Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Весна, как известно, — пора, когда природа пробуждается. Прилетают ласточки, просыпаются мухи. И… в город приходят лоси.
Лоси появляются в городе каждую весну. И, надо сказать, в немалых количествах. Весной, когда начинается гон, лосиха дает подросшим деткам «путевку в жизнь», попросту прогоняя их от себя, чтобы не мешали думать о новом пополнении в семействе. Тогда-то и выходят парнокопытные подростки, размером превосходящие хорошую лошадь, на шоссе и в городские районы.
Как пояснил биолог и автор множества теле- и радиопрограмм о природе Георг Ахер, молодые лоси, покинувшие семью, отправляются искать себе новый дом, и порой из-за неопытности и любопытства их маршрут приводит в город. За три года (2005-2007) бригады Северо-Эстонского спасательного центра помогли выбраться из города 73 лосям — сохатые в своеобразном рейтинге у спасателей занимают второе место, естественно, после кошек.
Поспешим успокоить любителей природы: большинство лосей, пытаясь познакомиться с большим городом, отделались легким испугом — некоторых, убегавших по паркам и пригородам, спасатели сопроводили в лес, некоторым дали снотворное, вывезли подальше от города и проследили, чтобы звери благополучно проснулись.
На страже помоек
Косуль приходилось «выдворять» из города 56 раз. Эти, казалось бы, скромные и изящные животные тоже нередко селятся неподалеку от человека, в особенности им нравятся сельхозугодья. А уж от окрестных полей до черты города рукой подать.
Рыжие лисицы тоже часто попадают в поле зрения спасателей. С плутовками, правда, все гораздо сложнее: эти зверьки — типичные приспособленцы, и город для многих из них стал домом родным. Наверняка многие водители, проезжая в темное время вдоль ласнамяэского обрыва, видели лис, трусящих с добычей в зубах. Свалки, развалины и заросли кустарников, где можно надежно укрыться от непогоды и посторонних глаз, — настоящие лисьи поместья; рыжие семейства с радостью селятся под горами старых покрышек и стройматериалов. «Лисы устраивают себе жилище в норах, в том же Ласнамяэ есть, например, большие кучи щебня и земли, в которых они могут вырыть себе нору», — рассказал Георг Ахер.
Главное, что привлекает лис в городе, — это городские помойки, предоставляющие зверькам настоящий шведский стол, а если возникает желание полакомиться «бифштексом с кровью», то к их услугам всегда найдутся и разъевшиеся до габаритов ондатры крысы, раскормленные на тех же помойках, иногда рацион могут разнообразить жирные городские голуби, неповоротливые гусеподобные чайки. «Все-таки городские лисицы, конечно, предпочтут охоте готовое меню из мусорного ящика», — добавил биолог. По словам Ахера, часть хитрых хищников в городской черте не живет, а только прибегает кормиться — либо из долины реки Пирита, либо из окрестных рощиц и лесов.
Еще один пример приспособленцев — зайцы. Длинноухим по душе пустыри и парки окраин: во-первых, там можно неплохо спрятаться от врагов, а во-вторых, люди будто специально для них сажают молодые сочные деревца, симпатичные сладкие цветочки и много других вкусностей.
Наглые и всеядные
Особенно укрытие необходимо зайцам в период появления потомства, и пригороды в некотором смысле могут быть безопаснее дикой природы. «Крупных хищных птиц в наших городах особенно не встретишь, бездомных собак в городе не так много — так почему бы зайцу здесь не поселиться?», — добавил Георг Ахер. С лисами пригородные зайцы не особенно пересекаются, да и самих хищниц гораздо больше привлекают пищевые отбросы или грызуны помельче зайца.
И, конечно же, нельзя не сказать о белках. В свое время симпатичные, но исключительно наглые и всеядные, иногда просто разбойничающие создания заполонили Кадриорг, но сейчас их там осталось не очень много.
Они перебрались в жилые районы, например в парк Кальмисту в Копли, и клянчат там подачки, запрыгивая в коляски с младенцами или выхватывая чипсы и конфеты из рук подростков. Белочки имеют вид весьма плачевный — ожиревшие, с облезлой шкуркой и тощими хвостами. Видимо, соленые орешки и чупа-чупсы не являются полезным «кормом» даже для прожорливых белок.
