Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Возможность подняться на самую высокую обзорную точку Тоомпеа – башню Домского собора – была впервые предоставлена всем желающим 6 июня.
Сколь ни удивительным это может показаться, но колокольня самой старой таллиннской церкви является самой…молодой: пять веков из своего почти восьмисотлетнего существования Домский собор простоял без величественной звонницы.

Домский собор и Тоомпеаский замок в середине XVII столетия: вместо привычной нам колокльни — кафедра для проповедника.
Почему – сказать однозначно не могут даже специалисты. У тех же, кто доверяет городским преданиям с большей охотой, чем академической истории, есть собственное объяснение.
Версия предания
По версии одной из бытующих и по сей день среди гидов легенд, кафедральный собор практически все Средневековья простоял «обезглавленным» по вполне практичной причине. Дескать, строители посчитали, что возносящийся к облакам шпиль стоящего на вышгородском холме храма будет обязательно притягивать «небесный огонь». А так как пожары выжигали застройку Тоомпеа не один раз, то их доводы выглядели достаточно весомыми.
Лишь в XVIII столетии, по мнению не менее «достоверного» предания, горожане решились завершить «долгострой» многовековой давности и снабдить, наконец, главную городскую церковь колокольней. Оказалась, правда, что казана пуста что у магистрата, что у дворянства и дело вновь застопорилась. Лишь посетившая город Екатерина II повелела выделить на сооружение шпиля необходимые средства, в память о чем, якобы, он был увенчан не только флюгером с указанием окончания строительных работ, но и миниатюрной короной.
Самые «знающие» рассказывают еще и о том, что императрица повелела возвести шпиль с двумя галереями – такой же, как на Нигулисте, церкви Пюхавайму и ратуши. Но ревельцы решили сэкономить, ограничившись лишь одной галереей. Узнав об этом, императрица, говорят, разгневалась и в назидание самовольным горожанам повелела лишить установленные на новенькой колокольни минутной стрелки…
В знак смирения
Установленные в 1792-96 годах часы Домской церкви и в самом деле прекрасно обходятся только часовой стрелкой: горожане XVIII века, вероятно, жили неспешнее нас и «минут не наблюдали». Все же остальное связанное с ними – да и со всей соборной звонницей – с изложенной «легендарной» версией не имеет ничего общего.
Отсутствие у Домской церкви колокольни связано, по мнению искусствоведов, с той ролью, которую играли в процессе христианизации Ливонии ордена т.н. «нищенствующих монахов». Прежде всего – Орден доминиканцев, члены которого впервые прибыли в нынешний Таллинн уже через десять лет после захвата городища древних эстов датским королем Вальдемаром II и основали в 1229 году на Тоомпеа свой первый монастырь. Четыре года спустя монахов перебили рыцари-меченосцы, но стремление к простоте и скромности церковной архитектуры, заложенное последователями святого Доминика, сохранилось.
Витражи, скульптура, резное убранство доминиканцами не поощрялось. Даже в устремленных к небу башнях видели они не столько стремление к Богу, сколько вполне земную гордыню. Сзывающие на молитву колокола предпочитали они размещать на скромных вышках-колоколенках. Вроде той, что сохранилась у южной стены Домской церкви. Роль колокольни выполняла и башенка над восточным фронтом храма, дошедшая до наших дней в несколько «укороченном» виде.
Не исключено, впрочем, что наряду с религиозными соображениями «безбашенный» статус таллиннского Домского собора объяснялся и претензиями светской власти – комтуром замка Тоомпеа. Наместник магистра Ливонского ордена не желал, что бы какое-либо здание Верхнего города было выше главной замковой башни – Длинного Германа.
Колокола и проекты
Доводилось слышать, что к строительству звонницы Домского собора жители Тоомпеа собирались приступить в середине XVI столетия – но помешала Ливонская война. Насколько серьезны были намерения – судить сложно, но в течение последующих полутора веков церковь по-прежнему обходилась лишь скромными колоколенками, унаследованными от традиции доминиканцев.
