А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет. Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От ворот Виру остались только башенки.
Говорят так:
Церковь Св. Олафа, построенная в XIII веке и перестроенная в XV веке. Свое название она получила по имени строившего ее архитектора, упавшего с ее башни. По легенде, когда его тело коснулось земли, из его рта выползла змея. По другой легенде, церковь Оливисте, получила название не по имени архитектора, а по мастера, согласившегося покрасить плохо доступный для маляров шпиль прихода. Олев был скромен, и не желал известности, поэтому, работал по ночам. Но однажды его увидели и узнали. С земли, закричали его имя. Мастер разволновался и слетел с высоты вниз. На само же деле, церковь названа так в честь одного из королей Швеции.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1306 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Говорят, что после неудачи с возведением вавилонской башни её разноязыкие строители разбрелись по свету, унося в подоле фартука память о грандиозном замысле – несколько кирпичей. Так ли оно было на самом деле сказать трудно, однако страсть к возведению высотных сооружений не покидала человека никогда. Достаточно взглянуть на силуэт Таллинна с Пиритаского берега и подивиться полёту среденвековых шпилей. Или перевести взор чуть левее – туда, где 1 февраля этого года распахнутся двери самого высокого жилого здания в Прибалтике

Над черепичным морем

Узнать на старинной гравюре Париж, Лондон или Берлин иной раз бывает не так–то легко. С Таллинном, однако, дело обстоит проще. Величественный шпиль Олевисте парит над городскими крышами без малого шесть веков – почтенный возраст для “визитной карточки”!

Сто двадцать четыре с лишним метра отделяют верхушку церковного креста от земли. Высота солидная и для нас с вами. А уж в средние века она казалась и просто сказочной. Не мудрено, что легендарного строителя Олева подозревали в сделке с нечистой силой! Особенно, если учесть, что до пожаров 17 и 19 века шпиль был выше примерно на четверть. Среди европейских соборов эпохи готики таллиннская Олевисте занимала одно из первых мест и даже если и не была самой высокой, то в числе первых трёх значилась.

Христианским добродетелям не желал уступать и бог войны Марс. Название башен тоомпеаского замка и нижегородских укреплений говорят сами за себя: Длинный Герман и Киек-ин-дие-Кёк. С вержнего яруса последний и вправду можно было заглянуть – если и не в кухню, то в трубу любого горожанина. Ведь типичный дом средневекового бюргера явно проигрывал в высоте тридцатисемиметровой башни. Это соотношение сохранилось долгие годы – даже в годы Эстонской республики средняя высота домов Старого города составляла два с половиной этажа…

Банкиры и купцы

Пережив после Северной войны почти вековой период упадка, Таллинн вновь стал богатеть к середине девятнадцатого столетия. Правда, до поры до времени нового в городе строили мало – удовлетворялись переделками наследия средневековья для сиюминутных нужд.

Однако молодая буржуазия не желала ютиться в домах своих ганзейских предшественников. Ей хотелось не только добиться комфорта, но и удивить сограждан доселе невиданным размахом.

Первенцом новой моды стал дом Комерческого банка по улице Вене 9, выстроенный в 1874 году. Четырехэтажный красавец, перегруженный украшениями на манер кремового торта, нарушил вековой масштаб таллинской среды. Первые этажи здания заняли служебные помещения, а из окон квартир банковских служащих открывался вид чуть ли не на весь город – конкурентов у Коммерческого банка не было.

Впрочем, вскоре они появились – не столько в сфере коммерции, сколько в области многоэтажности. Спустя пять лет в конце улицы Пикк возникает ещё один четырёхэтажный дом, а в 1881 году на месте нескольких средневковых жилищ на перекрестке Вене и Виру строит доходный дом русский купец Василий Демин. Тот самый, по которому нынешний центр “Демини” получит своё название.

Рубеж в четыре этажа продержался почти треть века. Только в 1912 мастер финского модерна Элиель Сааринен побил его, возведя напротив нынешнего театра Драмы пятиэтажное здание с импозантной парадной лестницей. Сааринен, между прочим намеревался застроить подобными “пятиэтажками” новые районы. Но сделаться “пятиэтажным городом”, наподобие соседних Хельсинки или Риги, Таллину не успел – начвшаяся вскоре Мировая война положила конец градостроительным планам финского зодчего.

“Вавилонская башня” на Олаевской горке

“Гордый Олев! – восклицала в начале двадцатых годов таллиннская пресса: — спустя четверть века тебя, пожалуй, будет не разглядеть среди небоскрёбов!”

Опасения журналистов и впрямь казались не напрасными: многие улицы Старого города перегородили строительные леса. Казалось, что город решил в раз наверстать упущенное за годы войны и послереволюционного безвременья.

