А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Раньше Ратушная площадь служила не только местом торговли, но и местом объявления указов, турнирной площадкой, местом наказания. Почти в центре площади стоял на каменном постаменте позорный столб, к которому ставили воров, казнокрадов, приговоренных к смертной казни, у позорного столба секли розгами, но казнили там фактически только одного человека. Произошла эта поучительная история в конце XVII века. Некий пастор Панике, пребывая в дурном настроении по причине воскресного похмелья, решил позавтракать в местном трактире. Вполне, надо заметить, понятное желание. Хлебнув пивка, он заказал себе яичницу. Через какое-то время служанка принесла нечто подгоревшее и пересоленное. Пастор резонно заметил, что есть эту дрянь он не будет, так что пусть готовят новую порцию и принесут еще пива. Со второй яичницей произошла точно такая же история. Залив горе и подступающее раздражение новой порцией пива, пастор стал ждать третью по счету яичницу. Когда он увидел новый «шедевр кулинарии», то его просто переклинило и, впав, как говорят ныне, «в состояние аффекта», хмельной пастор просто задушил нерадивую кухарку. Очухавшись, сам явился с повинной в Ратушу и слезно попросил его казнить. Магистрат пошел навстречу этой просьбе и отрубил ему голову прямо на площади.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
История возникновения марципана обросла множеством легенд, одна из версий изложена в рассказе Яана Кросса «Мартов хлеб». Там рассказывается история о том, что однажды заболел бургомистр. Но поскольку тогдашние микстуры делались из лягушачьих лапок и прочих неаппетитных вещей, глава города категорически отказался лечиться и положился на Божью волю. И обеспокоенная здоровьем мужа супруга бургомистра попросила таллиннского аптекаря «замаскировать» лекарство, спрятав его либо в пищу, либо в сладости. Так и поступил помощник аптекаря, исцеливший вкусной смесью бургомистра. Так глава города первым отведал эстонского марципана.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1281 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 235 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Церковное здание на улице Суур-Клоостри за свою историю успело побывать монастырским храмом католиков, гарнизонной кирхой лютеран и кафедральным собором православных Эстляндии.

Мало найдется таллиннцев, которые никогда не видели Преображенскую церковь.

По крайней мере – снаружи. Еще точнее – «сверху»: с вышгородской смотровой площадки у лестницы Паткуля не заметить ее невозможно.

Уникальный барочный алтарь Преображенской цекрви, отреставрированный за деньги города.

Меньше сыщется тех, кто способен отыскать увенчанное изящной барочной башенкой и коренастым медным куполом здание в лабиринте улочек Нижнего города: в лучшем случае горожане догадываются, что находится оно «где-то за гимназией Густава Адольфа».

И уж совсем ничтожно число тех, кто бывал внутри старейшей православной церкви Таллинна: открытая почти только на время службы, она, к сожалению, не относится к числу наиболее известных достопримечательностей города.

Последнее досадно вдвойне: немного в Европе найдется культовых построек, которые за свой век успели послужить трем конфессиями: католичеству, лютеранству, православию.

Вокруг капеллы

Все началось в 1219, когда прибывшие на далекую северную окраину датчане взялись нести язычникам истинную веру в буквальном смысле этих слов «крестом и мечом».

Местные жители пытались сопротивляться незваным гостям. В одной из битв, развернувшейся на лугумежду скандинавским торговым подворьем и подножьем холма, на котором стояло городище Калеванлинна, эстам почти удалось взять верх над датскими рыцарями. Однако крестьянская дружина дрогнула: победителями остались христиане.

В память о чудесной победе в 1219 году на поле битвы была поставлена капелла святого Венцеля. Прошло еще тридцать лет и опеку над ней, расположенной в ту пору за чертой городских укреплений, взяли на себя монахини цистерцианского ордена. Вскоре вокруг часовни выросли монашеские кельи: к уже существующему в Ревеле доминиканскому монастырю добавился монастырь цистерцианцев.

