Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Самый, вероятно, успешный туристический проект в Таллинне был запущен ровно два века тому назад.
Среди европейских столиц официальным статусом города-курорта обладает только одна — Будапешт.
Таллинн вполне мог бы составить ему конкуренцию — правда, в ту пору, когда о столичном статусе город даже и не помышлял.
Здоровье от моря
Название старейшего таллиннского путеводителя, увидевшего свет в 1816 году, говорит само за себя — «Reval als Bade-Ort»: «Ревель как место купаний».
Издание его симптоматично само по себе: европейцы, казалось бы, выработавшие в себе стойкую «водобоязнь» за десятилетия галантного XVIII века, вновь начали открывать пользу водных процедур.
Пионером в этом направлении стал личный врач прусских королей Кристоф Вильгельм Гуфеланд: в своем сочинении «Искусство продления человеческой жизни» он советовал обратить взоры на приморских жителей и восхититься — «как преизобилуют они здоровьем».
Опубликованный в 1796 году труд немецкого терапевта сразу стал «бестселлером»: его перевели едва ли не на все основные языки Европы. Несложно предположить, что знаком он был и жителям Ревеля.
По крайней мере — одному из них: надворному советнику Георгу Витте.
«Он первый по своей предприимчивости попытался сделать купальни, и заведение его и поныне остается первым», — писал о нем старинный путеводитель.

…и единственный свидетель былой роскоши, уцелевший до наших дней: здание корпуса паровых ванн
по адресу: Нарвское шоссе, 80.
На благо города
Род Витте, восходящий к ганзейской эпохе, подарил городу несколько поколений купцов и пасторов, а также — членов магистрата и одного бургомистра.
Место для себя в таллиннской истории Георг Витте «забронировал» хотя бы тем, что под его непосредственным руководством была начата кампания по устройству бульваров с внешней стороны городских укреплений.
Трудно сказать, что навело Витте на мысль об устройстве бальнеологического курорта. Возможно, он читал книгу Гуфеланда. А может быть — слышал, что в рыбацких поселках на месте современной Юрмалы расселили поправлять здоровье раненных на Бородинском поле.
Так или иначе, в июне 1813 года купальный салон надворного советника распахнул перед посетителями свои двери. В главном дачном предместье тогдашнего Ревеля—Екатериненталь-ском парке.
Решительное предпочтение
«Из купален я решительно отдаю предпочтение Виттовым», — свидетельствовал петербургский литератор С. Джунковский, посетивший Ревель в 1839 году.
Было за что: дело у наследников скончавшегося к тому времени надворного советника было поставлено на широкую ногу. Посетителям купального заведения предлагалось то, что в наши дни описывается емким термином «всё включено».
От необходимости брести по мелководью клиентов избавляли тянущиеся в море от берега мостки. Самым взыскательным особам предлагалось воспользоваться особой «купальной каретой», доставлявшей купальщиков до глубины в три-четыре фута.
«Для больных, которым врачи не позволяют купаться в холодной морской воде, устроено особое купальное заведение, весьма образцовое, со всевозможными гидро- и бальнео-терапевтическими снарядами», — отмечалось в рекламном издании конца XIX века.
«Устроены отдельные кабинеты с большим комфортом, — сообщала реклама. — Во всякое время дня могут быть приготовлены не только ванны
из морской воды, но и лекарственные ванны, ванны с прибавлением морской грязи, паровые ванны. Имеются массажисты и массажистки.
При этом в заведении имеются доступные меблированные семейные квартиры и комнаты, также возможно получить прекрасный стол, а в итоге — полный пансион. Дирекция заведения по возможности старается удовлетворить всем требованиям купающихся гостей и дачников».
Славились «Виттовы купальни» танцевальным салоном, где по субботам устраивались балы, а также — концертными вечерами и драматическими постановками.
Надобность повторения
Первый русскоязычный путеводитель по Таллинну, изданный в 1839 году, уверял, что морские купания способны избавить от нервной раздражительности, паралича, мокротных простуд, лихорадки и… слабоумия.
Странно даже, что на той же странице автор предупреждает, что вред они могут принести склонным к удару, имеющим больные и слабые легкие, страдающим подагрой и загадочной «остротою материй».
Целебные свойства воды из Таллиннской бухты ценили два века назад столь высоко, что не только купались в ней, но и пили, смешивая с пресной водой или минералкой. Пить купальщикам не возбранялось и более крепкие напитки — пиво или вино.
А вот диета полагалась строгая: ничего жирного, копченого; никаких пирогов, гусей, уток, каплунов, свинины, масла и сыра в больших количествах. Курятину, телятину, зелень, овощи, молочные блюда разрешалось есть без ограничения, фрукты — строго под присмотром врача.
Сколь эффективным было лечение на «ревельских водах» — никто, похоже, до сих пор не исследовал. Но с точки зрения коммерции — действовал курорт отменно: провести несколько летних недель в Ревеле было для зажиточных петербуржцев и москвичей делом принципа.
«Нередко бывает надобно повторять пользование водами несколько лет, наблюдая беспрерывно одинаковое диетическое правило в образе жизни и следуя в точности советам медика», — наставлял гостей города путеводитель 1839 года издания.
Закат
Расцвет курорта «ревельских вод» пришелся на двадцатые-тридцатые годы позапрошлого столетия. Уже к шестидесятым годам в отзывах посещавших Ревель путешественников начинают появляться упреки.
Дескать, и устроенные на чердачном этаже купального салона квартиры тесны, сыры и дороги, да и сами ванны, несмотря на легендарную любовь немцев к чистоте, «недалеко ушли от какой-нибудь простой бани».
Окончательный удар по курорту «ревельских вод» нанесло строительство железных дорог, начавшееся в России после Крымской войны. Поезда связали Петербург и Москву с Черноморским побережьем — тамошний климат, как ни крути, был и остается «более курортным».
Обширные работы по реконструкции и расширению купального салона «Акционерного общества морских купаний», предпринятые потомками Витте в начале шестидесятых годов XIX столетия, вряд ли могли спасти положение: мода на летний отдых в Ревеле угасла.
В 1889 году купальный салон был перестроен в летнее казино для офицеров военно-морского флота.
Спустя лет сорок пять здание снесли: «золотой век» Виттовых купален навсегда остался запечатленным лишь на выцветших гравюрах.
Шанс возрождения
Но безвозвратно ли кануло минувшее? На протяжении лет и десятилетий ситуация, действительно, выглядела подобным образом.
Однако в последнее время разговоры о возможности возрождения былой «курортной славы» ведутся в Таллинне активно.
Переосмысление и возможность использования наработок времен существования «курорта ревельских вод» стали темой международной конференции, прошедшей в Таллинне на прошлой неделе, в День города.
Имя надворного советника Георга Витте звучало на ней неоднократно. Как звучало и напоминание о том, что одно из зданий основанном им купального салона чудом сохранилось до наших дней — по адресу: Нарвское шоссе, 80.
Здание явно ждет нового владельца — того, кто будет способен вдохнуть в него новую жизнь. Кто знает — не распахнет ли воссозданный купальный салон двери перед новыми посетителями в обозримом будущем?
В ганзейское средневековье нынешний Таллинн «играет» вдохновенно и увлеченно. Быть может, сыграет и в «курорт ревельских вод» двухвековой давности?
Йосеф Кац
«Столица»
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.