А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Застывшее Время

ещё темы...

Следует знать…
Почему башня носит такое интересное название «Кик-ин-де-Кек» - "Загляни в кухню"? Один средневековый воин служил в этой башне, а его работа заключалась в том, что он был дозорный. Он смотрел, как бы враги не приблизились к городу. Однажды случилось так, что он задержался наверху башни, ему было холодно, он хотел есть. А в это время его жена готовила ужин . Их дом располагался неподалеку от башни. Мужчина ходил, наблюдал... и... и посмотрел вниз и увидел, что вся кухня его жены просматривается сверху. Он увидел, что жена готовила ему на ужин. Когда он сдал пост и вернулся домой, то сразу сказал жене, что она приготовила ему. Женщина очень растерялась и удивилась, ведь муж угадал. А мужчина заявил, что он теперь всегда будет знать, что жена ему готовит, что у него открылся такой дар... что жена не сможет ничем его удивить. Но он не рассказал жене, откуда он знает, что она стряпала ему поесть. Так и повелось... жена проявляла все свои кулинарные таланты, готовила всевозможные деликатесы и необычные блюда. И каждый раз, муж, приходя домой, заявлял жене, что он знает, что будет на обед или ужин. И называл это блюдо своей жене. Женщина потеряла покой. С тех пор башня так и называется - "Загляни в кухню" или «Окно в кухню».
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Как известно, война была излюбленным занятием в эпоху средневековья. Однако не все башни занимались истреблением людей. Некоторые из крепостных строений несли на своих могучих плечах тяжкое бремя функций воспитания, по мере сил стараясь сеять в народе разумное, доброе, вечное. В этой связи нельзя не упомянуть Девичью башню. Это в других местах вам расскажут романтичные истории о принцессе, заточенной непреклонным отцом в высокую башню-темницу, откуда нельзя сбежать, и ее последнем прыжке навстречу свободе. В Таллинне все было намного прозаичнее: в этой башне находилась тюрьма для девиц легкого поведения и падших женщин.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1155 posts
    • 4 comments
    • 18 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.7 posts per month
    • 231 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Подробнее...

Зданий, подобных строящейся в Ласнамяэ православной церкви в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», архитектура Ревеля-Таллинна до сих пор еще не знала.

Можно ли писать историко-архитектурный очерк о здании, находящемся пока еще в процессе строительства?

Можно. Если облик его может читаться как резюме к существующей без малого семь веков строительной традиции. И одновременно – служить прологом к новой странице в летописи таллиннских храмов.

Самые первые

Будущая церковь в Ласнамяэ – продолжение традиций древнерусского зодчества и новое слово в архитектуре таллиннских храмов.

От старейшей православной церкви Ревеля до наших лет сохранилось только название. Да еще – не слишком точная топографическая справка: в датированном 1371 годом документе ревельского магистрата говорится, о «русской Никольской кирхе» на Брокусовой горе. То есть – где-то в районе, очерченном современными улицами Пикк, Олевимяги, Сулевимяги.

Об облике первого таллиннского православного храма неизвестно ничего. Немногим больше можно сказать и об архитектуре второго, выстроенного не позднее двадцатых годов XV века на нынешней улице Вене. Чертеж, составленный в конце XVIII столетия, сохранил ее облик – но уже после того, как культовое здание успело побывать и хозяйственной постройкой, и больничной палатой…

Разглядеть что-либо специфически-православное во внешнем облике Никольской церкви на чертеже 1797 года затруднительно. Терпеть православных «схизматиков» светские и церковные власти средневекового Ревеля еще могли. Но позволить им внешне подчеркивать какие-либо особенности «иноверческой» культовой архитектуры – навряд ли.

Запад и Восток

Переход Эстляндии под скипетр Самодержца Всероссийского не слишком отразился на архитектуре православных церквей губернского города Ревеля.

Достаточно вспомнить облик Преображенского собора – главного храма горожан русского происхождения XVIII-XIX столетий. Наскоро преобразованный из бывшей лютеранской, а до того – католической церкви – он и по сей день больше похож на памятник западной, а не восточной архитектурной традиции.

Картина не сильно рознится и за пределами средневековых городских стен: на территории предместий, исторически заселенных «не немцами». Выстроенная «кораблем» Казанская церковь, не уцелевшие церкви Троицкая и Федора Стратилата словно стремятся показаться еще более «европейскими», чем сооруженные во внутренних губерниях России храмы петровских, аннинских, елизаветинских времен.

Далек от традиций русской архитектуры и облик выстроенной к 1827 году на месте былой новой Никольской церкви. Создавший ее петербургский зодчий Луиджи Руска, уроженец итальянской части Швейцарии, не столько желал вписать здание в перспективу улицы Вене, сколько создать столичную, «современную» по своему духу постройку.

