А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Застывшее Время

ещё темы...

Следует знать…
С Вышгорода в Нижний город можно спуститься несколькими путями: по ступенькам Паткулевской лестницы, по улице Тоомпеа, лежащей между Харьюмяги и Линдамяги, но, пожалуй, лучше воспользоваться улицей Пикк-Ялг (Длинная нога). До XVII века она была единственной дорогой, связывающей Вышгород и Нижний город. Вступив на эту улицу, вы почувствуете себя как в глубоком рву: с двух сторон ее обрамляют высокие стены из известняковых плит. Этими стенами в середине XV века непокорный Нижний город отгородился от властолюбивого Вышгорода.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Когда ревельский аптекарь начал смешивать истолченные лягушачьи лапки со змеиным ядом и рубиновой пылью, то не на шутку расчихался. И услужливый ученик аптекаря Март предложил учителю надеть на голову горшок, дабы пыль не причиняла вреда, а драгоценное лекарство в буквальном смысле не улетало на ветер, и пообещал приготовить лекарство самостоятельно. Но вовремя вспомнив про то, что прежде чем передать пациенту, ему самому придется отведать снадобье - такой тогда был порядок, - сделал лекарство не из лапок и ядов, а из размолотого миндаля и сахара. Эту-то сладкую массу и съел бургомистр. И сразу выздоровел.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1218 posts
    • 4 comments
    • 32 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 232 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Встретил недавно знакомого с разбухшим портфелем, из которого высовывался березовый веник… Вспомнил наши давние субботние походы в баню на улице Рауа, столь чистую и уютную, что там даже в очереди посидеть и поболтать «за жизнь», предвкушая банные прелести, было приятно. Увы, последний мой поход случился лет этак… ох, как давно. С той поры обхожусь домашним душем, до ближайшей бани ехать далеко, а мой знакомый, живущий в Кадриорге в доме без горячей воды, по-прежнему ходит в баню. При этом убежден, что никакие ванны и души не заменят шайку горячей воды, крепкий обжигающий пар и свежий березовый веник.

И залез я на высокий полок,
В мягкий, вольный во малиновый
парок,
Начал веником я париться,
Шелковистым и хвостатым
жариться.

П.В. Шумахер, 1881 г.

 

Пушкинский способ

 

Мылся он по-особому, приносил в портфеле кроме еще с лета заготовленного березового веника полотняный мешочек с мылом внутри и жесткую шерстяную рукавицу. Растирал тело этой рукавицей, ополаскивал водой и опущенным в горячую воду мешочком намыливался. А потом — в парную. Называл сей способ «пушкинским» — вычитал в «Путешествии в Арзрум», где поэт описывал тифлисские бани.

«Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань… Гасан начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение… После сего долго тер меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает как воздух! NB! Шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане; знатоки будут благодарны за такое нововведение…»

Знакомый вспомнил свой мешочек, а я — московские Кожевнические бани на Зацепе и дядю, с которым ходил туда еще до войны во время моих приездов в столицу на каникулы. Заранее натирали на крупной терке банное мыло, брали из дома собственную шайку и два веника, один с листьями, другой — голяк. В бане первым делом взбивали веником в шайке целый холм густой мыльной пены, покрывали ею тело и — в горячую (парную), а потом опрокидывали на себя шайку холодной воды…

Углубившись в воспоминания, мы не заметили, как добрались до бани на Рауа и зашли в вестибюль. От былой ухоженности и уюта не осталось и следа. Неуютно, не очень светло и не очень чисто. У входа друг против друга две большие, ярко освещенные часовые мастерские (?). Над каждой из двух дверей надпись «Tunnisaun» (почасовая баня) — 200 крон за час, с бассейном — 350. За третьей дверью — салон массажа. Стоимость общественной бани непомерно высока, особенно для одиноких пенсионеров (для пенсионеров — 30, для детей — 20, для взрослых — 50 крон). Как сказал мой знакомый, после всех коммунальных выплат и оплаты топлива остается на пропитание 30-35 крон на день. Так что ходит теперь париться лишь дважды в месяц, хотя баня для него — главная радость.

 

Священное место

 

Он ушел в мужское отделение, а я подумал — жаль, что из нашей жизни уходит добрый старый обычай. Ведь баня играла особую роль в истории и русского, и эстонского народа. В бане рожали, лечили, умирали. В эпосе «Калевипоэг» есть песня о рождении Линдой богатыря:

 

Линда чуяла — подходит
Час великий — разрешения,
Мучась, к дому поспешила.
Истопить велела баню,
Застелить полок соломой…

 

«С бани начинается и кончается жизнь», — говорит эстонская поговорка. В бане рожали, туда отправляли доживать последние дни стариков. И сооружали баню, прежде чем жилую ригу и прочие постройки хутора. Ставили ее подальше от жилья и поближе к воде или колодцу — на случай пожара. Баня издавна и для эстонцев, и для русских была священным местом. Существовало множество запретов: в бане нельзя было ругаться, ссориться, свистеть, петь… А вот сильный пар был обязательным, им вдобавок лечили от простуды и других болезней.

