А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Рождение озера Юлемисте: В народе существует предание о рождении озера на Ласнамяги. Однажды батраки поместья Мыйгу распахивали поле. Работали они до позднего вечера, но не приметили в природе никаких странных или необычных предзнаменований. Батраки оставили плуги на ночь в поле, собираясь чуть свет вновь начать трудиться. Глубокой ночью людей разбудил громкий крик, который раздался в поле: "Озеро идет! Озеро идет!". За криком последовал необычайный гул. Затем из глубокой расщелины, которая-де и сейчас темнеет на дне в самой середине озера, потоком хлынула вода вместе с разнообразными рыбами. К утру на месте поля простиралась озерная гладь. Среди местных жителей бытовало поверье, что из озера Харку в Ыйсмяэ глубоко под землей течет в озеро Юлемисте быстрая речка. Оттого и водятся в Юлемисте те же виды рыб, что и в озере Харку. Считается, что рыба переплывает из одного озера в другое по подземной реке. Еще рассказывают, будто со дна Юлемисте подняли недавно несколько плугов. Полагают, что это те самые плуги, которые батраки оставили на барском поле, когда за ночь там появилось новое озеро...
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
В Таллинне на участке бывшего так называемого Королевского сада стоят две своеобразные башни. Одну из них в разные времена называли то Маршталлтурме, то Конюшенной, то Юнкерской камерой. В XVII столетии ее ярусы использовались как тюремные камеры. Материалы и протоколы архивов Таллиннского магистрата свидетельствуют, что в 1626 году «за романтические похождения» консисторией был осужден фон Гертен, сын городского головы. Его заключили в Юнкерскую камеру. Вот там-то заключенный и натерпелся страха: привидения, обитавшие в башне, просто измывались над ним. Для облегчения положения фон Гертена его слуге разрешили ночевать в башне, но и тому было не по себе от проделок призраков, а мать, навестив сына, увидела такое, что от ужаса лишилась чувств.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1291 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

История в Таллинне — в буквальном смысле этих слов — «считывается с фасадов».
На карте мира предшественник нынешнего Таллинна впервые появился в 1154 году; сам город на страницах хроник – в 1219-м.

В документах современное название эстонской столицы впервые зафиксировано в 1536 году, а с 1934-го оно стало единственным, допустимым в официальном делопроизводстве.

Даты эти, безусловно являющиеся ключевыми для истории Таллинна, как не показалось бы это странно, до сих пор отсутствуют в городском пространстве. В отличие от множества других – украшающих собой постройки разных эпох.

фото: Латынь на фасаде католического костела – один из последних примеров датировки таллиннских зданий римскими цифрами.

Первая дата

«Дигитальная» или «цифровая» эпоха – не в нынешнем, «компьютеризированном», а в буквальном смысле этого слова – началась в таллиннской архитектуре, по всей видимости, не позднее первой трети XIV столетия.

Точнее – в 1330 году. Именно тогда, как полагают искусствоведы, были завершены основные работы по сооружению первого здания церкви Олевисте. Дата окончания строительства было решено запечатлеть в скульптурном убранстве храма – едва ли не впервые в местной архитектурной традиции.

Имя мастера, решившего вручить в руки высеченного на замковом камне потолочного свода ангела свиток с высеченными римскими цифрами MCCCXXX, увы, не сохранилось. Чудом сохранился сам созданный им рельеф – его подобрали среди обгорелых руин, в которые обратилась церковь после последнего пожара летом 1823 года.

Творческий почерк этого безвестного скульптора прослеживается еще в нескольких хранящихся ныне в запасниках Таллиннского городского музея образчиках плитняковой пластики раннеготического периода. Однако других датированных с точностью до года, среди них нет.

Быть может, его «хронологическая» инициатива показалась жителям тогдашнего Ревеля пугающе новомодной? Сказать сложно. Но традиция включать в декор зданий даты их постройки возвращается в город лишь через век.

Две системы

1410: четыре цифры, знаменующие год сооружения здания бывшей Большой гильдии красуются над перекрестком улиц Пикк, Пюхавайму, Бёрзи кяйк и Сайаканг вот уже который век подряд.

