А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
В 1918 году Эстония обрела независимость. Однако война на несколько лет задержала решение вопросов ее государственности. В 1923 году в Эстонской Республике проводился гербовый конкурс, который не дал результатов. Тогда Государственная Дума в июне 1925 года утвердила исторически сложившийся герб с изображением трех леопардов синего цвета без корон, с красными языками и серебряными глазами, расположенных на золотом фоне щита. Отсутствие корон на головах леопардов вполне объяснимо. Корона - один из символов монархии, Эстония же стала республикой. Прецедент снятия корон к тому времени уже был. Его создало в 1917 году Временное правительство России. Оно в качестве герба оставило двуглавого орла, освободив его от всех имперских атрибутов - корон, скипетра и державы. Вместе с тем сохранения орла - сердцевины герба - выражало историческую преемственность с гербом Российского государства.
Хроники Таллина
Говорят так:
Таллинн - всегда был и остается одним из старейших ганзейских городов, справедливо величая себя одним из «прекрасно сохранившихся средневековых европейских городов», прекрасно сочетая средневековые церкви и дома в готическом стиле с современной инфраструктурой.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1311 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

29 сентября /10 октября/ 1710 года, на мызе Харку, представители ревельского магистрата и эстляндского рыцарства подписали акт о капитуляции, предложенный Петром I. В день двухвекового юбилея этого события, ровно 90 лет назад, на нынешний площади Свободы появился первый и единственный в Эстонии памятник русскому монарху…

Первый камень

Допетровская Русь не знала монументов. Памятное событие стремились увековечить строительством храма – вспомним, хотя бы Покровский собор на Красной площади. Первые триумфальные арки и колонны прославляли победы петровской армии. Неудивительно, что и первый “персональный” памятник был, воздвигнут в России в честь царя-реформатора. Им стал знаменитый “Медный всадник”, торжественно открытый 7 августа 1782 года. Творение французских скульпторов Этьена-Мориса Фальконе и его ученицы Мари Анн Колло бесспорно стало не только одним из символов Петербурга, но и шедевром мирового монументального искусства.

Конец 18 века был ознаменован воздвижением монументов по всей территории огромной страны – от столичных пригородов, до далёкого Беломорья, где на родине Ломоносова был установлен памятный знак. А на берегах Невы вскоре появляется ещё один памятник основателю столицы — Павел I извлекает из запасников конную статую, созданную ещё при жизни Петра, и устанавливает собственного “Медного всадника” перед воротами Михайловского замка…

Вскоре о монументе императору заговорили и в Таллинне. Приближался столетний юбилей покорения Прибалтийских губерний и включения их в состав империи. Скромные домики, в которых Пётр останавливался при посещении Таллинна, Нарвы и Хаапсалу, никак не могли считаться достойными памятниками этого грандиозного события. Даже Кадриоргский дворец, кстати сказать, порядком обветшавший к тому времени, казался властям слишком скромным напоминанием о деяниях великого царя.

Но всё же именно Кадриорг показался таллиннскому магистрату наиболее подходящим местом для памятника Петру: вроде как царская резиденция, но достаточно далёкая от центра – ровно настолько, что бы монумент лишний раз не мозолил глаза достопочтенным господам-ратманам…

В 1810 году первый камень будущего монумента был торжественно заложен. Дело, впрочем, на том и застопорилось. Очень уж не хотелось магистрату ставить памятник русскому царю-завоевателю, да ещё и за собственный счёт. А тут ещё разразилась война с Наполеоном…

Участок, некогда выделенный под памятник, постепенно зарастал травой, и лишь покосившаяся ограда напоминала о былых проектах. К середине века исчезла и она.

На Cенном рынке

В преддверии двухсотлетнего юбилея обретения Россией выхода к Балтике, Николай II лично распорядился возвести памятники своему знаменитому предку в губернских городах побережья. Воли царя воспротивиться не посмели, да и времена были не те, что сто лет назад: магистраты Риги, Таллинна и Выборга были заменены городскими думами, где главное слово принадлежало не потомкам гордых рыцарей и ганзейских купцов, а молодой буржуазии – русской и местной.

Комиссия по установке памятника в Таллинне начала свою работу в 1908 году. Основных проблем, стоящих перед её членами было две: финансовая и эстетическая. С первой разобрались довольно просто – по всей России был объявлен сбор пожертвований, которые вкупе с 25 тысячами рублей, выделенных из городской казны и составили необходимую сумму. Со второй же проблемой дела обстояли куда как сложнее – ведь к чисто эстетическим соображениям оказались примешенными и национальные, и политические.

Прежде всего, для памятника нужно было отыскать место. Требование установить его на главной площади города отнюдь не вызывало восторга у таллиннских немцев. Но и на прямую противиться царской воле было боязно…Городские власти приказали выстроить модель, соответствующую общим размерам будущего монумента. Передвигая фанерный макет то к ратушной аптеке, то к самой ратуше отцы города понимали, что Петру будет здесь тесновато. Ещё более нелепо смотрелся муляж среди домов Вана-Турга. Дворцовая площадь на Тоомпеа может и создала бы достойную оправу памятнику императору своим “петербургским” видом, но уже с десяток лет её южная часть была снесена, а посередине высился собор Александра Невского. Робкие голоса в пользу Кадриорга никто в этот раз всерьез не принимал – место из всех сил старались отыскать в центре города.

