Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Конкурс проектов будущего памятного знака сотрудникам Американского Красного Креста, победитель которого будет провозглашен сегодня, напоминает о не слишком известной странице в борьбе Эстонии за государственную независимость: участии медиков из США в борьбе с эпидемией тифа на северо-восточных рубежах нашей страны.

Полевой лазарет Американского Красного Креста на территории Ивангородской крепости в 1920 году. Фото из Библиотеки Конгресса США
7 апреля 1920 года над таллиннским Военным кладбищем гремел похоронный марш. Представители дипкорпуса и члены правительства Эстонской Республики, военнослужащие и зарубежные гости провожали в последний путь двух офицеров Американского Красного Креста – уроженца штата Теннесси младшего лейтенанта Клиффорда Блантона и уроженца штата Нью-Йорк лейтенанта Джорджа Винфельда.
Согревая сердца
«Человеколюбивая работа сотрудников Американского Красного Креста в нашем родном государстве признана настолько, что навряд ли необходимо говорить о ней еще», – писала в те дни газета Tallinna Teataja. Современному же читателю, пожалуй, необходимо дать разъяснение: медицинская страница в истории Освободительной войны исследована далеко не полностью, и человеку, далекому от исторических штудий, едва ли известна.
Подписи, поставленные под текстом знаменитого Тартуского мирного договора, заставили замолчать пушки, однако война не спешила завершаться. Новый враг, одинаково безжалостный к людям любой национальности и любых политических взглядов, ударил по линии, еще недавно разделяющей позиции войск Эстонской Республики и Советской России. Имя ему – тиф: опаснейшее эпидемическое заболевание, бич времен гражданской войны и послереволюционной разрухи, проникло на территорию Эстонии вместе с бежавшими от власти большевиков. Правительство ЭР было вынуждено объявить в приграничных районах особое положение.
В белоэмигрантской мемуаристике ужасы пребывания в зоне карантина, распространявшейся едва ли не на большую часть нынешнего уезда Ида-Вирумаа, запечатлены с предельным натурализмом. Тот же ужасающий натурализм бросается в глаза при чтении воспоминаний сотрудников Американского Красного Креста: этой организации власти молодой и не имеющей на тот момент достаточного опыта ЭР доверили борьбу с эпидемией. Прибытие в ее очаг опытных специалистов подействовало обнадеживающе. «Особенно согревало сердце видеть перемены в настроении врачей русской белой гвардии, – писал один из очевидцев. – Некоторые, уже похоронившие всяческую надежду, пробудились от апатии, объединились с нами и воодушевленно принялись за работу».
Материальная память
Под руководством американских медиков эстонским и русским врачам удалось остановить болезнь, не дав выплеснуться ей за пределы пограничных волостей. Их отвага не осталась без благодарности: по крайней мере 27 сотрудников Американского Красного Креста были награждены знаком отличия высшего военного ордена ЭР – Крестом Освободительной войны. Двое – посмертно: несмотря на все предпринимаемые меры безопасности, младший лейтенат Клиффорд Блантон и лейтенант Джордж Винфельд, неоднократно бывавшие в самом очаге эпидемии, заразились от своих пациентов тифом и скончались.
Из Нарвы прах американских медиков был перевезен в Таллинн и с подобающими почестями захоронен на том же кладбище, где покоились те, кто погиб в боях Освободительной войны. Впоследствии по желанию родственников они были перезахоронены в родных местах – за океаном. Память о них, а также о всех помогавших им в борьбе с эпидемией, за без малого восемьдесят лет порядком поблекла. Для того чтобы оживить ее, а главное – привязать к материальному объекту, был объявлен конкурс, участие в котором приняли студенты отделения скульптуры Эстонской Художественной академии. В жюри конкурса вошли известные скульпторы и художники, представители Сил обороны ЭР и Красного Креста, а также дипломаты США.
Четыре признанных наиболее удачными проекта будут представлены сегодня вечером на приеме в резиденции посла США. Там же хозяин резиденции провозгласит имя победителя конкурса.
Йосеф Кац
«Молодёжь Эстонии»
Related posts
- Таллин 1920 год. Фотографии старины. Ревель, тогда и сейчас.
- Фотографии Таллина ныне и в прошлом: 1900, 1920, 1950, 1959, 1962,1963, 1967, 1986, 2000, 2001.
- Министр внутренних дел высказал пожелание, чтобы беженцы поскорее рассосались...
- Таллин. Фотографии зданий разрушенные во времена Второй Мировой войны.
- Ревель в 1920 году.
- «Но есть у нас Таллинн…»: по столице с Георгом Отсом
- Липкие пальчики времени. Фотографии Таллина из 2009-го с проекцией в 20-е и 30-е годы прошлого века!
- От лопат до стальных «лап»: арсенал таллиннских снегоборцев
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts
- От лопат до стальных «лап»: арсенал таллиннских снегоборцев
- Ревель в 1920 году.
- Таллин 1920 год. Фотографии старины. Ревель, тогда и сейчас.
- Фотографии Таллина ныне и в прошлом: 1900, 1920, 1950, 1959, 1962,1963, 1967, 1986, 2000, 2001.
- Таллин. Фотографии зданий разрушенные во времена Второй Мировой войны.
- Министр внутренних дел высказал пожелание, чтобы беженцы поскорее рассосались...
- Липкие пальчики времени. Фотографии Таллина из 2009-го с проекцией в 20-е и 30-е годы прошлого века!
- «Но есть у нас Таллинн…»: по столице с Георгом Отсом