А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Таллинн имеет свой флаг - с тремя голубыми и тремя белыми полосками, он был частично заимствован из древнего датского флага. Как гласит легенда, флаг упал с небес после битвы за крепость Таллинна. Однако, другая легенда утверждает, что упавший с неба флаг, был дарован Господом Богом датчанам, и с тех самых пор, стал государственным флагом Дании: белый опрокинутый крест на красном фоне.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
В Таллинне на участке бывшего так называемого Королевского сада стоят две своеобразные башни. Одну из них в разные времена называли то Маршталлтурме, то Конюшенной, то Юнкерской камерой. В XVII столетии ее ярусы использовались как тюремные камеры. Материалы и протоколы архивов Таллиннского магистрата свидетельствуют, что в 1626 году «за романтические похождения» консисторией был осужден фон Гертен, сын городского головы. Его заключили в Юнкерскую камеру. Вот там-то заключенный и натерпелся страха: привидения, обитавшие в башне, просто измывались над ним. Для облегчения положения фон Гертена его слуге разрешили ночевать в башне, но и тому было не по себе от проделок призраков, а мать, навестив сына, увидела такое, что от ужаса лишилась чувств.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1281 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 235 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Повсеместные булочки со взбитым кремом, этнографический праздник в Музее под открытым небом, да подпись под календарной датой — vastlapäev.

Это – всё, что осталось от некогда самого популярного и, вне сомнения, самого веселого праздника горожан средневековой Ливонии.

Прощение с мясом

Изображений средневекового ревельского карнавала не сохранилось. Но картина Питера БРейгеля «Битва Поста и Масленицы» позволяет ощутит его дух.

Средневековый праздник – почти всегда компромисс между дохристианскими верованиями и официальной церковной доктриной. Запретить традиционный для окончания холодного времени года народный праздник было не под силу даже католической церкви. А вот привязать его к новой календарной дате – стоило.

Проводы зимы в христианском календаре совпадали с началом самого длительного церковного поста, во время которого к употреблению верующими запрещены все продукты питания животного, в первую очередь – мясного происхождения.». Латинское выражение «сarnisprivium», дословно – «отказ от мяса», превратилось в средневековом итальянском языке в «расставание с мясом»: «carnelevare». Расслышать в нем знакомое слово «карнавал» совсем не сложно – под этим названием праздник, предвещающий наступление пасхального поста, известен по всей Западной Европе.

Связь с «постной» тематикой оказалось запечатленным и в немецком языке. «Пост» у немцев звучит как «Fast», а «Масленица» — как «Fastnacht»: в буквально переводе – «Ночь поста». То есть – предшествующая его началу. В еще большей степени выражено это нижнемецким названием того же самого праздника – «Fastelabend» или «Вечер накануне поста». В средневековом написании это выглядело как «Vastelavent» – а отсюда уже рукой подать до привычного жителям современной Эстонии «vastlapäev».

Пир горой

Празднование Масленицы в ганзейском Ревеле начиналось ровно за сорок девять дней до Пасхи – в воскресенье. Зачинателями торжеств выступали самые весёлые жители города – Черноголовые. Прямиком с церковной службы они направлялись к дому Братства. А из бездонных подвалов слуги уже выкатывали наполненные свежим пивом бочёнки. После ритуального “тестирования” братья заключали, что напиток к празднику пригоден и тот час же над фасадом дома Черноголовых взвивался флаг: карнавальная неделя вступала в свои права.

Спустя несколько дней праздник въезжал в город собственной персоной. Встречать долгожданного гостя высыпал чуть ли не весь город. У распахнутых ворот играл оркестр. Виновнику торжества полагался конный кортеж – Черноголовые были готовы сопровождать его по городским улицам и площадям как самую высокородную персону. И ничего, что «персона» эта чаще всего была скроена из холстины и набита соломой: ритуал, встречавшийся в Средние века практически у всех индоевропейских народов дожил до наших дней в обрядах русской Масленицы.

