А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

Застывшее Время

ещё темы...

Следует знать…
Когда в 1661 году таллиннский цех сапожников отказался принять нового мастера. Тот подал жалобу в магистрат. Городская управа сочла такое решение необоснованным, но олдерман гильдии святого Олая, в которую входил цех сапожников, поддержал решение цеха. Магистрат за своеволие заключил главу гильдии в Юнкерскую камеру. Там он стал свидетелем явлений зловещих духов, а также возникавшего время от времени необыкновенного свечения. Узнав об этом, члены Олайской гильдии собрались возле ратуши. Возбужденная толпа требовала немедленно освободить олдермана, и магистрату пришлось уступить...
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
С Вышгорода в Нижний город можно спуститься несколькими путями: по ступенькам Паткулевской лестницы, по улице Тоомпеа, лежащей между Харьюмяги и Линдамяги, но, пожалуй, лучше воспользоваться улицей Пикк-Ялг (Длинная нога). До XVII века она была единственной дорогой, связывающей Вышгород и Нижний город. Вступив на эту улицу, вы почувствуете себя как в глубоком рву: с двух сторон ее обрамляют высокие стены из известняковых плит. Этими стенами в середине XV века непокорный Нижний город отгородился от властолюбивого Вышгорода.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Метроном
  • Blog stats
    • 1191 posts
    • 4 comments
    • 19 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 232 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

С началом нового учебного года в Таллинне начинает работу Домская школа – старейшее учебное заведение столицы.

Без малого семь столетий истории, десятки знаменитых выпускников, череда переименований и «персональная» — названная в ее честь – улица.

Все это она: бывшее училище для клириков, дворянская «академия», гимназия немецкого национального меньшинства — возродившаяся после более чем семидесятилетнего небытия Домская школа.

Солидный возраст 

Историческое здание Домской школы на фоне шпиля Домской церкви.

На мемориальной доске, лет десять тому назад появившейся на фасаде здания по улице Тоомкооли, 11, выбиты цифры «1319».

Но это – не год основания учебного заведения, а дата предоставления ему королевских привилегий: датский монарх Эрик IV Менвед подтвердил служителям Домской церкви исключительное право на обучение детей ревельских бюргеров.

Когда вышгородские клирики взялись за педагогику – сказать сложно. Известно, что первые школы при кафедральных соборах стали возникать во вновь основанных городах Ливонии во второй трети XIII столетия. В Риге учить подрастающее поколение клирики начали в 1211 году, полвека спустя – в Дерпте.

Остзейский краевед Фридрих Амелунг писал в позапрошлом веке, что в городском архиве ему удалось отыскать документы, согласно которым школа при Домском соборе была основана в Ревеле уже в 1266 году. Жаль только, он не назвал своих архивных источников точно – и потому названная им дата не вызывает у современных историков доверия.

Но от какого бы события мы ни отсчитывали историю Домской школы – от основания или упоминания в королевском рескрипте – возраст ее, превысивший полтысячелетия, вызывает уважение. Ведь даже если от даты 1319 – все равно получается, что учебное заведение на Тоомпеа всего на сто лет моложе самого города.

Немцы и «ненемцы»

Представить историю Домской школы как непрерывную череду времен и событий – привлекательно чрезвычайно.

Историческая правда, однако, не желает вплетаться в канву повествования неразрывной нитью: старейшему учебному заведению Таллинна доводилось знать периоды не только взлетов и падений, но и полного безвестия: неизвестно даже, существовала ли вообще школа в отдельные десятилетия.

Первый удар по учебному заведению, работавшему при Домском соборе, нанесла церковная реформация. Известно, что на Тоомпеа католической церкви удалось удержать позиции на несколько лет дольше, чем в Нижнем городе, но школе это помогло мало: где-то к середине XVI века сведения о ее деятельности исчезают.

Возродиться ей удалось не ранее 1562 года, когда лютеранская уже церковная консистория наняла на работу некоего учителя Кристофа, шведа по национальности. Последнее было совсем не лишним – ведь после реформации в школах стали обучать не только на латыни, но и на «народных» языках.

