А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Есть внешне ничем не примечательная улочка в районе Вышгорода. И даже, кажется, официального названия не имеет. Но интересна тем, что она - самая узкая в городе. Отсюда и народное название "улица пьяного рыцаря". Мол, когда рыцарь пьян настолько, что ходить не в состоянии, он мог по ней пройтись, опираясь руками за дома, находящихся с двух сторон. Однажды две дамы в пышных платьях застопорили на ней движение. Одновременно они пройти по ней не могли, а уступить одна-другой дорогу - не желали. Народу вокруг собралось - тьма! Все ругаются, а сделать ничего не могут. Один молодчик из простых людей сообразил как быть. Говорит, пусть та, что моложе уступит дорогу той, что старше. Дамы настолько перепугались, что одновременно развернулись боком и протиснулись мимо друг-друга по улице.
Хроники Таллина
Говорят так:
Едва занимался рассвет, как по самым оживленным ныне улицам Таллинна, - Суур-Карья и Вяйке-Карья - устремлялся на пастбища скот. Названия улиц (Большая стадная и Малая стадная) живут по сей день, хотя скот горожане уже давно не держат.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1307 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Забытое в наши дни слово «храмостроитель» украшает собой надгробия как минимум двух таллиннцев – купца Алексея Коршунова и купеческой вдовы Пелагии Басаргиной.

Между тем тех, кто по праву мог бы быть удостоен этого почетного звания, в истории нашего города было куда как больше.

И хотя специальной хроники жертвователей на благое дело в Таллинне-Ревеле не велось, церковные документы из фондов Частного русского архива Александра Дормидонтова позволяют вспомнить имена хотя бы некоторых из них – тех, чьим усердием городской пейзаж Таллинна обогатился элементами православной храмовой архитектуры.

Безымянные и именитые

Введенская церковь подворья Пюхтицкого монастыря и портреты жертвователей на храм – Пелагии Басаргиной и Иоанна Кронштадского

Имена новгородских и псковских купцов, выстроивших на будущей Брокусовой горе у Малых морских ворот первую в Таллинне православную церковь, история до нас не донесла. Неведомы нам и имена тех, чьими стараниями в двадцатых годах XIV столетия нынешняя Никольская церковь была возобновлена на своем современном месте – на изгибе улицы Вене.

Зато известны те, кто помогал восстанавливать храм после беспорядков времен церковной реформации: пыл протестантов, собственно, был направлен против расположенных по соседству с Никольской церковью подворий католических монастырей, но и православной церкви досталось сполна. Без малого девяносто лет находилась она в запустении, пока некий Харламов не пожертвовал в 1614 году на ремонт и возобновление храма «105 ефимков свейских».

Как ни велика была сумма в сотню шведских риксдалеров, через сорок лет вновь потребовался ремонт. В 1660 году новгородский купец Петр Николаев заключил контракт с ревельским ратманом Михкелем Паульсеном, по которому последний обязался полностью обновить церковное здание. Стоимость сделки была определена в 700 любекских рейхсталеров, однако у новгородца возникли какие-то затруднения с выплатой суммы и магистрат решил не отдавать православным ключей от храма.

Долгих восемнадцать лет шло судебное разбирательство, покуда в дело не вмешались «державные меценаты»: царевичи Иоанн и Петр и правительница София. Благодаря их помощи православная церковь в шведском еще Ревеле была возобновлена «в былом великолепии».

Своими силами

Средневековая Никольская церковь на улице Вене: на нее жертвовали новгородские купцы и самодержцы всероссийские. Прорись с чертежа конца XVIII века.

Православные церкви, появившиеся в Ревеле после перехода города под скипетр российских императоров, находились в несравненно более выгодном положении, чем их предшественница, основанная в ганзейские времена. Уцелевшие до нас Казанская церковь, церковь Симеона и Анны, равно как и несколько снесенных, были полковыми храмами – а значит, строились за счет государственной казны. Государством же были оплачены перестройка бывшей монастырской церкви святого Михаила в православный Преображенский собор, а также строительство нынешней Никольской церкви на улице Вене, занявшей место своей средневековой предшественницы.

