А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
В Домском соборе /Доминиканской церкви/ похоронен мореплаватель Крузенштерн. А еще там есть "Плита счастья". Если стоя на ней загадать желание оно обязательно сбудется. И находится она недалеко от входа. Может это и есть «надгробие» неисправимого таллинского Дон Жуана!?
Говорят так:
Таллин капитулировал перед победоносными русскими войсками 29 сентября 1710 года. Царь Петр впервые посетил город в декабре 1711 года, он остановился в доме на Тоомпеа, в настоящее время - дом № 4 на площади Лосси. В последующие годы царь останавливался в своем городском дворце (на месте дома № 8, по улице Толли). В 1714 году Петр приобрел поместье, названное им в честь царицы Екатериненталем (Долина Екатерины). Тогда же был построен Старый дворец (Домик Петра), небольшое здание в силе барокко. В 1718 году началось строительство Нового дворца, причем Петр собственноручно положил в северном углу стены дворца три кирпича - они не оштукатурены и видны в стене.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1318 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Осенью 1939 года таллиннские поклонники танца были не на шутку взволнованы: открытие сезона выступлений воспитанниц старейшей в городе балетной студии откладывалось с недели на неделю.

«Знающие люди» поспешили заверить: причина тому — отъезд ее бессменной руководительницы в Германию. Или, по крайней мере, хлопоты по подготовке к нему. В рамках программы «переселения на родину» — вместе с остзейскими немцами.
Слухи были развеяны накануне Рождества: в субботу, 14 декабря, танцевальным спектаклем «Елка» Частная балетная студия Евгении Литвиновой открыла очередной сезон.

Ученицы балетной студии Литвиновой. Хореограф сидит в центре. 1923 год

Ученица Петипа

В какой степени руководительница студии обладала правом на «репатриацию в Рейх» — сказать непросто. В анкете на вопрос о национальности матери она отвечала «эстонка» — при том, что имя ее звучало вполне на немецкий манер: Луизе Ульберг. Происхождение отца, бухгалтера Мариинского театра в Санкт-Петербурге, сомнений вызвать не может — Василий Махотин: как говаривали в старину, «природный русак».

Евгения Литвинова (в девичестве — Махотина) родилась на невских берегах 12 января 1877 года. Здесь же, восемнадцатью годами позже, окончила исполнительский класс Хореографического училища Императорского Мариинского театра и впервые дебютировала на танцевальной сцене. «В Петербурге я выступала в Мариинском, Александрийском, Михайловском театрах, — вспоминала Литвинова в конце тридцатых годов. — В Москве — в Большом».

Свой «творческий стаж» на подмостках императорских театров обеих российских столиц Литвинова определяла в пятнадцать лет. За это время ей довелось станцевать сложнейшие партии. Одетта в «Лебедином озере». Клеопатра в «Египетских ночах». Фея Сирени в «Спящей красавице». Одно упоминание о том, что легендарный Мариус Петипа доверял ей ведущие роли в своих постановках, свидетельствует о яркости таланта Литвиновой.

В Ревеле

1913 год стал для культурной жизни Таллинна знаменательным: 24 августа постановкой «Гамлета» открылся театр «Эстония». Стал этот год знаменательным и для Евгении Махотиной: осенью она переехала в Ревель — к своему мужу, полковнику Сергею Литвинову, назначенному за три года до того уездным воинским начальником.

О жизни Литвиновой в дореволюционной Эстляндии известно не много. Возможно, достаточно высокая должность мужа позволила ей отойти от сцены. Не исключена, впрочем, и другая версия: применить свой талант танцовщице Императорского театра было в те годы просто негде. Эстонский балет делал свои первые, достаточно робкие шаги — да и то не в Таллинне, а в Тарту.

Первая мировая война, революция, обретение Эстонией независимости нарушили привычный ритм жизни семьи Литвиновых. Должность коменданта русских частей Ревеля, присвоенная главе семьи в начале 1919 года, оказалась скорее номинальной. И тогда выпускница столичного хореографического училища решила вернуться к профессиональной деятельности — основать танцевальную студию.

Первая студия

«Все девочки здесь кроме гимназии учатся еще в балете, — писал автор «Письма из Ревеля в Париж», опубли­кованного в таллиннских «Вестях дня» в 1926 году. — Учительниц здесь очень много, но лучше всего учиться у «Русалки», которой даже памятник поставили. Папа говорит, что у нее настоящая классическая постановка. А остальные учительницы даже около театра не бывали».