Вроде перелетные, а не улетают
Понятие «перелетные птицы» дискредитировали многие поколения городских пернатых, не желающих осенью лететь в теплые края из гостеприимного северного города. О лебедях, дрейфующих в заливе, и кряквах, собирающих дань у мустамяэских магазинов, видимо, рассказано уже все. Гораздо занятнее дрозды — черные и рябинники, оглашающие своими пронзительными песнями городские скверы, при этом не делая различий между зимой и летом. Особенно эффектно смотрится черный дрозд, прыгающий по снегу, задорно задрав хвостик. Есть у нас и зимующие скворцы, хотя они, в отличие от дроздов, — исключение.
И, конечно же, чайки — без них представить себе приморский город просто невозможно. Но, говорит Ахер, так было не всегда: «В пятидесятых серебристые чайки в городе встречались не часто. Теперь они, как, впрочем, и другие чайки, заполонили город. Здесь для них идеальная среда: много легкодоступной еды и крыши, на которых удобно выводить птенцов, так как там враги им не грозят».
Незваные гости
Порой человека раздражает, что дикие животные подбираются слишком близко к его дому. Только зачастую мы не задумываемся, что сами толкаем их на это: это мы первыми вторглись со своими домами в места обитания животных, это мы перерезаем леса дорогами и просеками, им же остается только приспосабливаться к игре по новым правилам. Чтобы выжить. Некоторым это удается, а некоторым, к сожалению, — нет.
* * *
Пуганые воробьи
Если в городские парки зимой слетаются ночевать тысячи галок, значит они чувствуют себя там безопаснее, чем в природе. Некоторые виды, особенно чайки и крачки, селящиеся на крышах домов, стали настоящим наказанием: во-первых, они шумные, во-вторых, когда выводятся птенцы, они становятся агрессивными.
Утки и лебеди — это отдельная проблема. С одной стороны, очень приятно, что люди кормят птиц, но у многих пернатых из-за этого пропадает инстинкт перелетов, и они стремятся остаться жить рядом с людьми, порой они и гнездятся в городе. В таких тесных колониях могут распространяться болезни и генетические проблемы, связанные с близким родством. Поэтому ни в коем случае нельзя кормить птиц летом, а осенью их стоит прикармливать умеренно.
Некоторых птиц человек отпугивает. В Европе резко упала численность типичных городских птиц — воробьев. Точные причины неизвестны, однако несомненно повлияло исчезновение из города лошадей (а птицы очень любят клевать овес, попадающийся в навозе) и рост числа бродячих кошек.
Когда в парках или на кладбищах вырубают кустарники, исчезает место гнездования многих певчих птиц. Вырубка деревьев с дуплами оставляет без крыши над головой сов, синиц, скворцов и многих других. И наоборот: озеленение и правильное размещение птичьих домиков может привлечь птиц.
* * *
Чайка с замашками поросенка
За три года Северо-Эстонский спасательный центр зарегистрировал множество курьезных случаев.
23 мая 2005 г. поступило сообщение о чайке, увязшей в грязи на улице Маяка. Прибывшие на место спасатели обнаружили довольную и бодрую чайку, которая, видимо, возомнила себя поросенком.
Много раз от чаек спасать приходилось людей: часто птенцы выпадают из гнезда, а родители, оберегая их, набрасываются на людей и вообще на все, что движется. Так, во дворе одного министерства злобные чайки однажды покушались на… канцлера.
В 2006-м спасатели доставили из Копли в зоопарк раненого птенца альбатроса, непонятно как оказавшегося в городе.
редактор журнала «Eesti Loodus»
Related posts
- Нижние Копли. Весна 2007 год. Фотографии второго рейда.
- Утраченная жемчужина Ситси: вилла директора мануфактуры
- Таллинн: Квартира в Копли с видом на Хельсинки
- "Гадкий утенок" Копли: вчера, сегодня, завтра самого необычного района Таллинна
- Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли
- На старой Коплиской дороге
- Памятник «эмигрантскому Копли»
- В Ревель, на воды
- Ратушная площадь, Козе, Пельгулинн: трамвайные планы былого Таллинна
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts
- Хорошо забытое старое: паровик идет до Копли
- «Приветливый и давно желанный храм»: столетие церкви Святителя Николая
- Нижние Копли. Весна 2007 год. Фотографии второго рейда.
- Рыжий Колян с улицы Пухангу, проведёт по злачным местам. Недорогие рождественские экскурсии по Таллину.
- Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли
- От «рабочей колонии» до «города-сада»: долгая история коплиских линий Таллина
- От «Нового городка» к современной части города: прошлое, настоящее и будущее района Ласнамяэ в Таллине
- Копли: опасные «развалюхи» снесут
- В Ревель, на воды