Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Близ острова Аэгна в старину пролегал морской торговый путь в Россию, еще во времена довоенной республики остров был довольно плотно заселен — на нем жили 400 человек, среди которых было немало офицеров эстонской армии, об этом свидетельствует исследование историка Роберта Нермана.
Остров маленький, но с богатой историей и очень разнообразными флорой и фауной.
Следы человеческой деятельности на Аэгна ведут нас в доисторические времена, и тут еще немало неясного. Например, можно ли считать случайным, что на всем северо-эстонском побережье культовые камни были обнаружены только на Аэгна и в другом направлении от Таллинна, в Копли, на выступе Хундипеа («Волчья голова»). При этом надо знать, что ранее остров носил название острова Вульфа (в переводе с немецкого — Волчьего острова). Не исключено, что до иностранного названия он имел аналогичное эстонское.
Близ Аэгна разыгрывались сражения, впрочем, вели их, поссорившись, другие государства и союзы.
Около 1030 года Великий князь Киевский Ярослав Мудрый захватил Тарту (тогда Юрьев). А за два года до этого вынужденный покинуть норвежский трон Олав Второй Гаральдссон бежал к своему свояку Ярославу. Там же в 1030 году Олав собрал войско и двинулся через Финляндию на Норвегию, чтобы вернуть себе престол. Ярослав Мудрый в это время пытался покорить городище на Тоомпеа.
Географ Лео Тийк обратил внимание на следующее обстоятельство: вполне вероятно, что Ярослав выбрал городище как место для строительства флота, чтобы поспешить на помощь свояку. В 1032 году эстонцы уничтожили большую лодейную флотилию Ярослава в битве при Раудвярава («Железные ворота»). Тийк не исключает, что битва происходила в проливе Крясули, т.е. между островом Аэгна, Кумбли и Рохунеэме — этот мыс в древние времена как раз и назывался Раудвярава. Там узкий пролив и сильное течение позволили местным жителям перекрыть проход бревнами и направить на сгрудившиеся лодьи плоты-брандеры. Такой способ борьбы широко применялся в Скандинавии и, по всей вероятности, был известен и по эту сторону моря.
Именно по проливу Крясули пролегал издревле морской путь из западной части Балтики в Россию, а оттуда по крупным рекам — дальше.
По времени с этими событиями совпадают уничтожение городища Иру и возникновение нового центра Рявала на Тоомпеа. Новое поселение не обладало особыми преимуществами — территория под глинтом с кочующими песками и многочисленными родниками была мало пригодна для строительства поселений и дорог. Единственное, что говорило в его пользу, — это близость гавани и морского пути к крепости, что было важно особенно для торговых судов «дальнего плавания». Такое резкое изменение не могло не привести к тому, что власть стали захватывать люди, имеющие личный интерес.
Все это пока гипотеза, но с совпадением фактов не считаться нельзя.
Особенность Аэгна в том, что в 20-30-е годы прошлого века он был своего рода эстонским Гибралтаром. Здесь находился гарнизон береговой обороны. На острове было около 300 строений и сооружений. Люди здесь жили деятельные. Работали драмкружок, несколько оркестров, островитяне занимались разными видами спорта. Военная комендатура уделяла большое внимание благоустройству острова.
За последние годы интерес к острову возродился. Январский шторм 2005 года серьезно повредил портовые сооружения острова и показал, что временными мерами не обойтись, да и обходятся они дороже. Поэтому был взят курс на долгосрочное освоение острова.
«Столица»
Related posts
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.