А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
У многих народов Европы есть легенда о том, как Бог одаривал народы. В южных странах есть все. Чем ближе к северу, тем беднее дары Всевышнего. Когда очередь дошла до Эстонии, то у него в корзине с дарами, кроме воды и камня, ничего не осталось. Бог выбросил и то, и другое и сказал эстонцу: «Живи, Юхан!» Вот и живет тысячи лет эстонский крестьянин среди усыпанных камнями полей. Каждую весну собирает их, мостит ими дороги, складывает из них ограды, амбары и кузницы, а на следующий год они вновь вылезают из земли. Тысячи лет назад оставил свои следы ледник. В земле лежат не только мелкие камни, но и большие гранитные валуны. Они разбросаны по всей Северной Эстонии.
Хроники Таллина
Говорят так:
Однажды в Таллинн прибыл один матрос. Он слышал, что в жилах похороненного тут карла-Евгения де Круа текла королевская кровь и вообразил, что в гробу могут быть ценные вещи. Поздним вечером матрос вошел в усыпальницу церкви Нигулисте. Свеча осветила гроб на постаменте. Матрос приподнял гробовую крышку, откинул покрывало и увидел усатое лицо де Круа с застывшей иронической улыбкой. Весть о том, что де Круа не сгнил, разлетелась сначала по Таллинну, а вскоре и по Эстонии. Всем хотелось посмотреть на это чудо. Предприимчивый церковный сторож поставил возле мумии де Круа копилку для пожертвований. И оказалось, что де Круа после смерти "зарабатывал" значительно больше, чем при жизни. Тщетно...
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1332 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 237 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Средневековая легенда гласит: «Чаша, из которой пили Иисус Христос и апостолы во время Тайной вечери и в которую Иосиф Аримофейский собрал кровь из ран распятого Христа, была вышлифована из чистого изумруда и обладала чудодейственной силой. Сию святую чашу называли грааль. Иосиф принес ее в Британию, там на недоступной горе Монтсальват рыцарь Титурель построил для нее великолепный храм. Каждый год в Страстную пятницу с неба спускается ангел, чтобы возобновить чудодейственную силу грааля. Целый сонм рыцарей охраняет святую чашу в храме Монтсальват.

«И взяв чашу, благодарил, подал им, и пили из нее все».
Евангелие от Марка 14.23.

В первой половине XV века Хансу Грузелю принадлежал дом на углу улиц Вене и Аптеэги.

В первой половине XV века Хансу Грузелю принадлежал дом на углу улиц Вене и Аптеэги.

Вообще-то слово «грааль» означает на старофранцузском языке просто плоский сосуд. И независимо от того, была ли реальная чаша грааль или, что скорее всего, — это плод человеческой фантазии, интересен вопрос: кто создал чашу, которая хранится в Париже, как святыня, хоть и сделана она не из изумруда (стоимость его не уступает алмазу), а из простого темно-зеленого стекла? Имя мастера неизвестно, но ясно, что это золотых дел мастер, ювелир! О нем и пойдет сегодня речь.

Византийская принцесса

Все, кто в конце второй половины ХХ столетия, проходил по улице Пикк, невольно смотрел на витрины магазина на углу улицы Хобусепеа. Изделия ювелирной мастерской Копфа, затем художественного комбината «Арс» и товарищества Kuldgraal — «Золотой грааль» — всегда отличали особая изысканность и мастерство, неповторимость и строгое чувство стиля. В любой вещи легко угадываются черты, присущие только этим фирмам. Бес сомнения — истоки такой преемственности и мастерства — в глубине столетий.

Осенью 1472 года в Ревель по дороге к Москве прибыла в сопровождении пышной свиты и русского посла Ивана Фрязина племянница последнего византийского императора Константина, дочь его брата Фомы Зоя Палеолог. С кем она встречалась и как ее принимали в Ревеле, неизвестно, но можно предположить, что ей преподнесли в подарок ювелирное украшение работы местного мастера Ханса Рюсенберга. Так ли это было или как-то по-другому, но через два года после того, как Зоя Палеолог стала великой княгиней, женой Ивана III и изменила свое имя на Софью, из Москвы в Ревель пришло письмо с приглашением Ханса Рюсенберга в Москву. Оно было подписано великим князем Иваном III.

