А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Почему башня носит такое интересное название «Кик-ин-де-Кек» - "Загляни в кухню"? Один средневековый воин служил в этой башне, а его работа заключалась в том, что он был дозорный. Он смотрел, как бы враги не приблизились к городу. Однажды случилось так, что он задержался наверху башни, ему было холодно, он хотел есть. А в это время его жена готовила ужин . Их дом располагался неподалеку от башни. Мужчина ходил, наблюдал... и... и посмотрел вниз и увидел, что вся кухня его жены просматривается сверху. Он увидел, что жена готовила ему на ужин. Когда он сдал пост и вернулся домой, то сразу сказал жене, что она приготовила ему. Женщина очень растерялась и удивилась, ведь муж угадал. А мужчина заявил, что он теперь всегда будет знать, что жена ему готовит, что у него открылся такой дар... что жена не сможет ничем его удивить. Но он не рассказал жене, откуда он знает, что она стряпала ему поесть. Так и повелось... жена проявляла все свои кулинарные таланты, готовила всевозможные деликатесы и необычные блюда. И каждый раз, муж, приходя домой, заявлял жене, что он знает, что будет на обед или ужин. И называл это блюдо своей жене. Женщина потеряла покой. С тех пор башня так и называется - "Загляни в кухню" или «Окно в кухню».
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Невероятно романтическая и пестрая история Таллинна началась почти 850 лет назад. По одной из легенд, а Таллинн полон ими, как старинный бабушкин сундук, датский король Вольдемар, захвативший к началу XII века весь север Эстонии, выехал со своей свитой на охоту. Увидев оленя небывалой красоты, Вольдемар приказал взять его живым. Но гордый зверь не дался в руки датчанам и бросился с высокой отвесной скалы. Восхищенный король решил возвести на этом месте город. Так, по преданию, возник Таллин, нынешняя столица Эстонской Республики. Его старое название, - Реваль, происходит от датского выражения, в переводе: «косуля упала».
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1350 posts
    • 0 comments
    • 39 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 238 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Астрологический символ начинающегося года украшает фасады таллиннских зданий без малого восемь столетий.

Они служат «постаментами» для святых королей, льют воду на головы рассеянных прохожих, скрипят жестью флюгеров, поддерживают геральдические щиты и извиваются над оконными проемами.

Имя им – драконы: задолго до того, как среднестатистический житель Ревеля узнал о существовании не только Китайского календаря, но и самого Китая, мифологическое это существо стало одним из излюбленных мотивов в творчестве местных зодчих и камнерезов.

А раз так – то вспомнить о таллиннских драконах накануне наступления Года дракона – самое время.

Скандинавский гость

(с)Tallinna Tallinna Kultuuriväärtuste Amet

Драконы на фасаде художественной галереи по адресу Пикк,18 – самые знаменитые из созданных Жаком Розенбаумом.

Самых первых в истории будущего Таллинна драконов жители городища, располагавшегося некогда на холме Тоомпеа, увидали, вероятно, на резных носах скандинавских кораблей: варяги-викинги в наших краях варяги-викинги бывали века с восьмого.

Это, разумеется – не более чем предположение. Но вот старейшее дошедшее до наших дней изображение дракона в таллиннском зодчестве имеет к Скандинавии самое непосредственное отношение. Точнее – к популярному в скандинавских странах культу святого Олафа – монарха, обратившего некогда в христианство Норвегию.

Церковь, посвященную канонизированному норвежскому королю, начали строить во второй половине XIII столетия. Знакомый современному таллиннцу облик она обрела двумя веками позже, однако, как минимум, одна деталь первоначального интерьера сохранилась до наших дней – замковый камень над сводами хора.

Камень этот украшен фигурой святого, в честь которого церковь Олевисте была возведена. А заодно – и изображением «героя» нашего сегодняшнего рассказа – дракона: безвестный мастер, работавший в духе романского искусства, поместил его у ног короля.

Наивно вырезанный по камню, он, скорее, похож на червяка с увенчанной короной человеческой головой. И хотя облик самого древнего из таллиннских драконов скорее несчастный, нежели пугающий, символизирует он грозного врага короля-святого – поверженное Олафом язычество.

На пару с Георгием 

Драконам в искусстве средневековой Европы не везло: изображения их почти исключительно символизировали силы зла. Соответственно, и изображали их как антиподов позитивного героя – уже поверженного им или вступившим в смертельную схватку.