Компромисс был найден перед бывшими Харьюскими воротами – на Сенном рынке. Простора здесь и впрямь было побольше, чем на средневековых перекрёстках внутри крепостных стен. Только вот соседями бронзовому императору была лишь одинокая Яановская церковь да будка общественной уборной.

Городская дума не пожалела средств на благоустройство окрестностей: торговцев сеном и дровами согнали к нынешней площади Виру. Замостить бывший рынок, правда, в срок не успели, зато четыре электрических фонаря разливали по площади вполне столичный блеск. Ну и конечно, не позабыли о самом главном – неказистый Хейнатург отныне нарекался Петровской площадью

Триумф победителя

Вид будущего монумента должен был определить закрытый конкурс. Шесть скульпторов боролись за право установить свое творение на пустыре перед Яани кирик. Среди их имён, между прочим, были два известных и поныне – А.Вейценберг и А.Адамсон (последний, кстати, всего за несколько лет до этого украсил Таллинн самым знаменитым памятником – “Русалкой”).

Николай II работы будущих классиков эстонской скульптуры не оценил. Он повелел передать заказ “благонадежному” во всех отношениях скульптору Леопольду Бернштамму – остзейцу из Риги, вот уже четверть века проживавшему в Париже.

Леопольд Бернард, или как его называли в России, Леопольд Адольфович, Бернштамм был известен своим работами на петровскую тему давно. Злые языки поговаривали о “фотографичности” его работ и об отсутствии в них индивидуальности, характера, души, если угодно. Но Николай, вероятно, не желал вдаваться в психологические подробности. Именно у Бернштамма он заказал два памятника для столичной Адмиралтейской набережной – “Царь-плотник” и “Спасение Петром тонущих рыбаков”. Вслед за ними последовал заказ на памятник Петру для Выборга. Во многих чертах он оказался схож с памятниками, намеченными для Таллинна и Риги. Рижане, правда,сочли работу бывшего земляка чересчур “провинциальной” и в подражание столице установили у себя конную статую.

Закладка памятника во всех трёх губернских городах была приручена к 27 сентября 1909 года – годовщине Полтавской битвы, открывшей путь на Балтику. А спустя полгода приступили к сооружению самого монумента.

Прежде всего, в Таллинн доставили постамент – глыбу финского гранита выстой почти в два человеческих роста. Вначале 50ти тонная громадина плыла из Финляндии по морю, потом её добрых три недели тащили на катках по таллиннским улицам. Вслед за ней в таллиннский порт прибыл бронзовый император собственной персоной – статую Петра отливали в Париже, под личным наблюдением Бернштамма. После торжественного открытия монумента в Выборге, скульптор поспешил в Таллинн. По его приезду приступили к окончательному монтажу.

29 сентября, в двухсотлетний юбилей капитуляции города, с памятника упало белое покрывало. Глазам приглашённых гостей и бесчисленных зевак открылся Пётр, застывший в несколько театральной позе с подзорной трубой в руке. Взгляд Петра был обращён к Старому городу, а гранитный постамент навевал на ассоциации с морским утёсом. Двуглавый орёл, разместившийся у его основания, недвусмысленно закреплял право петровских наследников на эти приморские края…

Изгнание

Навряд ли кто-нибудь из собравшихся в тот сентябрьский день на вновь нареченной Петровской площади мог предположить, что бронзовому Петру не суждено простоять здесь и четверти века. Как, впрочем, и его собратьям, открытым под звуки фанфар в соседних городах.

…Самым неудачливым оказался Пётр рижский. В разгар Первой Мировой его решили эвакуировать от надвигающихся немцев вглубь страны, но транспорт, на борту которого находился памятник наскочил на мину и пошёл на дно Балтики.

Вскоре грянула революция – время для памятников не самое благоприятное. Уже в 1918ом финские солдаты сбросили с постамента бернштаммовского Петра в Выборге, а год спустя новые хозяева Петрограда заклеймили скульптуры Адмиралтейской набережной “антихудожественными” — “Царь-плотник” вместе с “Тонущими рыбаками” отправились в переплавку.

На фоне этих бурных событий таллиннский памятник оказался в относительном спокойствии. Разве что дребезжащая конка перестала огибать его постамент, а чугунные фонари не вспыхивали больше электрическим светом…Правда, ещё в феврале семнадцатого с гранитного постамента слетел двуглавый орёл, да на том революционный угар и иссяк.

Но не послереволюционная разруха таила в себе опасность для бронзового царя. Губернский город Ревель стал столичным городом Таллинном. Реалии и ценности имперского захолустья оказались не к лицу молодой республике. Эстонское государство нуждалась в новых символах, и спешило создавать их.

