А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Застывшее Время

ещё темы...

Следует знать…
Когда-то в Старом рыбном порту жила бедная вдова-рыбачка, чьей единственной радостью был сын Тоомас. Как и все мальчишки, он усердно упражнялся в стрельбе из лука. С нетерпением мальчик ждал ежегодных состязаний лучников, проходивших перед Большими Морскими воротами, в Попугаевом саду. На высоком шесте устанавливали деревянного попугая, и тому, кому удавалось сбить птицу, присуждался серебряный кубок Большой гильдии. Однажды Тоомас оказался в Попугаевом саду перед самым началом состязаний. Он слыл лучшим стрелком среди сверстников и ничтоже сумняшеся, пустил стрелу в деревянного попугая. Выстрел оказался метким, цель была сбита. Но вместо кубка и почетного звания "Короля стрелков" мальчика наградили оплеухами и заставили водрузить попугая обратно на шест, ибо уже приближалась процессия взрослых лучников. О том, что случилось перед состязаниями, узнал вскоре весь город. Мать Тоомаса боялась, что мальчика накажут. А получилось наоборот: старейшина Большой гильдии вызвал Тоомаса и предложил ему поступить учеником в городскую стражу. Это предложение обрадовало и мать, и сына - ведь гильдия одевала и кормила стражу. Тоомас с годами подрос, принял участие в боях Ливонской войны, за храбрость получил звание знаменосца. Все звали его в городе Старым Томасом. Так как он носил длинные усы и был одет так же, как фигурка воина на флюгере Ратуши, горожане прозвали флюгер его именем - Старым Тоомасом.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Калевипоэг (сын Калева), в эстонской мифологии богатырь-великан. Первоначальный образ Калевипоэга — великан, с деятельностью которого связывались особенности географического рельефа: скопления камней, набросанных Калевипоэгом; равнины — места, где Калевипоэг скосил лес, гряды холмов — следы его пахоты, озёра — его колодцы, древние городища — ложа Калевипоэга и т. п. Калевипоэг также борец с нечистой силой, с притеснителями народа и с иноземными врагами.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Метроном
  • Blog stats
    • 1138 posts
    • 4 comments
    • 18 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.7 posts per month
    • 231 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Подробнее...

Городская страница в истории Таллинна началась здесь: на пустынном ныне холме в изгибе реки Пирита.

Настоящая история – длинная, содержательная, захватывающая – обязательно начинается с пролога.

Для истории Таллинна таким «прологом» является городище Иру: первый очаг протогородского уклада жизни на территории нынешней столицы.

Давным-давно угасший – но и по сей день способный пролить свет на события минувшего.

Точка отсчета 

Реконструкция облика городища Иру.

«А потом, считаясь с традицией,/Городище осмотришь в Иру./С гневом вспомнишь немецких рыцарей,/Тех, что грабили Харью и Виру», – наставлял более полувека тому назад направляющегося в Пирита читателя Пауль Руммо.

Поэт, лихо зарифмовавший описание маршрута для «экскурсии выходного дня», ошибался. Прежде всему потому, что огнем и мечом земли двух нынешних уездов Эстонии обращали в католическую веру не немецкие, а датские воины.

Но главное – к трагической судьбе городища Иру их карательные экспедиции отношения не имеют: поселение над излучиной реки Пирита было покинуто обитателями века за полтора до начала Северных крестовых походов.

Точнее – в промежутке между 1030 и 1050 годами: относительно даты окончательного угасания городища Иру среди историков и археологов существует консенсус. В вопросе же его возникновения подобное единомыслие отсутствует.

Дат предлагается несколько – в зависимости от точки отсчета.

Зерно истины

После того, как летом 2008 года следы древнего поселения были обнаружены прямо под асфальтом площади Вабадузе, разговоры о том, что на месте современного Таллинна люди проживают чуть ли не четыре с лишним тысячи лет, вспыхнули с новой силой.

Четыре – не четыре, но к эпохе неолита остатки стоянки доисторических охотников и рыболовов, по всей вероятности, относятся. Правда, называть их далекими «предками» современных таллиннцев все равно не приходится – даже в символическом смысле. Потому, что были они не «местными жителями», а кочевниками – сегодня здесь, завтра там.

Позднейшее же городище Иру – принципиально иной разговор. Находки археологов, со второй половины тридцатых годов прошлого века работающих на холме над рекой Пирита и у его основания, относятся к тому же неолиту. То есть – к эпохе, когда люди пользовались каменными орудиями труда.

