А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Среди полусотни населенных пунктов Эстонии, обладающих городским статусом, большинство возникло естественным путем – развиваясь из поселка у гавани, речной переправы, городища на неприступном холме, а позже – у разбогатевшей мызы или промышленного предприятия. И лишь один из них, пожалуй, появился по воле одного-единственного человека – отца-основателя барона Николая фон Глена. Это Нымме. И хотя вспомнить всю более чем вековую историю единственного среди столичных района с «городским прошлым» одним махом не удастся, остановиться на нескольких наиболее примечательных фактах из биографии Нымме и его основателя барона Гленна. Что надоумило Николая фон Глена, сына владельца мызы Ялгимяэ, помещика Петера фон Глена обменять плодородные земли за озером Харку на поросший сосняком склон Мустамяги – сказать сложно. В глазах современников поступок этот выглядел почти безумием.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
История возникновения марципана обросла множеством легенд, одна из версий изложена в рассказе Яана Кросса «Мартов хлеб». Там рассказывается история о том, что однажды заболел бургомистр. Но поскольку тогдашние микстуры делались из лягушачьих лапок и прочих неаппетитных вещей, глава города категорически отказался лечиться и положился на Божью волю. И обеспокоенная здоровьем мужа супруга бургомистра попросила таллиннского аптекаря «замаскировать» лекарство, спрятав его либо в пищу, либо в сладости. Так и поступил помощник аптекаря, исцеливший вкусной смесью бургомистра. Так глава города первым отведал эстонского марципана.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1275 posts
    • 4 comments
    • 33 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 235 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Ровно девяносто лет тому назад Таллинн стал на одно произведение монументальной пластики беднее: в ночь на 30 апреля 1922 был демонтирован памятник Петру I.

«Примерно к десяти часам утра все следы от бывшей скульптуры Петра были ликвидированы. Лишь крохотная кучка камней напоминала, что тут вообще что-то было когда-либо».

Стоящий на коленях Петр: своей судьбе я подчиниться готов, но в Россию не хотел бы отправляться ни за что. Карикатура из газеты «Tallinna Teataja», март 1922 года.

Такими словами газета Waba maa резюмировала финал двухлетней борьбы с одним из двух имевшихся на тот момент в Таллинне памятников – монументом Петра Великого.

Несомненная ценность 

Открытый в 1910 году памятник простоял в спокойствии недолго – неполных семь лет.
Уже в дни февральской революции с его постамента был сорван государственный герб, а над самим императором водружен металлический прут с красным полотнищем.

Только в начале марта 1918 года занявшие Таллинн немцы восстановили «статус-кво»: изрядно вылинявшее «знамя труда» было удалено, а двуглавый орел — возвращен на свое изначальное место.

Минуло еще два года – и памятник вновь оказался в центре внимания. Группа «патриотически настроенных граждан» обратилась весной 1920 года в городскую управу с призывом немедленно разделаться с «наследием царского режима».

11 июня 1920 года отцы города вынесли свой вердикт: скульптуру Петра из центра города следует удалить, поместив для экспонирования в зал Художественного музея. Но прежде всего – решить, что поставить на постамент вместо опального царя.

Единственный, кто выразил несогласие с таким решением, был скульптор Аугуст Вейценберг. В свое время он принимал самое непосредственное участие в конкурсе проектов монумента – но проект его был признан тогда неудачным.

Мэтр искусства оказался выше личных обид: он заявил, что работа скульптора Леопольда Бернштама, стоящая в центре города, обладает несомненной художественной ценностью.

Тучи сгущаются

Демонтаж памятника Петру Первому в Таллине

«Памятник Петру – работа Бернштама, одного казенных представителей искусства, в чью обязанность входило застроить лучшие места русских городов бесконечным числом памятников», — категорично заявляла в ноябре 1921 газета Tallinna Teataja.

«Художественная сторона таких работ имела второстепенное значение; произведение оценивалось исключительно с точки зрения «ура-патриотизма», — продолжало издание. – Если бы на Петровской площади стояло бы изваяние Петра работы Шервуда, то, без сомнения, вопрос об удалении его и не возбуждался бы: политические мотивы не устояли бы перед истинно художественными. Но имеющийся у нас памятник Петру начисто лишен художественной ценности».

Не совсем понятно, о какой «работе Шервуда» шла речь: скульптор с такой фамилии среди участников конкурса проектов ревельского памятника Петру отсутствовал. Ясно было другое: над бронзовым императором в очередной раз стали сгущаться тучи.

Не в нашу пользу

Рупором сил, во что бы то ни стало рвущихся «очистить наш город от наследия прошлого» стало издание Партии трудовиков Waba maa.

