Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Ровно девяносто лет назад Эстонская почта выпустила в обращение марку номиналом в двадцать пять пенни. Скромный по своему оформлению знак почтовой оплаты открыл в филателии таллиннскую страницу.
Первые постовые марки Эстонской Республики были выпущены буквально через несколько недель после того, как части кайзеровской армии покинули ее пределы – в конце ноября 1918 года. Ничего специфически «эстонского» в оформлении их не было – стилизованный цветочный орнамент да обозначение номинала, указанного, кстати, еще в российских копейках.
Должно было пройти почти полтора года, прежде чем столица молодого государства впервые появилась на выпущенных им знаках почтовой оплаты: серия марок, получившая впоследствии у коллекционеров название «Таллиннский силуэт», появилась на марках и конвертах весной 1920-го.
Силуэт в волне
Первые посвященные Таллинну марки были отпечатаны одним цветом на бумаге не самого высокого качества – жизнь в Эстонии через два месяца после окончания Освободительной войны была небогатой. Зато дизайн оказался на высоте – силуэт столицы оказался вписан в виньетку, напоминающую набегающую на берег волну. В композиции марки явно чувствовалось влияние стиля модерн – выходящего из моды, но не спешившего сдавать позиции в оформлении знаков почтовой оплаты государств Центральной и Восточной Европы.
Автором «Таллиннского силуэта» стал художник Эдуард Поланд, бывший декоратор Ревельского немецкого театра, в 1918 году перешедший на службу в театр «Эстония». В мае следующего года он дебютировал на «почтовой ниве», создав марку с изображением парящей над морем чайкой. В декабре увидела свет созданная художником марка с мотивом встающего солнца, а так же первые банкноты ЭР – расчетные знаки номиналом в 5, 10 и 20 пенни: их оформлением так же занимался Поланд.
Перевести первоначальный замысел Поланда на почтовую марку, частично изменив и доработав его, было поручено служащему столичного почтамта Карлу Триумфу. Систематического художественного образования он не имел, однако за несколько недель до выпуска «Таллиннского силуэта» уже успел создать первые марки эстонской авиапочты. Любопытно, что оставаясь официально почтовым служащим, он продолжил заниматься оформлением марок и в тридцатые годы. К таллиннской тематике, однако, он в ту пору больше не возвращался.
Первая марка серии «Таллиннский силуэт» поступила в продажу 25 марта 1920 года и была в использовании до конца июня 1926-го. Одной же из них – желтой марке номиналом в 25 пенни была суждена долгая жизнь: из обращения она была официально изъята только 31.12.1940 – почти через полгода после аннексии Эстонской Республики Советским Союзом. Впрочем, маркировать ей почтовые отправления перестали еще в середине двадцатых.
В фонд памятника
Получить детальное представление о достопримечательностях эстонской столицы основываясь на марках серии «Таллиннский силуэт» было навряд ли возможно: слишком уж мелким и стилизованным был абрис поднимающихся над водой шпилей и башен.
Первым таллиннским зданием, удостоенным «персональной» марки, стал театр «Эстония». Знак почтовой оплаты с его изображением, был создан благодаря сотрудничеству трех художников – уже знакомого нам Триумфа, а также Й. Брейдберга и Г. Вестенберга. Вместе с вышедшей в той же серии маркой с изображением тартуского театра «Ванемуйне» в обращение она была выпущена осенью 1924 года. Став первой в ряду многочисленных марок, посвященных зданию Национальной оперы Эстонии.
Достаточно прохладное отношение «к наследию веков иноземного владычества» — Старому городу, распространенное в первые годы существования ЭР послужило, вероятно, причиной того, что первые посвященные его архитектуре марки были выпущены лишь девять лет спустя после обретения независимости. Серия «Городские виды», вышедшая в ноябре 1927 года, наряду с достопримечательностями Курессааре, Нарвы и Тарту, включала в себя панораму северной стены замка Тоомпеа, а также вид на церковь Олевисте и башню Толстая Маргарита.
Примечательно, что выпуск этот был почтово-благотворительным: половина обозначенного на марке номинала шла почте, половина же – отчислялась в Фонд таллиннского памятника Свободы. В обращении серия была менее двух месяцев, после чего нераспроданный остаток марок был передан фонду строительства монумента. До конца тридцатых годов он продавал марки филателистам по коллекционной стоимости.
Не только старина
«Заявляю как специалист: до сих пор наши марки не делали славы Эстонии и пользы государству от них не было никакой, – писал укрывшийся за инициалами H.M. автор заметки, опубликованной в августе 1930 года газетой Postimees. – Напомню еще раз широко известное выражение: «почтовая марка – реклама государства». Особенно важно это применительно к разговору о туризме».
