Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Кому и зачем необходимо в очередной раз бередить экзистенциональные страхи и извлекать из небытия пропагандистскую публицистику времен нацистской оккупации?
…В плохо протопленной комнате таллиннской радиостудии записывалось интервью.
Гость передачи подчеркивал, что нынешнее положение эстонского народа – критическое: решается сам вопрос его дальнейшего существования.
Ведущий попросил уточнения: кто же именно решает этот вопрос? Собеседник незамедлительно ответил: в первую очередь – великие народы и многочисленные армии великих держав.
«Не поймите сказанное мной неправильно, — пояснил эксперт. – По моему разумению, немногочисленные народы и малые государства неизбежно принимают участие в мировой истории».
Эту неизбежность он сравнил с ролью астероидов во вселенной или небольших живых организмов в животном и растительном царстве. «У каждого из них – своя воля к жизни и право на жизнь в этом разумно устроенном мироздании», – добавил гость студии.
Повод к кипению
Диалог, прозвучавший в эфире радиостанции «Landessender Reval»7 февраля 1944 года, неожиданным образом зазвучал достаточно актуально в свете политических дискуссий последних дней.
Страсти вокруг роли эстонского народа в мировой истории закипели на минувшей неделе: член эстонско-российской парламентской, депутат от Социал-демократической фракции Яак Аллик поделился в передаче канала ERR своим отношением к теме «угрозы с Востока».
«Нападений России на Эстонию или эстонское государство никогда не было, — сказал парламентарий. – В Европе всегда были большие переделы. Ливонская ли война или Северная, что Первая, что Вторая мировая – это были большие общеевропейские войны.
Происходил передел мира, и Эстония попала в его жернова. Конкретного интереса России захватить эту крохотную Эстонию, почему-то только именно ее, не было, и все это просто запугивание народа и глупость».
Реакцию абсолютного большинства истеблишмента на подобные высказывания представить несложно. Политические партии выступили с осуждением оратора, а эксперт по безопасности Эрик-Нийлес Кросс решил преподать депутату «публичный урок».
Ссылаясь на статью последнего довоенного премьер-министра ЭР Юри Улуотса, он напоминал: Россия нападала не Эстонию никак не меньше сорока раз.
Восточный вопрос
По основной своей специальности Улуотс был, однако, не историком, а юристом: в 1916 он с отличием окончил Петроградский университет, защитив диплом на тему «Право добывания нефти в России».
Вернувшись после революции в Эстонию, Улуотс состоял доцентом римского права в Тартуском университете, был депутатом Учредительного собрания и Рийгикогу, одним из основных разработчиков Основного закона ЭР. Время от времени он публиковался в специализированных изданиях и газетах.
Перечень трудов Улуотса свидетельствует: повышенного интереса к теме российско-эстонских отношений в них, судя по названиям, не наблюдалось. Преимущественно, пользовавшийся авторитетом правовед писал о сугубо юридических вопросах, обращаясь также и к истории права на территории Эстонии.
Составленная сотрудниками парламентского инфоцентра Национальной библиотеки библиография работ Улуотса упоминает одну-единственную статью, имеющую к восточному соседу непосредственное отношение. Озаглавлена она «О социально-политической идеологии Эстонии и России».
Впервые опубликована она, по версии составителей документа, была в 1954 году – в эмигрантском издании «Võitlev Eesti». Через два года она вошла в сборник «Eesti põllumeeste poliitika», отпечатанный в шведском городе Лунде.
На родине, с которой Улуотсу пришлось бежать в сентябре 1944-го, работа увидела свет только на излете советской власти: в июльском номере журнала «Akadeemia» за 1990 год.
Чужая игра
Было бы заблуждением утверждать, что все беженцы, покидавшие Эстонию при приближении Красной армии, были коллаборационистами.
Но относительно собственной участи никаких сомнений у Улуотса быть не могло: контакты с немецкими оккупационными властями он начал налаживать буквально с лета 1941 года.
Непосредственно после вступления вермахта в Тарту он, вместе с командующим отрядами лесных братьев на Юге Эстонии Фридрихом Кургом, в роли последнего довоенного главы государства, решил обратиться к немцам с идеей восстановления независимости.
По понятным причинам эта инициатива новым хозяевам Эстонии понравиться не могла: вплоть до военных поражений 1943 года руководство Рейха и слышать не желало о предоставлении даже марионеточной государственности каким-либо частям протектората «Остланд».