Долю иронии автору «Письма» можно, простить: все-таки газетный фельетон был подписан Александром Вертинским. Но объективности ради стоит отметить: студий, предлагающих серьезное обучение танцевальному искусству, было на тот момент в Таллинне всего две — Герд Негго и Евгении Литвиновой. Причем о деятельности второй благосклонные отклики можно было отыскать на страницах как эстонской, так и остзейской прессы.

Сложнее отыскать точную дату основания балетной студии Литвиновой: случилось это в 1918 году, но когда именно — до конца не ясно. Во всяком случае, уже осенью 1919 года на сцене «Эстонии» состоялась премьера учениц Литвиновой — благотворительный концерт в пользу раненых воинов. Учитывая, что студия Герд Негго была основана лишь в 1924-м, первенство Литвиновой на ниве хореографического образования в Таллинне — бесспорно.

«Триумф эстонского балета»

Горячие споры между поклонниками Терпсихоры лет восемьдесят назад велись не только в театральных кулуарах и на страницах специализированных изданий, выплескиваясь порой на полосы ведущих ежедневных газет. Дискуссия о том, каким быть балетному искусству молодого эстонского государства — классическим или современно-пластическим, не могла обойти стороной и студию Литвиновой.

«Вы знаете, что я преподаю исключительно классический танец: он непременная основа хореографии, и именно русский классический балет очаровывает не только всю Европу, но и Америку, — отвечала в 1939 году газетному репортеру Литвинова. — Разница между классической танцовщицей и «пластичкой» заключается в том, что первая знает и пластику. Вторая же в классической технике в большинстве случаев, увы, не сведуща».

Похоже, ту же точку зрения разделяли и другие. На весеннем конкурсе того же года в Брюсселе две воспитанницы Литвиновой — Л. Винк и М. Челнокова получили, соответственно, золотую и серебряную медали. Во время гастрольных туров учениц студии Литвиновой в Ригу и Стокгольм (в 1922 и 1923 гг.) тамошние газеты с восторгом писали о
Лилиан Лооринг, Рахель Олбрей, Анна Экстон — фактически все примадонны театра «Эстония» тридцатых годов прошли обучение в студии Литвиновой. Другие ее ученицы с успехом выступали за рубежом. Д´Анунцио-Комарова, например, танцевала в парижском варьете «Фоли-Бержер». Гитте Шнеберг, уехавшей осенью 1939 года вместе с родителями в Германию, незамедлительно предложили на выбор обучение в театральных труппах Берлина и Вены с начислением государственной стипендии.

Финал

Согласно приводимым в современных энциклопедиях данным, в том же 1939-м уехала в Германию и сама Литвинова, что якобы послужило финальным аккордом в существовании ее студии. Газетные публикации осени-зимы 1939-го и зимы-весны 1940-го свидетельствуют об обратном: в Таллинне с успехом проходили выступления ее учениц, а сама хореограф в данном 10 декабря 1939 года интервью даже не намекает на планы переезда. К слову сказать, «Вести дня» освещали тематику репатриации немцев достаточно широко, специально уточняя, кто из эстонцев или русских уехал в Германию с остзейцами и по какой причине.

Балетная жизнь в Эстонии замерла в первый год советской власти. Быть может, именно тогда Литвинова приняла решение покинуть Таллинн в рамках второй «переселенческой кампании», которой поспешили воспользоваться в первой половине 1941 года те из новоиспеченных «жителей советской Прибалтики», которые имели хоть какое-то отношение к остзейским немцам? Эстонские энциклопедии, во всяком случае, свидетельствуют, что скончалась Евгения Литвинова в 1945 году в Дрездене.

* * *

На вопрос корреспондента «Вестей дня», интересовавшегося, почему Евгения Васильевна не пожелала отметить двадцатилетний юбилей существования студии, педагог ответила, что не придает этой дате особого значения.
«Может быть, отпраздную двадцатипятилетие, — с улыбкой делилась Литвинова планами в середине декабря 1939 года. — Если, конечно, буду к тому времени жива и здорова. Работы много, не до юбилея. У меня сейчас 25 учениц, и занятия с ними требуют много сил. Сейчас готовлю большой балетный спектакль. Показать 80 номеров — не шутка…»

Автор благодарит Александра Дормидонтова и сотрудников Эстонского музея театра и музыки за помощь в написании материала.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Главный фасад исторического здания таллиннского Балтийского вокзала, сданного в эксплуатацию ровно полтора века тому назад.