И с первой, и со второй задачей он справился блистательно. Но ориентированный на отвлеченный идеал «вненациональной» античности храм эпохи позднего классицизма едва ли добавил в архитектуру Ревеля специфически-русскую ноту.

Иной язык

Может показаться парадоксальным, но первым своим проявлением традиция русского зодчества обязана именно местному уроженцу. Губернскому архитектору Христиану Августу Габлеру, выстроившему в середине XIX века церковь на православном кладбище Александра Невского.

Памятник этот не сохранился: он погиб во время бомбардировки Таллинна 4 марта 1944 года. Но его запечатленный фотографами облик свидетельствует: работавший в русле добротной стилизации под архитектурные стили минувших эпох зодчий-остзеец тщательно копировал основные приемы традиционной русской культовой архитектуры.

Насколько это удалось Габлеру? Отчасти: архитектором «первой когорты» он, все-таки, не был. Одно бесспорно – кладбищенская церковь Александра Невского была первым в Ревеле сооружением, вознесшим в городское небо такой новый архитектурный элемент, как купола-луковицы.

И для ревельских бюргеров полуторовековой давности, и для горожан наших дней, именно они являются одним из наиболее явных акцентов иного, отличного от привычно-местного, русского архитектурного языка.

Точность цитаты

Особенно громко и отчетливо язык этот зазвучал в небе главного города Эстляндской губернии на рубеже XIX-ХХ веков, когда на площади перед вышгородском замком был выстроен собор Александра Невского.

«Ревельский собор имеет значение и политическое, – писал о нем изданный в 1915 году путеводитель по городу. – Храмом, сооруженным в лучшей и наиболее высокой части Ревеля – Вышгороде, некогда оплоте иностранного владычества в крае, окончательно закреплена победа православия и русской государственности на прибалтийском побережье».

Неоднократно за последние сто лет подчеркивалось, что собор Александра Невского был выстроен архитектором Михаилом Преображенским в подчеркнуто «антизападном» духе. Точнее – во вкусе кирпичных приходских храмов Москвы и Ярославля второй половины XVII столетия: своего рода «лебединой песни» архитектуры допетровской Руси.

Отдельный вопрос, насколько уместным было механически «увеличивать» эти изначально небольшие, почти «игрушечные» строения до размеров кафедрального собора? Ответом на него могла бы послужить выдержанная в том же архитектурном ключе церковь подворья Пюхтицкого монастыря на нынешней улице Гонсиори.

Увы, облик самой стилистически точной, а главное – тактичной по отношению к местному городскому ансамблю «архитектурной цитаты» старомосковского зодчества – известен ныне лишь по фотографиям. В 1960 году церковь пала жертвой последней в СССР волны гонения на церковь.

Тоска по Родине

Подчеркнуто «чужеземный» облик собора Александра Невского, равно как и «политическое» его значение, едва не оказалось для храма роковым: в конце двадцатых и середине тридцатых годов всерьез обсуждался вопрос о возможности сноса «символа чужой власти и веры».

Неудивительно, что выстроенные в те же самые годы в Таллинне православные храмы не столько пытаются продемонстрировать элементы и приемы отличной от западной архитектурной традиции, сколько несут в себе щемящую ностальгию по утраченной Родине.

Достаточно съездить в Нымме, к храму Иоанна Крестителя, или побывать в коплиской Никольской церкви, чтобы убедиться – они выстроены эмигрантами и для эмигрантов. Деревянные, неброские, соразмерные окружающей застройке, они похожи на фамильные реликвии, чудом уцелевшие в пору войн и революций.

Тем они ценны для нас и по сей день. А еще тем, что на долгие десятилетия церкви эти оказались последним звеном в разорванной годами советской власти традиции – традиции строительства в Таллинне православных храмов.

Восстановленная связь

Разрыв в «связи времен» для архитектуры храмов Таллинна насчитывает порядка пятидесяти лет. В самой России он оказался на двадцать лет длиннее.

Нет потому ничего удивительного, что архитекторы ряда выстроенных на постсоветском пространстве православных церквей невольно оказались в роли нашего давнишнего знакомого Габлера: копировать образцы они с разным успехом умели, почувствовать саму душу проектируемого строения – увы, нет.

Таллинну, по счастью, повезло. Конкурс проектов будущей православной святыни Ласнамяэ безошибочно определил победителя – совместную работу Олега Жемчугова, Николая Дятко и Евгения Коломейкина: сплав канонических требований православного зодчества и безупречного архитектурного вкуса.

