Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Забытое в наши дни слово «храмостроитель» украшает собой надгробия как минимум двух таллиннцев – купца Алексея Коршунова и купеческой вдовы Пелагии Басаргиной.
Между тем тех, кто по праву мог бы быть удостоен этого почетного звания, в истории нашего города было куда как больше.
И хотя специальной хроники жертвователей на благое дело в Таллинне-Ревеле не велось, церковные документы из фондов Частного русского архива Александра Дормидонтова позволяют вспомнить имена хотя бы некоторых из них – тех, чьим усердием городской пейзаж Таллинна обогатился элементами православной храмовой архитектуры.
Безымянные и именитые

Введенская церковь подворья Пюхтицкого монастыря и портреты жертвователей на храм – Пелагии Басаргиной и Иоанна Кронштадского
Имена новгородских и псковских купцов, выстроивших на будущей Брокусовой горе у Малых морских ворот первую в Таллинне православную церковь, история до нас не донесла. Неведомы нам и имена тех, чьими стараниями в двадцатых годах XIV столетия нынешняя Никольская церковь была возобновлена на своем современном месте – на изгибе улицы Вене.
Зато известны те, кто помогал восстанавливать храм после беспорядков времен церковной реформации: пыл протестантов, собственно, был направлен против расположенных по соседству с Никольской церковью подворий католических монастырей, но и православной церкви досталось сполна. Без малого девяносто лет находилась она в запустении, пока некий Харламов не пожертвовал в 1614 году на ремонт и возобновление храма «105 ефимков свейских».
Как ни велика была сумма в сотню шведских риксдалеров, через сорок лет вновь потребовался ремонт. В 1660 году новгородский купец Петр Николаев заключил контракт с ревельским ратманом Михкелем Паульсеном, по которому последний обязался полностью обновить церковное здание. Стоимость сделки была определена в 700 любекских рейхсталеров, однако у новгородца возникли какие-то затруднения с выплатой суммы и магистрат решил не отдавать православным ключей от храма.
Долгих восемнадцать лет шло судебное разбирательство, покуда в дело не вмешались «державные меценаты»: царевичи Иоанн и Петр и правительница София. Благодаря их помощи православная церковь в шведском еще Ревеле была возобновлена «в былом великолепии».
Своими силами

Средневековая Никольская церковь на улице Вене: на нее жертвовали новгородские купцы и самодержцы всероссийские. Прорись с чертежа конца XVIII века.
Православные церкви, появившиеся в Ревеле после перехода города под скипетр российских императоров, находились в несравненно более выгодном положении, чем их предшественница, основанная в ганзейские времена. Уцелевшие до нас Казанская церковь, церковь Симеона и Анны, равно как и несколько снесенных, были полковыми храмами – а значит, строились за счет государственной казны. Государством же были оплачены перестройка бывшей монастырской церкви святого Михаила в православный Преображенский собор, а также строительство нынешней Никольской церкви на улице Вене, занявшей место своей средневековой предшественницы.
К середине XIX века православное население Ревеля значительно выросло. Выросло и его благосостояние. Местному купечеству стало вполне по плечу строительство храмов «своими силами» — без надежды на помощь Петербурга. Первым из них стала церковь Александра Невского, заложенная на одноименном православном кладбище 11 июня 1854 года и, к сожалению, погибшая в марте 1944-го. Средства на постройку храма – 3 000 серебряных рублей – были пожертвованы «ревельскими обывателями»: купцами А. Ермаковым и И.Германовым.
Продолжалась в позапрошлом столетии и давняя традиция жертвования на ревельские храмы иногородними жителями. Так, проводившие в Ревеле летние месяцы петербургские фрейлины София и Варвара Ланские, пожертвовали в 1870 году несколько тысяч рублей на капитальный ремонт Преображенского собора.
От Балтики до Сибири
«Православные! Братья наши по вере, живущие на Балтийском поморье, в городе Ревеле, шлют вам с этой окраины земли русской и просят у вас братской помощи! […] Государь Император Всемилостливейше соизволил разрешить нам обратиться к вам, русские братья, с просьбою о братской помощи и мы просим вас, помогите! Пожертвуйте на построение Соборного Храма в городе Ревеле во имя Святого Благоверного князя Александра Невского».
Подобный призыв был опубликован в 1888 году в разделах частных объявлений выходивших по всей Российской Империи газет. Что и неудивительно: сумма, выделенная Синодом для строительства нового кафедрального собора в Ревеле, была явна недостаточно: всего шестьдесят тысяч рублей. Созданный по разрешению Александра III комитет незамедлительно приступил к сбору пожертвований по всей стране.
От Балтики до Сибири комитетом по строительству собора было разосланы 55595 подписных листов. За семь лет с их помощью удалось собрать внушительную сумму:
392 622 рубля. Однако и она оказалась недостаточной: по смете для осуществления проекта нужно было по крайней мере 400 000 рублей. В 1897 году комитет обратился с ходатайством о деньгах к царю Александр III. Он выделил из казны на строительство собора и необходимую для него утварь на 150 000 рублей. 20 августа 1895 года собор был торжественно заложен.