Сооружение колокольни вновь встало на повестку дня в связи с пожаром, испепелившем 6 июля 1684 года всю средневековую застройку Верхнего города. От Домского собора остались лишь стены и вскоре «городской столяр и каменщик» Даниель Бикель представил обширный план восстановления и реконструкции сгоревшей святыни.
На проекте Бикеля, сохранившемся в Таллиннском городском архиве, церковная колокольня выглядит для современного таллиннца вполне знакомой. Шпиль похож на нынешний – быть может, лишь чуть более стройный. На самой башне нет часов: возможно, автор проекта посчитал, что вполне достаточно часов церкви Нигулисте, чей бой прекрасно слышен и на Тоомпеа…
Кстати, без колокольного боя прихожане Домской церкви не остались: уже в 1685 году для его звонницы мастер Детлоф Ридевег отлил колокол Девы Марии и колокол Спасителя. Колокола эти исправно служат таллиннцам и поныне. А посетители церковной колокольни имеют возможность сфотографироваться на фоне шедевров местных литейщиков трехсотлетней давности.
Символ чистоты
С началом Северной войны таллиннцам стало не до церковных шпилей. Не лучшие времена наступили и после того, как пушки смолкли: разоренный чумой и осадой город смог оправиться полностью лишь к середине XVIII века.
Строительные леса у стен Домского собора выросли в 1778 году, когда под руководством архитектора Карла Людвига Гайста началась широкомасштабная реставрация храма. Перво-наперво вокруг него ликвидировали средневековое кладбище и разобрали окружавшую церковь ограду. Вслед за этим началось возведение долгожданной колокольни.
Первоначально Гайст предлагал выстроить башню Домской церкви восьмигранной – вроде той, что венчает башню ратуши и Преображенского собора – бывшей кирхи монастыря Святого Михаила. Сомнительно, однако, что его аналог гармонировал бы с готическим массивом собора на Тоомпеа. Потому окончательный выбор был сделан в пользу четырехугольной башни со «срезанными» углами, напоминавшей проект конца XVII века.
При строительстве также было решено отказаться от создания на шпиле второй галереи, отчего получился он несколько приземистым. Увенчан шпиль был символом чистоты и непорочности Девы Марии – лилией. Именно она – особенно, если смотреть с берегов пруда Шнелли – может показаться похожей на стилизованное изображение императорской короны…
* * *
Две даты – 1895 и 1952 – были вырезаны когда-то на стропилах, поддерживающих деревянный каркас шпиля Домского собора не слишком почтительными к старине посетителями. Следовать их примеру, разумеется, не стоит. А вот подняться по 130 ступеням самой молодой колокольни самой старой церкви Таллинна – стоит наверняка.
Сделать это будет возможно в течение всего лета, с понедельника по пятницу. Билет на башню стоит 75 крон. Но затраченные деньги того стоят. Хотя бы потому, что обзорная площадка на звоннице Домской церкви – самая высокая в Старом Таллинне: сорок восемь метров собственной высоты, плюс тридцать – холма Тоомпеа.
…Глядя в открытые окна звонницы ловишь себя на мысли: ты паришь не только над крышами Тоомпеа – всей столицы.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- Листая старые газеты
- На Комендантской дороге
- «Помяни мя, Господи, егда приидеши, в царствие Твое»
- «Склонитесь же перед волей Его и не скорбите»: как собор Александра Невского Александровским собором в Ревеле стал
- «Лучший вид от ворот Систерфордских»
- Таллинн: Памятник истории и искусства (1 часть)
- "Ach, wie hübsch!": 120-летие закладки собора Александра Невского в Ревеле
- Ты над морем тихо дремлешь...
- Таллинн: Памятник истории и искусства (2 часть)
- Купцы и рыцари
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts
- На Комендантской дороге
- "Ach, wie hübsch!": 120-летие закладки собора Александра Невского в Ревеле
- «Вот снова в золоте осеннем...»
- Таллинн: Памятник истории и искусства (1 часть)
- Листая старые газеты
- «Склонитесь же перед волей Его и не скорбите»: как собор Александра Невского Александровским собором в Ревеле стал
- Мои улицы в Старом городе
- «Лучший вид от ворот Систерфордских»
- Ты над морем тихо дремлешь...
- На Комендантской дороге Таллина