Внос масленичного чучела в город означал начало праздничных пиршеств. Одной только ратуше городской аптекарь был обязан поставить 64 фунта сладостей! Во время масленичного пира, казалось, стиралась извечная вражда между нижегородскими бюргерами и тоомпеаским дворянством: орденский наместник вышгородского замка ежегодно получал от таллиннского магистрата приглашение на праздник. Желанными гостями были заморские купцы, а уж если через Таллинн проезжало какое-нибудь иноземное посольство, то жаловаться дипломатам оставалось разве что на размер собственных желудков…

Чертовские маски 

Была у масленичного обжорства не только непосредственное, физиологическое предназначение, но и символический смысл. Ведь в средневековой символике чревоугодие служило своеобразной «заменой»…половых отношений, так же запрещенных католичеством на время поста. Не зря же неотъемлемой частью карнавального веселья считалось обряжение в костюмы животных, издревле почитающихся за свою мощь и плодовитость: медведя, кабана, козла, оленя.

Впрочем, маски животных, были более популярны в деревнях. Что же касается бюргеров, то они предпочитали рядиться в нечистую силу. Самым популярным, вероятно, был костюм черта. Сооружался он просто – вывернутая наизнанку шуба да немудрённая кожанная маска. Но тревогу городских властей вызывал неизменно. Рижский магистрат, например, уже с 1384 года полностью запретил его под угрозой солидного штрафа. Строгие меры против были вызваны заботой о безопасности самого ряженого. Документы той поры свидетельствуют, как неискушенные городскими причудами крестьяне, приезжавшие на Масленицу в город, принимали костюмированных бюргеров за «всамделишных» обитателей преисподней. И, не долго думая, бросались на них – кто с кулаками, кто с оглоблей.

Популярность костюма «масленичного черта» зафиксирована магистратских распоряжениях средневекового Дерпте. А вот в сохранившихся таллиннских документах нижнемецкое слово «shoduwel», означавшие того самого внушающего страх масленичного «черта», отсутствует. Протоколы собраний братства Черноголовых сообщают лишь о «правилах поведения» для «муммеров»: термин этот обозначал надевшего маску и взявшего на себя тем самым обет молчания – изъяснятся ряженому полагалось исключительно языком жестов или, в крайнем случае, бессловесным пением.

Танцы с мечами

Пение, музыка, танец – представить себе масленичное веселье в средневековом европейском городе так же невозможно, как и без маскарадных костюмов и масок. Скорее всего потому, что развлечения эти так же не слишком поощрялись церковью, а потому праздничный «мир наоборот» был для них самым подходящим местом и временем.

Вопреки прохладному отношению религиозных властей, танец оставался для средневекового человека излюбленной формой проведения досуга, наполненной, при том, совершенно особенным смыслом. Ведь, с одной стороны, шествуя танцевальным шагом по городским улицам, члены купеческой гильдии или ремесленного цеха демонстрировали, прежде всего, собственную принадлежность к единой корпорации – и гордость за нее. С другой стороны, слишком близкими от средневекового человека были древние, дохристианские еще обычаи, включающие в себя и коллективные ритуальные пляски мужчин – добытчиков, охотников, защитников. Не даром особой популярностью во время средневековой Масленицы пользовался в приморских городах Западной Европы особый танец с мечами. Исполнять его полагалось почему-то почти исключительно корабельному люду, причем, желательно, иноземному.

Недостатка моряков в портовых городах Ливонии, не наблюдалось. Остается только удивляться, что танец с мечами упоминается в здешних документах достаточно редко – причем оба раза, в связи с современным Таллинном: в 1493 году он был исполнен в купеческой Большой, а в 1541 – в ремесленной Канутской гильдии. Любопытный штрих: посмотреть на танцующих с мечами иностранных матросов ремесленники пригласили так же «женщин и девушек» – вероятно, дочерей и жен. Принимать же участие в пляске представительницами прекрасного пола было воспрещено…

Масленичная…елка

Одно из старейших упоминаний о таллиннской ратуше называет её “домом игр”. Играми этими были, разумеется, не кости и не карты, а театральное представление, устроенное бродячими комедиантами в году господнем 1364-м. Что это было за представление, сказать трудно. Однако, обычай устраивать на излёте Масленицы театральные действа, был распостранён повсеместно. Церковь, казалось, стремилась напомнить, о том что праздник подходит к концу, уступая время посту и молитве.

