Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Около трехсот лет тому назад, во время Северной войны, на службу в русскую армию поступил герцог Карл-Евгений де Круа. Он очень понравился Петру I, и тот, произведя его в генерал-фельдмаршалы, назначил главнокомандующим русскими войсками под Нарвой. Битва была проиграна. Де Круа попал в плен к шведам. Ему было позволено жить в Таллинне. Высокое звание, титул и общительный характер де Круа располагали к нему людей, которые охотно давали ему деньги в долг. Де Круа жил на широкую ногу. Играл в азартные игры, любил покутить. Но однажды утром слуга увидел, что хозяин умер. Горожане обсуждали, кто заплатит долги герцога де Круа... В конце концов решили: не отдавать тела де Круа городским властям для похорон до тех пор, пока не получат все деньги назад сполна. Власти восприняли это решение спокойно. Не хоронить, так не хоронить... Хлопот - никаких! Хоронить де Круа не стали. Положили герцога в простой еловый гроб и поставили возле церкви Нигулисте в усыпальницу фон Розена... Шло время. О герцоге почти совсем забыли.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Первым крупным сооружением на Сенном рынке (в последствии, Петровской площади, Площади Победы, а ныне площади Свободы) была Яановская церковь. Ее построили в 1862 – 67 годах для эстонского населения города, и на том строительная деятельность здесь заглохла на 50 с лишним лет. В центре площади находились общественный колодец и одинокий фонарный столб. Фонарь этот давал такой тусклый свет, что некоторые советовали его и вовсе убрать, чтобы в темное время на него кто-нибудь ненароком не наткнулся. На южном краю площади была стоянка извозчиков – одна из тех двух, где позволялось поить и кормить лошадей (другая находилась на Ратушной площади), в связи, с чем здесь имелось и водопойное корыто – едва ли не самая примечательная деталь рыночной площади.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1358 posts
    • 0 comments
    • 39 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.6 posts per month
    • 238 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Памятник этот по праву может претендовать на звание «самого неизвестного» – даже любителям таллиннской старины он малознаком.

А между тем памятник этот находится не где-то в окраинном переулке бывшего рабочего предместья, а в самом центре. В кольце средневековых городских стен. На улице Суур-Клоостри.

Точнее – под сводами расположенной на этой улице бывшей монастырской церкви, с начала XVIII столетия именующейся православным собором Преображения Господня.

Последний и первый

Стоя у северной стены Домского собора на Тоомпеа и показывая своим туристам псевдоготическую гробницу адмирала Крузенштерна, гиды не забудут сообщить, что это – самое «молодое» в Таллинне захоронение внутри помещения.

По своему экскурсоводы будут правы: после московской чумы 1771 года императрица Екатерина II действительно запретила хоронить покойников в черте города по всей империи. Тем более – по средневековому обычаю, под полом церквей.

Однако нет, как известно, правила без исключения. Последние делались в отношении членов императорской фамилии, а также, в особых случаях, выдающихся лиц духовного сословия.

И хотя сословное деление на территории нынешней Эстонской Республики было отменено еще в ноябре 1917 года, захороненный под полом таллиннского Преображенского собора большую часть своей жизни относился именно к сословию духовенства.

Им был епископ Ревельский Платон. Последний из жителей Эстонии, удостоенный чести покоиться под церковными сводами. И, что не менее важно – первый православный святой эстонского происхождения.

Столичный храмостроитель

13 июля 1869 года у Петра Георгиевича Кульбуша – учителя церковно-приходской школы в селе Арусааре Лифляндской губернии – родился сын, нареченный Павлом. В 1884 году он окончил Рижское духовное училище, шестью годами позже – Рижскую духовную семинарию.

Признанный лучшим в своем выпуске, бывший семинарист был направлен на обучение в Санкт-петербургскую духовную академию, которую закончил в 1894 году, получив диплом кандидата богословия. В тот же год Павел Кульбуш был рукоположен в священники и определен на должность настоятеля православного эстонского прихода столицы.

Петербург рубежа веков был, безусловно, едва ли не самым «эстонским» городом Российской империи: здесь проживали свыше 50 000 эстонцев – больше, чем в Риге и даже Ревеле. Здесь работали эстонские школы, издавались эстонские книги и газеты, функционировали эстонские кружки и общества.

Были в столице удовлетворены и духовные потребности горожан-эстонцев: уже в 1858 году здесь была заложена Яановская церковь. Правда, выстроил ее лютеранский приход. Что же касается эстонцев-православных, то своим приходским храмом они обязаны Платону.

В октябре 1898 году он основал в Петербурге эстонскую православную церковно-приходскую школу для малоимущих и сам стал ее директором, а в следующем месяце – учредил эстонское Братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Прошло девять лет и на углу нынешних Лермонтовского проспекта и проспекта Римского-Корсакова поднялись купола эстонской православной церкви.

Наречен храм был в честь того же Исидора Юрьевского – священника православной церкви в ливонском Дерпте, казненного в XVI веке за отказ принять православие.

Епископ Ревельский

Сложно предположить, как бы сложилась судьба священника Кульбуша, если бы не революционные события 1917 года.