Пожалуй, именно период шведского владычества оказался для Домской школы порой наибольшей «демократичности» и «мультикультурности». Вышгородское дворянство стало нанимать для своих детей домашних учителей, а со второй трети XVII века – и отправлять их на учебу в открытую королем Густавом II Адольфом в Нижнем городе гимназию.

Домская же школа превратилась в училище для детей немецких и «ненемецких» ремесленников, живших в приписанных к Тоомпеа предместьях. Не исключено, что учились здесь и эстонцы – во всяком случае, епископ Кристиан Агрикола в 1586 году рекомендовал отправлять смышленых крестьянских парней учиться именно в Домскую школу.

Эхо войны

Последствия Северной войны и сопровождавшей ее чумной эпидемии были трагичны для всего Таллинна, для Домской же школы – особенно.

Если гимназия в Нижнем городе смогла возобновить занятия через несколько недель после взятия города петровскими войсками, то единственному учебному заведению Верхнего города на это потребовалось без малого полтора десятилетия.

В 1724 году в школьное здание напортив Домского собора вновь пришли ученики. Крайне немногочисленные – всего семь человек. Однако уже через пять лет дела школы пошли настолько хорошо, что количество классов в ней увеличилось до пяти – словно и не бывало военного лихолетья.

Прошло еще сорок лет – и в истории школы произошло судьбоносное событие: местное рыцарство, собравшееся на съезд-ландтаг, постановило исключить из числа кураторов пасторов Домской церкви. Отныне учебное заведение должно было стать исключительно светским – и исключительно дворянским.

К 1768 году реорганизация средневекового по своему устройству и духу церковного училища в «Академическую рыцарскую школу» была завершена. Отныне правом обучаться в ней обладали лишь отпрыски дворянских семей – причем только те, кто уже умел читать и писать.

Дворянская наука

Учебная программа «академии» эстляндского дворянства – точный слепок с представлений европейца эпохи Просвещения о всесторонне развитом и образованном человеке.

Судите сами: отныне в школе на Тоомпеа изучали закон Божий, немецкий язык, счет и математику, физику, естествознание, географию, историю всеобщую и отдельно – историю Древнего мира, античную мифологию, философию, юриспруденцию, мораль и этикет, французский, русский и «древние» языки – греческий, латынь и иврит.

Но и это еще не все! В факультативном порядке ученики могли обучиться итальянскому или же английскому языку, музыке, танцам, верховой езде и фехтованию. Не обошлось и без «самой дворянской науки» – геральдики, которая в аналогичных учебных заведениях Российской империи нигде больше не читалась.

Не удивительно, что выпускникам школы предоставлялось право поступать в любой университет без экзаменов. Да и в самом учебном заведении долгое время действовала университетская система – ученик сам мог выбирать для обучения именно те курсы, которые были ему интересны.

На привычное в наши дни «поклассовое» обучение школа перешла только в 1836 году. А 1859-м обязательным предметом для ее воспитанников стала физкультура – опять-таки, впервые среди учебных заведений всей империи.

Языковая проблема

XIX век начинался для «дворянской академии» хорошо. Количество учеников стабильно росло, к середине столетия перевалив за сотню человек.

Вскоре здание, выстроенное напротив Домского собора еще при шведах, стало тесным. В 1846 году школа отметила новоселье – переехала в здание, выстроенное по проекту губернского архитектора Иоганна Шеллбаха. Кстати, это было едва ли не первое здание, специально построенное в Ревеле для учебных нужд…

Гром грянул в апреле 1887 года, когда император Александр III издал распоряжение о переводе, согласно которому все школы, находящиеся в ведении Дерптского учебного округа, должны были быть переведены на русский язык в течение последующих пяти лет.

В Петербург полетели депеши и потянулись ходатаи, но ревностно исполняющие волю государеву сотрудники Министерства народного просвещения оставались непреклонны: по выбору, класс за классом или предмет за предметом, но Ревельское дворянское Домское училище должно стать русскоязычным!

После многочисленных жалоб и судебных прений кураторы учебного заведения поняли, что плетью обуха не перешибешь: 19 января 1893 года ландтаг эстляндского рыцарства принял решение о закрытии учебного заведения.

