А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Первые уличные фонари появились в Таллинне в 1710 году - они висели посреди улиц на веревках. И зажигались только в приезд важных вельмож или в большие праздники.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Есть в Таллинне городской район с названием Сибулакюла (Луковичная деревня). Однако, если покопаться в истории этого района, станет ясно, что это не случайное наименование. В 1839 году в Санкт-Петербурге был издан "Путеводитель по Ревелю и его окрестностям". В книге подробный рассказ не только об исторических и архитектурных достопримечательностях города, но и не менее полное описание всех сторон жизни Ревеля в первой половине XIX столетия. Среди прочего путеводитель сообщает о торговле овощами: "За городом огороды, которые возделывают и содержат наши Ярославские Ростовцы. Это очень выгодно для города. Прежде русские огородники приезжали в Ревель и нанимали под огороды места, отчего овощи продавались очень дешево, осенью же огородники возвращались домой, чтобы весной приехать снова. Но по времени некоторые нашли удобнее совсем переселиться в Ревель". По-видимому, одно из поселений русских огородников было в районе современных улиц Маакри, Леннуки, А.Лаутера, Каупмехе, Лембиту и Кентманна. Судя по названию, выращивали они на здешней сухой земле хороший лук.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1275 posts
    • 4 comments
    • 33 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 235 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Возможность подняться на самую высокую обзорную точку Тоомпеа – башню Домского собора – была впервые предоставлена всем желающим 6 июня.

Сколь ни удивительным это может показаться, но колокольня самой старой таллиннской церкви является самой…молодой: пять веков из своего почти восьмисотлетнего существования Домский собор простоял без величественной звонницы.

Домский собор и Тоомпеаский замок в середине XVII столетия: вместо привычной нам колокльни — кафедра для проповедника.

Почему – сказать однозначно не могут даже специалисты. У тех же, кто доверяет городским преданиям с большей охотой, чем академической истории, есть собственное объяснение.

Версия предания

По версии одной из бытующих и по сей день среди гидов легенд, кафедральный собор практически все Средневековья простоял «обезглавленным» по вполне практичной причине. Дескать, строители посчитали, что возносящийся к облакам шпиль стоящего на вышгородском холме храма будет обязательно притягивать «небесный огонь». А так как пожары выжигали застройку Тоомпеа не один раз, то их доводы выглядели достаточно весомыми.

Лишь в XVIII столетии, по мнению не менее «достоверного» предания, горожане решились завершить «долгострой» многовековой давности и снабдить, наконец, главную городскую церковь колокольней. Оказалась, правда, что казана пуста что у магистрата, что у дворянства и дело вновь застопорилась. Лишь посетившая город Екатерина II повелела выделить на сооружение шпиля необходимые средства, в память о чем, якобы, он был увенчан не только флюгером с указанием окончания строительных работ, но и миниатюрной короной.

Самые «знающие» рассказывают еще и о том, что императрица повелела возвести шпиль с двумя галереями – такой же, как на Нигулисте, церкви Пюхавайму и ратуши. Но ревельцы решили сэкономить, ограничившись лишь одной галереей. Узнав об этом, императрица, говорят, разгневалась и в назидание самовольным горожанам повелела лишить установленные на новенькой колокольни минутной стрелки…

В знак смирения

Установленные в 1792-96 годах часы Домской церкви и в самом деле прекрасно обходятся только часовой стрелкой: горожане XVIII века, вероятно, жили неспешнее нас и «минут не наблюдали». Все же остальное связанное с ними – да и со всей соборной звонницей – с изложенной «легендарной» версией не имеет ничего общего.

Отсутствие у Домской церкви колокольни связано, по мнению искусствоведов, с той ролью, которую играли в процессе христианизации Ливонии ордена т.н. «нищенствующих монахов». Прежде всего – Орден доминиканцев, члены которого впервые прибыли в нынешний Таллинн уже через десять лет после захвата городища древних эстов датским королем Вальдемаром II и основали в 1229 году на Тоомпеа свой первый монастырь. Четыре года спустя монахов перебили рыцари-меченосцы, но стремление к простоте и скромности церковной архитектуры, заложенное последователями святого Доминика, сохранилось.