По своему «возрасту» древнейшие находки Иру несколько «моложе» артефактов, обнаруженных при реконструкции площади Вабадузе. Но характер в данном случае важнее датировки: на одном из обнаруженных у подножья позднейшего городища черепков обнаружен отпечаток зерна.

О чем он может рассказать нам? Прежде всего, о том, что древние обитатели Иру были знакомы с земледелием. Стало быть – вели не кочевой, а оседлый образ жизни. И хотя образ их жизни еще не имел ничего общего с городским, на роль далеких пращуров последующих горожан они могут претендовать – хотя бы по признаку оседлости.

Дерево и камень

Оседлость, впрочем, понятие относительное. Археологи точно знают, что первое поселение на холме Иру возникло три с половиной тысячи лет тому назад как минимум. Но как долго оно просуществовало и существовало ли с тех пор непрерывно – вопрос открытый.

Большинство исследователей все же сходятся во мнении, что поселок древних земледельцев рано или поздно был разграблен жадными до чужого добра соседями. Поздний каменный век сменился медным, прежде чем между VII-V веками до нашей эры на холме Иру вновь закипела жизнь.

Поселение времен энеолита от своего предшественника отличается, прежде всего, наличием укреплений. Жизнь на территории нынешней Эстонии становилась все более беспокойной и обзавестись надежным деревянным частоколом точно не помешало: возведен он был изначально в северной части холма.

Защитой сооруженный «тын» оказался, по всей видимости, ненадежной: его уцелевшее в земле основание сохранило следы пожара. Учитывая предыдущую ошибку, обитатели городища возвели новый частокол вокруг южной стороны холма. После того, как во время очередной осады был сожжен и он – вновь перенесли укрепление севернее…

Так продолжалось, вероятно, до начала VIII века нашей эры, когда городище, ставшее центром двух соседних земель — Рявала и Окриэле, не обзавелось каменным валом.

Почти город

Массивная ограда, сложенная из окрестного плитняка методом сухой кладки – строительного раствора местные племена до прихода датчан и немцев не знали – выглядела, вероятно, внушительно.

Не менее внушительными были и размеры городища – четыре тысячи квадратных метров: это всего на гектар меньше площади будущего Верхнего города Ревеля, до времени основания которого оставалось добрых четыре столетия. Столь масштабных фортификационных сооружений в Северной Эстонии прежде не возводили.

VIII-X века нашей эры – время расцвета городища Иру. Пожалуй, правильнее его называть в этот период не городищем, а «протогородом»: так, вероятно, будет звучать перевод применяемого к нему эстонскими археологами термина «linnapära» на русский язык.

Применяется заслуженно: население Иру в этот период – уже далеко не только земледельцы позднего неолита. Здесь живут ремесленники – причем не просто деревенские умельцы, а профессиональная элита своего времени – литейщики.

Здесь живут купцы – на территории были найдены античные и восточные монеты. Здесь живут воины – наконечники копий и стрел тому подтверждение. Здесь, вероятно, живут и мореходы: до речного устья от городища не более четырех километров и легкие суда викингов без труда преодолевают это расстояние.

Правда, городище не обладает пока еще двумя основными признаками позднейших городов: оно не является ни административным, ни религиозным центром. Но все, как говорится, еще впереди…

Загадка исчезновения

«Впереди», увы, не наступило: никто не знает почему точно, но в середине XI столетия жители оставили городище Иру. И оно не возродилось в былом виде уже никогда.

Причин тому называют несколько. Первая – общее поднятие земной поверхности на территории нынешнего Таллинна над уровнем моря. Вторая – изменение конструкции купеческих судов: осадка у них была глубже, чем у боевых кораблей викингов, и река Пирита оказалась для них слишком мелководна.

Есть и третья причина: по данным русских летописей, в 1030 году киевский князь Ярослав Мудрый совершил поход до берегов Балтики. Именно в ходе этого военного рейда на месте городища древних эстов Тарбату была поставлена крепость Юрьев. Может, воины Ярослава нанесли непоправимый удар и городищу Иру?

В любом случае, оставлению городища наверняка предшествовали какие-то из ряда вон выходящие события, навсегда отбившие у обитателей окрестных земель даже желание вернуться на прежде обжитое место, как это случилось с тем же Тарбату-Юрьевым, последующим Дерптом, через несколько лет после похода Ярослава.

Холм же над рекой Пирита опустел навсегда – при том, что деревня в его окрестностях сохранилась. И даже торжище неподалеку от речной гавани, по некоторым сведениям, просуществовало чуть ли не до самого XII века.

Олений след

В письменных источниках деревня неподалеку от покинутого городища впервые упоминается под именем Hirwae: именно в таком виде незнакомый ему эстонский топоним был зафиксирован писцом на страницах Датской поземельной книги в 1241 году.

