Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
По материалам книги Сулева Мяэльтсемеэса «Таллиннское городское управление».
Кажется, что водопровод был всегда. Тем не менее, решение централизованно подключать жилые дома к городской водной трассе Таллиннское горсобрание приняло всего 86 лет назад, в 1922 году, а три года спустя были приняты и тарифы на воду.
Конечно, сам водоканал появился задолго до этого. В 1345 году датский король Вольдемар IV Аттердаг дал Таллинну право на строительство водопровода и водяных мельниц.
В 1577 году, когда русские войска во второй раз осадили Таллинн, город уже получал воду из озера Юлемисте по деревянным трубам, проложенным вдоль дороги на Пярну. Водопроводная система Таллинна вплоть до второй половины девятнадцатого века представляла собой сеть деревянных труб и открытых каналов, облицованных известняком.
Водоснабжение горожан — дело города
В 1867 году частные предприниматели проложили соответствующую современному пониманию водопроводную сеть чугунных труб. Город выкупил эту систему и начал сам обеспечивать жителей чистой водой. В 1879 году город начал подготавливать строительство новой водопроводной сети. К тому времени рядом со Старым городом возникли целые новые районы, и проблема водоснабжения встала особенно остро. Быстрого решения вопроса благоустройства (особенно в пригородах) требовал и губернатор в своем письме от 1879 года.
3 января 1881 года Таллиннское водопроводное и газоосветительное общество, основанное в 1876 году, решило прекратить деятельность своих предприятий и продать их городу. Общество не смогло найти средства для расширения предприятий и прокладки водопровода в окрестные поселки. Горсобрание согласилось с предложением компании и взяло заем в размере 550 000 рублей.
Юлемисте — водозабор с проблемами
В 1881-1883 гг. водопроводная система была реконструирована, и теперь водой обеспечивались не только Старый город, но и Тоомпеа, а также пригороды: Тоомпеаский, Кейсмяэ-Каламяэ и район Пярнуского шоссе. Для строительства водонапорной башни на Тынисмяэ в 1881 году был устроен конкурс. В 1882 году Тоомпеа стало снабжаться водой, до этого же воду на гору завозили.
Вода из озера Юлемисте подавалась в город по трем трубам. Водозабор в озере имел два существенных недостатка. Во-первых, воды было не всегда достаточно, а во-вторых — она время от времени была мутной, желтой и содержала видные невооруженным глазом примеси. Особенно часто такое бывало в ветреную погоду, когда волны поднимали ил со дна. Качество воды, конечно, больше всего беспокоило хозяек, потому что для приготовления пищи вода, мягко говоря, не очень подходила. Однако ущерба здоровью она не причиняла. Помимо прочего, в 1896 году в озере появились водоросли, окрасившие воду в зеленый цвет.
Трудности возникали и из-за того, что с 1880-х годов, уже после того как водопроводная система перешла к городу, пришлось бороться с несознательными домовладельцами, которые, чтобы вода не замерзала, открывали ее на всю ночь. Из-за этого напор слабел, и верхним этажам воды уже не хватало. Особенно сложным стало снабжение города водой после засушливого лета и последовавшей за ним бесснежной зимы в 1907 году.
В 1908-1913 гг. с участием приглашенных из Москвы специалистов по водному хозяйству были проведены различные исследования и опыты. Москвичи, среди прочего, советовали использовать грунтовые воды, провести канал от реки Пирита и т.д. Кстати, индивидуальное водоснабжение существовало еще в XX веке: последний колодец был выкопан в 1922-1923 годах. Вехой в истории водоснабжения Таллинна стало строительство станции очистки воды на озере Юлемисте, начатое в 1925 году английской фирмой Paterson Со. Ltd. 29 ноября 1927 года эта система была сдана в эксплуатацию.
Одновременно с реконструкцией водопровода было начато и обновление канализационной сети. В 1872-1894 годах на всех улицах Старого города вместо примитивных сточных канав были построены новые каналы, облицованные известняком, старые же были оснащены керамическими трубами.
Канализация — признак цивилизации
В 1877 году Тоомпеа объединили с Нижним городом в единый административный район, и только в 1882 году, наконец, начались работы по строительству водопроводной и канализационной сетей на Тоомпеа.
По данным санитарно-полицейской инспекции участков на Вышгороде, проведенной в 1872 году, домовладельцы просто сливали свои сточные воды по открытым канавам вниз по склону. В 1882 году, когда власти попытались урегулировать процесс благоустройства города, было окончательно запрещено стирать белье на улицах и тротуарах, а также выливать туда грязную воду.
При прокладке канализации в предместьях владельцы недвижимости оплачивали половину стоимости, а вторую половину давали городу в долг под проценты. В 1905 году были построены два коллектора для слива в море сточных вод. Общая длина канализационной сети на тот момент составляла 42 версты. В 1906 году началось строительство коллектора в Пельгулинна. Еще одной головной болью для города долгое время оставался вопрос по поводу реки Хярьяпеа. Грязная вода отравляла воздух и представляла серьезную угрозу для здоровья.
* * *
Подземная река
Хярьяпеа — самая полноводная река средневекового Таллинна. Она вытекала из озера Юлемисте, текла вдоль улицы Маакри (за теперешним универмагом Stockmann, построенным на месте бумажной фабрики), по нынешней улице Кивисилла (получившей свое название в честь находившегося там моста), и дальше по улице Йыэ — в море.
На реке были построены мельницы, часть из которых позднее превратилась в более серьезное производство. На нынешней улице Юхкентали, там, где находится спортхолл, было водохранилище.
Хярьяпеа и сейчас течет под землей; во время таяния снега и ливней она и теперь подтапливает улицу Маакри.
С XIII века предприятия сбрасывали в воду реки сточные воды, к прошлому веку Хярьяпеа была настолько загрязнена промышленными и канализационными стоками, что в 1914 году ее закрыли каменными плитами, а в 1937-м окончательно перенаправили в канализацию.
«Столица»
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.