К середине XIX века православное население Ревеля значительно выросло. Выросло и его благосостояние. Местному купечеству стало вполне по плечу строительство храмов «своими силами» — без надежды на помощь Петербурга. Первым из них стала церковь Александра Невского, заложенная на одноименном православном кладбище 11 июня 1854 года и, к сожалению, погибшая в марте 1944-го. Средства на постройку храма – 3 000 серебряных рублей – были пожертвованы «ревельскими обывателями»: купцами А. Ермаковым и И.Германовым.

Продолжалась в позапрошлом столетии и давняя традиция жертвования на ревельские храмы иногородними жителями. Так, проводившие в Ревеле летние месяцы петербургские фрейлины София и Варвара Ланские, пожертвовали в 1870 году несколько тысяч рублей на капитальный ремонт Преображенского собора.

От Балтики до Сибири

«Православные! Братья наши по вере, живущие на Балтийском поморье, в городе Ревеле, шлют вам с этой окраины земли русской и просят у вас братской помощи! […] Государь Император Всемилостливейше соизволил разрешить нам обратиться к вам, русские братья, с просьбою о братской помощи и мы просим вас, помогите! Пожертвуйте на построение Соборного Храма в городе Ревеле во имя Святого Благоверного князя Александра Невского».

Подобный призыв был опубликован в 1888 году в разделах частных объявлений выходивших по всей Российской Империи газет. Что и неудивительно: сумма, выделенная Синодом для строительства нового кафедрального собора в Ревеле, была явна недостаточно: всего шестьдесят тысяч рублей. Созданный по разрешению Александра III комитет незамедлительно приступил к сбору пожертвований по всей стране.

От Балтики до Сибири комитетом по строительству собора было разосланы 55595 подписных листов. За семь лет с их помощью удалось собрать внушительную сумму:
392 622 рубля. Однако и она оказалась недостаточной: по смете для осуществления проекта нужно было по крайней мере 400 000 рублей. В 1897 году комитет обратился с ходатайством о деньгах к царю Александр III. Он выделил из казны на строительство собора и необходимую для него утварь на 150 000 рублей. 20 августа 1895 года собор был торжественно заложен.

Кладбищенская церковь Александра Невского, погибшая в 1944 году

Вдова-храмостроительница

Современному таллиннцу трудно себе представить, что каких-нибудь шестьдесят лет тому назад архитектурной доминантой нынешней площади Компасси была девятиглавая православная церковь. Стояла она до начала шестидесятых годов на месте современного магазина «Каннике» и была посвящена Введению во храм девы Марии.

Своим строительством Введенская церковь подворья Пюхтицкого монастыря была всецело обязана купеческой вдове Пелагии Ермиловне Басаргиной.

Первая Введенская церковь была оборудована в принадлежавшем ей деревянном доме, находившемся поблизости от будущего храма. Вскоре она была расширена и снабжена колоколенкой, но и в таком виде оставалась тесна для молящихся. Осенью 1899 года Басаргина вносит весь оставшийся ей от покойного супруга капитал – пятьдесят тысяч рублей – в Ревельское отделение государственного банка на постройку новой каменной церкви. Вслед за ней на строительство подворья Пюхтицкого монастыря внесли свое пожертвование родственница Басаргиной – А.В. Коршунова (10 000 рублей) и знаменитый протоиерей Иоанн Кронштадский (1 000 рублей).

Пострадавшая в годы Второй мировой войны Введенская церковь была в первые годы советской власти внесена в регистр памятников архитектуры, а в 1953-55 годах – основательно реставрирована, в том числе – и на пожертвования горожан. Что, к сожалению, не спасло ценный элемент городского пейзажа от сноса: к концу лета 1960 от Введенской церкви и прочих построек Пюхтицкого подворья не осталось и следа.