Латинский дифтонг «ае» читается как «э». Позволяя расслышать в древнем названии деревни (и, вполне вероятно, также и нынешнего городища Иру) современное эстонское слово «hirve»: прилагательное от слова «олень», «лань» или «косуля». От него более чем соблазнительно протянуть параллель до немецкого существительного «reh», означающего то же самое животное. Ведь именно как «Reh fall», то есть – «косуля упала» – предлагало понимать название «Reval» преданье, бытовавшее среди горожан-остзейцев.

В этой версии есть, конечно, свои слабые стороны. Ведь, если предполагаемое переселение считавших своим тотемным животным косулю или оленя жителей городища Иру на территорию позднейшего Вышгорода произошло в середине XI столетия, то легенда об упавшей косуле впервые фиксируется лишь в конце XVIII века.

С другой стороны, еще за сто лет до того, как легенда была опубликована, в собрании столового серебра братства Черноголовых уже были церемониальные кубки, выполненные в виде стилизованной козьей ноги. Неизвестные не только рижским, но и даже ближайшим, дерптским черноголовым.

Кто знает, может и вправду погибшее Ируское городище оставило таким образом своеобразный след в позднейшем ревельском фольклоре?

Танки на городище

Забвение городища Иру продолжалось свыше тысячелетия: Ревель, а впоследствии и Таллинн, казалось, даже не догадывался о его существовании вплоть до середины тридцатых годов ХХ века.

Возвращение памяти произошло стремительно: вслед за началом авторитарного правления Константина Пятса поиски «донемецкого» прошлого столицы Эстонской Республики начались с особым рвением – археологи начали раскопки на холме над излучиной Пирита уже в 1936 году.

Вслед за учеными подтянулись… военные: 28 августа 1937 года в городище был возобновлен символический гарнизон. Составили его члены Кайтселийта из соседнего поселка Нехату. Сам отряд по этому поводу был переименован в Ируский, а его командир Хиндрек Кивикангур посвящен в «военачальники городища». В торжественной обстановке ему были вручены меч и щит – точная копия оружия древних эстов.

Впрочем, во второй половине тридцатых годов, похоже, никто не сомневался, что с холодным оружием много не навоюешь. И потому, для придания церемонии дополнительной важности, на территорию городища Иру были доставлены артиллерийские пушки и даже – несколько танкеток.

* * *

Хотя военно-патриотические мероприятия в городище Иру в конце тридцатых годов и собирались сделать традицией, дальше учреждения гарнизона дело не пошло.

Да оно, наверное, и к лучшему: прошлое, все-таки, должно принадлежать не военным, а историкам. И хотя за последние семьдесят лет они исследовали не более одной пятой территории городища, нет сомнения: «пролог» к таллиннской истории еще сумеет рассказать нам немало интересного.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.








Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Дом на углу улиц Ратаскаеву и Люхике-Ялг должен бы обзавестись гигантским витражным окном и стать художественным кафе «Зиттов». Проект 1968 года.

Ратаскаеву, дом 20/22: родовое гнездо Зиттовых а Таллине

Улицы, нареченной в честь самого, вероятно, знаменитого уроженца средневекового Ревеля, в Таллинне до сих пор нет. Фамилия его полвека назад ...

Читать дальше...

«Портрет молодого человека» кисти Зиттова, в котором некоторые исследователи склонны видеть автопортрет мастера.

Долгий путь в родной город: возвращение Михкеля Зиттова в Таллин

Работы самого, пожалуй, знаменитого таллиннского живописца впервые в истории будут экспонироваться в его родном городе — на выставке в Художественном ...

Читать дальше...

Жилой и административный корпус санаторной школы в день открытия.

Лечить, учить, просвещать и заботиться: школа-санаторий над рекой Пирита в Таллине

Восемьдесят лет назад в Таллинне открылось одно из самых необычных учебных заведений столицы — Санаторная школа имени президента Константина Пятса. Июнь ...

Читать дальше...

Пушки, стоявшие при входе в здание «Арсенала», завершили свой боевой путь на фронтах Гражданской войны в Испании.

Обретенная история таллиннского «Арсенала»: архив предприятия станет основой выставки

Вновь обнаруженные архивные папки, переданные руководству компании Arsenal Center OÜ, позволяют пролить свет на малоизвестные доселе страницы истории одного из ...

Читать дальше...

Легендарный обитатель глубин озера Юлемисте на обложке книги Арво Валтона, изданной теперь и на русском языке.

Стародавняя история, рассказанная на новый лад: «Старец из озера Юлемисте» Арво Валтона

На книжной полке поклонников магического реализма — достойное пополнение: книга Арво Валтона «Старец из озера Юлемите» вышла в переводе на ...