Посвящен новый монастырь оказался святому Михаилу – архистратигу, то есть предводителю небесного воинства. Словно в память о «военном» прошлом ставшей его предшественницей капеллы святого Венцеля.

Монастырский след

Когда именно существующая и по сей день монастырская церковь сменила собой капеллу святого Венцеля – точно не известно. Косвенные свидетельства указывают на то, что произошло это на рубеже XIII–XIV веков.

Мало известно и об интерьере монастырской церкви периода католичества. Можно лишь предположить, что было оно достаточно скромным: хотя к числу т.н. «нищенствующих орденов» цистерцианцы официально и не относились, склонность к роскоши убранства ими не поощрялась.

Простота и логика отчетливо читаются в оформлении внутреннего пространства бывшей монастырской церкви и по сей день. Три колонны делят его, согласно требованиям монастырского устава, на два нефа. Примечательно, что колонны эти не многогранные и не квадратные, как в других таллиннских постройках того времени, а круглые. Правда, увидеть это в наши дни проблематично: при последующих перестройках колонны были «зашиты» в четырехугольные деревянные «футляры».

А вот еще один элемент, намекающий на монастырское прошлое здания,дошел до нас в неприкосновенности. Это – кафедра для проповедника, лепящаяся к контрфорсу церковной стены со стороны бывшего монастырского двора – ныне внутреннего дворика гимназии Густава Адольфа.

Колокола и апостолы

К концу тридцатых годов XVI столетия на территории нынешней Северной Эстонии победила церковная реформация и католический монастырь святого Михаила был закрыт. В стенах его начало работу училище для дворянских девиц, в ведении которого находилась и монастырская церковь.

Следующее столетие принесло очередную перемену: в 1631 году женский пансион сменила первая в городе мужская гимназия, разместившаяся в бывших монастырских помещениях. Во всех, за исключением главного – церкви: ее было решено передать для удовлетворения духовных нужд служащих ревельского гарнизона.

О том, что представляло собой ее убранство, можно судить по записке, составленной накануне большого ремонта, проведенного в церкви в 1829 году. Пол, как и в других старинных церквях, устилали резные надгробные плиты, на хорах располагался орган, а «вокруг стен и столбов находились скамейки, каковые и теперь еще можно видеть в вышгородском храме».

Сохранились и другие элементы гарнизонной Михайловской кирхи шведских времен: алтарь ее был передан в двадцатые годы XVIII века одной из сельских церквей, а три резные каменные плиты с изображением трех апостолов оказались вмурованными в стену дома, пристроенного к башне Толстая Маргарита.

А вот изначально «лютеранские» по времени своего создания колокола появились на церковной звоннице в те времена, когда церковь уже стала православной. Больший из них, отлитый в 1575 любекским мастером Матиасом Бенинком, является на данный момент старейшим в Таллинне.

Символизм названия

После того, как в 1710 году Ревель капитулировал перед войсками Петра I, православное население города значительно увеличилось. Церковь купеческого подворья на Русской улице уже не вмещала всех прихожан.

Генерал-губернатор Александр Меньшиков затребовал для нужд своих единоверцев – в первую очередь, военнослужащих – церковь Нигулисте. Магистрат ответил отказом, указав на то, что специальная гарнизонная церковь в городе имелась еще при шведах. Дело, таким образом, оставалось за малым – «переосвятить» Михайловскую кирху в православную церковь.

Гарнизонной церковь на нынешней улице Суур Клоостри пробыла до 1732 года: в декабре сюда морем был доставлен роскошный барочный иконостас, подобающий главной святыне ревельских православных. И хотя полковой алтарь Федора Стратилата был из храма вынесен, кафедральный собор еще несколько лет по старинке именовался Федоровским.

Современное название церкви – Преображенская – окончательно утвердился к концу третьего десятилетия XVIII века. Символизм его подчеркивался не раз, причем основной акцент делается на личность Петра, реформатора и преобразователя. Православные храмы, основываемые в его эпоху на покоренных землях, действительно нарекались в честь праздника Преображения Господня.