Всего пять лет минуло с тех пор, как Таллинн стал столицей независимого государства, а предприимчивые домовладельцы уже спешили внести в его пейзаж элименты столичной архитектуры. Доходные дома росли то тут, то там: купец Егоров возводит здание на Ратушной площади, дом Гнадеберга удивляет таллиннцев своей трёхъярусной “парижской” мансардой в начале улицы Суур-Каарья, а на другом её конце архитектор А. Перна устанавливает новый рекорд по высоте – шесть этажей. Помимо внушительных размеров, дом на Суур-Каарья 18 выделялся “античным” фронтоном, щедро заполненным монументальнымпи скульптурами. Впрочем, взирать на таллиннцев со своего шестиэтажного Олимпа взглядом победителя им пришлось не долго – в том же году ещё два “небоскрёба” строятся на улице Пикк – под номерами 36 и 40. Первому из них, выстроенному предпринимателем Самуэличем, таллиннцы отдают пальму первенства в споре о высоте. Народная молва окрещивает шестиэтажный дом “вавилонской башней” и отсылает сомневающихся к обратной стороне великана – на улицу Олевимяги. Оттуда, из-за естественного уклона улицы, дом Самуэлича и впрямь кажется готовым составить конкуренцию Олевистскому шпилю!

Впрочем, гордские архитекторы вовсе не разделяли вострогов по поводу новостроек. Принять закон, ограничивающий высоту зданий в Старом городе тремя этажами, им не удалось, но строительство “многоэтажек” в черте крепостных стен всё же поутихло.

Новые символы

“Эстонская энциклопедия” 1934 года называет небоскрёбом любое здание выше пятидесяти этажей. По сравнению с мнением редакционной коллегии, запросы простых таллиннцев были куда как скромнее. Дому, по Пярнускому шоссе, в котором ныне находится магазин “Детский мир”, вполне хватило семи этажей, что бы заслужить прозвище “первого эстонского небоскрёба”.

Но “первый” отнюдь не означало “единственный”. На год раньше площадь Свободы уже обзавелась семиэтажным зданием нынешней горуправы. Спуся ещё две зимы поднялись стены гостиницы “Палас” и современного казино “Метрополь” — в те годы, кстати, оно носило более оригинальное название “Kultas” и считалось одним из самых стильных кафе во всей Прибалтике.

Новоиспечёнными “небоскрёбам” не было больше нужды рядиться в исторические декорации, как предшественникам по ту стророну городских укреплений. Модный в те времена стиль функционализма как нельзя лучше подчёркивал желание Эстонской республики создавть не город–музей, а современную столицу молодого государства.

Как и заокеанские собратья, таллиннские “многоэтажки” были многофункциональны. Первый этаж занимали магазины или кафе, следом шли офисы и бюро, а верхние этажи отводились под фешенебельное жильё. Между прочим, многокомнатные квартиры имелись даже в помещении нынешней мэрии.

В 1936 на углу Вяйке-Каарья и Пярнуского шоссе встал самый высокий из довоенных “небоскрёбов”. Превысить рубежа в семь этажей архитектору Э.Захариусу не удалось, зато он увенцал свой дом небольшой башенкой с часами, отсчитывающими время новой таллиннской архитектуры. По обеим сторонам циферблата развивались флаги компании-заказчика. Часы давно исчезли, а два поржавевших флагштока и по сей день высятся над суетливым перекрёстком…

К звёздам

Французский садовник Жозеф Монье, догадавшийся укрепить кадки для деревьев с помощью залитой в бетон металлической сетки, не мог себе и представить, что совершил переворот в развитии архитектуры. И если поначалу железобетон использовали преимущественно для промышленных зданий, то к началу двадцатого столетия триумфальное шествие нового материала захлестнуло парадные улицы городов Европы и Америки.

Именно железобетону досталось роль самого активного преобразователя таллиннского силуэта. Многочисленные райкомы и дома Советов, увенчанные шпилем с пятиконечной звездой, так и остались на бумаге. Жилой дом завода “Двигатель” на развилке Тартуского шоссе ещё успели увенчать характерной башенкой, но соседние дома пришлось достраивать по упрощённому проекту.

Однако вознесенный над шестиэтажным жилым блоком двадцатиметровый шпиль остался вне конкуренции доброе десятилетие. Мустамяэские девятиэтажки, а тем более пятиэтажки не могли составить ему конкуренции. Даже здание ЦК партии поднявшееся в 1968 году на 11 этажей, проигрывало провинциальной “высотке”.