В последний праздничный вечер на Ратушной площади вспыхивал костёр: в знак прощания с зимой таллиннцы зажигали….ёлку. Не свечи на её ветвях, а само дерево – вроде жертвы уходящим холодам и метелям. Вокруг пылающей ели исполнялся последний танец, а после него полагалось последнее угощение. Переход к посту символизировали появляющиеся на столе рыба и горох. Все блюда в этот вечер полагалось сдобрить изрядным количеством перца и дорогих восточных пряностей – они тоже считались одним из символов поста.

Истлевали еловые угли, догорало масло в плошках на ратушных окнах и уставшие горожане разбредались по домам. Лишь слуги, спешащие к аптекарю за желудочными снадобьями да бедолаги, страждущие кружку солонаватой колодезной воды напоминали на следующее утро о десятидневном веселье. Впрочем, любой горожанин знал, что ровно через год над домом Черноголовых вновь взовьётся флаг и конный кортеж отправиться к городским воротам…

Дремлющий обычай

Ревельские жители времен церковной реформации, кинувшиеся громить церкви и монастыри, не задумывались даже, что ими разрушаются не только произведения искусства, но и привычный уклад жизни. Победившее лютеранство негативно относилось не только к церковному богатству, но и к пышным католическим празднествам. Масленица, имеющая с библейскими событиями связь весьма отдалённую, оказалась сомнительным поводом для веселья. А главное – лютеранство не признаёт постов, так что праздник потерял право на существование.

На протяжении XVI века ревельский магистрат неоднократно запрещал карнавалы, праздничные шестия и даже езду на санях вечером “нехорошей недели”. Отмечать Масленицу в узком семейном кругу не имело смысла, да и штрафы за подобное “вольнодумство” полагались солидные. А то, что не смогла искоренить власть, свела на нет долгая Ливонская война и сопутствующие ей эпидемии. Измождённому тяжёлой годиной Таллинну было теперь не до масленичного веселья. Бытописатели Ревеля XVIII – XIX столетий упоминают, конечно, популярность у горожан маскарадов и зимних видов спорта – но вне всякой связи с Масленицей.

Но, вопреки всей исторической закономерности, хочется, почему-то, верить: средневековый ревельский карнавал не сгинул без следа. Он дремлет где-то, дожидаясь тех, кто возродит красочный обычай. Точно так же, как на памяти нынешнего поколения горожан был возрожден обычай устраивать во время Дней Старого города средневековый праздник Майского графа и выборы Короля стрелков…

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Здание Немецкой реальной школы непосредственно после постройки.

Школа на улице Луйзе: реквием по утраченному

Здание Немецкого реального училища, некогда признававшееся идеалом и образцом для аналогичных построек, возродившееся после войны в ином облике, безвозвратно утрачено ...

Читать дальше...

Домский, он же Длинный мост на рисунке Карла Буддеуса, середина XIX века.

Тоомпеаский, Каменный, Пиритаский: мосты над водами Таллинна

Даже без учета виадуков и путепроводов, семейство таллиннских мостов – достаточно многочисленное. А главное – способное поведать о себе немало ...

Читать дальше...

Вариант развития мемориального ансамбля на Маарьямяги по версии середины шестидесятых…

Памятник двадцатому веку: ансамбль на Маарьямяги

Мемориальный комплекс на Маарьямяги давно уже стал памятником не конкретным событиям или лицам, а всему, что произошло с Эстонией на ...

Читать дальше...