Однако не стоит упускать из вида еще одно обстоятельство: детство будущего императора прошло в подмосковном селе Преображенском, здесь же был создан один из старейших полков русской гвардии – опять-таки Преображенский…

Один из пяти

Став по названию Преображенским, и даже обзаведясь роскошным барочным иконостасом, созданным выдающимся резчиком по дереву Иваном Зарудным, главный православный храм Ревеля своим обликом имел с традициями русской культовой архитектуры мало общего.

Не сильно изменили положение и перестройки 1776 года, в результате которых церковная звонница обзавелась увенчанным восьмиконечным крестом изящным барочным шпилем, а на гребне ломаной мансардной крыши появилась скромная золоченая луковка.

Радикальные перемены настали лишь в начале второй трети XIX столетия, когда бывшая монастырская церковь вновь оделась в строительные леса. Работы, производившиеся по проекту петербургского профессора архитектуры Абрама Мельникова в 1827-30 годах, смогли придать собору более «современный» и «православный облик».

Прежде всего, вытянутые готические окна были растесаны и заменены на более широкие, в духе классицизма. Жесть заменила на крыше черепицу, а главное, над храмом появился классицистический купол на невысоком полукруглом барабане.

Смотрится он, надо признаться, несколько чужеродным элементом. Возможно потому, что задуманное не было доведено до конца: согласно первоначальному проекту куполов должно было быть пять, но на угловые, как водится, не хватило денег. Существующим решение было признано «временным» – однако теперь, спустя сто восемьдесят лет, мало кто об этом помнит.

* * *

В приходскую церковь Преображенский собор был «разжалован» после освящения только что выстроенного на Вышгороде собора Александра Невского. С 1900 года богослужение в церкви ведется на эстонском языке и ныне она принадлежит ЭАПЦ Константинопольского патриархата.

На протяжении последних ста десяти лет внутреннее убранство собора практически не менялось – за исключением отдельных деталей. Жаль только, что ознакомиться с ним и по сей день довольно затруднительно: у прихода нет средств для того, что бы держать церковь открытой в то время, когда в ней не идет богослужение.

И это действительно досадно. Ведь Преображенская церковь заслуживает большего, чем быть неотъемлемой деталью сделанных со смотровой площадки Тоомпеа панорамных фотографий.

—————————-

Иконостас вернул великолепие 

Тожественной церемонией в минувшую среду завершилась реставрация иконостаса Преображенской церкви. 

Многоярусный золоченый иконостас был заказан в Москве у «надзирающего за изографами», скульптора и архитектора Ивана Зарудного.

Над изготовлением иконостаса трудились 29 иконописцев, 8 живописцев, 7 резчиков по дереву и 2 плотника, руководимые непосредственно Зарудным и живописцем Иваном Чернавским. 

Работа над иконостасом была завершена в 1719 году. Следующей значительной работой Зарудного стал алтарь Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. 

Иконостас был подарен городу Петром I. В 1736 году перед ним венчался с Христиной-Региной Шёберг Абрам Петрович Ганнибал – прадед Пушкина. 

За почти три века иконостас под воздействием различных факторов оказался в критическом состоянии, он пострадал от сухости, жучков и повреждений, вызванных проводившимися ранее перекрашиваниями. 

Реставрационные работы начались еще в 2000 году. Город вложил в эти работы свыше 2 миллионов крон. Еще 3,7 миллиона крон были выделены из столичного бюджета на реставрацию церковного здания.
Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Здание Немецкой реальной школы непосредственно после постройки.

Школа на улице Луйзе: реквием по утраченному

Здание Немецкого реального училища, некогда признававшееся идеалом и образцом для аналогичных построек, возродившееся после войны в ином облике, безвозвратно утрачено ...

Читать дальше...