Вдова-храмостроительница
Современному таллиннцу трудно себе представить, что каких-нибудь шестьдесят лет тому назад архитектурной доминантой нынешней площади Компасси была девятиглавая православная церковь. Стояла она до начала шестидесятых годов на месте современного магазина «Каннике» и была посвящена Введению во храм девы Марии.
Своим строительством Введенская церковь подворья Пюхтицкого монастыря была всецело обязана купеческой вдове Пелагии Ермиловне Басаргиной.
Первая Введенская церковь была оборудована в принадлежавшем ей деревянном доме, находившемся поблизости от будущего храма. Вскоре она была расширена и снабжена колоколенкой, но и в таком виде оставалась тесна для молящихся. Осенью 1899 года Басаргина вносит весь оставшийся ей от покойного супруга капитал – пятьдесят тысяч рублей – в Ревельское отделение государственного банка на постройку новой каменной церкви. Вслед за ней на строительство подворья Пюхтицкого монастыря внесли свое пожертвование родственница Басаргиной – А.В. Коршунова (10 000 рублей) и знаменитый протоиерей Иоанн Кронштадский (1 000 рублей).
Пострадавшая в годы Второй мировой войны Введенская церковь была в первые годы советской власти внесена в регистр памятников архитектуры, а в 1953-55 годах – основательно реставрирована, в том числе – и на пожертвования горожан. Что, к сожалению, не спасло ценный элемент городского пейзажа от сноса: к концу лета 1960 от Введенской церкви и прочих построек Пюхтицкого подворья не осталось и следа.
На землях Глена
Основатель Нымме – барон Николай фон Глен – по исповеданию принадлежал к баптистам. Не делая различия между конфессиями, он, в начале ХХ века, подарил земельные участки стоимостью в 2 400 рублей для постройки трех храмов – баптистского, лютеранского и православного.
Первое собрание православных жителей Ревеля по вопросу строительства в Нымме храма состоялось 30 сентября 1912 года. На будущую стройку Рижской Духовной консисторией было выдано 38 подписных листов для сбора пожертвований. Кроме того, супругами Шараповыми была учреждена отдельная сборная книжка. К концу 1915 года сумма пожертвований на будущий храм составила 3030 рублей 86 копеек. А еще через два года грянула революция и деньги то ли обесценились, то ли бесследно пропали.
К идее строительства православного храма в Нымме вернулись лишь в 1922 году. Министерством внутренних дел ЭР выданы 30 листов для пожертвований, сроком действия с 24 июля по 31 декабря. Крупнейшие пожертвования были сделаны М. Богдановым (10 000 марок), Е. Шараповой (3 000 марок), Л. Глебовым (1 000 марок). Архитекторы А. Владовский и А. Голубков безвозмездно передали проект храма во имя Иоанна Предтечи комитету по строительству церкви безвозмездно. Освящен храм был 21 октября 1923 года.
Живая традиция
Табличка, закрепленная у входа в стоящую на развилке улиц Пикк и Олевимяги часовню, гласит «выстроена на средства купца Алексея Коршунова». Имена других жертвователей на православные часовни и храмы нынешнего Таллинна, увы, не известны широкой публики.
Но разве известность в этом деле – главное? Важнее то, что традиция, документально отслеживаемая с начала XVII столетия, жива и поныне. Подтверждение тому – строительство в Ласнамяэ церкви в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Выложенная на Интернет-странице храма хроника строительства церкви свидетельствует: и в нынешние, кризисные времена «рука дающего» — не оскудевает.
Хочется верить, что традиция жертвования на строительство православных храмов, насчитывающая в Таллинне более четырех столетий, не прервется и впредь.
На фото:
Hram – Кладбищенская церковь Александра Невского, погибшая в 1944 году.
Hram2 – Введенская церковь подворья Пюхтицкого монастыря и портреты жертвователей на храм – Пелагии Басаргиной и Иоанна Кронштадского.
Hram3 – Средневековая Никольская церковь на улице Вене: на нее жертвовали новгородские купцы и самодержцы всероссийские. Прорись с чертежа конца XVIII века.
Фото: Частный русский архив А. Дормидонтова.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- Колыбель эстонской культуры
- Экскурсия в парке у замка барона Николая фон Глена в Таллине. Бронирование экскурсии.
- Город-фантазия - город-сад
- Памяти Ныммеского рынка
- На седьмой версте барона Глена
- Таллиннский район Нымме — город, который построил Глен
- Память барона Глена
- Топ-десятка таллиннских мостов
- Львы, стерегущие Таллинн
- Мир эстонских мыз — скромное обаяние семейных усадеб
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.
Related posts
- Таллинн: Замки города-рыцаря
- Замужем за патриархом, Алексием II
- Фейерверк в городе Нымме
- Колыбель эстонской культуры
- Основателя Нымме увековечат памятником
- На седьмой версте барона Глена
- Был загород: «И в Немме дачник наш стремится, набит посылками, как воз...»
- Львы, стерегущие Таллинн
- Мир эстонских мыз — скромное обаяние семейных усадеб
- Как датский король Эрик IV, нашёл и построил в Таллине монастырь св. Михаила-Архангела и храм.