Под влиянием византийской принцессы появились придворная пышность и этикет, потребовались опытные ювелиры, а работы Рюсенберга были действительно высокого уровня. Мы можем судить об этом по одному из его прозведений, находящемуся сегодня в Петербурге. Только оно попало в Россию не в XV, а в XVIII столетии.

Лет двадцать назад российское телевидение показывало многосерийный документальный фильм «Сокровищница Эрмитажа». Серия, посвященная коллекции серебра, начиналась и завершалась показом «Монстранса Рюсенберга». Монстранс (дарохранительница) — это довольно большой серебряный ларь на высокой ножке, все стенки которого украшены барельефами на библейские темы. Известно, что Ханс Рюсенберг изготовил его в 1474 году по заказу ревельской церкви Нигулисте.

Существует предание о том, как «Монстранс Рюсенберга» попал в Россию. В 1716 году тогдашний генерал-губернатор Эстляндии князь А.Д. Меншиков дал приказ очистить для русского гарнизона ревельскую церковь св. Михаила. Приказ был строгий, а возражений князь не терпел, и все же магистрат решил вступить с ним в переговоры. Чтобы повлиять на решение Меншикова, князю будто бы преподнесли «презент» (так элегантно называли взятку) — серебряную дарохранительницу, созданную Рюсенбергом. Князь подарок принял, но… церковь все равно отобрал. Царь Петр, в свою очередь, забрал у Меншикова дарохранительницу, и теперь она — одно из украшений коллекции серебра Эрмитажа. Трудно поручиться за достоверность этой истории, но она весьма похожа на правду.

Золотых дел мастера

Ханс Рюсенберг был основателем одной из ревельских династий золотых дел мастеров. Интересно, что в первой четверти XVI столетия его сын Ханс Рюсенберг-младший владел домом № 13 на улице Дункри. Дом этот, как и другие здания на нечетной стороне улицы, разрушен был в 1944 году, зато сохранился перестроенный дом № 25 на углу улиц Дункри и Ратаскаэву. Начиная с 1408 года в этом здании жили в разное время шесть золотых дел мастеров, а в доме № 2 на этой же улице в 1667—1689 годах обитал ювелир Габриэль Любкен. Сохранились и другие адреса: в конце XIV столетия домом на улице Аптеэги, 4, владел мастер Курдил, в первой половине XV века Хансу Грузелю принадлежал дом на углу улиц Вене и Аптеэги. Это же владение в конце века перешло к другому мастеру — ювелиру Вику Омунду, а дом с мастерской на углу Ратушной площади и той же ул. Аптеэги принадлежал в течение более чем ста лет (1421—1534) семейству ювелиров — потомков мастера Хейнриха ван Хамелина.

Сохранились и некоторые другие работы старых ревельских золотых дел мастеров. В коллекции серебра Художественного музея Эстонии хранится среди других их работ необычная серебряная чаша ремесленного цеха гончаров. Она представляет собой модель гончарного круга с укрепленной на ней вазой в форме античной урны. Одна из ручек чарки — пустотелая, и если в нее подуть, начинает вращаться «гончарный круг». А так как на нем часовой циферблат — вращение серебряного диска символизирует течение времени. На чарке, из которой пили по кругу на торжественных собраниях цеха, выгравированы имена четырнадцати дарителей, однако клеймо ювелира отсутствует. Известно, что серебряную утварь для ремесленных цехов изготавливали местные мастера, так что это, без сомнения, работа одного из ревельских ювелиров.

Еще оригинальней серебряный кубок Братства черноголовых с забавным названием «Ганс в подвале». В 1671 году шесть новых членов братства по сложившейся традиции при вступлении в организацию холостых купцов Ревеля преподнесли красивый кубок. Ножка его представляет собой фигуру воина, а сам кубок украшен орнаментом из серебряных листьев. В общем, на первый взгляд — кубок как кубок. Но у него есть весьма забавный секрет: он с двойным дном. Верхнее дно придерживается внизу кубка под давлением налитого вина, но стоит поднести сосуд ко рту и его наклонить, как в этот момент расположенная под верхним дном серебряная фигурка мальчика выталкивает дно и появляется на свет. Фигурку прозвали Гансом, и когда он с верхним дном поднимался, вино стекало в зазор. Пьющий оставался «с носом». Избежать этого можно было только при помощи собственного… носа — своевременно надавить им на серебряный диск верхнего дна. Этот оригинальный кубок — работа нарвского ювелира второй половины XVII столетия Рудольфа Цандера.