Мысль о том, что помимо знаков оплаты за пересылку корреспонденции марки несут и представительскую функцию, неоднократно звучала на страницах местной прессы в тридцатые годы неоднократно. Страна была заинтересована в привлечении туристов и потому, как отмечали в 1932 году «Вести дня», Эстонский туристический союз всячески стремится протолкнуть идею выпуска особых «пропагандных марок», которые пропагандировали бы наиболее живописные места страны по всему свету.
Разговоры, увы, так и остались разговорами: таллиннская тематика в тридцатые годы была задействована в оформлении почтовых марок ЭР всего трижды. В феврале 1936 года была выпущена благотворительная марка с гербом Таллинна, а в июне – серия из четырех марок, посвященная пятисотлетнему юбилею монастыря святой Биргитты. Примерно в те же годы серия непочтовых рекламных марок была выпущена местным отделением Союза эсперантистов – достопримечательности и общественные здания Таллинна были широко представлены на ней.
Весной 1938 года спустя художником Гюнтером Рейндорфом была создана марка, посвященная таллиннскому порту. Ее достаточно высокая стоимость – 2 тогдашние кроны – свидетельствовали о том, что предназначается она, не в последнюю очередь, для иностранной корреспонденции. А значит изображение на ней несло двойную задачу – показать столицу малоизвестного за рубежом государства не только как «заповедник старины», но и как современный транспортный узел.
При любом режиме
Аннексия Эстонии СССР и последовавшая через год оккупация нацисткой Германии прервать традицию «таллиннской филателии» оказались не в силах.
В сентябре 1941 года немецкие власти позволили эстонской почте выпустить благотворительную серию т.н. «Фонда восстановления» с видами исторических центров городов страны – использовалась она менее шести месяцев. А в июне 1950-го почта СССР выпустила серию марок, посвященную десятилетию советской власти в Эстонии: любопытно, что на одной из них была изображена та же самая Башенная площадь Таллинна, что и на благотворительном выпуске времен нацисткой оккупации…
Описание посвященных Таллинну почтовых марок, выпущенных во времена существования ЭССР, само по себе могло бы потянуть на отдельную публикацию. Посвящены они были самым разным событиям, юбилеям, и, конечно же, зданиям столицы союзной республики. Стоит, пожалуй, отметить, что две последние выпущенные советской почтой марки таллиннской тематики несут на себе историческое написание топонима «Таллинн» – с удвоенной «н», как было это принято в русских СМИ довоенной Эстонии.
В самом конце восьмидесятых годов Таллинн становится тематикой не только советских марок, но и «антисоветских». В декабре 1989 года Эстонское общество охраны памятников старины выпустила серию сувенирных рождественских марок с изображением колокольни церкви Олевисте, а в феврале выпуск 1991-го марки с изображением башни Длинный Герман был приурочен к официально не отмечаемой еще годовщине провозглашения ЭР.
* * *
12 октября 1993 года стандартная серия марок «Архитектура Эстонии» пополнилась новинкой: гравированным изображением замка Тоомпеа, выдержанным в стилистике довоенных выпусков. Столица вновь вернулась на почтовые марки восстановившего независимость государства. И как, и в двадцатые годы, произошло это с двухлетней «задержкой».
Чем она была вызвана – сказать сложно. Но это, наверное, и не важно. Главное – что бы традиция таллиннской филателии, родившаяся ровно девяносто лет тому назад, не иссякала и в будущем. А корреспонденция, оплаченная марками с изображениями Таллинна и его достопримечательностей, несла бы исключительно положительные вести.
Самые популярные
Самый популярный мотив марок таллиннской тематики – шпиль Олевисте: за последние 90 лет он изображался на десяти почтовых марках и одной сувенирной.
По количеству же «персональных» марок явно лидирует театр «Эстония»: его изображение присутствует на марках 1924, 1950 и почтовом блоке 2006 года.
В ногу с соседями
На почтовых марках Таллинн появился позже Риги, но раньше Вильнюса.
Рижский силуэт впервые появился на заднем плане выпущенной в июне 1919 года марки, посвященной изгнанию из латвийской столицы красных латышских стрелков. Литва же выпустила марку авиационной почты с изображением башни Гедиминаса лишь в 1922 году.
Впрочем, достопримечательности Старого Вильнюса неоднократно использовались в 1921-22 годах для оформления марок т.н. «Срединной Литвы» — непризнанного государства, провозглашенного польским населением Виленского края
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.