Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Недавно в должность советника мэра вступил историк искусств Юри Куускемаа. Мы решили узнать у него, как одного из лучших знатоков Старого города и самого известного гида, какие советы он уже приготовил по поводу памятников старины в нашем городе.
— В чем заключается ваша работа?
— Должность моя называется советник по культуре, но по сути я являюсь советникам по памятникам старины, ибо сфера моей деятельности связана с охраной памятников старины, музеями и ЮНЕСКО. В то же время я должен быть в курсе новых детальных планировок, которые могут изменить силуэт Старого города. Архитекторы могут бороться за возведение крупных высотных зданий, я забочусь о том, чтобы эти здания не заслонили Старый город. Общественное сознание изменилось в сторону более бережного отношения к культурным достопримечательностям. Благодаря этому многие проекты, пылящиеся уже десять лет, до сих пор не реализованы.
— Насколько важно мнение ЮНЕСКО о Таллинне?
— Таллинн — один из 130 городов мира, внесенных ЮНЕСКО в список культурного наследия. Это обстоятельство, по-моему, является наиболее притягательным магнитом для туристов, который мы используем далеко не в полной мере. Очень важно оставаться в этом списке. Уже проявлялись опасные признаки того, что нас могут из него исключить в связи с планами строительства современных зданий в Старом городе и его охранной зоне. Для того чтобы это не произошло, силуэт Старого города должен быть сохранен, а облик города оставаться гармоничным.
— Каким должен быть Старый город в вашем представлении?
— Он должен стать уютнее. В первую очередь, нужно опустить каменные поребрики у тротуаров, чтобы мамы с колясками и люди на инвалидных колясках могли бы передвигаться свободнее. Одна из проблем – это разделение функций в Старом городе: жилищных, офисных, торговых и развлекательных. Многие приведенные в порядок квартиры принадлежат иностранцам, которые бывают здесь не так уж часто, поэтому эта часть города по ночам погружается во тьму, пустеет и передвигаться по ней небезопасно. Здесь нет постоянного населения, что способствовало бы появлению ощущения комфорта и безопасности. Нормальное число жителей для такой площади – 5000 человек, сейчас в Старом городе их насчитывается 3000.
— Что еще может поспособствовать ощущению комфортности в Старом городе?
— Сейчас он переполнен офисами, которых в принципе здесь не должно быть. В Старом городе их должны заменить отели, много отелей, а остальную часть должны занимать жилые дома.
— Как нужно регулировать использование зданий?
— Наш закон о строительстве расписан не настолько подробно, чтобы можно было, как, к примеру, в старой части Стокгольма, давать предписания, регулирующие использование здания. У нас дом может принадлежать частному лицу, но подвалу и первому этажу должна быть обеспечена общественная функция. На верхних этажах могут быть только квартиры, и владелец дома не имеет права менять их назначение ни при каких обстоятельствах.
— Что нужно сделать в Старом городе для удобства горожан?
— Взаимоотношения между жителями и туристическим бизнесом нуждаются в упорядочении. Сейчас часто используется акустическая реклама, расхваливающая преимущества какого-либо бара, ресторана и т.п. С этим нужно бороться. Я бы предпочел культурный туризм водочному. Музыка, звучащая в развлекательных заведениях, не должна быть слышна снаружи.
— Можно ли пускать автомобили в Старый город?
— Автомобили мешают больше, чем летние пивные загоны. В Старом городе работают 30 000 человек, большая часть из них передвигается на автомобилях. У жителей здесь примерно 200 автомобилей. Все они паркуются на узеньких улочках. Туристы из-за этого не имеют возможности сфотографировать какие-либо достопримечательности, нормально рассмотреть их. Город должен предоставить возможность жителям Старого города и людям, в нем работающим, возможность оставлять свои автомобили за умеренную цену на муниципальных автостоянках. Впускать нужно только машины с товаром, который должен разгружаться не более чем за полчаса.