А ведь и вправду – который? Соблазнительно было бы предположить, что на коньковом камне крыши нынешнего Исторического музея они появились одновременно с тем, как строители сняли с фасада леса: шестьсот лет тому назад.

Окажись эта версия верной, Таллинн мог бы похвастаться едва ли не старейшим образчиком использования арабских цифр для записи календарной даты в архитектуре всей Европы. Англичане, например, воспользовались ей при оформлении церковной колокольни в Сассексе только в 1448 году, немцы – и того позже.

Увы, исследователи давно заметили: шрифт, использованный для обозначения даты на фасаде главной из гильдий средневекового Ревеля, относится к эпохе Ренессанса. То есть появиться на своем нынешнем месте сразу же по окончания строительства она никак не могла: горожане в ту пору пользовались, преимущественно, римскими цифрами.

Они, кстати, тоже задействованы в декоре гильдейского здания – как внешнем, так и внутреннем. На капители одной из колонн в главном зале высечена дата МСССХ, означающая все тот же, уже знакомый нам 1410 год. А дверной молоток, отлитый в 1430 году Мертеном Зейфертом, несет на себе дату МСССХХХ.

Загадка ворот

Доставшаяся в наследство от римской античности система записи дат просуществовала в таллиннской архитектуре вплоть до двадцатых годов ХХ века.

Чтобы убедиться в этом, стоит заглянуть во двор по улице Вене – и вычленить из латинской надписи на фасаде костела буквы MDCCCXLIV и MCMXXIV. Соответственно 1844 и 1924 год: даты постройки и перестройки церкви.

Впрочем, «римская» дата в данном случае – скорее, некая дань уважения латыни, как официальному языку католического богослужения. В архитектуре же светских зданий фиксация дат арабскими цифрами утверждается не позднее последней трети XVI столетия.

Опять-таки, увязать рождение этой традиции с проникновением в искусство Таллинна веяний Ренессанса более чем соблазнительно. Благо, и замечательный образчик налицо: дата «1597», высеченная нидерландским мастером Арендтом Пассером на портале перестроенного им Дома Черноголовых.

Но с фактами не поспоришь: дата «1532», высеченная под городским гербом, красующимся над аркой Больших Морских ворот, дополняет собой композицию, выполненную в стиле поздней готики.

Существует, кстати несколько версий ее прочтения. А некоторые из современных краеведов вполне достоверно доказывают, что две последние цифры в ней были и вовсе подделаны.

Кем, когда и с какой целью была совершена «корректировка истории»? Однозначного ответа нет.

Хозяйская гордость

Любопытная тенденция: если XVI век отмечал в архитектурном декоре даты значительных перестроек здания, то век спустя горожан буквально охватывает «хронологическая горячка» по самым незначительным поводам.

Решил домовладелец, допустим, украсить крышу новомодным барочным флюгером: его основание практически наверняка будет украшено высеченной по камню датой. Или еще менее значительное событие: украшение предпорожья новым резным камнем – дата этой «модернизации» фасада вполне может оказаться высеченной на нем.

А хозяин дома, глядящего окнами на безымянный тогда проход вдоль крепостной стены – нынешнюю улицу Лаборатоориуми, – поступил оригинальнее всех: он украсил его четырьмя коваными цифрами – 1684.

Гордость за постройку или перестройку жилища была, вероятно, столь велика, что он продублировал дату на заднем фасаде, глядящем во двор нынешнего Музея природы на улице Лай.

Кованая подсказка

Медный флажок с датой «1530» был вручен в руки озирающего окрестности с ратушной башни усача-ландскнехта, естественно, еще в XVI веке.

Последующий же за ним семнадцатый оказался для моды помещать порядковый номер года на флюгарки флюгеров поистине «золотым веком»: даты сооружения новых, барочных шпилей, например, вознеслись над колокольнями Нигулисте и церкви Пюхавайму.

Традиция это не прервалась и в следующем, XVIII, столетии, как к флюгерам, так и традиции запечатлевать на фасадах даты в целом не слишком благосклонном. Именно тогда, например, над завершенной звонницей Домского собора появился флюгер с датой «1779».

