Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Трудящиеся Таллинна превратили болота Мууга в цветущий и плодоносный сад, который кормил их.
Уже в 1950-е годы стало совершенно очевидно, что колхозы и совхозы не в состоянии прокормить жителей Эстонии. И в 1957 году Совет Министров ЭССР был вынужден издать постановление, в соответствии с которым работникам крупных предприятий позволялось содержать вспомогательные хозяйства, т.е. небольшие огородные участки рядом с поселениями.
Благодаря этому постановлению уже в следующем году возник бум со строительством городов-садов. Спрос на садоводческие участки был неимоверным, в 1958 году на их получение поступило 35 тысяч заявлений.

Сейчас в Мууга на месте маленьких дачных домиков строят большие дома — чтобы можно было жить круглый год.
Уволившиеся землю не получали
Нынешний Мууга был в то время заболоченным участком с небольшими сельскохозяйственными угодьями, находившийся в собственности совхоза «Виймси». Но совхоз отказался от этой земли, малопригодной для сельского хозяйства, и в 1959 году в проектном институте «Эстсельхозпроект» был создан проект города-сада с 36 000 участков.
Земли в том же году были поделены на индивидуальные участки садоводческого назначения. Получатели участков были обязаны в течение трех лет благоустроить их, в том числе высадить на них плодовые деревья и кусты. Постановлением предусматривалось строительство на участках небольших летних домиков площадью 18-20 квадратных метров, а на период строительства — неотапливаемых сараев площадью до пяти кв. м.
Помимо других постановление Совета Министров содержало требование, согласно которому получатель участка не имел права в течение трех лет увольняться со своего места работы. Не мог он и быть уволенным. При выполнении всех требований арендатор и его семья получали участок в пользование на неограниченное время. Первое разрешение на строительство летнего садового домика в Мууга было выдано 19 декабря 1960 года по адресу: Арухейна теэ, 14.
Благоустраивать заросшие заболоченные участки помогали столичные предприятия, которые проводили мелиоративные работы и строили дороги. Сами дачники занимались лишь благоустройством и застройкой участков. Несмотря на довольно скудные возможности того времени, очень скоро многие участки приобрели весьма приличный вид.
Через пару лет после начала освоения территории для лучшей реализации задуманных планов было организовано Муугаское отделение Общества садоводов и пчеловодов. Общество оказывало помощь в организации общего благоустройства, автобусного движения, в строительстве.
Для больших семей — льготы
В 1969 году власти разрешили не только строить постоянные дома площадью до 25 квадратных метров, но и пристраивать к ним террасы площадью до 10 квадратных метров. Семьи из пяти или более человек имели право пристроить вместо террасы закрытую веранду. Кроме того, на участке можно было построить неотапливаемый парник и в качестве надворной постройки — сарай, баню или душевую.
Через десять лет собственник участка в Мууга имел право построить отапливаемую дачу площадью до 45 кв. метров. Большим семьям вновь были предоставлены льготы — они имели право надстроить мансарду площадью до 15 кв. м, отапливаемую теплицу площадью до 20 кв. м, 15-метровую надворную постройку, гараж или навес для автомобиля. На основании санитарных инструкций, действовавших в то время, на участке можно было разводить кроликов и домашнюю птицу.
К 1987 году в Мууга, насчитывающем 4000 садоводческих участков, отдыхали от 12 000 до 14 000 таллиннцев. Дачный поселок превратился в популярное место отдыха отпускников. При этом возник вопрос транспортного сообщения, поскольку для жителей Мууга и людей, посещающих могилы на Метсакальмисту, одного автобуса было явно не достаточно.
В 1980-е годы появились у муугаских дачников и другие проблемы. Общую картину поселка сильно портили многие незавершенные или требующие капитального ремонта здания. Кроме того, здесь катастрофически не хватало питьевой воды, а места, откуда можно было брать воду, находились в достаточно большом отдалении друг от друга, кроме того, водоносные слои располагались очень глубоко.
Еще более негативные последствия имело строительство Муугаского порта. В ходе строительных работ был нанесен урон дренажной системе, и в дождливое лето потопы стали обычным явлением.
В реве моторов мы не нуждаемся
В 1986 году под предлогом осушения зоны отдыха Иру—Мууга в Мууга началось строительство авто- мототрассы. План породил сильное недовольство среди жителей Мууга, посыпались жалобы, в том числе и Председателю Президиума Верховного Совета ЭССР, председателю Общества охраны природы Арнольду Рюйтелю. Председатель Общества садоводов и пчеловодов обратился за поддержкой в Совет профсоюзов.
«На строящейся трассе планируется проводить на протяжении 200 дней в году 30 автомобильных или 50 мотоциклетных гонок, зрителями которых будут около 100 тысяч человек, — писали жители Мууга. — Жизнь маленького поселка, каковым является Мууга, станет просто невыносимой».
Oвощи и фрукты на миллион рублей
Общество садоводов и пчеловодов создало в Мууга пункт продажи удобрений, чтобы облегчить дачникам жизнь. И вскоре урожаи фруктовых садов и пасек стали превышать потребности муугаских дачников, но система оптовой скупки излишков садово-огородных даров была явно не совершенной. Поэтому на Центральном рынке в Таллинне был создан пункт продажи садоводческой продукции, а в Мууга были организованы два летних магазина для обслуживания отдыхающих. Мууга снабжал Таллинн свежими фруктами и овощами приблизительно на миллион рублей ежегодно.
Для повышения квалификации собственников садоводческих хозяйств товарищество начало строительство учебного центра, которое из-за дефицита стройматериалов затянулось. В 1985 г. обязанности по строительству были возложены на Минплодоовощеводства, которое заказало архитектору Сийри Коод новый проект, согласно которому в Мууга должно было быть построено здание, в котором продавались бы саженцы, удобрения, средства для защиты растений, садовый инвентарь и т.д. Планировалось создать учебные классы и помещения для культурной деятельности.
Но наступившая в стране перестройка внесла коррективы. Торгово-культурный центр в Мууга не был построен. А жаль. А вот отсутствие авто- мототрассы жителей поселка совсем не огорчает.
Оливер Ыунмаа
«Столица»
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.