Кувшин Лорентсена

В начале семидесятых годов XVII века из шведского города Упсала подмастерье ювелира Захариас Лорентсен, обойдя многие европейские города, обязательные годы странствия для молодого ремесленника, овладел мастерством ювелира и, будучи человеком любознательным и способным, познал многие секреты своей сложной профессии. Прежде чем вернуться в родной город, Захариас добрался до Ревеля и поступил подмастерьем к ревельскому ювелиру.

Здешние мастера к пришельцам относились настороженно. В престижный ювелирный цех принимали только сыновей и зятей местных мастеров, а также новых мужей вдов мастеров. Такой брак называли «женитьбой на профессии». На счастье Лорентсена жила в Ревеле вдова ювелира Эльзабет Лоссон, готовая отдать молодому статному шведу руку, сердце и мастерскую покойного супруга. С «шедевром» на звание мастера он справился блестяще, вскоре был принят в цех и стал полноправным гражданином Ревеля. Тем более что этот город и Северная Эстония были заморской провинцией Швеции. Но счастье новобрачной было недолгим. Эльзабет вскоре скончалась. Выждав приличный срок, Захариас женился на молоденькой, но в 1674 году смерть унесла и ее. Всего три года Лорентсен был ревельским мастером и вернулся на родину, в Швецию. К сожалению, «шедевр» и другие его работы, созданные в Ревеле, не сохранились, но…

В 1985 году в Стокгольме шла подготовка к распродаже ценных изделий из серебра, организованной аукционной фирмой «Буковски». Один из выставленных предметов — серебряный кувшин — обратил на себя внимание специалистов. После тщательного изучения установили полустертые инициалы ZIS. Так подписывал свои работы Захариас Лорентсен (Лоренс). В 1986 году Лундский исторический музей (Швеция) организовал выставку «Балтийское серебро», на которой среди других работ экспонировался кувшин, изготовленный в Ревеле мастером Захариасом Лорентсеном. По виртуозности исполнения сложного скульптурного офрмления кувшин не имеет себе равных среди других старинных изделий из серебра, созданных в Ревеле.

XVII столетие было периодом войн, голода, эпидемий, и тем, кто в огне и бедах остался жив, было не до ювелирных изделий. И только в двух последующих столетиях, когда на этой земле царил относительный мир, постепенно росло производство украшений и серебряной утвари. В конце ХIХ и в первой половине следующего века на смену уходившим в прошлое ремесленным цехам пришли ювелирные предприятия. Наиболее известными были мастерские Копфа, Ланге и Таваста. Последним в 1930 году была созадана Таллиннская ювелирная фабрика. Сегодня в Таллинне работают несколько ювелирных мастерских, в том числе Kuldgraal и художественного комбината «Арс», которые хранят свои традиции, мастерство ремесленников Средневековья.

Лев Лившиц

«Молодёжь Эстонии»

 

 











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд

Новый роман-сказка, Подземная Башня. Увидит ли свет?

Прошу вас поддержать мой проект - издание книги «Подземная Башня». Книга «Подземная Башня» интересна уже тем, что до сих пор ...

Читать дальше...

Петровское реальное училище, ныне – Таллиннская реальная школа: первое в городе здание, построенное специально для нужд учебного заведения.

«Дома учения» и «храмы знаний»: эволюция таллиннских школ

Понятие «школа» неизменно присутствует в сознании жителей Таллинна последние столетий семь минимум. При этом облик самих школьных зданий изменялся в ...

Читать дальше...

Игорь Коробов: людей интересует прошлое, и часто больше, чем настоящее

«Если бы государственные чиновники работали так же самоотверженно, как работают подвижники на поприще энциклопедического дела, мы были бы процветающей Швейцарией», ...

Читать дальше...

Начало прорыва в Кронштадт: крейсер «Киров» покидает горящий Таллинн. 
Рисунок Якова Ромаса, в 1941-43 годах художника эскадры Балтийского флота.

Таллиннский переход-1941: фарватером мужества и бессмертия

Восемьдесят лет исполняется событию одновременно трагическому и героическому: легендарному переходу кораблей и судов Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт. «Для меня ...

Читать дальше...

Митинг на площади Вабадузе 20 августа 1991 года - за считанные часы до восстановления государственной независимости.