Составленный в 1922 году генплан Таллинна готовил для бывшей Петровской площади особую роль. Ей предстояло стать лицом и центром всей страны– площадью Свободы. Фигура иноземного правителя выглядела тут, мягко говоря, нелепо. Да и больно уж тенденциозными стали видеться деяния царя-реформатора в новом свете. Ведь результатом Северной войны оказалось не только хрестоматийное “окно в Европу”, но и закрытие сети сельских школ, и разрушение Тарту, и резня эстонских крестьян …

Ночь на 1 мая 1922 года стала последней для памятника Петру. Опальный император был снят с постамента и вывезен в Кадриорг. Пятитонную скульптуру вместе с доставившей её телегой загнали за домик Петра и…забыли.

По одной из версий, статую намеревались передать какому-нибудь музею, но ни Провинциальный (предшественник нынешнего Исторического), ни тем более Эстонский музей Петром не заинтересовались. В народе говаривали, будто царя переплавят в памятные медали или попросту расшлёпают на монеты, а то и вовсе перельют в новый памятник – вот только неизвестно кому именно: христианину Мартину Лютеру или язычнику Калевипоэгу? Реальность, однако, распорядилась прозаичнее: проржавев без надзора три года, скульптура была пущена на переплавку. Правда, часть монумента удалось спасти – бюст царя был предварительно отрезан и сдан в экспозицию кадриоргского домика Петра.

Под крышей скромной резиденции своего знаменитого прототипа бюст простоял с десяток лет. В 1935 году то, что осталось от монумента с Петровской площади, поместили на низкий каменный постамент и установили неподалёку от домика-музея. Любопытно. Что причиной к этому послужил визит в Таллинн потомка одного из главных петровских внешнеполитических противников – шведского короля. Эстонская пресса не замедлила использовать это обстоятельство для серии едких карикатур.

Правда, обрести покой петровскому бюсту было не суждено. Не прошло и двух лет, как в Кадриорге началась большое строительство. Вековой парк перепланировали и реконструировали, а на его южном краю стали возводить здание президентского дворца. К 1938 оно было готово, и злополучный Пётр вновь оказался в нежелательном соседстве с властью. Да и в новый архитектурно-парковый ансамбль “обрезок” некогда величественного монумента не вписывался. Бюст перенесли на склон холма неподалёку от старого, барочного, дворца, что был выстроен Микетти и Земцовым для самого царя…

Оттуда он и отправился в небытие – в область воспоминаний и легенд. Никто даже толком не скажет, где затерялись следы бронзового Петра. Со своего последнего постамента он исчез во время нацистской оккупации. Первый послевоенный путеводитель на русском языке ещё приводит фотографию петровского бюста и сообщает лишь о том, что он похищен. Быть может, в том неясном 1947ом ещё был шанс спасти памятник? Однако, согласно официальной, версии Пётр попал в переплавку ещё в военное лихолетье. Кто знает…

“Двоюродный братец” таллиннского Петра вернулся на своё место в Выборге. Монумент Свободы возносится на месте конной статуи в Риге. По таллиннской площади Вабадусе движется лента машин и общественного транспорта. О памятнике не напоминает ничто. Только пожелтевшие открытки да ставшие уделом антикваров тарелки, раздаренные при открытии официальным гостям. Несколько чёрно-белых кадров и – как не парадоксально! – чуть больше цветных. Правда, на них виден не подлинный монумент, а лишь бутафорская копия, воссозданная киношниками в 1986 году для съёмок фильма о Викторе Кингисеппе. Впрочем, те времена кажутся нынче не менее давними, чем ветреное осеннее утро ровно девяносто лет назад…


Йосеф Кац
/ Опубликовано в телепрограмме “Семь” 29 сентября 2000 года

Публикуется на страницах нашего сайта, с любезного согласия автора.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд

Отправляясь в Африку или Америку, ты можешь оставаться в Европейском Союзе!

Вот несколько малоизвестных географических фактов, которые несомненно повышают значимость жителей Европейского Союза, а значит и жителей Эстонии. Территория Европейского Союза имеет ...

Читать дальше...

Увенчанный золоченой короной крендель еще лет двадцать тому назад был неотъемлемым элементом уличного пейзажа Старого Таллинна.

Башни, правители, кренделя: короны города Таллинна

Отыскать главный символ королевского статуса – корону – в городской среде столицы современной Эстонской Республики не составит для знатока большого ...

Читать дальше...

Сальме Тоомвяли в кабине паровоза.
Фото из газеты Rahva Hääl, март 1941 года.

Муза железных дорог: первая женщина-машинист Сальме Тоомвяли

Сальме Тоомвяли – первая в истории железных дорог Эстонии женщина-машинист – заняла свой рабочий пост в кабине паровоза ровно восемьдесят ...

Читать дальше...

Таким представлялся вид сверху на новый корпус нынешнего Городского театра
во дворах девятого квартала архитектору Калле Рыымусу в 1987 году.

От «Интернационального клуба» до «Сцены в преисподней»

Двор здания Таллиннского городского театра стоит на пороге больших перемен, ожидание которых оказалось растянутым чуть ли не на три с ...

Читать дальше...

Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Башня Кик-ин-де-Кек ("Загляни в кухню") называется так, потому что высота ее 45,5 метров, и раньше из ее бойниц можно было подсмотреть, что у кого на обед.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!