А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Легенда об эстонском донжуане, или Сладкие прегрешения: Под южным нефом таллиннской Домской церкви есть надгробная плита, по которой проходят все прихожане. Под ней покоится дворянин Отто Иохан Туве. Веселый ловелас в знак раскаяния за грехи завещал похоронить себя у входа в собор - чтобы горожане топтали его прах. Однако хитрец таким образом обвел всех: неисправимый донжуан, он даже с того света умудряется любоваться дамскими ножками.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Камень Линды: Бедная вдова долгие месяцы оплакивала своего любимого мужа Калева, давая волю жалобам и горьким слезам. И стала она приносить на его могилу каменные глыбы, дабы воздвигнуть Калеву достойный памятник и сохранить память о нем для потомков. В Таллинне и поныне можно видеть это надгробие Калева - холм Тоомпеа. Под ним спит вечным сном король древних эстов, с одной стороны холма шумят морские волны, с другой - шелестят родные леса.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1350 posts
    • 0 comments
    • 39 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 238 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Начавшийся год для эстонской статистки – юбилейный: ровно девяносто лет назад власти ЭР впервые взялись за организацию всеобщей переписи населения.

Первый переписчик ступил на землю нынешней Эстонии в первой трети XIII столетия. В рясе монаха: Вальдемар II решил составить перечень владений датской короны.

Потом наступил почти пятивековой перерыв: лишь под самый конец своего правления, в 1688 и 1698 годах, шведские власти решили провести в Эстляндии и Лифляндии ревизию имений.

Подушные и земельные переписи правительство Российской империи организовывало на территории нынешней ЭР неоднократно – как в XVIII, так и XIX веках. Однако первая, проведенная на научной основе, состоялась в 1881 году.

Шестнадцать лет спустя население пересчитали счетчики Первой всероссийской переписи населения. Ставшей, как оказалось, и последней: в следующий раз подсчитывать местное население выпало уже другому государству – Эстонской Республике.

Счастливый день

Значок переписчика всеобщей переписи населения 1922 года.

Из государств, созданных на обломках рухнувших по окончании Первой мировой войны империй, первыми подсчетом населения обеспокоились Венгрия и Латвия: перепись они провели уже в 1920 году.

В следующем году переписчики постучались в двери жителей Чехословакии и Югославии. Литва никак не могла определиться с государственными границами до 1923 года, а финны, верные существовавшей у них с XVIII века традиции, вообще не проводили всеобщих переписей до самого 1950 года.

В 1921 году собственное Статистическое бюро создала и Эстония. Полгода спустя, 27 июня 1922-го, депутаты Рийгикогу приняли Закон о всеобщей переписи населения. Прошло еще два месяца и правительство назначило дату начала подсчета жителей и жилищ — 28 декабря.

«Иначе как по-настоящему удачным, это время и не назовешь, – комментировал решение властей журналист издания «Waba Maa». – В этот день, накануне Нового года и в последний день Рождества, большая часть населения находится по домам, школы пусты, а у госучреждений – праздники».

Непраздный интерес

За минувшие со времени последней «царской» переписи четверть столетия изменилось многое. Государственный строй. Государственные границы. Национальный и сословный состав населения Эстонии.

Неизменным осталось одно: настороженное отношение жителей к самой идее всеобщей переписи. Ведь чуть ли не с библейских времен было известно – ничего хорошего «среднестатистическому обывателю» от интереса властей к его личности и жизненному укладу ждать не приходится.

Сломать сложившийся с незапамятных веков стереотип было поручено журналистам. В день начала переписи газета «Последние известия» опубликовала на первой полосе материал, в котором прямым текстом заверяла: подсчет населения затевается «не ради новых налогов, а для знания того, как живет народ».

«Waba Maa» напоминала читателям, что в государствах Западной Европы перепись населения – дело привычное. И даже более того – является вопросом национального престижа. Ведь именно благодаря полученным в ее результате данным «цивилизованный народ лучше понимает себя и свои нужды».