Таллинн, август 1991-го: точки на карте столицы

Знаковые для новейшей истории Эстонской Республики места столицы – очевидные и менее известные. Общая историческая канва событий, кульминационным этапом которых стало ...

Читать дальше...

Вид на шпиль церкви Олевисте со строительными лесами во время проведения послепожарных реставрационных работ. Август-ноябрь 1931 года.

Противогазы, насосы и фальшивые реликвии: как шпиль Олевисте от гибели спасали

Девяносто лет тому назад одна из вертикальных доминант силуэта столицы и общепризнанная визитная карточка Старого Таллинна чудом оказалась спасена от ...

Читать дальше...

Автомобильные аварии в Советской Эстонии

Не так давно, попалась коллекция фотоснимков автомобильных катастроф. Фотографии офицера советской милиции, Анатолия Калиничева. За фиксацию истории, ему большая благодарность. ...

Читать дальше...

История таллинского герба

В червлёном щите серебряный крест.  Малый герб происходит от флага Дании, так как датский король Вальдемар II был правителем Эстляндии. В ...

Читать дальше...

Археологическая удача: на бывшем чумном кладбище в центре Таллинна найдены десять скелетов

Замена труб в центре Таллинна дала археологам возможность провести раскопки и исследовать место, где когда-то располагалось чумное кладбище, пишет Eesti ...

Читать дальше...

Летний буфет на горке у Морских ворот, открывшийся в 1886 году и окончательно сгоревший накануне Первой мировой войны.

От бастиона до парка: преображения горки Раннамяги

Скорое трехсотсорокалетие горка Раннамяги встретит через три года изрядно помолодевшей: управа Кесклиннаской части города приступила к долгожданной реставрации памятника архитектуры. На ...

Читать дальше...

Более 60 последних лет фоном памятнику жертвам расстрела на Новом рынке служит не театр «Эстония», а сосны кладбища Рахумяэ.

«Колесо свободы» с площади Нового рынка

Девяносто лет тому назад в центре Таллинна был открыт один из самых необычных памятников столицы – как по своему облику, ...

Читать дальше...

Восемьдесят с лишним лет тому назад перед входом в нынешний Детский музей Мийамилла плескались
посетители бассейна-лягушатника.

Парк, стадион и музей: детские адреса Таллинна

В городском пространстве столицы современной Эстонии присутствует с полдюжины объектов, имеющих к отмечаемому 1 июня Международному детскому дню самое непосредственное ...

Читать дальше...

Ревельский рейд в начале XIX столетия и вице-адмирал Горацио Нельсон. Современный коллаж.

«Все принимали меня за Суворова»: ревельский визит адмирала Нельсона

Двести двадцать лет тому назад нынешнюю столицу Эстонии с не вполне официальным и не слишком дружественным визитом посетил вице-адмирал Горацио ...

Читать дальше...

Капелла на Римско-католическом кладбище Таллинна накануне сноса в 1955 году.

Забытый уголок: капелла Багриновских и прошлое парка Пооламяги

Археологические раскопки на территории нынешнего парка Пооламяги – исторического Римско-католического кладбища – помогут определить будущий облик этого забытого уголка Таллинна. Топоним ...

Читать дальше...

Главный фасад исторического здания таллиннского Балтийского вокзала, сданного в эксплуатацию ровно полтора века тому назад.

«Прекрасно обставленный»: полтора века Балтийского вокзала

Балтийский вокзал – главные железнодорожные ворота Таллинна – распахнул свои двери перед горожанами и гостями города полтора века тому назад: ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Когда и где начали чеканить в Таллинне монеты? Первое упоминание об этом относится к 1265 году. Древнейший монетный двор находился на Ратаскаэву, на месте современного дома № 6 (напротив ресторана “Ду-Норд”). Там чеканили те самые маленькие и тоненькие “сковородки”. Второй монетный двор возник в последней четверти ХIV века между улицами Дункри и Нигулисте. Чеканили серебряные артинги, впоследствии их стали называть шиллингами. Шиллинги наряду с пфеннигами были основными монетами, выпускавшимися в ХV - ХVIII веках на территории Эстонии. Был в Таллинне и третий монетный двор - на улице Вене. Он работал с 1422 по 1692 год. Многие монеты получили названия от изображения на лицевой стороне - аверсе - герба государства или короны сюзерена (государь). Происхождение кроны от основного значения слова - корона. И сегодня на аверсе эстонской кроны герб с тремя леопардами.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!