, крыша со вставками цветного стекла. С верхней круговой внутренней дорожки можно было любоваться экзотическими растениями, высаженными у двух небольших бассейнов. И ни одной прямой линии — ассоциация с творениями великого Гауди в Барселоне.
На территории парка были цветники, аллеи и дорожки, а на плоских камнях красовались стихотворные изречения владельца — «Смотри – дорожки тут и там, не топчись по цветам», «Поди знай, кто обломал здесь сучок — собака или дурачок». Неподалеку от замка стоял обелиск в память о любимой лошади хозяина, поблизости от него — кладбище любимых животных с памятными плитами.
Калевипоэг — не черт
Главными хранителями парка Николай фон Глен считал Калевипоэга и Драконов. Восьмиметровая фигура странного великана — сына Калева — была видна издалека. Непропорционально большая голова с рогами и длинной бородой стала причиной того, что гости неизменно называли его «чертом», а драконов – крокодилами.
Однако как добропорядочный и аккуратный немец Глен тут же поставил очередную табличку, написав на ней «Калевипоэг — имя мое, а чертом меня прозвало дурачье». Эта табличка обновлена, и в наши дни на эстонском языке можно прочитать это изречение у ног восстановленной в 1990 год фигуры богатыря. Благодаря известному эстонскому скульптору Мати Кармину Калевипоэг обрел новую жизнь.
Одним из последних сооружений на территории парка стала не менее оригинального вида смотровая башня, сложенная из крупных гранитных камней. На ней была установлена подзорная труба, и желающие могли за определенную плату осматривать окрестности: силуэты Старого города, озеро Харку, море. В годы Первой мировой войны башню частично разрушили, как и скульптуру Калевипоэга, так как среди невысокого леса они могли стать сигнальными башнями для немецких судов, наступающих с моря.
В 1918 году барон с семьей переезжает в Германию, а затем в Бразилию, где умирает от травмы, полученной при падении с лошади: даже в преклонном возрасте барон не мог изменить своему увлечению верховой ездой. Так закончился путь человека, давшего начало развитию этого прекрасного района — места жительства и отдыха таллиннцев. Имение пришло в запустение, но дачный поселок в лесу продолжал жить и развиваться и получил статус города в 1926 году. Только в 1940 г. Нымме стал таллиннским районом. Прекрасный Нымме, город-лес и город-сад, стал воплощением замечательной идеи барона.
Спустя десятилетия замок был восстановлен как культурный центр Таллиннского технического университета. Инициатором выступил Мужской хор университета еще в 1966 году. В 1998 году был произведен капитальный ремонт, и теперь в замке проходят праздничные мероприятия, концерты, корпоративные вечера. Башня превратилась в обсерваторию с куполом. Пальмовый дом как образец оригинального архитектурного решения частично восстановлен, и по-прежнему хранители парка Калевипоэг и Дракон-крокодил встречают его гостей. А у подножия горы созданы спортивный комплекс и тропа приключений. Так чудесная идея продолжает жить в веках и радовать потомков.
Марина Дунаева
«Столица»
Related posts
- Памяти Ныммеского рынка
- Таллинн: Замки города-рыцаря
- Мир эстонских мыз — скромное обаяние семейных усадеб
- Основателя Нымме увековечат памятником
- Память барона Глена
- Львы, стерегущие Таллинн
- Таллиннский район Нымме — город, который построил Глен
- Был загород: «И в Немме дачник наш стремится, набит посылками, как воз...»
- Фейерверк в городе Нымме
- Экскурсия в парке у замка барона Николая фон Глена в Таллине. Бронирование экскурсии.
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts
- Таллинн: Замки города-рыцаря
- Фейерверк в городе Нымме
- Жертвователи ревельских храмов
- Город-фантазия - город-сад
- Топ-десятка таллиннских мостов
- Львы, стерегущие Таллинн
- Куда смотреть Калевипоэгу?
- Памяти Ныммеского рынка
- Основателя Нымме увековечат памятником
- Мир эстонских мыз — скромное обаяние семейных усадеб