В данном случае она абсолютно точна. Но в целом к датам, которые можно прочесть на флюгерах, стоит относиться с известной долей скепсиса: слишком уж часто они сообщают не о реальном годе сооружения того или иного здания, а о последней крупной реставрации.

Есть, впрочем, и исключения. Если бы не дата «1947», увековеченная на флюгере дома под номером 27 по улице Лай, его можно было бы принять за памятник средневековой архитектуры, не слишком удачно перестроенном лет сто тому назад.

Однако постройка это – не более чем эффектная стилизация, выстроенная архитекторами Николаем Кузьминым и Александром Владовским на месте разрушений последней войны.

Капризы моды

Оставить на фасаде выстроенного здания, – словно на завершенной картине – дату и собственный автограф Владовский не упускал возможности и ранее.

Благо, в первой четверти ХХ века такие «вольности» были дозволительны: нынешнее посольское здание на углу Пикк и Хобузепеа, например, украшено не только датой «1910», но и именами архитектора и скульптора – Жака Розенбаума и Августа Фольца.

Запоздалым «эхом» этой моды звучат несколько дат на фасадах малоквартирных жилых домов в Каламая. Выстроены они были в первой половине двадцатых годов в духе т.н. «стиля родины» — немецкого ответвления позднего модерна, делавшего ставку на соразмерность человеку и бюргерский уют.

Функционализм, сменивший его в таллиннской архитектуре к началу тридцатых годов, ставил иные приоритеты. Прежде всего, как и следовало из названия – функциональность. Оборачивающуюся, порой, демонстративным отказом от каких-либо декоративных элементов на фасадах зданий.

Для «архитектурной хронологии» настали непростые времена. Для того, чтобы не оказаться обвиненными в безвкусице, проектировщики начинают «прятать» даты: отыскать их на фасадах зданий тридцатых годов не так-то просто.

Цифры «1931», например, образуют прорезь в дверях лифтов нынешней столичной мэрии. А дата «1935» почти растворяются в балконном ограждении дома на углу улицы Кивисилла и Тартуского шоссе.

* * *

Говорят, что свою плоть история обретает именно в пространстве городов.

Возможно, это действительно так. Обилие дат – знаменитых, значимых, прославленных или же, напротив, заслуженно или незаслуженно забытых – глядят на горожан с фасадов.

Глядят безмолвно – словно ожидая того, кто сумеет подобрать ключ к этому древнему шифру. И заставят рассказать о минувших веках, стилях, вкусах, эпохах…

Йосеф Кац
stolitsa.ee

 











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Одна из самых знаменитых работ Кристиана Акерманна - алтарь таллиннского Домского собора в реставрационных лесах во время подготовки к нынешней выставке.

Вспоминая «ревельского Фидия»: скульптор Кристиан Акерманн

Выставка работ одного из самых ярких и талантливых таллиннских мастеров скульптуры эпохи Барокко и его современников открылась в минувшую пятницу ...

Читать дальше...

«Косуля» у подножья Тоомпеа в сквере на улице Нунне – неизменная классика с 1930 года.

«Косуля» Яана Коорта – знакомая и незнакомая косуля

Одна из самых популярных у таллиннцев и гостей города скульптура появилась в городском пространстве столицы ровно девяносто лет тому назад. В ...

Читать дальше...

Здание нынешней Таллиннской музыкальной школы за минувший век не изменилось – чего нельзя сказать о его окрестностях.

Сто двадцать лет истории: особняк музыкальной школы

Запланированная реставрация вернет одному из примечательных зданий в ансамбле застройки Нарвского шоссе былой блеск, а работающей в нем Таллиннской музыкальной ...

Читать дальше...

Барон Александр фон дер Пален и служащие Балтийской железной дороги на перроне вокзала в Ревеле. Снимок 1870-ых годов.

«Балтийская железная дорога, наше выстраданное дитя»

Первый пассажирский поезд из тогдашней столицы Российской империи в нынешнюю столицу Эстонской Республики прибыл ровно сто пятьдесят лет тому назад. Перестук ...