Издание заверяло: организаторами переписи двигает отнюдь не праздный интерес. «Перепись не ставит своей задачей выяснить, как живет некий женатый мужчина Яан Сепп сорока пяти лет, а, напротив, увидеть на примере этого Яана Сеппа, сколько в нашем государстве женатых мужчин в возрасте сорока пяти лет», — приводило оно наглядный пример.

Парижская новинка

Выяснить в ходе переписи предстояло не только возрастной и половой состав населения, но и условия его проживания.

Тщательно изучив опыт и методику зарубежных стран, сотрудники Центрального статистического бюро решили использовать во время переписи три типа документов: так называемую «личную карту», «квартирный листок» и «домашний конверт».

Первый из них содержал тринадцать вопросов: от личных данных опрашиваемого до его профессии и рода занятий. Второй – вопросы относительно типа жилища, а также – численности семьи. Третий интересовался типом жилища, общим метражом жилой площади, наличием в доме кухни, водопровода, туалета.

Всего жителям Эстонии предстояло ответить на двадцать девять вопросов: по сравнению с последней переписью царского времени количество их увеличилось в два с половиной раза. Обрабатывать такое количество информации по старинке, вручную, было бы проблематично.

Еще летом 1922 года Центральное статистическое бюро выписало из Парижа две механические счетные машины-арифмометра: сконструированы они были специально по заказу эстонского государства. Работать им предстояло по двадцать два часа в сутки.

«Даже при таком техническом новшестве обработка полученных данных займет не менее полутора лет, – писал «Päevaleht». – Трудно даже представить, сколько времени потребовалось бы, если бы этих машин не было вовсе».

Почетный труд

Арифмометры, конечно, работу статистиков упрощали. Но полностью исключить «человеческий фактор» технологии девяностолетней давности не могли: без переписчиков Центральному статистическому бюро было не обойтись.

Прежде всего, организаторам переписи предстояло решить вопрос о том, кто будет заполнять листы опросника – переписчики под диктовку опрашиваемого или сам опрашиваемый? В итоге склонились ко второму варианту – отметив, что переписчик должен контролировать правильность заполнения анкет.

Уже осенью начали работу ускоренные курсы по подготовке переписчиков. Стать им мог всякий желающий гражданин Эстонии в возрасте от двадцати одного года и старше. Желательным – хотя и не обязательным – было владение, помимо эстонского, немецким или русским языком.

Удивительнее всего то, что как и при былых переписях, работа переписчиков была, выражаясь современным языком, волонтерская: труд их считался почетным, но не оплачивался. Единственной наградой переписчикам стал памятный серебряный значок, созданный по эскизу художника Аугуста Килгаса.

Сложно сказать почему, но изготовление его местным производителям не поручили: как и счетные машины, значок тоже было решено заказать в Париже.

Праздничное настроение

Что может показаться современному человеку необычным – так это темпы работы переписчиков. Все население Эстонии, как и предписывалось законом, было переписано всего в два дня.

«Перепись началась вчера ранним утром, – писал 29 декабря 1922 года «Päevaleht». – Так как все без исключения переписчики вышли на работу, к позднему вечеру она была закончена. Только кое-где еще можно встретить переписчика и сегодня, потому что некоторые жители не успели вчера сообщить все данные».

Параллельно с переписью постоянного населения, был проведен и пересчет въезжающих-выезжающих в столицу лиц. В порту, например, подсчитали не только команды эстонских и иностранных судов. Идущий из Хаапсалу поезд был остановлен в Пяэскюла и все его пассажиры – тщательно пересчитаны.

Газеты отмечали, что в целом отношение населения к переписчикам было самым благожелательным. «На все вопросы жители отвечали охотно, – констатировал «Päevaleht». – Лишь в нескольких отдельных местах пришлось воспользоваться помощью полиции».

«Но это, пожалуй, стоит отнести на счет праздничного настроения или же похмелья», – полагала газета.