Одним из наиболее ярких образчиков подобного «драконоборства» была надгробная плита в церкви Нигулисте. До роковой мартовской ночи 1944 года скакал по ее плоскости силуэт святого Георгия, пронзающего копьем змия-дракона.

Змееборцу из Нигулисте не повезло. Зато к его собрату, украшающему фасад дома на улице Мюнди, судьба оказалась более милосердна. Одетый в костюм оруженосца Георгий и по сей день заносит над прильнувшим к земле драконом острый меч.

Примечательно, что создавший этот каменный барельеф мастер по каким-то причинам изобразил воина не конным, а пешим. Не ландскнехт ли на флюгере соседней ратуши вдохновил его отойти от привычных канонов?

Единственный способ 

Мысль архивариуса Шарлеманя из пьесы Евгения Шварца о том, что единственный способ защититься от дракона – это обзавестись своим собственным, наверняка был бы понятен жителям средневековой Европы.

В том числе – и ревельским обывателям. Ведь именно стремясь обезопасить себя от происков всякого рода нечистой силы, они, руководствуясь архаическим, дохристианским еще поверьем, помещали ее изображения на местах поприметнее.

Например – на портал монастыря церкви Доминиканского монастыря, где целое шествие схвативших друг друга за хвосты драконов движется по направлению ко входу в храм. Или – на капителях Большой гильдии.

Схожую функцию «охранителей-отпугивателей» вероятно, выполняли и два драконоподобных грифона с 1529 года поддерживающие малый городской герб над аркой Больших морских ворот.

А так же – похожие на тритонов дракончики с гербовой плиты, экспонируемой ныне в ратуше: создана она была веком позже.

Двойная служба 

Драконов эпохи средневековья без труда сможет отыскать разве что настоящий знаток таллиннской старины. Иное дело – драконы, появившиеся на свет под звездой нового художественного стиля – барокко.

Самые известные из них в специальном представлении не нуждаются: вот уже шестой век подряд они украшают собой главный фасад ратуши. И не просто украшают, но и несут сразу две службы. Первую – функциональную: служат водостоками. Вторую – символическую: оберегают хранившуюся в здании городскую казну.

Ратушные драконы-водостоки, созданные в 1627 году – единственные, дошедшие до наших дней. Прочие их собратья – красующиеся, например, под крышей нынешнего литовского посольства на улице Уус или на фасаде старейшего из задний Городского театра – плод изысканий реставраторов.

Семнадцатый век, похоже, избавил таллиннцев от средневекового почтительно-боязливого отношения к драконами. Отныне они стали служить горожанам – не только отводит с крыш воду, но и указывать направление ветра: информация в приморском торговом городе немаловажная.

Не исключено, что флюгера-драконы существовали в Ревеле и ранее. Но старейшие дошедшие до нас образчики датируются именно XVII столетием. Один из них радует глаз над коньком крыши церкви Яановской богадельни на Тартуском шоссе, второй – во дворе бывшего Эстляндского провинциального музея на улице Кохту.

Ожидая ренессанс

«Драконья» тема из таллиннского искусства уходит одновременно со шведскими временами.

Никакой политической подоплеки в этом, разумеется, нет: изгнавший шведов из Эстляндии Петр I, равно как и его наследники, охотно украшали свои загородные резиденции драконами-фонтанами и закрепляли драконы-флюгера над крышами «китайских» беседок.

Конец «эре драконов» положил новый художественный стиль – классицизм. Апеллирующий к логике и разуму, он не мог допустить в мир искусства существ, составленных из тела ящерицы, птичьих лап, крыльев летучей мыши, а главное – никогда не существовавших в реальности.

Едва ли не весь XIX век таллиннские драконы влачили самое жалкое существование, прозябая лишь в области рукоделия: следуя идущей еще из позапрошлого столетия традиции, мастерицы вышивали изображения ратушных водостоков на кошельках.

Подлинный ренессанс наступил лишь на рубеже ХХ века. Связан он с именем одного из наиболее самобытных местных архитекторов – Жака Розенбаума.

В духе модерна

Самый яркий представителей архитектуры модерна в таллиннском зодчестве драконов определенно любил.

Первый дракон в творчестве Розенбаума появился в 1907 году: Братство Черноголовых решили провести реконструкцию своего здания. Предложенный архитектором вариант оформления тыльного фасада по улице Пюхавайму так и остался на бумаге, но «профили» драконьих морд отчетливо различимы на проекте.