Газета эта, скажем прямо, была далека от современных норм мультикультурности и политкорректности. Ее раздражал не только петровский монумент. Но и купола собора Александра Невского, православные часовни в центре Таллинна, и даже «русский покрой формы» таллиннских извозчиков.

Радикализм разделяли в обществе не все. «Отстаивающие необходимость снятия памятника Петру лица, во главе с Партией трудовиков очевидно никогда не задавали себе вопроса: не будет ли такой шаг за границей истолкован не в нашу пользу?» — задавалась вопросом Tallinna Teataja

«Исторический образ Петра Великого – один из самых светлых в прошлом России. За ним – крупные заслуги в области насаждения просвещения, – продолжала газета. – Он известен как ценитель западноевропейской культуры. Совершенно ни к чему снимать памятник потому только, что пора русского управления была для нас угнетающей».

Издание советовало главе самоуправления Александру Хеллату сходить в Городской архив. И убедиться из его документов: бывали в истории эстонского народа времена и тяжелее двух веков правления потомков Петра.

Человек с дубинкой

22 февраля таллиннская городская дума собралась на очередное заседание. Пункт о судьбе памятника Петру стоял четвертым в повестке дня – но вызвал самые горячие споры.

Депутат от Партии трудовиков Томп был непреклонен. «Пора понять душевный порыв граждан нашей молодой республики и снести все, что наполняет печалью светлые чувства нашего народа!» – патетично заявлял он.

Представители остальных фракций столичного муниципалитета «откликнуться на зов души лучших сил нашего народа» не спешили. Критика в адрес предложения о незамедлительном сносе монумента зазвучала, в буквальном смысле, и справа, и слева.

Социалист Спренк сказал, что никаких оснований для подобных шагов он вообще не видит, а его однопартиец Янсон выразил опасение: где гарантия, что вся шумиха с Петром затевается не ради того, чтобы установить на его месте памятник генералу Лайдонеру или адмиралу Питка?

Представитель немецкого национального меньшинства Гиппиус добавил, что Петру – это исторический памятник, а призывы к его демонтажу – демонстрация шовинизма. «Если памятник будет снят, столица станет на одно произведение искусства беднее», – вторил ему представитель группы квартиросъемщиков Сепп.

Категорическое несогласие со снятием Петра выразил и глава фракции коммунистов Ванья, а депутат от Христианской народной партии Баймель съязвил, мол, в силу даты своей смерти ничего плохого Петр сделать для Эстонской Республики не мог.

«Да и кто знает – может быть нам и сейчас порой нужен такой вот «человек с дубинкой», – добавил он по поводу Петра и его роли в истории.

Знакомое решение

Решением городских властей от 22 февраля 1922 года Петр был оставлен в центре столицы. Единственное, чего удалось добиться его противникам – это переименования Петровской площади в площадь Свободы.

Оскорбленный в лучших чувствах Питка даже отказался приезжать в Таллинн на парад, где ему должны были вручить Крест Свободы, а Союз эстонских скаутов заявил о готовности снести Петра собственноручно.

Около двух часов ночи 23 февраля несколько человек с веревками и автогеном появились на вновь нареченной площади Вабадузе и попытались приступить к демонтажу. Отряд конной полиции не дал им сделать это.

Строительная комиссия и Комиссия по образованию городской думы вновь собралась для обсуждения судьбы монумента. Решение, вынесенное ими, звучит необычайно «современно»: монумент стал угрожать общественной безопасности и самое верное решение в данной ситуации – перенести его из центра.

Без ответа

«Я, Петр Великий, проживающий в Ревеле с 1910 года, имею полное право считать себя эстонским гражданином. Вы, возможно, укажите, что я не плачу налогов, но вам не безызвестно, что я ничем не занимаюсь и не имею никаких доходов.

И если принять во внимание, что я, как человек ничем не питающийся, я не обременяю продовольственной наличности государства, то невольно возникает вопрос – чем, собственно, я привлекаю ненависть известной части общества?

Весьма возможно, что многие склонны видеть во мне захватчика власти или человека антигосударственных взглядов. Какая может быть речь о моем политическом или военном выступлении, когда я никогда не покидаю своего места?

Мое сегодняшнее передвижение от пьедестала вызвано ничем непреодолимым желанием раз и навсегда подчеркнуть на страницах вашей газеты свою политическую благонадежность».

С таким «письмом в редакцию уважаемой газеты Waba maa», от лица опального памятника со страниц таллиннских «Последних известий» обратился рижский журналист Михаил Миронов 22 марта 1920 года.

* * *

…Стоять на пьедестале его лирическому герою оставалось восемь неполных недель.