— Что делать с множеством разрушающихся старинных домов?
— Их нужно просто отобрать. В Старом городе полно закупленных в благополучные времена домов, к реновации которых владельцы так и не удосужились приступить. Теперь они разваливаются. Наша государственная реформа собственности была слишком сконцентрирована на интересах собственников. Такого понятия, как принудительное отчуждение, у нас не знают. Если ты получил в наследство дедушкин дом, но за определенный срок не привел его в порядок, то уступи его кому-нибудь. Уже в кодексе Таллинна на основании Любекского городского права от 1282 года говорилось о том, что дом необходимо построить за один год. У того, кто не справлялся с этим обязательством, недвижимость отбирали и передавали более расторопному. Заброшенные дома с грязными окнами и разваливающейся кровлей сильно вредят репутации Таллинна. Я видел туристов, которые вздрагивали от вида этих домов, потому что у них возникали ассоциации со второй мировой войной.
— Что могло бы усилить очарование Старого города?
— Я планирую представить мэру предложение о расширении подземного Таллинна. Благодаря строительству площади Вабадузе высохли еще некоторые подземные ходы под горкой Харью, до сих пор находившиеся под водой. Их тоже нужно сделать достопримечательностью. Подобные ходы имеются и под бастионом Скооне, на пути от Шведского и Ингерманландского бастионов по направлению к Карловской церкцви, а также за прудом Шнелли. На бастионах или внутри них можно было бы создать тиры для стрельбы из лука, аркебуз, мушкетов и т.п.
Так же, как Харьюские ворота, на мостовой можно было бы обозначить места, где когда-то находились другие городские ворота. Рядом могут быть размещены таблички с их планами, рисунками и историческими справками.
Но вообще, туристическая зона должна простираться от центра Таллинна до его пригородов, островов Найссаар и Аэгна.
— В одной из своих статей вы заявили, что излишество зелени убивает Старый город. Это действительно так?
— Одним из экзистенциальных вопросов Старого города является озеленение спуска Тоомпеа, поскольку старые большие деревья своими корнями способствуют его разрушению. Опасение того, что из-за этого с него скоро начнут падать дома, высказывалось уже в начале XIX века. В Афинах, например, склоны Акрополя очистили от гумуса, установили системы дренажа, опоры и только потом засыпали поверхность землей и озеленили. На Тоомпеа нужно сделать то же самое. И вообще, нужно осмотреть каждое дерево в Старом городе и планы их посадки, а некоторые деревья даже убрать, дабы они не мешали общему обзору.
— Какие ваши достижения вызывают в вас чувство гордости?
— Я доволен тем, что мне в свое время удалось уговорить мэра привести в порядок домик Петра I. После того, как я изучил историю дворца Кадриорг и цветника, их вид привели в соответствие с тем, каким он был когда-то.
— Есть ли у вас мечта, которая могла бы сбыться еще при вашей жизни?
— Одна из них – создание музея — дома горожанина в Старом городе. В Раквере и Тарту такие музеи уже есть, а в Таллинне, где столько памятников старинной архитектуры, — нет. В нем можно было бы увидеть, как был устроен очаг в старой кухне, на чердаке находилась бы старинная тара, по которой можно было бы узнать, какие товары проходили через Таллинн во времена торгового расцвета. Жилые помещения с обстановкой дали бы представление о том, как жили горожане в XV – XVII веках.
Оливер Ыунмаа
«Столица»
Related posts
- Поддержи Центристскую партию, приходи на акцию!
- Таллин: улица Люхике-ялг
- Таллин: меж двух флагов...
- Таллин: Пять жизней Домской школы
- Топ-десятка таллиннских площадей
- Город Таллинн на ладони
- За Михайловскими воротами
- Подворье, спортплощадка, парк: метаморфозы Епископского сада в Таллине
- Тваренье может пережить творца...
- История лежит ниже уличных мостовых
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.