В 1909 году рельефы с изображениями драконов украсили фасад выстроенного Розенбаумом дома на углу улиц Пикк и Хобузепеа. А еще через год практически напротив него, все тем же автором строится задние, раскрывающее «драконью тему» в таллиннской архитектуре, пожалуй, наиболее полно.

Речь, как нетрудно догадаться, идет о знаменитой «Галерее Дракона»: такое название дом по адресу Пикк, 28, официально носит последние четверть века. Что и неудивительно: двух уютно расположившихся над витринным окном стилизованных драконов не заметить попросту невозможно!

Несколько сложнее отыскать драконов, которыми Розенбаум украсил банковскую контору по адресу Харью, 8. Драконьи маски, разместившиеся по бокам ступенчатого фасада, явно позаимствованы у нереализованного проекта перестройки фасада дома Черноголовых…

Фамильное утешение

Так уверенно вступившие в таллиннскую городскую среду в первое десятилетия ХХ века драконы не могли и предполагать, что дни увлечения ими сочтены.

Однако изменившиеся художественные вкусы в очередной раз оказались к ним безжалостны: для функционализма, ставшего едва ли не «официальным» стилем застройки Таллинна межвоенных десятилетий драконы казались бессмысленными «архитектурными излишествами».

Слабым утешением для драконьего племени могло, разве что, послужить то, что целых два здания на главной площади столицы молодого государства – Вабадузе вяльяк – были выстроены архитектором с фамилией Лохк: в переводе с эстонского – дракон.

В одном из них, кстати, размещается редакция «Столицы». В другом – гостиница Scandic Hotel Palace.

* * *

Несколько лет тому назад «драконьей столицей Европы» департамент развития туризма Каталонии провозгласил Барселону.

Рекордсменом по числу изображений драконов на Британских островах считается Норридж, а в конце минувшего декабря одна из турфирм северной столицы предложила новогодний тур под девизом «Петербург – город драконов».

Есть ли нужда вступать в конкуренцию с ними Таллинну? Навряд ли. Без всяких лозунгов и рекламных компаний драконы давно уже «прописались» в семье его курьезов и достопримечательностей.

Будем ждать, кем пополнится семейство этих хвостатых, крылатых да чешуйчатых горожан в нынешнем столетии…

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
В зале Таллиннской городской электростанции. 1938 год.

«Особенно дорого электричество в Таллинне, Нарве и Нымме...»

Вынесенная в заголовок фраза вовсе не позаимствована из современных СМИ: неприятные сюрпризы ежемесячный счет за свет приносил, случалось, и в ...

Читать дальше...

Общежитие на Акадеэмиа теэ, 7 – первый многоэтажный жилой дом Мустамяэ в начале шестидесятых годов.

«Дом с негаснущими окнами»: самый первый в Таллинском Мустамяэ

Современная история Мустамяэ началась ровно шестьдесят лет тому назад: в январе 1962 года в первый многоэтажный дом нынешней части города ...

Читать дальше...

Узнаваемая панорама таллиннских крыш на заставке номера газеты «Waba Maa» от 24.12.1930.

Поздравления с первой полосы: праздничный наряд газетных номеров

Для того, чтобы узнать о приближении зимних праздников, жителю былого Таллинна не было нужды заглядывать в календарь: вполне хватало бросить ...

Читать дальше...

«Нам, Каурый, за ними все равно не угнаться, так хоть отставать не станем»:
прежние и современные методы уборки снега на карикатуре Э.Вальтера. 
Газета «Õhtuleht», 1951 год.

От лопат до стальных «лап»: арсенал таллиннских снегоборцев

Уборка таллиннских улиц от снега и наледи – как вручную, так и с помощью разного рода специальных приспособлений и машин ...

Читать дальше...

Таким видел застройку площади Вабадузе между Пярнуским шоссе и улицей Роозикрантси архитектор Бертель Лильеквист. Рисунок из хельсинской газеты Huvudstadtsblatter, 1912 год.

Таллинн, построенный финнами: северный акцент портрета города

Шестое декабря – День независимости Финляндии – самая подходящая дата вспомнить о вкладе северных соседей в архитектурный облик Таллинна. Не много ...

Читать дальше...

В руках деревянного воина, как и прежде, – меч и копье, под ногами – полевой цветок.
Фото: Йосеф Кац

Кривой меч и копье с вымпелом: амуниция для деревянного воина

Один из шедевров прикладной скульптуры эпохи барокко и герой сразу нескольких современных гидовских баек вновь предстал перед горожанами практически в ...