Глядя на проект, а еще лучше – на выстроенное по нему здание – не ошибешься: это действительно православная церковь. Лишенная какой-либо «модерновости», но при этом – однозначно «новаторская» по своему архитектурному языку. Особенно – в контексте городской среды Таллинна.

К иным прообразам

Облик новой ласнамяэской церкви в равной степени чужд как «эмигрантскому», так и «официальному» периоду в истории храмостроения Ревеля-Таллина. Он обращается ни к сентиментальной «деревянной сказке» эпохи позднего модерна первой половины ХХ века, ни к посадской архитектуре допетровской Руси, в ее интерпретации второй половины века XIX.

Нет, глядя на ждущий окончания строительства храм, вспоминаешь иные архитектурные прототипы. В первую очередь – древнюю культовую архитектуру купеческой Новгородской Республики. Той самой, «граждане» которой, вероятно, выстроили на таллиннской земле первую православную церковь.

А еще – на домонгольские архитектурные памятники древнего Владимира. Точнее – на Дмитриевскую церковь, которую исследователи заслуженно считают кульминацией в развитии зодчества Владимирского княжества, лишенную как державной «грузности»
Успенского собора, так и почти нереальной хрупкости Покрова на Нерли.

* * *

Использование при сооружении за пределами России художественного языка владимирско-суздальской архитектуры – явление уникальное. Уникально и зодчество раннесредневекового Владимира, в котором мощное византийское звучание сливается с эхом романского стиля Западной Европы.

В современной аранжировке эта удивительная мелодия звучит ныне на въезде в крупнейший жилой район Таллинна. Города, стоящего на стыке цивилизаций Запада и Востока. А значит – подходящего для ее исполнения, как никакой другой.

———————————————————————————————
Митрополит Таллиннской и всея Эстонии Корнилий и мэр Таллинна Эдгар Сависаар приглашают всех таллиннцев на церемонию освящения и воздвижения Креста над храмом в Ласнамяэ.

Церемония состоится в субботу 19 февраля в 12.00.

———————————————————————————————-

Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в цифрах:

• Территория застройки храмового комплекса – 9966,2 кв. метров
• Полезная площадь храма – 3138,7 кв. метров
• В храме могут поместиться до 1000 прихожан
• Общая высота храма с крестом – 48 метров
• Общая сумма пожертвований составляет более 41,00 млн ЕЕК
• В 2010 году общая сумма пожертвований составила 21,67 млн ЕЕК
• По телефону пожертвований на храм в 2010 год позвонили более 1200 раз
• Для окончания строительства храма необходимо еще около 15 млн крон

Пожертвования на строительство храма принимаются:
* позвонив по телефону 1317, вы пожертвуете 200 крон
* можно сделать и банковское перечисление:
Наименование получателя: Lasnamäe Jumalaema Kiriku SA
Назначение платежа: Lasnamäe kiriku ehitamine
Расчетный счет в HANSAPANK: 221021622932
Расчетный счет в SEB: 10220029851013

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.








Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд

Столетие Балтийского Герцогства

В 2018 году, Эстония широко отмечает 100-летие республики, и почему-то выпадает из официальных сообщений другая, не менее знаменательная дата: 100-лет ...

Читать дальше...

«Михаил Федорович», «Волынец», «Суур Тылль»: ледокол-герой, ледокол-музей, ледокол-легенда.

Одно из сокровищ собрания Морского музея Эстонии — ледокол «Суур Тылль» — празднует в этом году сразу две знаменательные даты. Первая ...

Читать дальше...

Автор книги «Архитектор-художник Александр Владовский. Материалы к творческой биографии» Андрей Пономарев во время ее презентации в банкетном зале Кадриоргского дворца.

Зодчий Александр Владовский: эскиз творческой биографии Таллинца

Самый, пожалуй, яркий и колоритный архитектор довоенного Таллинна — Александр Владовский — вновь вернулся к таллиннцам: книгой, посвященной его жизни ...

Читать дальше...

Сквер на улице Марта, ба с памятным крестом Бласиуса Хохгреве в наши дни.

Оправа старейшему памятнику в Таллине: сквер у креста Бласиуса Хохгреве

Один из оригинальных памятников таллиннской старины получил недавно достойную «оправу» — благоустроенный сквер на улице Марта. В свое время всякий уважающий ...

Читать дальше...

О значимой дате в истории Таллина

318 лет назад, в 1710 году, российские войска приступили к летне-осенней кампании Северной войны на землях современных Латвии и Эстонии. Успех ...

Читать дальше...

Сложно представить, что сто десять лет назад на месте нынешнего театра «Эстония» и парка Таммсааре стояли крестьянские подводы и шумел рынок.

