Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Уникальная «дача» таллиннца шведских времен, старейший в Эстонии мемориальный музей, первый отреставрированный в городе архитектурный памятник – все это домик Петра I в Кадриорге…
Сколько лет исполняется в нынешнем году беленому двухэтажному строению под массивной черепичной крышей, стоящему под самым склоном Ласнамяги – назвать точно не берется никто. Одно известно точно – нынешний домик Петра является старейшей гражданской постройкой за стенами Старого города…
Наследие фон Дрентельна
Домовладение по нынешнему адресу Мяэкалда, 2, российский самодержец приобрел в 1714 году. О возрасте загородного поместья на тот момент в купчей не говорится ничего, однако можно предположить, что составлял он несколько десятилетий. По крайне мере, и сам домик Петра, и земля вокруг него, уже успела дважды сменить владельца: вначале им был ратушный секретарь Фонне, потом – ратман фон Дрентельн.
Если принять во внимание то, что вскоре после покупки здания царем было отдано распоряжение не только расширить площадь застройки, но и подновить уже существующее строение, можно смело предположить, что родом домик Петра – из второй половины XVII столетия. А значит – является единственной дошедших до наших дней «дачей» таллиннского жителя шведских времен.
Расцвет и упадок
Скромность Петра в личной жизни стала притчей в языцех, однако, нынешний облик петровского домика – не лучшая тому иллюстрация. Сразу же после приобретения бывшей летней мызы Дрентельна к ней было пристроен флигель, увеличивающий размер домовладения без малого в два раза.
Правда, выстроен он был в технике фахверка: каркасной конструкции из деревянных балок и кладки в ряд кирпича. Потому и оказалось недолговечным: в 1762 года в пристройке обвалился потолок, а семь лет спустя пристройка обрушилась полностью. Приходила в упадок и каменная часть здания: в 1777 году в заброшенной резиденции были сняты оконные рамы и стекла.
Воля Александра
Не исключено, что бывшая «дача» ратмана Дрентельна могла бы разделить участь других летних мыз, существовавших в окрестностях Ревеля – сгинуть без следа. Если бы в 1804 году город не посетил император Александр I – почитатель деяний своего предка. Он-то и отдал распоряжение привести домик Петра в надлежащий вид и сохранить его для будущих поколений.
Говорить о научной реставрации применительно к началу XIX века можно с очень большой натяжкой, однако к 1806 году домик Петра, вероятно, приобрел облик, близкий к тому, который он имел на момент приобретения его монархом. Что же касается обстановки, то ее пришлось собирать по подсобным помещениями Кадриоргского дворца и домам Старого города.
Источник легенд
При всем уважении к благому начинанию Александра, стоит отметить, что мемориальным музеем в современном понятии домик Петра в 1806 году, все же, не стал. Получить в него доступ, по крайне мере, до середины столетия, было затруднительно. В отличии, например, от домика Петра в Санкт-Петербурге.
С 1856 года у входа в домик Петра появился караул: в полосатой будке сидел отставной солдат. За установленную плату он открывал двери бывшей царской резиденции и даже – рассказывал посетителям о ее владельце и о его эпохе. Полагаясь, разумеется, прежде всего, на собственное воображение и на легенды о посещении города Петром.
Неожиданные перспективы
С конца XIX столетия домик Петра окончательно входит в список таллиннских достопримечательностей: о нем начинают писать в путеводителях, следом за тем он попадает на почтовые открытки. Особенно много их было выпущено к 1910 году – двухсотой годовщине присоединения Эстляндии к Российской империи.
Возможно, именно поэтому «монархический» музей пережил после обретения Эстонией независимости период если и не запустения, то упадка. Экспозиция была законсервирована, и будущее ее оставалось смутным. В первой трети двадцатых годов «патриотически» настроенные журналисты даже предлагали отдать бывшую петровскую резиденцию под…мастерские для художников и скульпторов.