Ворота в конце улицы Трепи на довоенных открытках встречаются часто, но топоним «Ныэласильм» конкретно к ним еще не применялся.

Головы, ноги, чрево и горб: анатомия таллиннских улиц.

Географические названия, щедро рассыпанные по карте Таллинна, позволяют читать ее почти как… анатомический атлас. Уподобить город человеческому организму впервые предложили пионеры ...

Читать дальше...

Портреты павших в сражении 11 сентября 1560 года горожан и старейшее изображение Таллинна на эпитафии Братства черноголовых.

Восемь столетий Таллинна: век XVI век, пора рефлексий

Непростой во всех отношениях XVI век подарил Таллинну первые портреты города и его жителей, первый памятник, а также один из ...

Читать дальше...

То, чего не было в реальности: «Потопление финского броненосца «Вяйнемяйнен» на советском плакате.

Разрушители мифов: охота за «Вяйнемейненом»

В биографии одного из самых неуловимых военных кораблей Второй мировой войны — финского броненосца береговой обороны «Вянемейнен» — нашлось место ...

Читать дальше...

Гостиничный комплекс «Пеолео» в день своего открытия.

Иволга на обочине шоссе: мотель и кемпинг «Пеолео»

Первая ласточка – вернее, пожалуй, было бы сказать «первая иволга» – частного гостиничного бизнеса современной Эстонии «свила гнездо» тридцать лет ...

Читать дальше...

Флагман Эстонского морского пароходства «Георг Отс». Открытка восьмидесятых годов прошлого века.

Белоснежный красавец-теплоход: легендарный «Георг Отс»

Ровно сорок лет тому назад северный сосед стал ближе: в июне 1980 года на линию Таллинн-Хельсинки вышел, без преувеличения, легендарный ...

Читать дальше...

Дом священника Стратановича полвека тому назад.

Шанс на возрождение: дом священника Стратановича в Кадриорге Дом Стратановича

Доминанта исторической застройки одной из кадриоргских улиц и, без преувеличения, шедевр деревянной архитектуры всего Таллинна спасен от гибели: начата реставрация ...

Читать дальше...

Mündi Baar. Бар Лисья Нора в Таллине

Мюнди-бар, или по другому, - Лисья Нора. Каким он был в разные годы. На первом снимке, рядышком расположился бар. "Вяйке ...

Читать дальше...

1962 Tallinn Viru tänaval müüdi raamatuid, nüüd lilli samas kohas

Таллин. улица Виру. 1962 год.

Где ныне продают цветы, в близком 1962 году, имелся книжный развал. Источник: ajapaik.ee  

Читать дальше...

Работы по демонтажу памятника Петру Великому начались в ночь с 29 на 30 апреля 1922 года.

Работы по демонтажу начались 29 апреля 1922 года памятник Петру Великому, стоявший на Петровской площади Таллинна (ныне площадь Свободы). Памятник первому ...

Читать дальше...

Первые советские кинотеатры в Таллине

В интернете появилось познавательное видео про историю кинотеатров в Таллине, в советский период.   

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Лев и орел - "царственные животное и птица" олицетворяют силу и мощь государства. Поэтому именно они в различных вариантах наиболее часто встречаются в гербах различных государств еще со времен средневековья. Не может не возникнуть вопроса, почему животных на Эстляндском гербе, называют леопардами, ведь они гораздо в большей степени похожи на львов? Да и в описаниях в одних случаях их представляют как львов, а в других - как леопардов. Нет, то не небрежность авторов и тем более не ошибка. В геральдике, в дисциплине о гербах, или даже "науке о гербах", все это четко обусловлено. Название животного зависит от его положения. Льва, стоящего на задних лапах, именуют львом. Изображают его на щите в профиль с высунутым языком и обращенным к спине концом хвоста. Лев, изображенный в щите идущим, с прямо повернутой головою, называется леопардом. Если же лев изображен в гербе идущим, но в профиль, то в соответствии с правилами геральдики перед нами леопардовый лев или лев-леопард.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!