Парк имени Таммсааре в Таллине: круговорот вечных перемен

Прежде, чем обрести современный облик, нынешнему парку Таммсааре довелось пережить на своем долгом веку целый ряд радикальных градостроительных «перевоплощений». Путь от ...

Читать дальше...

Фабрика "Rauaniit" в середине тридцатых годов прошлого века. На заднем плане — не уцелевшее двухэтажное здание, в котором предприятие было основано.

«1928. Строил Эфраим Леренманн»: от фабрики — к Академии художеств. Таллин

Нынешнее здание Эстонской художественной академии — памятник не только архитектуры, но и промышленной истории. А также — свидетельство многонациональности Таллинна. Три ...

Читать дальше...

Нарва. Ратушная площадь. Отъезд кортежа
императрицы Елизаветы Петровны. Справа - триумфальная арка. Рисунок Ф. Франкенберга, 1746 год. Из собрания Нарвской художественной галереи.

О визите императрицы Елизаветы Петровны в Ревель

В отличие от царя-реформатора Петра Великого, придававшего огромное значение Эстляндии и её столице Ревелю (Таллин) и совершавшего неоднократные визиты в ...

Читать дальше...

Кадриорг. Домик Петра Первого

Кадриорг: Осенняя прогулка по Таллину

Я очень люб­лю Кад­ри­орг - са­мый кра­си­вый и из­вест­ный парк Тал­ли­на. Ис­то­рия его воз­ник­но­ве­ния не­обыч­на. Этот не­пов­то­ри­мый уго­лок на­шей сто­ли­цы ...

Читать дальше...

Крест на улице Марта в Таллине

Есть в Таллинне удивительное место, связанное с одним из эпизодов Ливонской войны. В середине девяностых, случайно оказавшись в маленьком дворике на ...

Читать дальше...

Епископский сад в процессе трансформации из спортивной площадки в сквер. Фото тридцатых годов прошлого века. На первом плане — замурованный резервуар.

Подворье, спортплощадка, парк: метаморфозы Епископского сада в Таллине

Гуляя по Верхнему городу, не упустите возможности заглянуть в Епископский сад: зеленый оазис у подножья колокольни Домской церкви нынешним летом ...

Читать дальше...

Путевые заметки: из Таллина до Великого Новгорода и обратно

Путевые заметки: из Таллина до Великого Новгорода и обратно

Недавно я совершил увлекательное путешествие по Северо-Западу России, по маршруту Ивангород - Кингисепп - Санкт-Петербург - Великий Новгород. Путешествие получилось ...

Читать дальше...

О самом первом православном храме в Таллине - церкви Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского

Многие таллинцы и гости столицы Эстонии знают или слышали о Никольской церкви на улице Вене (Русской) в Старом городе. Но ...

Читать дальше...

К 225-й годовщине Ревельского морского сражения

Победа русских моряков в ревельском сражении сорвала планы шведов разбить русский флот по частям и приблизила заключение «Верельского мира». 2 (14) ...

Читать дальше...

Восстановить исторический ансамбль Старого еврейского кладбища на улице Магазийни (на фото) невозможно, но вернуть на его территорию уцелевшие надгробия город намеревается.

Археологические находки Рейди теэ в Таллине: камни утраченной памяти

Памятники уничтоженных в советское время исторических кладбищ Таллинна будут взяты под охрану, каталогизированы и возвращены туда, где они стояли более ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.





Видеохроника:

Как датский король Эрик IV Плужный Грош, нашёл и построил в Ревеле монастырь св. Михаила-Архангела и храм.

Ох, каких историй в наших краях не наслушаешься. Недавно хромой Ларс Сёренсен мне травил, якобы потомок самих основателей монастыря святого Михаила Архистратига, предводителя всего воинства небесного, и храма. А было всё вот как...

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
В одном из преданий говорится, будто датчане решили неожиданно напасть на город, перебить его жителей и овладеть имуществом эстов. Заговорщики хранили свои намерения в строжайшей тайне, но некоего Тоомаса, знаменосца датчан, стала мучить совесть. Он выдал магистрату план нападения. В городе выставили усиленный дозор. Было решено впустить злоумышленников в город, а потом на какой-нибудь узкой улочке напасть на них и уничтожить всех до единого. События развернулись именно таким образом, и смута была пресечена. Знаменосцу оказали особую честь - шпиль Ратуши украсили фигуркой воина со знаменем. Новый флюгер назвали именем Тоомаса.
Дайте ответ Магистрату!

2017 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Пропишись в легендах!
Здесь пишут...
Кому что...
Наши на Лицо-Книге
Тучка тегов
Логинься!
Вход |

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!