В дни, когда баня не использовалась по назначению, она зачастую служила жильем для безземельных крестьян и бобылей, которые за крышу над головой и небольшой участок земли в страдную пору работали в хозяйстве владельца бани. В бане же проводилась полутайная церемония надевания на невесту «бабьего головного убора» взамен девичьего.

В Ревеле первые общественные бани появились в XIV столетии. Известен даже адрес первого такого заведения — «sub monte» — «под горой», то есть под склоном Тоомпеа. Сегодня это улица Рюйтли, по-видимому, баня находилась у подножия башни Кик-ин-де-Кек. Более шести столетий работала одна из старейших бань не только в Ревеле, но и Северной Европе. Принадлежала она местному бюргеру Болеману и работала три раза в неделю. Болеман был не только банщиком, но и лекарем, ставил банки и пускал кровь.

Есть в Старом городе улица Сауна, название которой уже с XVI века связано с баней некого Кроувеля. Пятьсот лет назад улицу называли «Маленькая улица, где находится баня Кроувеля». Бытовало у горожан и другое наименование — «Улица глиняных бань», по-видимому, потому, что за Вирускими воротами были в ту пору Глиняные пруды, откуда брали воду для бани. Должно быть, в XV–XVI веках содержание бани было выгодным делом. Недаром в 1540 году эту баню приобрел Ханс Кампфербер за приличную сумму. Баня с улицы Сауна исчезла давно, а название сохранилось.

О другой древней бане, принадлежавшей в XV веке женскому монастырю святого Михаила, напоминает башня Сауна, вокруг которой в 1422 году возник нешуточный конфликт между монахинями и горожанами. Баня мешала строить новую башню и крепостную стену. Достопочтенные бюргеры ворвались во двор монастыря и разрушили баню. Спор был разрешен на самом высоком уровне. По судебному решению магистра Ливонского ордена город Ревель был обязан восстановить баню на другом месте, а монастырь — отдать во владение города участок для постройки башни и отрезка крепостной стены. Случилось это 587 лет назад, а башня через века пронесла память о банном конфликте.

 

Наш идеал

 

Когда после встречи со старым приятелем решил написать об истории таллиннских бань, выяснилось, что о них почти никто и ничего не писал, особенно об общественных банях конца ХIХ — начала ХХ столетия. Горожане к ним как-то сразу привыкли — полюбили и веничком попариться, и отдохнуть в раздевалке, и со знакомым языком почесать. Баня как баня! О чем тут писать! Вот ничего и не сохранились о банном быте и традициях в литературе, и не только в эстонской.

Пушкин несколько строк посвятил тифлисским баням в «Путешествии в Арзрум», да еще в конце ХIХ столетия ныне забытый московский поэт П.В. Шумахер написал о бане. Любил баню страстно, ходил в простонародные Волковские бани, лечился там от всех болезней и воспевал банные прелести вкусно и смачно. Его с удовольствием печатали в журналах, но одно стихотворение цензура не пропустила. Оно называлось «Мой идеал». Стихотворение ходило по рукам и читалось на нелегальных вечеринках. Вот оно:

 

Лишенный сладостных мечтаний,
В бессильной злобе и тоске
Пошел я в Волковские бани
Распарить кости на полке.
И что ж! О радость! О приятство!
Я свой заветный идеал —
Свободу, равенство и братство
В торговых банях отыскал.

 

Совсем недавно у многих горожан были свои любимые бани. Современные и построенные в тридцатых годах прошлого столетия на улицах Рауа и Вана-Каламая, послевоенные — на Кивимурру и заводе «Силикат», хорошие старые на Палдиском шоссе, улицах Леннуки, Веэренни и другие. Большинство из них закрылось, а те, что работают, изменились не в лучшую сторону.

А между тем из всех эстонско-финских слов во всем мире, включая Африку, знают единственное — САУНА!

Да, теперь у нас множество частных бань — при гостиницах, клубах, ведомствах и особняках, где не столько моются и парятся, сколько пьют, закусывают и веселятся. Это не так уж плохо. Только думается, что старая традиция сходить в общественную баню не умерла. Она гораздо ближе людям, населяющим Эстонию, чем индивидуальная или так называемая почасовая сауна с массажем и банные застолья.

Уверен: появись доступные, хорошо оборудованные общественные бани в новых жилых районах Таллинна — они бы никогда не пустовали.

Лев Лившиц

«Молодёжь Эстонии»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Главный фасад Таллиннского дома мебели непосредственно после открытия.

Прощание с легендой: памятный многим таллиннцам Дом мебели чуть-чуть не дожил до 40-летнего юбилея

Памятный многим таллиннцам и, без преувеличения, легендарный мебельный магазин радикально меняет профиль – чуть-чуть не дожив до сорокалетнего своего юбилея. Потребительские ...

Читать дальше...

Адмиралтейский канал — прямой предшественник Адмиралтейского бассейна на открытке начала XX столетия.