Предпоследний раз 

Возродиться Домской школе в очередной раз довелось только после первой русской революции. Царский режим дал слабину, и 26 апреля 1906 года из столицы поступило позволение вновь открыть в Ревеле гимназию с немецким языком обучения.

При этом оговаривалось особенно, что государство участия в ее финансировании принимать не будет: школа должна была оставаться частным предприятием. Кроме того, на русском языке, в обязательном порядке, должны были изучаться история и география России. Выпускные экзамены предписывалось сдавать только на русском.

Новая опасность закрытия над старейшим учебным заведением Ревеля нависла в августе 1914 года: с началом мировой войны по всей стране прокатилась волна антигерманских настроений. Однако – пронесло: разве что ученикам запретили носить форменные фуражки, сославшись на их «слишком прусский облик».

Похоже, на этот раз само руководство школы решило лишний раз не искушать судьбу и летом следующего года приняло решение начать процесс перехода преподавания с немецкого языка на русский. А там грянула революция, Эстония обрела независимость, сословия были отменены, и Домская школа осталась без своего попечителя – эстляндского рыцарства.

Последние двадцать лет своей истории она проработала как частная школа немецкого нацменьшинства, управляемая советом Немецкой культурной автономии. Точку в ее судьбе поставил Umsiedlung – переселение остзейских немцев в Германию осенью 1939 года.

* * *

Поставленная семьдесят лет тому назад точка не оказалась финальной: учебному заведению вновь суждено было возродиться – в пятый раз за свою историю.

В середине августа 2011 года архиепископ Эстонской евангелическо-лютеранской церкви Андрес Пыдер, пастор Домского прихода Урмас Вийлма, директор Образовательной коллегии Старого города Керсти Нигессен и исполнительный директор общества Miikaeli Ühendus Ингрид Мейстер подписали договор о воссоздании Домской школы.

И пускай первые двадцать семь первоклашек придут нынче 1 сентября не в историческое здание на Тоомпеа, а в помещение на улице Аптеэги в Нижнем городе, хочется верить – таллиннская Домская школа, славная своей многовековой историей и плеядой выдающихся выпускников, прославит город еще не раз.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.








Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Орудие береговой батареи Морской крепости императора Петра Великого на острове Нарген (Найссаар). Снимок до 1917 года.

Морская крепость Петра Великого в Ревеле: не выученный урок истории

Ровно сто один год назад неприятелю было сдано одно из самых совершенных фортификационных сооружений на побережье Балтийского моря. Что удивительно ...

Читать дальше...

Нечетная сторона застройки бульвара Эстония накануне Второй мировой войны. Дом Рубинштейна — по центру.

Дом Рубинштейна на бульваре Эстония: утраченный акцент таллиннского «сити»

За невыразительным, если не сказать—безликим, послевоенным фасадом на нечетной стороне бульвара Эстония скрывается один из самых представительных жилых домов столицы ...

Читать дальше...

Хозяйственная постройка на мызе Харку
© SPUTNIK / ВЛАДИМИР БАРСЕГЯН

Мир эстонских мыз — скромное обаяние семейных усадеб

На автобусе вместе с группой любознательных туристов и гидом Дмитрием Унтом корреспондент Sputnik Эстония отправилась в увлекательное путешествие, чтобы заглянуть ...

Читать дальше...

© SPUTNIK / ВАДИМ АНЦУПОВ
Это руины бывших зданий в нижней части Копли, которые станут частью новых домов

Гадкий утенок Копли: вчера, сегодня, завтра самого необычного района Таллинна

Sputnik Эстония совершил путешествие в прошлое, настоящее и будущее самого колоритного и отчужденного района Таллинна, который в скором времени превратится ...

Читать дальше...

Ходы, фундаменты, пороховой погреб бастион Сконе в Таллине, раскрывает секреты.

Что скрывает внутри себя самый большой из пояса былых таллиннских бастионов и какой была его биография на протяжении последних трех ...

Читать дальше...

Барон Николай фон Глен сам спроектировал замок и принимал активное участие в его строительстве. Фото: Вадим Анцупов

Таллиннский район Нымме — город, который построил Глен

Один из самых зелёных районов Таллинна — Нымме — когда-то был самостоятельным городом и престижным местом отдыха. Город Нымме был ...