Вечером, 29 апреля, на площадь Свободы промаршировала рота саперов и рабочие городского строительного отдела. Специально сооруженная телега с «впряженным» в нее грузовиком везла треногу для демонтажа памятника.

Работы начались в полночь. Оборвавшийся трос ранил одного из такелажников. Несколько зевак взялись помочь в деле «свержения монарха». Пожилая дама уложила рядом с поверженным памятником венок.

Под утро скульптура была доставлен в Кадриорг. Впереди были годы забвения, переплавка частей монумента, открытие оставшегося от него бюста на лужайке перед домиком Петра, наконец — утрата и самого бюста.

А затем – превращение бронзового императора в легенду. Волнующую умы и сердца таллиннцев и по сей день.
Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Гостиничный комплекс «Пеолео» в день своего открытия.

Иволга на обочине шоссе: мотель и кемпинг «Пеолео»

Первая ласточка – вернее, пожалуй, было бы сказать «первая иволга» – частного гостиничного бизнеса современной Эстонии «свила гнездо» тридцать лет ...

Читать дальше...

Флагман Эстонского морского пароходства «Георг Отс». Открытка восьмидесятых годов прошлого века.

Белоснежный красавец-теплоход: легендарный «Георг Отс»

Ровно сорок лет тому назад северный сосед стал ближе: в июне 1980 года на линию Таллинн-Хельсинки вышел, без преувеличения, легендарный ...

Читать дальше...

Дом священника Стратановича полвека тому назад.

Шанс на возрождение: дом священника Стратановича в Кадриорге Дом Стратановича

Доминанта исторической застройки одной из кадриоргских улиц и, без преувеличения, шедевр деревянной архитектуры всего Таллинна спасен от гибели: начата реставрация ...

Читать дальше...

Mündi Baar. Бар Лисья Нора в Таллине

Мюнди-бар, или по другому, - Лисья Нора. Каким он был в разные годы. На первом снимке, рядышком расположился бар. "Вяйке ...

Читать дальше...

1962 Tallinn Viru tänaval müüdi raamatuid, nüüd lilli samas kohas

Таллин. улица Виру. 1962 год.

Где ныне продают цветы, в близком 1962 году, имелся книжный развал. Источник: ajapaik.ee  

Читать дальше...

Работы по демонтажу памятника Петру Великому начались в ночь с 29 на 30 апреля 1922 года.

Работы по демонтажу начались 29 апреля 1922 года памятник Петру Великому, стоявший на Петровской площади Таллинна (ныне площадь Свободы). Памятник первому ...

Читать дальше...

Первые советские кинотеатры в Таллине

В интернете появилось познавательное видео про историю кинотеатров в Таллине, в советский период.   

Читать дальше...

Всё хорошо, Таллин 1992 / Kõik On Hea, Tallinn 1992 / Everything Is Good, Tallinn 1992

Kõik On Hea, Tallinn 1992 / Всё хорошо, Таллин, 1992 / Everything Is Good, Tallinn 1992. Vennaskond "Kõik on hea". ...

Читать дальше...

Таллинская весна 1960 года. Столица Эстонии ровно 60 лет назад.

В том году, то есть ровно 60 лет назад, кардинально изменился облик таллиннского Певческого поля вследствие того, что было построено ...

Читать дальше...

Таксофоны.

ФОТО: Lembit Soonpere, Eesti Filmiarhiiv

Эстония в советские годы: вещи, о которых многие из нас уже не помнят

В то время, когда люди старшего поколения ищут свои трудовые книжки, молодым людям стоит напомнить о вещах и явлениях, которые ...

Читать дальше...

Интерьеры бастионных ходов Таллинна в наши дни – в той их части, где размещена экспозиция резных камней.

От казематов к музейным залам: вчера и сегодня бастионных ходов Таллина

Десять лет назад одним белым пятном на карте Таллинна стало меньше: для посетителей открылись подземные ходы, скрытые в недрах бывшего ...

Читать дальше...

Акварель Йоханнеса Хау, изображающая ул. Виру по направлению к Ратушной площади в 1830-х годах.

Восемь столетий Таллинна: век пятнадцатый, каменный

Век пятнадцатый – от основания же города третий – применительно к таллиннской истории по праву можно именовать «каменным». Не в том, ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Легенда о загадочном кристалле, или Шоу кулинарных мастеров: Некогда старый эст создал дивный рецепт хмельного зелья. Жгучий, сладкий, он согревал с первой рюмки и переливался волшебным рубиновым цветом при мерцании свечей. Но самым необычным в этом напитке были прозрачные кристаллы, которые произрастали в бутылках... сами по себе. Предприимчивый старец успешно стал продавать свое изобретение. С того времени каждый гость непременно вез из Эстонии ликер "Кянну-Кукк".
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!