«Прекрасно обставленный»: полтора века Балтийского вокзала

Балтийский вокзал – главные железнодорожные ворота Таллинна – распахнул свои двери перед горожанами и гостями города полтора века тому назад: ...

Читать дальше...

Главное здание больницы Общества общественного призрения с характерными вентиляционными трубами. Рисунок, выполненный по памяти в середине ХХ века.

От богаделен и госпиталей до больничных комплексов

Специальные здания для ухода за больными и их лечения предки нынешних таллиннцев начали строить еще до того, как поселение у ...

Читать дальше...

Северный, обращенный к Старому городу фасад театра и концертного зала «Эстония» в 1913 году: на первый взгляд – похоже, но приглядевшись, можно найти массу отличий.

Театр «Эстония»: метаморфозы фасада

За более чем вековую историю существования здания театра и концертного зала «Эстония» его северный, обращенный к Старому городу, фасад менял ...

Читать дальше...

Вход в здание Большой гильдии, стилизованный под сени сказочного терема 
в дни проведения Первой русской выставки Эстонии.

Смотр достижений нацменьшинства: Первая русская выставка

Первая русская выставка Эстонии, прошедшая в Таллинне весной 1931 года, привлекла всеобщее внимание и стала существенной вехой на пути межкультурного ...

Читать дальше...

Нынешний детский сад «Лотте» в Кадриорге – помещения ситцевой мануфактуры Х. Фрезе.

Восемь столетий Таллинна: век XVIII, просвещенный

Грань между Средними веками и Новым временем во многом условная – однако не будет ошибкой считать, что Таллинн по-настоящему переступил ...

Читать дальше...

Портреты космонавтов на фасаде таллиннского кафе «Москва».
Фото первой половины шестидесятых годов.

Таллинн, апрель 1961-го: космос становится ближе

Никогда до того – да, пожалуй, и никогда после, вплоть до дня сегодняшнего – космические дали не были так близки ...

Читать дальше...

Отправляясь в Африку или Америку, ты можешь оставаться в Европейском Союзе!

Вот несколько малоизвестных географических фактов, которые несомненно повышают значимость жителей Европейского Союза, а значит и жителей Эстонии. Территория Европейского Союза имеет ...

Читать дальше...

Новая кадриоргская оранжерея в представлении ее архитекторов.

Лето круглый год: в Кадриорг вернется оранжерея

Начать восстановление оранжереи, некогда бывшей неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля в Кадриорге, городские власти планируют еще до конца нынешнего года. К числу ...

Читать дальше...

Увенчанный золоченой короной крендель еще лет двадцать тому назад был неотъемлемым элементом уличного пейзажа Старого Таллинна.

Башни, правители, кренделя: короны города Таллинна

Отыскать главный символ королевского статуса – корону – в городской среде столицы современной Эстонской Республики не составит для знатока большого ...

Читать дальше...

Сальме Тоомвяли в кабине паровоза.
Фото из газеты Rahva Hääl, март 1941 года.

Муза железных дорог: первая женщина-машинист Сальме Тоомвяли

Сальме Тоомвяли – первая в истории железных дорог Эстонии женщина-машинист – заняла свой рабочий пост в кабине паровоза ровно восемьдесят ...

Читать дальше...

Таким представлялся вид сверху на новый корпус нынешнего Городского театра
во дворах девятого квартала архитектору Калле Рыымусу в 1987 году.

От «Интернационального клуба» до «Сцены в преисподней»

Двор здания Таллиннского городского театра стоит на пороге больших перемен, ожидание которых оказалось растянутым чуть ли не на три с ...

Читать дальше...

Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
В старые времена часто шутили, что Город хромает на одну ногу. Дело в том, что в Вышгород из Нижнего города когда-то вели лишь две улицы - Пикк Ялг (Длинная Нога) и Люхике Ялг (Короткая нога). В Таллинне есть улочки настолько узкие, что две дамы в громадных кринолинах никак не могли разойтись на них. Их кавалерам приходилось драться за право своей спутницы пройти по улице первой.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!