Уже к середине лета давняя мечта лидеров эстонского национального движения об объединении Эстляндской и северной части Лифляндской губернии в единую Эстонскую губернию стали реальностью. А 8 августа в Юрьеве состоялось собрание Рижской епархии, где прозвучало предложение объединить все эстонские православные приходы в единое Ревельское викариатство.

На епископскую кафедру территориально-административной единицы была предложена кандидатура столичного протоиерея Павла Кульбуша. Кандидата поддержал и патриарх Тихон. Принявший монашеский постриг под именем Платона, Кульбуш был возведен в епископский сан в последний день 1917 года.

Церемония возведения состоялась в ревельском Александро-Невском соборе, Однако резиденцией епископа была учреждена в Юрьеве. Что, спустя год с небольшим, стало для Платона роковым: 22 декабря 1918 года город был занят красноармейцами, официально пришедшими на помощь Эстляндской трудовой коммуне.

Созданное эстонскими большевиками в Нарве коммуна отличалось особым богоборчеством даже на фоне прочих «красных» правительств. И хотя под основным ударом воинствующих атеистов оказались лютеранские приходы Тарту, Платон не смог оставаться безучастным – он выступил с осуждением действий властей.

Мученик революции

Ответная реакция не заставила себя долго ждать: января епископ Платон был арестован. Среди прочего, ему вменялось создание «контрреволюционной организации», в которую, помимо православных, вошли лютеранские, католические и иудейские «служители культа».

Вместе с другими взятыми под стражу «бывшими» Платон был помещен в помещения обращенной в тюрьму Тартуской кредитной кассы. И хотя некоторых узников «принципиальные» комиссары решили освободить в обмен на крупные денежные суммы, о выпуске под залог епископа они не желали и слышать.

Вместе с двадцатью узниками разных национальностей – эстонцами, немцами, случайно попавшим в облаву банковским служащим евреем – Павел Кульбуш был зверски убит накануне бегства из Тарту большевиков, в ночь с 14 на 15 января. Опознать его труп смогли только по спрятанной на теле священнической панагии…

2 февраля прах епископа Платона был перевезен в Таллинн и помещен под сводами Преображенской церкви. Целую неделю к гробу его приходили прощаться жители столицы. В воскресенье, 9 января, он был захоронен в левом пределе церковного здания.

Символ пути

Уже в день похорон в Преображенской церкви продавались прижизненные фотопортреты Платона и снятой с его лица посмертной маски. Вырученные деньги было решено направить в фонд сооружения памятника погибшему.

Бюст Павла Кульбуша был установлен в церковном дворе десять лет спустя – в феврале 1929 года. Автором его стал прославленный эстонский скульптор Амандус Адамсон. Ему же, изначально, предполагалось заказать и надгробный монумент над могилой Платона. Однако по каким-то причинам идея эта осталась нереализованной.

Автором открытого 18 января 1931 года под сводами Преображенской церкви надгробного памятника епископу Платону стал Леонхард Пруул – преподаватель Государственной художественно-промышленной школы, автор нескольких памятников павшим в Освободительной войне.

К скульпторам «первого эшелона» Пруул не относился. Однако в мастерстве автору саркофага епископу-мученику не откажешь. Как справедливо подчеркивал в газетной заметке архитектор Александр Владовский, ему удалось создать произведение искусства, своими барочными формами гармонирующее со знаменитым барочным алтарем Преображенской церкви.

«На крышке гробницы – вылитое из бронзы архиерейское облачение, – описывали надгробный монумент «Вести дня». – Мантия, митра, палица, посох и терновая ветвь – в знак тернистого пути, пройденного покойным первым епископом Эстонской православной церкви».

Родина и вера

Даже крупнейшая из таллиннских газет, эстонская Waba maa, обыкновенно не слишком-то жаловавшая православие как «религию монархического прошлого», поместила репортаж из-под церковных сводов, снабдив его фотоиллюстрацией.

«Платон был дважды мучеником, – поясняло издание – мученик за веру и за отчизну. Большевики не простили его отвагу как духовного лица. Но еще больше не терпели они патриотизм Платона: в те непростые времена епископ без колебаний признал Эстонскую Республику».

Епископ Платон (Павел Кульбуш) и памятник на его могиле, открытый в Преображенской церкви 18.01.1931.
(c) Собрание Александра Дормидонтова

Последнее, вероятно, сыграло, в посмертной «биографии» Павла Кульбуша роковую роль: в послевоенные годы, говорят, даже раздавались голоса с призывами ликвидировать из церковного сада бюст работы Адамсона.

Этого, по счастью не произошло. Но личность епископа Платона, причисленного в 2000 году к священномученикам и ставшего, таким образом, первым православным святым эстонского происхождения, и по сей день не слишком известна таллиннцам.

Может потому, что двери старинного Преображенского собора на улице Суур-Клоостри бывают открыты только во время богослужения?

Йосеф Кац Газета «Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







1 комментарий к записи “Памятник святому в Таллинне”

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Пожарный расчёт. г.Таллин, Коплиская пожарная станция 1948 год.