Пещерные жители 

Современники свидетельствовали: первая в истории молодого государства перепись прошла на таком общественном подъеме, что участие в ней охотно приняли даже те, кто обыкновенно не стремится делиться о себе сведениями – обитатели столичного «дна».

«Внимание лица, регистрировавшего население Екатеринентальского побережья, было обращено на то, что на самом берегу моря вырыты углубления, в которых имеются и обитатели, – писали «Последние известия». – Действительно, в завешенной снаружи старыми мешками и листами жести пещере оказались два квартиранта».

Если верить автору заметки, «пещерные жители» охотно заполнили ту часть опросника, которая содержала вопросы личного характера, и подробно описали свои жилищные условия. «Осмотреть пещерную «квартиру» проверяющее лицо все же не решилось», – уточняло издание.

* * *

«Сегодня – день всеобщей народной переписи, – писали «Последние известия» на первой полосе номера за 28 декабря 1922 года. – Ваш гражданский долг – оказать ей полное содействие.

Народ, не проверивший себя переписью, не знает себя сам. На вопрос, какой вы национальности, показывайте себя русскими. Русское меньшинство должно иметь в Эстонии полноправие, должно занять подобающее место.

Пишите в опросных листах – там, где обозначено «rahvus» — русский. По Основному закону Эстонии, гражданин свободен сам определять свою национальность. Русские по крови, по вере, по языку, по любви к русской культуре, не колеблясь — пишите себя русскими».

Не утратил ли призыв девяностолетней давности своей актуальности в наши дни? Покажут результаты нынешней переписи…

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
В зале Таллиннской городской электростанции. 1938 год.

«Особенно дорого электричество в Таллинне, Нарве и Нымме...»

Вынесенная в заголовок фраза вовсе не позаимствована из современных СМИ: неприятные сюрпризы ежемесячный счет за свет приносил, случалось, и в ...

Читать дальше...

Общежитие на Акадеэмиа теэ, 7 – первый многоэтажный жилой дом Мустамяэ в начале шестидесятых годов.

«Дом с негаснущими окнами»: самый первый в Таллинском Мустамяэ

Современная история Мустамяэ началась ровно шестьдесят лет тому назад: в январе 1962 года в первый многоэтажный дом нынешней части города ...

Читать дальше...

Узнаваемая панорама таллиннских крыш на заставке номера газеты «Waba Maa» от 24.12.1930.

Поздравления с первой полосы: праздничный наряд газетных номеров

Для того, чтобы узнать о приближении зимних праздников, жителю былого Таллинна не было нужды заглядывать в календарь: вполне хватало бросить ...

Читать дальше...

«Нам, Каурый, за ними все равно не угнаться, так хоть отставать не станем»:
прежние и современные методы уборки снега на карикатуре Э.Вальтера. 
Газета «Õhtuleht», 1951 год.

От лопат до стальных «лап»: арсенал таллиннских снегоборцев

Уборка таллиннских улиц от снега и наледи – как вручную, так и с помощью разного рода специальных приспособлений и машин ...

Читать дальше...

Таким видел застройку площади Вабадузе между Пярнуским шоссе и улицей Роозикрантси архитектор Бертель Лильеквист. Рисунок из хельсинской газеты Huvudstadtsblatter, 1912 год.

Таллинн, построенный финнами: северный акцент портрета города

Шестое декабря – День независимости Финляндии – самая подходящая дата вспомнить о вкладе северных соседей в архитектурный облик Таллинна. Не много ...

Читать дальше...

В руках деревянного воина, как и прежде, – меч и копье, под ногами – полевой цветок.
Фото: Йосеф Кац

Кривой меч и копье с вымпелом: амуниция для деревянного воина

Один из шедевров прикладной скульптуры эпохи барокко и герой сразу нескольких современных гидовских баек вновь предстал перед горожанами практически в ...

Читать дальше...

Подводная лодка «М-200» (у пирса) и однотипная с ней «М-201» после перевода на Балтику. 1945 год.

«Курск» Балтийского флота: жертвы и герои подлодки «Месть»

Шестьдесят пять лет тому назад у самых берегов Эстонии разыгралась трагедия, соизмеримая по драматизму с гибелью российской подводной лодки «Курск». Увидав ...