Читать дальше...

«Адмирал» в бытность «Адмиралтейцем» на фоне первых международных паромов на Таллиннском рейде...

От буксира до исторического судна: Таллинский «Адмирал» выходит на кинофарватер

Премьера документальной ленты, посвященной прошлому и настоящему одного из символов Таллиннского пассажирского порта, состоится в День Таллинна на третьем этаже ...

Читать дальше...

О Петре Великом «pro et contra»: штрихи к портрету императора.

Величие Петра I заключается не столько даже в масштабе его преобразований, сколько в умении действовать так, чтобы быть близким и ...

Читать дальше...

Ко дню святой Вальпурги или Как в Ревеле на ведьм охотились

1 мая — день святой Вальпурги, реальной исторической личности, дочери одного из британских королей, которая, став монахиней, в 748 году ...

Читать дальше...

День Ветеранов в Пыхья-Таллине 2018

Небольшая зарисовка. Заболел, и не знаю где отмечают в моем районе Копли, этот день, но над крышами, прямо сейчас, наматывают ...

Читать дальше...

Перспектива улицы Лай с жилыми домами на нечетной стороне улицы Нунне. Конец XIX века.

Там, где стоит «Косуля» Яана Коорта: прошлое и будущее таллинского сквера на Нунне

Зеленый оазис на пути от Ратушной площади к Балтийскому вокзалу в масштабах таллиннской истории относительно молодой — но оттого отнюдь ...

Читать дальше...

... Весь в заботах молодой хозяин нового бара.

Бармен с золотой медалью

Трибуна Кремлевского Дворца с'ездов знала многих известных миру политических деятелей, людей труда, писателей. Официант из Таллина Дмитрий Демьянов, которому от роду ...

Читать дальше...

Ратушная площадь Пауля Бурмана

Галерея одной картины. Ревель: «Ратушная площадь» Пауля Бурмана

Какие сюрпризы ни преподнесла бы балтийская погода, тепло настоящей таллиннской весны навсегда запечатлено на полотне художника первой половины минувшего столетия ...

Читать дальше...

...,и в реальности — на фотографии сороковых-пятидесятых годов.

Оплот, приют и убежище страждущим: лютеранская церковь прихода Вефиль в Таллине

Церковь прихода Вефиль в предместье Пельгулинн, реставрацию которой столичные власти готовы поддержать, отмечает в конце нынешнего года свое восьмидесятилетие. С транслитерацией ...

Читать дальше...

Восстановительные работы на улицы Харью весной 1948 года глазами живописца Агу Пихельга.

«Такою запомнил я улицу Харью...»: сквер на месте погибшего квартала в городе Таллине

Своим нынешним обликом одна из основных артерий таллиннского Старого города обязана градостроительному решению, принятому ровно семьдесят лет назад. Именно тогда — ...

Читать дальше...

Алексей Михайлович Щастный на борту корабля Балтфлота во время перехода из Гельсингфорса в Кронштадт. Апрель 1918 года.

Спаситель Балтийского флота: позабытый капитан Щастный

Столетие Ледового похода Балтийского флота — повод вспомнить его главного, незаслуженно забытого героя — капитана 1-го ранга Алексея Михайловича Щастного. Спасение ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.





Видеохроника:

Как датский король Эрик IV Плужный Грош, нашёл и построил в Ревеле монастырь св. Михаила-Архангела и храм.

Ох, каких историй в наших краях не наслушаешься. Недавно хромой Ларс Сёренсен мне травил, якобы потомок самих основателей монастыря святого Михаила Архистратига, предводителя всего воинства небесного, и храма. А было всё вот как...

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Улеглась суета отошедшего дня. Длинный Герман, как прежде, влюблен. Как ему надоела людская возня! Он устал от гербов и знамен. Как девчонка шальная, звезда подмигнет Спекулянтам в торговых рядах: Мол, покуда любовь в этом камне живет, Город наш не рассыплется в прах! Согласно легенде, Длинный Герман башней стоит у замка Тоомпеа, где находится Парламент Эстонии, и влюблен в башню Толстая Маргарита. Он ее видит, она его — нет. Низкорослая, по сравнению с Длинным Германом, Толстая Маргарита, была названа так в честь реально жившей женщины. Она была необыкновенно толстой. Ее возили на тележке по всей Эстонии и показывали народу.
Дайте ответ Магистрату!

2017 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Пропишись в легендах!
Здесь пишут...
Кому что...
Наши на Лицо-Книге
Тучка тегов
Логинься!

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!