А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Есть внешне ничем не примечательная улочка в районе Вышгорода. И даже, кажется, официального названия не имеет. Но интересна тем, что она - самая узкая в городе. Отсюда и народное название "улица пьяного рыцаря". Мол, когда рыцарь пьян настолько, что ходить не в состоянии, он мог по ней пройтись, опираясь руками за дома, находящихся с двух сторон. Однажды две дамы в пышных платьях застопорили на ней движение. Одновременно они пройти по ней не могли, а уступить одна-другой дорогу - не желали. Народу вокруг собралось - тьма! Все ругаются, а сделать ничего не могут. Один молодчик из простых людей сообразил как быть. Говорит, пусть та, что моложе уступит дорогу той, что старше. Дамы настолько перепугались, что одновременно развернулись боком и протиснулись мимо друг-друга по улице.
Хроники Таллина
Говорят так:
Лев и орел - "царственные животное и птица" олицетворяют силу и мощь государства. Поэтому именно они в различных вариантах наиболее часто встречаются в гербах различных государств еще со времен средневековья. Не может не возникнуть вопроса, почему животных на Эстляндском гербе, называют леопардами, ведь они гораздо в большей степени похожи на львов? Да и в описаниях в одних случаях их представляют как львов, а в других - как леопардов. Нет, то не небрежность авторов и тем более не ошибка. В геральдике, в дисциплине о гербах, или даже "науке о гербах", все это четко обусловлено. Название животного зависит от его положения. Льва, стоящего на задних лапах, именуют львом. Изображают его на щите в профиль с высунутым языком и обращенным к спине концом хвоста. Лев, изображенный в щите идущим, с прямо повернутой головою, называется леопардом. Если же лев изображен в гербе идущим, но в профиль, то в соответствии с правилами геральдики перед нами леопардовый лев или лев-леопард.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1307 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Подвал средневековой бани, амбарные закрома и сусеки четырехсотлетней давности, нереализован­ные проекты века двадца­того и реализованные — века нынешнего: всё это домовладение по адресу: улица Сауна, 10. 

К числу основных артерий городской жизни улица Сауна не относилась никогда.

Оно и к лучшему: «издержки урбанизации» ее почти не затронули, позволив сохраниться уникальным памятникам старины.

Один из них — здание под номером 10, недавно пережившее, без преувели­чения, свое второе рождение.

Термы Средневековья

Искусствовед Юри Куускемаа: стены старинного здания буквально пропитаны солью и историей.

Искусствовед Юри Куускемаа: стены старинного здания буквально пропитаны солью и историей.

Улица Сауна — наглядное опроверже­ние мифа о том, что мытья средневеко­вая Европа чуралась, словно огня.

Первая баня, давшая название улице, появилась на ней не позднее начала XIV столетия: принадлежала она купцу и члену городского совета Хансу Кроувелю.

Где именно она располагалась — сказать со стопроцентной гарантией сложно. Точно известно, что изначаль­но Кроувелю принадлежал земельный участок на месте нынешних домов по адресу: Сауна, 6 и 8.

Наследники ратмана продали баню городу. Новый владелец расширил ее — но в какую точно сторону, сказать сложно. Возможно, что какие-то по­мещения средневековых «ревельских терм» сохранились в подвалах сосед­них домов.

«Термы» упомянуты не исклю­чительно красного словца ради. С точки зрения технического оснащения, устройство средневековых бань было примитивным, их общественная роль мало чем отличалась от древнеримской.

Приходили сюда не только по­мыться, но и приятно провести время: вкусить изысканных яств и дорогого заморского вина, сидя в огромной лохани с теплой водой, насладиться массажем, а порой — и уединиться с банщицами.

«Средневековые бани были чем-то средним между SРА-комплексом и до­мом терпимости, — поясняет историк и искусствовед Юри Куускемаа. — Они приносили доход городской казне».

На фоне соседней застройки свежепобеленный фасад старинного амбара на улице Сауна, 10 эффектно выделяется.

На фоне соседней застройки свежепобеленный фасад старинного амбара на улице Сауна, 10 эффектно выделяется.

Эхо экспедиции

«Золотой век» бань ганзейского Ревеля, как и прочих городов средневековой Европы, приходится на XIV-ХV столетия.

Продлился бы он и дольше — если бы в августе 1492 года из испанского порта Палое не вышли в море три

каравеллы под командованием Хри­стофора Колумба.

Надеждам Фердинанда Арагонско­го и Изабеллы Кастильской сбыться, как известно, было не суждено — вместо кратчайшего пути в Индию экспедиция открыла новый континент.

Одновременно с табаком, карто­фелем и томатами из Нового Света в Старый проникла новая болезнь — си­филис. Возбудитель ее был европейцам неизвестен, а последствия заражения — пугающими.

Вместо того чтобы запретить оказа­ние в банях интимных услуг, Ревельский магистрат не нашел ничего лучшего, чем издать распоряжение о полном и повсеместном закрытии бань.

В 1537-м подошел черед бывшей бани Кроувеля, а четыре года спустя земельный участок был продан купцу Йохану Кампфербеку.

Сусеки с солью

Три амбара, тянущиеся вслед за жилым корпусом купеческого домовладения на углу улиц Виру и Сауна, упомина­ются в письменных источниках уже во второй трети XVI века.

«Хранили в них основу транзитной торговли тогдашнего города — соль, — уточняет историк Александр Пантеле­ев. — Один из рабочих-реставраторов попробовал на вкус налет на балке межэтажного перекрытия — просо­лилась навек!»

Наряду с солью хранили в амбаре, вероятно, и зерно. Недаром в нижней части исторической внутренней двери сохранился небольшой вырез: лаз для кота — главного врага мышей и крыс, покушавшихся на рожь и пшеницу.