В годы нацистской оккупации Улуотс вернулся к преподаванию права в Тартуском университете. В активной политической игре немцы решили задействовать экс-премьера при создании эстонского легиона СС.
Именно ему была поручена деликатная обязанность огласить по радио призыв к мобилизации в это воинское подразделение. Передача вышла в эфир 7 февраля 1944 года…
Анонимный след
Ряд современных историков полагают, что согласие на сотрудничество с немцами было для Улуотса не более чем «прикрытием»: он был активным участником кружка интеллектуалов, надеявшихся возродить ЭР после войны с помощью западных союзников.
Приняв эту версию за достоверную, можно предположить, что и публицистическая деятельность Улуотса в годы нацистской оккупации была чем-то вроде «зарабатывания алиби» — попытки заверить действительных хозяев положения в полной к ним лояльности, если не сказать – преданности.
Насколько активной была эта деятельность – еще предстоит исследовать. Однако можно сказать с полной уверенностью: пресловутый «перечень сорока военных походов России» на земли эстонцев, ставший ядром статьи, на которую ссылается в споре с Аликом Кросс – один из ее следов.
Отчасти Кросс прав: в полном виде статья, подчеркивающая непрерывность эстонской государственности, опубликована в оккупированной нацистами Эстонии быть не могла. Но перечень дат военных действий и краткий комментарий к ним – был напечатан открыто.
На восьмой-девятой полосах коллаборационистского издания «EestiSõna» за 23 декабря 1941 года. Под говорящим за самого себя заголовком: «Извечный враг Эстонии» — правда, без указания авторства.
В прошлом
Нет нужды пояснять, что из всех военных действий, предпринятых на территории современной Эстонии за минувшую тысячу лет, в печатной продукции времен Третьейго Рейха, могли быть упомянуты лишь те, которые были начаты восточным соседом.
Это естественно – как естественна и публикация аналогичных перечней в листовках Эстонского стрелкового корпуса РККА и на страницах выходившей в Москве газеты «Rahva Hääl» накануне шестисотлетия восстания Юрьевой ночи: там, разумеется, упоминались исключительно военные действия немцев с XIII века включительно.
Что противоестественно – так это регулярно извлекать на свет Божий пропагандистскую публицистику семидесятилетней давностью и гневно потрясать ей в качестве источника исторической истины в последней инстанции: если она и является таковой, то только для исследователя истории идеологических баталий.
Самое же парадоксальное, похоже, заключается в том, что Улуотс, «неоспоримыми доводами» которого было решено «бить» Аллика, по сути, высказал в начале процитированного выше радиоинтервью довольно схожие с современным парламентарием мысли.
Глупо отвергать факт того, что территория Эстонии исторически служила полем битв для могущественных соседей как с Востока, так и с Западом. О том, какие последствия их военные схватки будут иметь на местное население, солдаты и полководцы не задумывались.
Участь эстонского народа, действительно, слишком часто решали мировые державы – и в сороковых годах ХХ века, и в более отдаленные эпохи. Хочется верить, что период этот навсегда остался в прошлом.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- Память мартовской ночи 1944 года
- Дружба длиной в шесть десятилетий: кино «Сыпрус» справляет юбилей
- «Над морем дум, над пашнею идей...»: архитектурное наследие гимназии Эльфриды Лендер в Таллине
- Золотой грааль Таллина
- «Но есть у нас Таллинн…»: по столице с Георгом Отсом
- Возвращение на родину
- 75 лет: Самый столичный музей, Таллиннский, справляет юбилей
- Синие сумерки с серо-зеленым оттенком: память, которая не хочет угасать
- Киномагнат Леон Фальштейн в Ревеле
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts
- История Марта Лаара, за Синими горами
- Летняя ночь с 13 на 14 июня, 1941 года.
- Дом Рубинштейна на бульваре Эстония: утраченный акцент таллиннского «сити»
- Золотой грааль Таллина
- Мост длиной в жизнь
- Где-то под Нарвой...
- 75 лет: Самый столичный музей, Таллиннский, справляет юбилей
- Память мартовской ночи 1944 года
- Возвращение на родину
- "Вперёд на Валгу!": 70-ти летний юбилей сражениям 1944 года.