Коплиская пожарная станция в Таллине, празднует 110-летие!

Сегодня нашей спасательной команде Копли 110 лет! пожарная станция, созданная для защиты завода Беккера, порта и поселения, в настоящее время ...

Читать дальше...

Неравнодушные таллинцы, и гости из Дании, отметили День Начала строительства города в Саду Датского Короля, Вальдемара Второго-Победителя! В этом году праздник проводится ...

Читать дальше...

Строительство станции в Ласнамяэ. 1929 год.Фото: Эстонский государственный архив

Как радиовышка в Ласнамяэ боролась с фашистской Италией

Строительство станции в Ласнамяэ. 1929 год. Как радиосигнал попадает в наши приемники? Сегодня мы все реже пользуемся FM-частотами, слушая любимую радиостанцию ...

Читать дальше...

Церковь Олевисте

Легенды церкви Олевисте (Святого Олафа), в Таллине

Когда-то башня церкви Олевисте была самой высокой в Европе. Градоправители Ревеля (так до 1919 года назвался Таллин) приказали построить башню-маяк, ...

Читать дальше...

Подземная Башня

Путешествие по этажам «Подземной башни»

«Подземная башня» - литературный дебют Вене Тоомаса - погружает читателя в седую старину и недалекое прошлое Таллинна, позволяя увидеть город ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня Северо-Западной армии в таллинском районе Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Открытие часовни на братской могиле воинов СЗА в 1936 году. Современная колоризация исторического фото.

«Это — не забытые могилы»: некрополь Северо-Западной армии на кладбище в Копли

Часовня-памятник воинам северо-западникам, восстановление которой началось в Копли на позапрошлой неделе – часть утраченного мемориального ансамбля, формировавшегося на протяжение полутора ...

Читать дальше...

Брошюра, рекламирующая свечи производства Flora. 1960-е годы.

Свет живой и неизменный: свечные истории Таллинна

Название, которое носит начинающийся месяц в эстонском народном календаре, позволяет взглянуть на дальнее и недалекое прошлое Таллинна в дрожащем свете ...

Читать дальше...

В зале Таллиннской городской электростанции. 1938 год.

«Особенно дорого электричество в Таллинне, Нарве и Нымме...»

Вынесенная в заголовок фраза вовсе не позаимствована из современных СМИ: неприятные сюрпризы ежемесячный счет за свет приносил, случалось, и в ...

Читать дальше...

Общежитие на Акадеэмиа теэ, 7 – первый многоэтажный жилой дом Мустамяэ в начале шестидесятых годов.

«Дом с негаснущими окнами»: самый первый в Таллинском Мустамяэ

Современная история Мустамяэ началась ровно шестьдесят лет тому назад: в январе 1962 года в первый многоэтажный дом нынешней части города ...

Читать дальше...

Узнаваемая панорама таллиннских крыш на заставке номера газеты «Waba Maa» от 24.12.1930.

Поздравления с первой полосы: праздничный наряд газетных номеров

Для того, чтобы узнать о приближении зимних праздников, жителю былого Таллинна не было нужды заглядывать в календарь: вполне хватало бросить ...

Читать дальше...

«Нам, Каурый, за ними все равно не угнаться, так хоть отставать не станем»:
прежние и современные методы уборки снега на карикатуре Э.Вальтера. 
Газета «Õhtuleht», 1951 год.

От лопат до стальных «лап»: арсенал таллиннских снегоборцев

Уборка таллиннских улиц от снега и наледи – как вручную, так и с помощью разного рода специальных приспособлений и машин ...

Читать дальше...

Таким видел застройку площади Вабадузе между Пярнуским шоссе и улицей Роозикрантси архитектор Бертель Лильеквист. Рисунок из хельсинской газеты Huvudstadtsblatter, 1912 год.

Таллинн, построенный финнами: северный акцент портрета города

Шестое декабря – День независимости Финляндии – самая подходящая дата вспомнить о вкладе северных соседей в архитектурный облик Таллинна. Не много ...

Читать дальше...

В руках деревянного воина, как и прежде, – меч и копье, под ногами – полевой цветок.
Фото: Йосеф Кац

Кривой меч и копье с вымпелом: амуниция для деревянного воина

Один из шедевров прикладной скульптуры эпохи барокко и герой сразу нескольких современных гидовских баек вновь предстал перед горожанами практически в ...

Читать дальше...

Подводная лодка «М-200» (у пирса) и однотипная с ней «М-201» после перевода на Балтику. 1945 год.

«Курск» Балтийского флота: жертвы и герои подлодки «Месть»

Шестьдесят пять лет тому назад у самых берегов Эстонии разыгралась трагедия, соизмеримая по драматизму с гибелью российской подводной лодки «Курск». Увидав ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Между прочим…
Средневековый Таллин жил торговлей солью. Лодочники перевозили ее с кораблей к причалу, грузчики перегружали ее, весовщики взвешивали и определяли качество, купцы и лавочники продавали оптом и в розницу, возчики везли ее дальше - в провинцию и в соседние земли. Позднее город перешел на торговлю хлопком-сырцом.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!