Читать дальше...

Как Петр I в Ревеле мызы покупал

В начале 18 века, после первого посещения Ревеля, Петр I полюбил этот город и вместе с супругой и светлейшим князем ...

Читать дальше...

В конце года в Кадриоргском дворце состоялась презентация весьма объемного труда Игоря Коробова «Эстляндское имматрикулированное дворянство».

Разоблачение Михельсона, в новой книге Эстляндское имматрикулированное дворянство

В конце декабря в Таллинне состоялось событие, которого многие – по вполне понятным причинам – не заметили. Предпраздничная пора – ...

Читать дальше...

Автор Игорь Коробов и редактор Артур Модебадзе во время презентации книги ««Эстляндское имматрикулированное рыцарство» на ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction в Москве в декабре минувшего года.

Уникальное, без преувеличения, издание на русском языке посвященное истории Эстляндского рыцарства, увидело свет в Таллинне.

От самого слова «гербовник» веет почтенностью, седой стариной и сладковатым запахом пыли. Ему бы стоять в архивном зале Национальной библиотеки, рядом ...

Читать дальше...

«Вилсанди», «Стенсо» и «Ханси»: эстонские суда на Дороге Жизни

Три четверти века назад — 19 ноября 1944 года — завершился один из самых трагических эпизодов Второй мировой войны: была ...

Читать дальше...

Замок Ангерн - малый замок Ливонского Ордена

   В средневековой Ливонии было не так уж и мало замков. На территории современной Латвии их было 152, на территории нынешней ...

Читать дальше...

Ратушная площадь Таллина в преддверии 1968 года

Если главной площадью страны считается площадь некогда именовавшаяся Петровской, то главной площадью города без всякого сомнения мы воспринимаем, Ратушную, а ...

Читать дальше...

Как выглядел рабоче-крестьянский костюм в 13-14 святых веках?

     Разнообразия для люда служивого и деревенского особо не было. Во второй половине 14 века, можем выделить особую моду у горожан. ...

Читать дальше...

Легенды Таллина: ул. Ратаскаэву 16. Хуго, домовладелец, у которого справлял свадьбу Дьявол.

     Легенды древнего города Таллина. История седьмая: Улица Ратаскаэву 16 (Колодезная). Хуго, домовладелец, у которого справлял свадьбу Дьявол... Каждую неделю, по средам, ...

Читать дальше...

Самая первая елка на Ратушной площади Таллинна глазами популярного в довоенной Эстонии карикатуриста Гори (Велло Агори). Первая полоса номера газеты "Rahvaleht" за 18 декабря 1928 года.

«Это ель господ-коммерсантов...»: девяносто лет елочной премьеры в Таллине

У елки на Ратушной площади Таллинна — достойный юбилей: ровно девяносто лет назад она была установлена здесь впервые. Современному таллиннцу, не ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.





Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Богатство и процветание города всецело зависели от торговли, главным образом транзитной, между Западной Европой и Новгородом, а через него и другими русскими городами. 22 февраля 1346 года Таллинн получил от Ганзейского союза право складочного пункта в Новгородской торговле. Из Франции и Португалии привозили много соли. «Таллинн построен на соли» - гласит средневековая поговорка. И, действительно, только в течение одного дня, 15 июля 1442 года, в Таллинн пришло 57 кораблей с солью. Количество соли, привозимой в Таллинн, в некоторые годы превышало 1,200 млн. кг. На соль обменивалось в те времена зерно, занимавшее главное место среди товаров, которые вывозили из города. Соль по здешнему обычаю никто не имел право взвешивать на своих весах. Для этого на ратушной площади имелось специальное здание – «важня», известное с XIV века. В 1554 году в северной части площади была построена Новая важня. Это было двухэтажное здание с высокой крышей, украшенное барельефными медальонами с изображением граждан города. Здание важни погибло в 1944 году, а барельефы хранятся в музее. Место, на котором стояла важня, отмечено вымосткой – линией в два камня поперек основной вымостки площади.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Пропишись в легендах!
Здесь пишут...
Кому что...
Наши на Лицо-Книге
Тучка тегов
Логинься!
Вход |

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!