Витражи, скульптура, резное убранство доминиканцами не поощрялось. Даже в устремленных к небу башнях видели они не столько стремление к Богу, сколько вполне земную гордыню. Сзывающие на молитву колокола предпочитали они размещать на скромных вышках-колоколенках. Вроде той, что сохранилась у южной стены Домской церкви. Роль колокольни выполняла и башенка над восточным фронтом храма, дошедшая до наших дней в несколько «укороченном» виде.

Не исключено, впрочем, что наряду с религиозными соображениями «безбашенный» статус таллиннского Домского собора объяснялся и претензиями светской власти – комтуром замка Тоомпеа. Наместник магистра Ливонского ордена не желал, что бы какое-либо здание Верхнего города было выше главной замковой башни – Длинного Германа.

Колокола и проекты 

Доводилось слышать, что к строительству звонницы Домского собора жители Тоомпеа собирались приступить в середине XVI столетия – но помешала Ливонская война. Насколько серьезны были намерения – судить сложно, но в течение последующих полутора веков церковь по-прежнему обходилась лишь скромными колоколенками, унаследованными от традиции доминиканцев.

Сооружение колокольни вновь встало на повестку дня в связи с пожаром, испепелившем 6 июля 1684 года всю средневековую застройку Верхнего города. От Домского собора остались лишь стены и вскоре «городской столяр и каменщик» Даниель Бикель представил обширный план восстановления и реконструкции сгоревшей святыни.

На проекте Бикеля, сохранившемся в Таллиннском городском архиве, церковная колокольня выглядит для современного таллиннца вполне знакомой. Шпиль похож на нынешний – быть может, лишь чуть более стройный. На самой башне нет часов: возможно, автор проекта посчитал, что вполне достаточно часов церкви Нигулисте, чей бой прекрасно слышен и на Тоомпеа…

Кстати, без колокольного боя прихожане Домской церкви не остались: уже в 1685 году для его звонницы мастер Детлоф Ридевег отлил колокол Девы Марии и колокол Спасителя. Колокола эти исправно служат таллиннцам и поныне. А посетители церковной колокольни имеют возможность сфотографироваться на фоне шедевров местных литейщиков трехсотлетней давности.

Символ чистоты

С началом Северной войны таллиннцам стало не до церковных шпилей. Не лучшие времена наступили и после того, как пушки смолкли: разоренный чумой и осадой город смог оправиться полностью лишь к середине XVIII века.

Строительные леса у стен Домского собора выросли в 1778 году, когда под руководством архитектора Карла Людвига Гайста началась широкомасштабная реставрация храма. Перво-наперво вокруг него ликвидировали средневековое кладбище и разобрали окружавшую церковь ограду. Вслед за этим началось возведение долгожданной колокольни.

Первоначально Гайст предлагал выстроить башню Домской церкви восьмигранной – вроде той, что венчает башню ратуши и Преображенского собора – бывшей кирхи монастыря Святого Михаила. Сомнительно, однако, что его аналог гармонировал бы с готическим массивом собора на Тоомпеа. Потому окончательный выбор был сделан в пользу четырехугольной башни со «срезанными» углами, напоминавшей проект конца XVII века.

При строительстве также было решено отказаться от создания на шпиле второй галереи, отчего получился он несколько приземистым. Увенчан шпиль был символом чистоты и непорочности Девы Марии – лилией. Именно она – особенно, если смотреть с берегов пруда Шнелли – может показаться похожей на стилизованное изображение императорской короны…

* * *

Две даты – 1895 и 1952 – были вырезаны когда-то на стропилах, поддерживающих деревянный каркас шпиля Домского собора не слишком почтительными к старине посетителями. Следовать их примеру, разумеется, не стоит. А вот подняться по 130 ступеням самой молодой колокольни самой старой церкви Таллинна – стоит наверняка.

Сделать это будет возможно в течение всего лета, с понедельника по пятницу. Билет на башню стоит 75 крон. Но затраченные деньги того стоят. Хотя бы потому, что обзорная площадка на звоннице Домской церкви – самая высокая в Старом Таллинне: сорок восемь метров собственной высоты, плюс тридцать – холма Тоомпеа.

…Глядя в открытые окна звонницы ловишь себя на мысли: ты паришь не только над крышами Тоомпеа – всей столицы.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Гостиничный комплекс «Пеолео» в день своего открытия.

Иволга на обочине шоссе: мотель и кемпинг «Пеолео»

Первая ласточка – вернее, пожалуй, было бы сказать «первая иволга» – частного гостиничного бизнеса современной Эстонии «свила гнездо» тридцать лет ...