Частично воссозданный по сохра­нившимся оригинальным аналогам блок для подъема товаров на чердак позволяет легко представить, как по узкой улице громыхала груженная мешками подвода, как перегружался товар на складские этажи…

«Внутреннее пространство амбара было разделено деревянными пере­городками на отдельные секции, — продолжает Пантелеев. — Те самые «закрома» и «сусеки», с которыми современный человек сталкивается разве что при чтении сказок».

Зарубки вертикальных балок по­могали купцу определить, во сколько слоев уложены мешки. Цифры на балках указывали номер «сусека»: своеобразное напоминание о «немец­ком порядке» ганзейской поры…

Редкое заимствование

Стены отреставрированного амбара на улице Сауна, 10, возведены, вероятно, лет шестьсот тому назад.

Облик фасада, скрывающего за собой два слившихся древних здания, несколько «моложе»: спаренные окна слева и справа от перекрытого полу­циркульной аркой портала — это уже местное барокко: скромное и аскети­ческое.

 «Таллиннская архитектура достаточно консервативна, — отмечает Пантеле­ев. — Конструктивным особенностям зданий и последовавшим за расцветом Ганзы веком экономического застоя многие дома Старого города обязаны своим «средневековым» обликом».

Действительно: поверить в то, что тяжелые плитняковые своды подвала возведены «только» в XVII веке, а узкая винтовая лестница, вьющаяся в толще наружных стен, построена в эпоху, ко­торую принято именовать «галантной», — достаточно сложно.

Кстати, одно из двух освещающих ступени лестницы окон — не совсем обычное свет льется через изящный трилистник, вписанный в правиль­ный круг, — прием для гражданской архитектуры Таллинна достаточно необычный.

Как появилась столь изящно вы­резанная из камня деталь на амбарном фасаде — сказать сложно. Возможно, некогда она украшала стены какого-то более значительного здания. Напри­мер, сожженного в годы реформации Доминиканского монастыря.

Его руины долгие годы были «бли­жайшей каменоломней» для горожан. Не исключено, что перестраивавший амбар каменщик позаимствовал готи­ческую розетку именно оттуда.

Лягушки в театре

XX век для старинного домовладения счастливым не назовешь: в первой половине столетия его несколько раз пытались перестроить, во второй — словно забыли.

В начале девяностых годов старин­ный амбар вновь наполнился духом коммерции: несколько лет тут про­работал художественный магазин. Но амортизация здания приближалась неумолимо.

1997 год обещал стать для старин­ного дома переломным: в нем было ре­шено разместить театральную Студию Старого города. Исторической части постройки отводилась роль фойе, зал со сценой должны были поглотить две трети внутреннего двора.

Работы начались с рытья котлова­на. Да на том дело и застопорилось. Единственные, кого это порадовало, — археологи: благодаря проведенным исследованиям выяснилось, что свое­образная деревянная застройка суще­ствовала тут начиная с XIII столетия. Минуло несколько зим — и в квартале  улицами Сауна и Мюйривахе

образовалось болотце.

«Окрестные жители даже жалова­лись нам на кваканье, — говорит автор проекта реставрации здания Тийна Линна. — Мы утешали их: лягушки во дворе — еще не самое страшное».

Куда страшнее оказалось то, что оставшийся пустым и бесхозным дом начал постепенно сползать в выкопан­ный под театральное здание котлован. Стоимость будущей реставрации раз­рушающихся амбаров всё возрастала и возрастала.

Вклад в историю

Два с половиной года потребовалось на то, чтобы старинное здание на улице Сауна вернуло себе былое великолепие. А заодно — обзавелось технически­ми новшествами. Самой современной системой отопления и освещения, а также — двумя… лифтами: одним

— грузовым, а вторым — предназна­ченным для подъема блюд из кухни в помещение ресторана.

Таллиннцы и гости города смогут посетить его в ближайшем будущем. Хочется верить, что за неспешной трапезой в историческом интерьере они обязательно вспомнят банщиков ганзейской поры, торговцев зерном и солью XVII столетия…

И, конечно же, — тех, кто возвратил городу частицу его долгой и славной истории: сотрудников таллиннской фирмы HR Restauraator OÜ и мо­сковских инвесторов, отважившихся вложиться в реставрацию почтенного амбара.

Ведь самый надежный вклад — вклад в историю. А в историю Старого Таллинна новые владельцы старин­ного амбара, фактически спасшие его от медленного разрушения, вне сомнения, свой вклад внесли.

 Йосеф Кац

 «Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Таким представлялся вид сверху на новый корпус нынешнего Городского театра
во дворах девятого квартала архитектору Калле Рыымусу в 1987 году.

От «Интернационального клуба» до «Сцены в преисподней»

Двор здания Таллиннского городского театра стоит на пороге больших перемен, ожидание которых оказалось растянутым чуть ли не на три с ...

Читать дальше...

Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Большинство горожан были выходцами из деревни. Свободных крестьян тогда почти не было. Значит, город укрывал беглых крепостных. Год и один день должен был провести в городе каждый из них, чтобы получить свободу. Но, и став горожанином, бывший крепостной должен был добывать себе средства к существованию тяжелым трудом, за который платили гроши. Каждый горожанин был членом объединения (гильдии или цеха). Гильдий в городе было три, а цехов - гораздо больше, может быть, столько же, сколько и профессий. Город сохранил память о некоторых из них, так как люди одной профессии сделались слободами. Вот улица Кинга - здесь жили сапожники. На Монетной (Мюнди) - осели монетчики, на Куллассепа (золотых дел мастеров) колдовали ювелиры. Булочники, кузнецы, рыбаки - каждый жил на своей родной улице Сайа-Кяйк, Сепа, Каламая.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!