Приют монумента
Любопытно, что в конце двадцатых годов бывшее жилище царя оказалось приютом для…монумента монарху. Точнее – для того, что от него осталось: снятая в 1922 году с нынешней площади Свободы скульптура императора была перевезена в Кадриорг, а тремя годами позже – распилена.
Вырученная таким неблаговидным образом бронза была перечеканена на монеты и перелита в памятник павшим в Освободительной войне школьникам. Бюст же Петра почти на десять лет поместили в прихожую его домика. В 1935 году он был установлен на бутовом постаменте в парке, а еще через десять лет – бесследно сгинул.
Для туристов
В 1935 году Управление садов и парков передало домик Петра в пользование Эстонскому туристическому объединению. Новый владелец учредил в музее должность профессионального гида-экскурсовода и установил время работы: с 9 до 12 и с 14 до 17 по рабочим дням, с 9 до 13 и 15 до 18 – по воскресеньям. Вход в домик стал платным.
«Туристы всегда осматривали домик Петра с большим интересом, однако доступ в него был случайным, – писала 31 августа 1935 года газета Postimees. – Теперь, усилиями Эстонского туристического объединения, он станет упорядоченным. Уже в четверг – первый день работы – домик Петра посетили около двухсот туристов, преимущественно – иностранцев».
Первое издание
Аннексия Эстонии Советским Союзом и последующие за ней события отразились и на судьбе домика Петра. Эстонское туристическое объединение было упразднено и в 1941 году здание на улице Мяэкалда, 2, было передано в ведение Городского музея. За два года до того было разобрано здание т.н. «петровской бани», изначально также бывшей частью музейного комплекса.
В конце весны 1941 года увидело в свет и первое издание, специально посвященное домику Петра и его истории: брошюра, составленная сотрудницей Городского музея Линдой Пеэтс. Любопытно, что в свободной продаже она оставалась и в годы нацисткой оккупации – едва ли не единственной книгой, изданной в Таллинне при советской власти.
В годы войны
Вскоре после оккупации Таллинна войсками нацистской Германии музей в домике Петра вновь закрылся. В 1942-44 году здесь находился склад печатной продукции для армейских нужд.
Согласно городским байкам, именно в подвалах петровского домика скрывался какое-то время Карл Сяэре – первый секретарь ЦК компартии Эстонии. Однако, согласно архивным документам, арестован он был в подвалах дома по адресу Мяэкалда, 35: достаточно далеко от бывшей царской резиденции.
Снова музей
21 июля 1945 года домик Петра вновь открылся в качестве мемориального музея. Сваленная в годы войны на чердаке экспозиция уцелела практически полностью (утерянными оказались лишь зеркальная дверка секретера и домашние туфли императора).
Одновременно в таллиннский домик были перевезены уцелевшие элементы интерьера нарвского дворца Петра I, разрушенного, вместе с другими постройками Старой Нарвы, в 1944 году. В их числе стол с картой Балтийского моря, два стула, глобус, модель корабля «Шлиссельбург» и другие вещи первой четверти XVIII века.
Достойный повод
Сто лет тому назад на территории нынешней Эстонии насчитывалось четыре постройки, считающиеся домами царя-реформатора: дворец в Нарве и домики в Таллинне, Тарту, Хаапсалу.
До наших дней сохранились три последних. Но музейным статусом обладает таллиннский. Это ли не достойный повод посетить его? Тем более, что после завершившейся в 2004 году реставрации, он сможет рассказать много нового даже тому, кто помнит единственный в Эстонии посвященный русскому монарху едва ли не с детства.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts
- Дома на Журавлином поле
- «Гляжу ль на дуб уединенный…»
- Парк, стадион и музей: детские адреса Таллинна
- «Что за чудный вид…»
- Счастливое завершение долгостроя в стиле барокко
- Кадриорг: дюжина фактов ко дню рождения
- Одухотворенная простота
- «Не плачь, Эстония»: как Таллинн с Яаном Поска прощался
- «Во времени живя, Мы времени не знаем…»
- Кадриорг: парк и люди