Домский, он же Длинный мост на рисунке Карла Буддеуса, середина XIX века.

Тоомпеаский, Каменный, Пиритаский: мосты над водами Таллинна

Даже без учета виадуков и путепроводов, семейство таллиннских мостов – достаточно многочисленное. А главное – способное поведать о себе немало ...

Читать дальше...

Вариант развития мемориального ансамбля на Маарьямяги по версии середины шестидесятых…

Памятник двадцатому веку: ансамбль на Маарьямяги

Мемориальный комплекс на Маарьямяги давно уже стал памятником не конкретным событиям или лицам, а всему, что произошло с Эстонией на ...

Читать дальше...

Ворота в конце улицы Трепи на довоенных открытках встречаются часто, но топоним «Ныэласильм» конкретно к ним еще не применялся.

Головы, ноги, чрево и горб: анатомия таллиннских улиц.

Географические названия, щедро рассыпанные по карте Таллинна, позволяют читать ее почти как… анатомический атлас. Уподобить город человеческому организму впервые предложили пионеры ...

Читать дальше...

Портреты павших в сражении 11 сентября 1560 года горожан и старейшее изображение Таллинна на эпитафии Братства черноголовых.

Восемь столетий Таллинна: век XVI век, пора рефлексий

Непростой во всех отношениях XVI век подарил Таллинну первые портреты города и его жителей, первый памятник, а также один из ...

Читать дальше...

То, чего не было в реальности: «Потопление финского броненосца «Вяйнемяйнен» на советском плакате.

Разрушители мифов: охота за «Вяйнемейненом»

В биографии одного из самых неуловимых военных кораблей Второй мировой войны — финского броненосца береговой обороны «Вянемейнен» — нашлось место ...

Читать дальше...

Гостиничный комплекс «Пеолео» в день своего открытия.

Иволга на обочине шоссе: мотель и кемпинг «Пеолео»

Первая ласточка – вернее, пожалуй, было бы сказать «первая иволга» – частного гостиничного бизнеса современной Эстонии «свила гнездо» тридцать лет ...

Читать дальше...

Флагман Эстонского морского пароходства «Георг Отс». Открытка восьмидесятых годов прошлого века.

Белоснежный красавец-теплоход: легендарный «Георг Отс»

Ровно сорок лет тому назад северный сосед стал ближе: в июне 1980 года на линию Таллинн-Хельсинки вышел, без преувеличения, легендарный ...

Читать дальше...

Дом священника Стратановича полвека тому назад.

Шанс на возрождение: дом священника Стратановича в Кадриорге Дом Стратановича

Доминанта исторической застройки одной из кадриоргских улиц и, без преувеличения, шедевр деревянной архитектуры всего Таллинна спасен от гибели: начата реставрация ...

Читать дальше...

Mündi Baar. Бар Лисья Нора в Таллине

Мюнди-бар, или по другому, - Лисья Нора. Каким он был в разные годы. На первом снимке, рядышком расположился бар. "Вяйке ...

Читать дальше...

1962 Tallinn Viru tänaval müüdi raamatuid, nüüd lilli samas kohas

Таллин. улица Виру. 1962 год.

Где ныне продают цветы, в близком 1962 году, имелся книжный развал. Источник: ajapaik.ee  

Читать дальше...

Работы по демонтажу памятника Петру Великому начались в ночь с 29 на 30 апреля 1922 года.

Работы по демонтажу начались 29 апреля 1922 года памятник Петру Великому, стоявший на Петровской площади Таллинна (ныне площадь Свободы). Памятник первому ...

Читать дальше...

Первые советские кинотеатры в Таллине

В интернете появилось познавательное видео про историю кинотеатров в Таллине, в советский период.   

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Таллинн - всегда был и остается одним из старейших ганзейских городов, справедливо величая себя одним из «прекрасно сохранившихся средневековых европейских городов», прекрасно сочетая средневековые церкви и дома в готическом стиле с современной инфраструктурой.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!