Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Таллинн славится средневековой архитектурой, однако и другие эпохи оставили свой отпечаток на столичных домах. Не обошлось и без «сталинок» с их порой вычурной отделкой. Существовала даже особая профессия — лепщик. Этим уникальным ремеслом и занималась Нина Ревнивцева.
Она окончила Ленинградское архитектурно-художественное училище. В 1949 году состоялся первый выпуск молодых специалистов, которых готовили специально для восстановления дворцов, пострадавших во время войны. Большинство ребят были направлены в Свердловск, туда же поначалу попала и Нина Ревнивцева (тогда еще — Шахова). Однако вскоре вернулась в родной Ленинград, а потом, следом за любимым человеком, уехала в Эстонию.
С прогулки на работу
Надо же было такому случиться, что однажды, прогуливаясь по Старому городу, она нашла работу по своей редкой специальности: «В 1953 году теплым августовским днем я шла по улице Пикк. На втором этаже только что построенного дома я увидела человека, устанавливающего потолочную гипсовую розетку. Я зашла, мы разговорились. Его фамилия была Адамсон (однофамилец известного скульптора. Он занимался отделкой восстановленного театра «Эстония»). Пока мы разговаривали, подошел архитектор Шумовский, по его проекту было построено это здание — МВД. По его совету я устроилась на работу лепщиком-модельщиком».
В том же году было построено здание аэропорта. Там Нина Ревнивцева выполняла композиции с летной символикой: пропеллер, дубовые листья, ленты. Это была ее первая крупная работа в Таллинне.
Годом позднее появилось здание фильмобазы (сейчас в доме по Нарвскому шоссе, 63 расположены коммерческие радиостанции, конторы и спортклуб) — на нем сохранились выполненные Ниной Ревнивцевой коринфские капители и лепные кронштейны, «поддерживающие» окна, однако с фронтона убрали большую композицию с советской символикой. Не сохранилась и розетка в фойе. С бывшей фильмобазой у Нины Ревнивцевой связаны особые воспоминания: «Отделка велась поздней осенью 1954 года, когда было уже холодно, и погода совсем не подходила для затвердевания цемента. До сих пор помню, как наверху, на лесах, дул пронизывающий ветер. Пришлось даже нарушать технологию. С меня тогда взяли расписку, что в течение 25 лет с лепниной ничего не случится».
Стоит отметить, что с лепниной, которую не сняли после того как ушли советские времена, ничего не случилось и по сей день, хотя фасад здания в целом требует ремонта.
В последующие годы застраивалось Нарвское шоссе, там Нина Ревнивцева оформила несколько новостроек: на здании военкомата декорировала окно над главным входом и изготовила несколько небольших декоративных элементов, украсила дом, в котором находится магазин «Таллинн». Самыми распространенными элементами «сталинского» декора были розетки, карнизы, кронштейны, пилястры — обязательно увенчанные роскошной коринфской капителью, и, конечно, декоративные рельефы с советской символикой. Как сказала Ревнивцева, кое-какие элементы были поставлены на поток, например, формочки для кронштейнов окон фильмобазы потом неоднократно использовались при отделке других зданий.
Досадная ошибка мастера
Как и у любого художника, работающего с общественным пространством, у Нины Ревнивцевой есть работа, которой она стыдится. Она не может себе простить неудачной отделки здания на углу улиц Лайкмаа и Гонсиори: «Капители там такие неудачные получились!»
Впрочем, ее ошибка не идет в сравнение с промахом рижских художников, отделывавших кинотеатр «Сыпрус». Сама Ревнивцева выполнила в фойе кинотеатра мелкий растительный орнамент, а рижане делали крупномасштабную лепнину в зрительном зале. Однако сделали они все с явными нарушениями: не укрепили потолок и сами украшения. Естественно, под собственным весом куски лепнины очень скоро стали отваливаться — прямо на зрителей. Лепные украшения из зала пришлось убрать.
Профессия лепщика и 50 лет назад была исключительно редкой. Этим делом постоянно занималось всего три-четыре человека, привлекались и студенты-скульпторы, как из Таллиннского художественного института, так и из Риги.
«Оттепель» — и без излишеств
Однако помпезному стилю не суждено было продержаться долго. После поездки Хрущева в Америку в 1957 году вышел указ: никаких архитектурных излишеств. И в последующие два-три года украшение зданий лепниной было прекращено, за исключением реставрационных работ.
Сама Нина Ревнивцева относится к излишествам сталинского стиля скептически: «Мне кажется, что Таллинну лепнина не подходит. Это средневековый город со сдержанной северной архитектурой, и пышные рельефы здесь как-то неуместны».
Последним зданием, которое декорировала Ревнивцева, стал в 1958 году Клуб строителей на улице Эндла (сейчас там расположено отделение Налогово-таможенного департамента). Те, кто бывал внутри, наверняка обращали внимание на декоративные капители и замысловатую потолочную розетку в зале обслуживания клиентов. Теперь, проходя мимо знакомых зданий на Нарвском шоссе, вы будете знать, что лепнину, на которую, быть может, раньше вы не обращали внимания, изготовила Нина Ревнивцева, мастер из нашего города.
* * *
Нина Ревнивцева
Родилась в Ленинграде.
В 1949 г. окончила Ленинградское архитектурно-художественное училище.
В 1953 году приехала в Таллинн.
В 1953-1958 гг. изготавливала лепные украшения для таллиннских зданий.
Наиболее крупные работы:
1953-1954 гг. — лепнина в Таллиннском аэропорту.
1954 г. — отделка здания фильмобазы.
1955-1957 гг. — лепные украшения на здании бывшего военкомата и жилых домах на Нарвском шоссе.
1958 г. — отделка Клуба строителей.
Анастасия Беличко-Попович,
«Столица»
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.