Читать дальше...

Флагман Эстонского морского пароходства «Георг Отс». Открытка восьмидесятых годов прошлого века.

Белоснежный красавец-теплоход: легендарный «Георг Отс»

Ровно сорок лет тому назад северный сосед стал ближе: в июне 1980 года на линию Таллинн-Хельсинки вышел, без преувеличения, легендарный ...

Читать дальше...

Дом священника Стратановича полвека тому назад.

Шанс на возрождение: дом священника Стратановича в Кадриорге Дом Стратановича

Доминанта исторической застройки одной из кадриоргских улиц и, без преувеличения, шедевр деревянной архитектуры всего Таллинна спасен от гибели: начата реставрация ...

Читать дальше...

Mündi Baar. Бар Лисья Нора в Таллине

Мюнди-бар, или по другому, - Лисья Нора. Каким он был в разные годы. На первом снимке, рядышком расположился бар. "Вяйке ...

Читать дальше...

1962 Tallinn Viru tänaval müüdi raamatuid, nüüd lilli samas kohas

Таллин. улица Виру. 1962 год.

Где ныне продают цветы, в близком 1962 году, имелся книжный развал. Источник: ajapaik.ee  

Читать дальше...

Работы по демонтажу памятника Петру Великому начались в ночь с 29 на 30 апреля 1922 года.

Работы по демонтажу начались 29 апреля 1922 года памятник Петру Великому, стоявший на Петровской площади Таллинна (ныне площадь Свободы). Памятник первому ...

Читать дальше...

Первые советские кинотеатры в Таллине

В интернете появилось познавательное видео про историю кинотеатров в Таллине, в советский период.   

Читать дальше...

Всё хорошо, Таллин 1992 / Kõik On Hea, Tallinn 1992 / Everything Is Good, Tallinn 1992

Kõik On Hea, Tallinn 1992 / Всё хорошо, Таллин, 1992 / Everything Is Good, Tallinn 1992. Vennaskond "Kõik on hea". ...

Читать дальше...

Таллинская весна 1960 года. Столица Эстонии ровно 60 лет назад.

В том году, то есть ровно 60 лет назад, кардинально изменился облик таллиннского Певческого поля вследствие того, что было построено ...

Читать дальше...

Таксофоны.

ФОТО: Lembit Soonpere, Eesti Filmiarhiiv

Эстония в советские годы: вещи, о которых многие из нас уже не помнят

В то время, когда люди старшего поколения ищут свои трудовые книжки, молодым людям стоит напомнить о вещах и явлениях, которые ...

Читать дальше...

Интерьеры бастионных ходов Таллинна в наши дни – в той их части, где размещена экспозиция резных камней.

От казематов к музейным залам: вчера и сегодня бастионных ходов Таллина

Десять лет назад одним белым пятном на карте Таллинна стало меньше: для посетителей открылись подземные ходы, скрытые в недрах бывшего ...

Читать дальше...

Акварель Йоханнеса Хау, изображающая ул. Виру по направлению к Ратушной площади в 1830-х годах.

Восемь столетий Таллинна: век пятнадцатый, каменный

Век пятнадцатый – от основания же города третий – применительно к таллиннской истории по праву можно именовать «каменным». Не в том, ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
В 1872 году генерал-губернатор Эстляндии князь Шаховской приказал официально зафиксировать названия всех ревельских улиц на трех местных языках, но при переводах возникло немало недоразумений. Узкий переулок между улицами Пикк и Лай на нижненемецком языке в течение веков называли Spukstrasse, что можно перевести как улица привидений. Наверняка в народном обиходе появилось как следствие какой-то легенды о средневековом барабашке, который появлялся в одном из домов на этой сумрачной улице. 3 февраля 1872 года магистрат утвердил немецкое название, однако при переводе на русский язык не нашел подходящего слова и предложил назвать “Шпуковская”. Получилось не очень благозвучно, и князь Шаховской не согласился и предложил свой вариант - “Нечистая улица”. Это не устроило магистрат и домовладельцев, так как “нечистая” могла быть понятой, как просто грязная. В конце концов назвали улицу Вайму (Духов), так она нынче и называется, хотя с 1950 по 1992 год ее называли Вана (Старая).
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!