Читать дальше...

В галерее Русского театра Эстонии, проходит юбилейная художественная выставка «Осень №55»

Автор работ, признанный у нас и далеко за рубежом, талантливый художник, Сергей Волочаев. Картины изумляют идеями, подходом и различными техниками. Представлены ...

Читать дальше...

Дом Иосифа Копфа на углу Пикк и Хобузепеа и портрет его владельца на золотой брошке.

Ревельский ювелир Иосиф Копф: золотых дел мастер

Девяносто лет назад Таллинн прощался с Иосифом Копфом - человеком, еще при жизни сумевшим стать, выражаясь современным языком, «коммерческим брендом». Георг ...

Читать дальше...

Директор Таллиннского Городского архива в 1989-1996 гг. Ю. Кивимяэ демонстрирует грамоту XV века - одну из многих, вернувшихся в родной город. Снимок из газеты «Советская Эстония».

Исток таллиннской историографии: возвращение Городского архива

Ровно тридцать лет тому назад история столицы вновь стала длиннее почти на восемь столетий: в Таллинн вернулись фонды Городского архива. Его ...

Читать дальше...

Катастрофа с девятью погибшими на Балтийском вокзале

Самая тяжелая авария в истории эстонских железных дорог произошла 40 лет назад, в первую субботу октября. Поезда приближались друг к другу ...

Читать дальше...

Как закончилась сказка про Гэдээр

Падение Берлинской стены стало в СССР шоком для многих взрослых, а для некоторых детей - первым столкновением с ложью. "Гэдээр" ...

Читать дальше...

Сто сорок лет назад городская стена Ревеля нуждалась если не в реставрации, то в консервации - как минимум.

Семь веков на страже города Таллина: летопись крепостной стены

У одного из узнаваемых символов таллиннского Старого города - солидный юбилей: с начала строительства крепостной стены вокруг средневекового ядра нынешней ...

Читать дальше...

Здание Немецкой реальной школы непосредственно после постройки.

Школа на улице Луйзе: реквием по утраченному

Здание Немецкого реального училища, некогда признававшееся идеалом и образцом для аналогичных построек, возродившееся после войны в ином облике, безвозвратно утрачено ...

Читать дальше...

Домский, он же Длинный мост на рисунке Карла Буддеуса, середина XIX века.

Тоомпеаский, Каменный, Пиритаский: мосты над водами Таллинна

Даже без учета виадуков и путепроводов, семейство таллиннских мостов – достаточно многочисленное. А главное – способное поведать о себе немало ...

Читать дальше...

Вариант развития мемориального ансамбля на Маарьямяги по версии середины шестидесятых…

Памятник двадцатому веку: ансамбль на Маарьямяги

Мемориальный комплекс на Маарьямяги давно уже стал памятником не конкретным событиям или лицам, а всему, что произошло с Эстонией на ...

Читать дальше...

Ворота в конце улицы Трепи на довоенных открытках встречаются часто, но топоним «Ныэласильм» конкретно к ним еще не применялся.

Головы, ноги, чрево и горб: анатомия таллиннских улиц.

Географические названия, щедро рассыпанные по карте Таллинна, позволяют читать ее почти как… анатомический атлас. Уподобить город человеческому организму впервые предложили пионеры ...

Читать дальше...

Портреты павших в сражении 11 сентября 1560 года горожан и старейшее изображение Таллинна на эпитафии Братства черноголовых.

Восемь столетий Таллинна: век XVI век, пора рефлексий

Непростой во всех отношениях XVI век подарил Таллинну первые портреты города и его жителей, первый памятник, а также один из ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Легенда о загадочном кристалле, или Шоу кулинарных мастеров: Некогда старый эст создал дивный рецепт хмельного зелья. Жгучий, сладкий, он согревал с первой рюмки и переливался волшебным рубиновым цветом при мерцании свечей. Но самым необычным в этом напитке были прозрачные кристаллы, которые произрастали в бутылках... сами по себе. Предприимчивый старец успешно стал продавать свое изобретение. С того времени каждый гость непременно вез из Эстонии ликер "Кянну-Кукк".
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!