Канал, бассейн, гавань: след ревельского адмиралтейства

Память об одном из первых промышленных предприятий Таллинна периода раннего Нового времени по сей день считывается в городском пейзаже и ...

Читать дальше...

Башня Ратушной площади в Ревеле. Заходите, пока лето!

Смотровая площадка Старого Томаса в Таллине.    Легенды древнего города Таллина.  Новая легенда, от проекта "Ливонский Орден. XXI век": http://livland.org Закажите полную экскурсию через ...

Читать дальше...

Городской Стражник, в роли датского знаменосца. На встрече с Королевой Маргаретте II.

Под сенью Даннеброга: королева Дании в Таллинне

Таллинн и его горожане произвели на датскую королеву Маргарете II во время ее официального визита в столицу ЭР, состоявшегося 15-16 ...

Читать дальше...

Банкнота Банка России номиналом в 500 рублей. 1997 год. Фрагмент. На лицевой стороне изображен памятник Петру I в Архангельске.

Петровская палка о двух концах Помогала ли Петру Первому, дубинка эффективно управлять государством?

Образ Петра I - скорого на расправу, но справедливого монарха - вошел в народный фольклор и многочисленные литературные "Анекдоты". Как ...

Читать дальше...

Кристиан Август Лоренцен. Легенда датского национаьного флага. Даннеброг является с небес во время битвы при Линданисе в 1219 году. 1809. Государственный художественный музей Дании
C.A. Lorentzen (1746-1828), Dannebrog falder ned fra himlen under Volmerslaget ved Lyndanisse (Tallin) i Estland den 15. juni 1219, 1809

Белый крест на алом фоне: флаг Дании в Датском городе Таллине

Легендарное обретение датчанами национального и государственного символа произошло ровно восемьсот лет назад — в битве на том месте, которое через ...

Читать дальше...

Четырнадцатый выпуск Таллиннской русской городской гимназии. 1937 год.

Кружева, значок и ночь в Кадриорге: Выпускные довоенного Таллинна

Как отмечали окончание учебного года и гимназического курса в русских школах довоенной столицы — расскажет, помимо прочего, выставка, проходящая в ...

Читать дальше...

Здание муниципального детского сада в Копли — характерный образчик архитектуры традиционализма двадцатых годов прошлого века.

Сто лет и один год: старейший детсад Таллина

Международный день защиты детей — уместный повод вспомнить о самом старом в семействе детских садов Таллинна, перешагнувшем вековой рубеж своей ...

Читать дальше...

Первые страницы ревельского кодекса Любекского права, составленного в 1282 году — основы городского правосудия на протяжении шести веков.

Восемь столетий Таллинна: век тринадцатый, основополагающий

Каким был он — первый из восьми веков таллиннской истории и что оставил в наследство нынешнему городу и горожанам? Цифра тринадцать ...

Читать дальше...

Титульный лист номера "Revalsche Post-Zeitung" («Ревельская почтовая газета») от 26 июня 1702 года.

Юбилей таллиннской печати: 330 лет Revalische Post-Zeitung

У таллиннской периодики — солидный, красивый и достойный юбилей: ровно триста тридцать лет назад в Ревеле начал выходить первый информационный ...

Читать дальше...

Здание Дома Искусств на площади Вабадузе - место проведения книжной выставки в 1939 году.

«Они представляют особую цивилизацию»: детские книги СССР в довоенном Таллинне

С новинками советского книгоиздания для юных читателей таллиннцы смогли познакомиться еще до того как Эстонская Республика оказалась присоединенной к Советскому ...

Читать дальше...

Вышгород (Тоомпеа) в Ревеле (Таллине), гравюра Вильгельма Зигфрида Ставенхагена, 1867 год

Коварство Озерного Старейшины Улемитсе, известного также, как Ярвевана.

В марте 2018 года, мы уже познакомили вас с оригинальной идеей фабрики «Калев», рассказать на внутренней стороне коробки с конфетами, ...

Читать дальше...

Вышгород (Тоомпеа) в Ревеле (Таллине), гравюра Вильгельма Зигфрида Ставенхагена, 1867 год

Легенда о купце Адальберте Ренненкампфе

Жил в Ревеле купец по имени Адальберт Ренненкампф. Отправил он однажды двух своих сыновей по Перновскому тракту, в другой город ...

Читать дальше...

Ревельское морское сражение 2 (13) мая 1790 года. Картина А. Боголюбова.

В тени последующих триумфов: Ревельское морское сражение

Легендарному Ревельскому морскому сражению исполняется на днях ровно двести двадцать девять лет. Морских баталий акватория нынешней Таллиннской бухты и ее ближайшие ...

Читать дальше...

Орден организовал экскурсию по Старому Таллину

27 апреля, в субботу, состоялась тематическая экскурсия «Таллинские флюгера и кованные изделия» организованная Brüder der Ritterschaft Christi von Livland. Экскурсовод ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Башня Кик-ин-де-Кек ("Загляни в кухню") называется так, потому что высота ее 45,5 метров, и раньше из ее бойниц можно было подсмотреть, что у кого на обед.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!