На землях Глена

Основатель Нымме – барон Николай фон Глен – по исповеданию принадлежал к баптистам. Не делая различия между конфессиями, он, в начале ХХ века, подарил земельные участки стоимостью в 2 400 рублей для постройки трех храмов – баптистского, лютеранского и православного.

Первое собрание православных жителей Ревеля по вопросу строительства в Нымме храма состоялось 30 сентября 1912 года. На будущую стройку Рижской Духовной консисторией было выдано 38 подписных листов для сбора пожертвований. Кроме того, супругами Шараповыми была учреждена отдельная сборная книжка. К концу 1915 года сумма пожертвований на будущий храм составила 3030 рублей 86 копеек. А еще через два года грянула революция и деньги то ли обесценились, то ли бесследно пропали.

К идее строительства православного храма в Нымме вернулись лишь в 1922 году. Министерством внутренних дел ЭР выданы 30 листов для пожертвований, сроком действия с 24 июля по 31 декабря. Крупнейшие пожертвования были сделаны М. Богдановым (10 000 марок), Е. Шараповой (3 000 марок), Л. Глебовым (1 000 марок). Архитекторы А. Владовский и А. Голубков безвозмездно передали проект храма во имя Иоанна Предтечи комитету по строительству церкви безвозмездно. Освящен храм был 21 октября 1923 года.

Живая традиция

Табличка, закрепленная у входа в стоящую на развилке улиц Пикк и Олевимяги часовню, гласит «выстроена на средства купца Алексея Коршунова». Имена других жертвователей на православные часовни и храмы нынешнего Таллинна, увы, не известны широкой публики.

Но разве известность в этом деле – главное? Важнее то, что традиция, документально отслеживаемая с начала XVII столетия, жива и поныне. Подтверждение тому – строительство в Ласнамяэ церкви в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Выложенная на Интернет-странице храма хроника строительства церкви свидетельствует: и в нынешние, кризисные времена «рука дающего» — не оскудевает.

Хочется верить, что традиция жертвования на строительство православных храмов, насчитывающая в Таллинне более четырех столетий, не прервется и впредь.

На фото:

Hram – Кладбищенская церковь Александра Невского, погибшая в 1944 году.

Hram2 – Введенская церковь подворья Пюхтицкого монастыря и портреты жертвователей на храм – Пелагии Басаргиной и Иоанна Кронштадского.

Hram3 – Средневековая Никольская церковь на улице Вене: на нее жертвовали новгородские купцы и самодержцы всероссийские. Прорись с чертежа конца XVIII века.

Фото: Частный русский архив А. Дормидонтова.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Таким представлялся вид сверху на новый корпус нынешнего Городского театра
во дворах девятого квартала архитектору Калле Рыымусу в 1987 году.

От «Интернационального клуба» до «Сцены в преисподней»

Двор здания Таллиннского городского театра стоит на пороге больших перемен, ожидание которых оказалось растянутым чуть ли не на три с ...

Читать дальше...

Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Однажды в Таллинн прибыл один матрос. Он слышал, что в жилах похороненного тут карла-Евгения де Круа текла королевская кровь и вообразил, что в гробу могут быть ценные вещи. Поздним вечером матрос вошел в усыпальницу церкви Нигулисте. Свеча осветила гроб на постаменте. Матрос приподнял гробовую крышку, откинул покрывало и увидел усатое лицо де Круа с застывшей иронической улыбкой. Весть о том, что де Круа не сгнил, разлетелась сначала по Таллинну, а вскоре и по Эстонии. Всем хотелось посмотреть на это чудо. Предприимчивый церковный сторож поставил возле мумии де Круа копилку для пожертвований. И оказалось, что де Круа после смерти "зарабатывал" значительно больше, чем при жизни. Тщетно...
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!