Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Если идти по улице Пикк в направлении Морских ворот, по правой стороне встретится здание эпохи Возрождения с роскошным порталом. Портал, созданный около 1597 года архитектором и скульптором Арентом Пассером, служит наиболее ярким украшением фасада здания. На фризе здания (между I и II этажами) можно увидеть гербы крупнейших ганзейских городов: Лондона, Брюгге, Новгорода и Бергена, а на щипце, под самой крышей — два аллегорических рельефа: Справедливость и Мир. Интересно, что при реконструкции этого дома впервые произошло разделение труда — фасад перестраивал мастер Луттиг по чертежам Арента Пассера, первого архитектора в истории Таллинна
Именно за этим благородным фасадом на Пикк, 26, и размещалось Братство черноголовых. Организация эта возникла в Таллинне в 1399 году и является исключительно прибалтийским явлением; позднее открылись такие же общества в Тарту, Нарве, Риге, а в XVII веке Братство черноголовых появилось в Германии — в Висмаре.
Черноголовые участвовали во всех городских праздничных шествиях, активно участвовали в обороне города, а также им вменялось в обязанность встречать почетных гостей Таллинна и сопровождать их. В ополчении города черноголовые составляли хорошо организованный конный отряд со своим знаменем, а в начале XVI века получили право на ношение лат и шлема (правда, к концу XVI столетия латы стали почти бесполезны, так как появилось огнестрельное оружие). Служба в коннице длилась до пятидесятилетнего возраста. На всех эмблемах Черноголовых можно увидеть изображение головы святого Маврикия — покровителя Братства.
В Братство черноголовых входили юридически несамостоятельные купцы, те, что не могли стать членами Большой гильдии — безземельные или неженатые, а также купцы-иноземцы. В средневековом Таллинне владение домом в городе являлось непременным условием гражданства. Дома веками находились в одних руках-потеря дома означала потерю почти всех прав. Организация была строго сословной — ни один ремесленник (даже очень богатый) не имел права вступить в ее ряды. Черноголовые имели право на свободный доступ в здание Большой гильдии, а «старшая скамья» черноголовых даже была обязана посещать собрания купцов для самообразования, «дабы не посрамить честь города и купечества», находясь вдали от родных краев.
В отличие от Большой гильдии, собрания черноголовых проходили ежедневно — чтобы братья могли «отдохнуть от трудов праведных». Собравшись, члены Братства неспешно, под переходящую по кругу чашу, прозванную «козьей ногой», обсуждали текущие дела и насущные проблемы своего круга. Известно, что черноголовые опекали Доминиканский монастырь, отправляя монахам крупу, горох, мясо, дорогую рыбу, а также воск и утварь для церкви святой Екатерины. У Братства существовал свой устав, нарушение которого каралось денежным штрафом, но зачастую деньги заменял недешевый во все времена воск.
После того как все вопросы были обсуждены, устраивались пиры и танцы. На этих пирах происходил прием в Братство: кандидат должен был быть «достойным» и посетить минимум два ежегодных праздника (исключение сделали для Петра I, посетившего Таллинн в 1711 году). После того как имя новичка вносилось в книгу Братства, присутствующие пили здравную из «козьей ноги», на чем и оканчивалась официальная часть. На пирах было два распорядителя, в обязанности которых входило, помимо обеспечения праздника пивом и закусками, выбирать и подводить к дамам кавалеров во время танца.
В XVI веке Братство черноголовых возглавляло самый красочный городской праздник — «Майский граф», символизировавший приход весны. Веселье длилось неделю: в понедельник устраивался пир, а во вторник 70 человек братства отправлялись за город, где они состязались в скачках, фехтовании и стрельбе из лука. Победитель выбирал любую из понравившихся ему девушек в «Майские графини», после чего оба они с почестями возвращались в Таллинн. В этот день, по заведенной традиции, «Майский граф» имел право освободить одного заключенного, которого он мог встретить по пути к зданию Большой гильдии.
Но не из одних только веселых пирушек состояла жизнь Братства черноголовых, были в ней и трагические дни. 11 сентября 1560 года в ходе Ливонской войны произошла битва между русскими всадниками и отрядом черноголовых, закончившаяся для Братства трагически. В музее-башне Kiek-in-de-Kook сейчас находится эпитафия, посвященная павшим защитникам города. Воины изображены в коленопреклоненных позах, благоговейно взирающие на распятие, а на заднем плане эпитафии можно увидеть самое старое (из всех сохранившихся) изображение Больших Морских ворот Таллинна.
За просшедшие столетия город сильно изменил свое лицо: исчезли многие здания старого города, на их месте выросли новые, к сожалению, не всегда гармонично вписывающиеся в атмосферу старого города. Лишь частично сохранился интерьер дома Братства черноголовых, но он ждет прихода талантливых реставраторов, которые вернут ему прежний исторический облик.
Илья ЧЕРЕНКЕВИЧ.
Фото Александра ПРИСТАЛОВА.
moles.ee
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.