А в архитектурных бюро уже вовсю разрабатывались проекты новой застройки городского центра. Монолиты стеклянных паралеллепипидов вставали вокруг Старого города на проектах Марта Порта и Малле Меллаку. Их коллеги были ещё более радикальными – Паулю Хярмсону, например, грезилось современное здание горисполкома прямо…за ратушей!

Для начала на площади Виру возвели одноимённую гостиницу – 23 этажа, семь десятков метров, год постройки –1972ой. Оригинально, современно, практично. Даже почти загранично – проект был местный, но сторительство доверили двум финским фирмам. Только вот привкус горечи всё же остался – слишком уж близко от средневековых шпилей встал новоявленный небоскрёб. Говорят, увидав его, Роллан Быков тихо заметил: “а Старый Таллинн стал меньше…”

Спустя восемь лет в таллинское небо поднялся ещё один гигант – гостиница “Олимпия”. Тридцатиодноэтажная башня выигрывала у предшественника не только оригинальной ступенчатостью силуэта, но и местоположением. Ведь улица Лийвалая и в бытность свою Кингисеппа проходила фактически по границе городского центра.

Строительством “Олимпии” возведение советских небоскрёбов прекратилось. Здания, восьмидесятых напротив стремились прижаться к земле – вспомните почтамт, нынешний центр “Сакала” и конечно же горхолл. Разве что крыша Национальной Библиотеки плавно вошла в городской силуэт, но непривычный взгляд и не сразу догадается, что серая пирамида на горизонте – дело человеческих рук.


Назло старцу из Юлемисте

Даже самые горячие головы шестидесятых не могли себе представить, что высотные здания возведённые в Таллинне на закате двадцатого века окажутся бастионами того самого капитализма, крах которго виделся не за горами.

Первым высотным зданием девяностых должен был стать отель у перекрёстка Пальдиского шоссе с Тоомпуйстее. Выкопали даже котлован – как оказалось, на радость мальчишкам с Кассисаба: о лучшем места для плавания на плотах те и не мечтали! Дело, конечно, не в них, а в инспекции по охране памятников старины – после долгих споров, удалось придти к мнению, что возведение многоэтажного корпуса у подножья Тоомпеаского замка повторит ошибку с “Виру” в многократном размере.

Роль “острова небоскрёбов” досталась давнешней “Луковой деревне” – именно так в переводе звучит традиционное название района между Каубамая и Тартуским шоссе. Над строющимся сити уже застыли высотные доминанты – девяностометровый кристалл Юхисбанка и красная башенка отеля Радиссон САС, взметнувшаяся ни много, ни мало на 103 с лишком метра. Обогатили они силуэт Таллина или нарушили его – споры не утихают и по сей день. По крайней мере, более старший – ровно на год! – банковский небоскрёб уже получил прозвище — и не одно. Мне, по крайней мере, приходилось слышать насмешливое “стамеска” и завистливое “осколок счастья”. Названия, быть может и не самые лестные, но рекорд в высоте установлен. Остаётся только гадать, как долго он продержится. Ведь не зря, уверяют “знающие люди”, оба небоскрёба имеют ступенчатую часть со стороны въезда в город – вроде как не до конца выстроенную. Архитекторы попросту намекают старцу из Юлемисте: это – не предел…

Как знать. Во всяком случае, бетону и стеклу так и не удалось пока сравнятся с медью церковных флюгеров. Олевисте и Нигулисте ждут очередных претендентов на самое высокое здание Таллинна. Всё только начинается…

Йосеф Кац

Публикуется на страницах нашего сайта, с любезного согласия автора.
При перепечатке, ссылка на http://tallinn.cold-time.com обязательна!











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

Сцена из второго акта современной постановки «Верной Аргении». 2011 год.

«Верная Аргения» в зале Большой гильдии

Триста сорок лет тому назад – в ноябре 1680 года – таллиннцы впервые познакомились с оперным искусством. Событие, вне сомнения, примечательное, ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
В Таллинне на участке бывшего так называемого Королевского сада стоят две своеобразные башни. Одну из них в разные времена называли то Маршталлтурме, то Конюшенной, то Юнкерской камерой. В XVII столетии ее ярусы использовались как тюремные камеры. Материалы и протоколы архивов Таллиннского магистрата свидетельствуют, что в 1626 году «за романтические похождения» консисторией был осужден фон Гертен, сын городского головы. Его заключили в Юнкерскую камеру. Вот там-то заключенный и натерпелся страха: привидения, обитавшие в башне, просто измывались над ним. Для облегчения положения фон Гертена его слуге разрешили ночевать в башне, но и тому было не по себе от проделок призраков, а мать, навестив сына, увидела такое, что от ужаса лишилась чувств.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!