Читать дальше...

Подводная лодка «М-200» (у пирса) и однотипная с ней «М-201» после перевода на Балтику. 1945 год.

«Курск» Балтийского флота: жертвы и герои подлодки «Месть»

Шестьдесят пять лет тому назад у самых берегов Эстонии разыгралась трагедия, соизмеримая по драматизму с гибелью российской подводной лодки «Курск». Увидав ...

Читать дальше...

Паровоз-памятник во дворе Таллиннской транспортной школы, фото 2015 года.

«Кч 4» со двора на ул. Техника: прощание с паровозом-памятником

В конце минувшего месяца Таллинн лишился частицы своей транспортной истории: локомотив-памятник, стоявший перед историческим зданием железнодорожного училища на улице Техника, ...

Читать дальше...

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в районе улицы Гонсиори. На её месте ныне цветочный магазин "Каннике"

Утраченные храмы и часовни Таллина

В 1734 году в районе Каламая была построена деревянная гарнизонная церковь Феодора Стратилата на Косе. В начале XIX века богослужения в Феодоровском ...

Читать дальше...

...и столичный постовой. Рисунок из газеты «Эсмаспяэв», 1932 год.

Стражи безопасного движения в Таллине: юбилей дорожных знаков

Вот уже девять десятков лет, как дорожные знаки являются неотъемлемым элементом уличного пейзажа Таллинна - настолько привычным, что замечают их ...

Читать дальше...

Летнее помещение Морского собрания на берегу пруда в Кадриорге. В отличие от главного здания организации на Ратушной площади – утрачено.

Ревельское морское собрание: эпилог многолетней истории

История Ревельского морского офицерского собрания в общих чертах любителю таллиннской старины известна. Как и при каких обстоятельствах история эта завершилась ...

Читать дальше...

Хо Ши Мин после представления в театре «Эстония».

«С приветом от трудящихся Ханоя»: как столица Хо Ши Мина принимала.

Шестьдесят лет тому назад Таллинн посетил, возможно, один из самых экзотических официальных гостей - президент Демократической Республики Вьетнам Хо Ши ...

Читать дальше...

Восковой макет памятника Свободы, созданный в 1923 году скульптором Амандусом Адамсоном.

Пирамида, колоннада, обелиск: шансы для памятника Свободы

Памятник победе в Освободительной войне, называемый также памятником свободы или Крестом Свободы, мог быть совершенно иным – если бы проекты ...

Читать дальше...

После реставрации вновь стало понятно, почему особняк нынешнего музея называли в тридцатые годы «белым лебедем Каламая».

Пространство памяти и поле эксперимента: Музей Каламая и Русский музей предлагают

Две новинки музейного сезона этой осени – открывшийся в одноименной части города Музей Каламая и экспериментальная выставка-лаборатория в Таллиннском русском ...

Читать дальше...

Интерьер кафе таллиннской телебашни через несколько дней после открытия сорок лет тому назад.

Общепит за облаками: кафе таллиннской телебашни

Сорок лет назад небо стало ближе: у таллиннцев и гостей города появилась уникальная возможность перекусить и выпить чашечку кофе в ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Богатство и процветание города всецело зависели от торговли, главным образом транзитной, между Западной Европой и Новгородом, а через него и другими русскими городами. 22 февраля 1346 года Таллинн получил от Ганзейского союза право складочного пункта в Новгородской торговле. Из Франции и Португалии привозили много соли. «Таллинн построен на соли» - гласит средневековая поговорка. И, действительно, только в течение одного дня, 15 июля 1442 года, в Таллинн пришло 57 кораблей с солью. Количество соли, привозимой в Таллинн, в некоторые годы превышало 1,200 млн. кг. На соль обменивалось в те времена зерно, занимавшее главное место среди товаров, которые вывозили из города. Соль по здешнему обычаю никто не имел право взвешивать на своих весах. Для этого на ратушной площади имелось специальное здание – «важня», известное с XIV века. В 1554 году в северной части площади была построена Новая важня. Это было двухэтажное здание с высокой крышей, украшенное барельефными медальонами с изображением граждан города. Здание важни погибло в 1944 году, а барельефы хранятся в музее. Место, на котором стояла важня, отмечено вымосткой – линией в два камня поперек основной вымостки площади.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!