Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Старая истина гласит — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Руководствуясь именно этим соображением, мы предлагаем вашему вниманию фрагменты из новой книжки Йосефа Каца.
Русский невод
Автор изданного в 1840 году «Путешествия в Ревель и Гельсингфорс» пишет о русских рыбаках на таллиннском рейде, как о чем-то само собой разумеющемся: «Вечером… я был на Реппербане, месте рыбной ловли… Там я нашел осташковского рыбака, который вот уже 25 лет приходит в Ревель на рыбный промысел».
То, что собеседник путешественника оказался родом из Осташкова — не случайно: согласно документам тех лет, именно оттуда происходило большинство промышлявших на Таллиннском рейде русских. Из зарегистрированных в городе в 1851 году двухсот двадцати пяти профессиональных рыбаков, объединенных в десять рыболовецких артелей, большинство числились по документам осташковскими жителями. В окрестных водах они безраздельно хозяйничали добрых восемьдесят лет, уступив свои позиции эстонцам только на самом закате столетия, но еще в 1885 году из 36 использовавшихся в городе неводов 20 принадлежало русским.
Рыболовный промысел в Таллиннской бухте был для осташковцев делом сезонным. Стоило морю вскрыться ото льда, они появлялись вблизи городской гавани. Шли основательно, артелями, привозили собственные, неведомые местным жителям снасти. По окончании сезона они обычно продавали снасти таллиннским рыбакам — ну не тащить же их, потрепанных морем, домой! Не будет преувеличением сказать, что именно русские внесли самый большой вклад в развитие рыболовства в Эстонии; относительно XIX века это бесспорно. Эстонцы, в свою очередь, обогатили русский язык названиями рыб: и вимба, и сиг, и килька — имеют финно-угорское происхождение.
«Столица»
Йосеф Кац
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.