Читать дальше...

Паровоз-памятник во дворе Таллиннской транспортной школы, фото 2015 года.

«Кч 4» со двора на ул. Техника: прощание с паровозом-памятником

В конце минувшего месяца Таллинн лишился частицы своей транспортной истории: локомотив-памятник, стоявший перед историческим зданием железнодорожного училища на улице Техника, ...

Читать дальше...

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в районе улицы Гонсиори. На её месте ныне цветочный магазин "Каннике"

Утраченные храмы и часовни Таллина

В 1734 году в районе Каламая была построена деревянная гарнизонная церковь Феодора Стратилата на Косе. В начале XIX века богослужения в Феодоровском ...

Читать дальше...

...и столичный постовой. Рисунок из газеты «Эсмаспяэв», 1932 год.

Стражи безопасного движения в Таллине: юбилей дорожных знаков

Вот уже девять десятков лет, как дорожные знаки являются неотъемлемым элементом уличного пейзажа Таллинна - настолько привычным, что замечают их ...

Читать дальше...

Летнее помещение Морского собрания на берегу пруда в Кадриорге. В отличие от главного здания организации на Ратушной площади – утрачено.

Ревельское морское собрание: эпилог многолетней истории

История Ревельского морского офицерского собрания в общих чертах любителю таллиннской старины известна. Как и при каких обстоятельствах история эта завершилась ...

Читать дальше...

Хо Ши Мин после представления в театре «Эстония».

«С приветом от трудящихся Ханоя»: как столица Хо Ши Мина принимала.

Шестьдесят лет тому назад Таллинн посетил, возможно, один из самых экзотических официальных гостей - президент Демократической Республики Вьетнам Хо Ши ...

Читать дальше...

Восковой макет памятника Свободы, созданный в 1923 году скульптором Амандусом Адамсоном.

Пирамида, колоннада, обелиск: шансы для памятника Свободы

Памятник победе в Освободительной войне, называемый также памятником свободы или Крестом Свободы, мог быть совершенно иным – если бы проекты ...

Читать дальше...

После реставрации вновь стало понятно, почему особняк нынешнего музея называли в тридцатые годы «белым лебедем Каламая».

Пространство памяти и поле эксперимента: Музей Каламая и Русский музей предлагают

Две новинки музейного сезона этой осени – открывшийся в одноименной части города Музей Каламая и экспериментальная выставка-лаборатория в Таллиннском русском ...

Читать дальше...

Интерьер кафе таллиннской телебашни через несколько дней после открытия сорок лет тому назад.

Общепит за облаками: кафе таллиннской телебашни

Сорок лет назад небо стало ближе: у таллиннцев и гостей города появилась уникальная возможность перекусить и выпить чашечку кофе в ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Богатство и процветание города всецело зависели от торговли, главным образом транзитной, между Западной Европой и Новгородом, а через него и другими русскими городами. 22 февраля 1346 года Таллинн получил от Ганзейского союза право складочного пункта в Новгородской торговле. Из Франции и Португалии привозили много соли. «Таллинн построен на соли» - гласит средневековая поговорка. И, действительно, только в течение одного дня, 15 июля 1442 года, в Таллинн пришло 57 кораблей с солью. Количество соли, привозимой в Таллинн, в некоторые годы превышало 1,200 млн. кг. На соль обменивалось в те времена зерно, занимавшее главное место среди товаров, которые вывозили из города. Соль по здешнему обычаю никто не имел право взвешивать на своих весах. Для этого на ратушной площади имелось специальное здание – «важня», известное с XIV века. В 1554 году в северной части площади была построена Новая важня. Это было двухэтажное здание с высокой крышей, украшенное барельефными медальонами с изображением граждан города. Здание важни погибло в 1944 году, а барельефы хранятся в музее. Место, на котором стояла важня, отмечено вымосткой – линией в два камня поперек основной вымостки площади.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!