Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Вышел в свет очередной сборник «Старый Таллинн», порядковый номер XXIV, составитель – профессор Раймо Пуллат.
В этом сборнике есть картина известного при российском императорском дворе живописца Иоганнеса Гау. Таллиннский порт изображен на ней ощетинившимся пушками, вокруг много солдат.
Иоганнес Гау в начале XIX века нарисовал гуашью ряд романтических видов Старого Таллинна, а также Кадриорг и Ратушную площадь. Иоганнес считался настолько хорошим художником, что в 1827 году посетившему Таллинн императору Николаю I подарили целую папку работ Гау. Она попала в коллекцию Эрмитажа и демонстрировалась однажды на передвижной выставке в Кадриоргском дворце.
Возможно, что в подаренной государю папке был и вид на Таллиннскую гавань с Восточной батареей и Старым городом на заднем плане. Во всяком случае, именно эта работа помещена на обложке 24-го выпуска «Старого Таллинна». Картина подписана автором и датирована 1817 годом. Оригинал в настоящее время хранится в Центральном музее ВМФ России в Петербурге. Когда в Таллинне демонстрировались гуаши Гау, об этой работе еще нам не было известно, репродуцируется она впервые.
Редкая картина
Почему она считается редкой? Обычно Иоганнес Гау писал идиллические виды, в его работах архитектура сливалась с зеленью природы и синевой моря и неба. Людей и вообще жанровые сценки он не писал, только изредка в его работах попадаются конный воз, груженый сеном или изображенные для масштаба отдельные фигуры людей рядом с архитектурными достопримечательностями – караульный солдат или прохожий.
В виде порта на первом плане девять человек, артиллеристы, носящие по паре ядер, прочищающие банником дуло пушки и наводящие ее на цель. У нас сохранились старинные планы порта, но на них показаны только причалы, молы и караульные помещения; чем занимались люди в порту, не в их компетенции.
Военная техника за последние два столетия изменилась до неузнаваемости, и изображенные Гау огромные чугунные жерла орудий для нас – экзотика. Длина ствола составляла около трех метров, ствол крепился на выкрашенном синей краской деревянном лафете на колесиках, подпертом бревенчатыми колодами. Очевидно, чтобы сократить откат при выстреле. Под передней колодой видно круглое отверстие, служившее, очевидно для того, чтобы поворачивать орудие в направление цели. Рядом – сложенные в пирамиду готовые к употреблению железные ядра. Удивительно, что на причале выставлено до двадцати орудий, а позади, на дальнем плане их вообще несколько десятков.
Пираты со стороны острова Аэгна
Своеобразие картин Гау в том, что даже военная тема изображена у него идиллически: все спокойно и красиво, даже ряд смертоносных орудий не выглядит грозно. Однако глядя на картину, вспоминаются драматические события.
В нынешнем Таллиннском пассажирском порту сотни лет назад была торговая гавань. Еще совсем недавно на одном из причалов, недалеко от белоснежных лайнеров, высилась оставшаяся с тех пор куча угля. Однако зачатки военной гавани здесь появились еще в Средние века, когда купеческим суднам стали угрожать пираты, появлявшиеся из-за островов Аэгна и Найссаар. Для борьбы с ними Таллинн снаряжал боевые корабли, которые не только преследовали пиратов, но во время войн каперствовали, захватывая корабли враждебных стран и конфискуя их грузы, что не слишком отличалось от пиратства, только осуществлялось с разрешения городских властей.
Крупнейшее сражение на море той эпохи состоялось 11 июля 1569 года. Таллиннцы свезли свои самые мощные пушки в розарий перед Большими Морскими воротами и палили по противнику целый день. Накануне датские и любекские военные корабли учинили в нашей гавани настоящий разбой, захватив, разграбив и затем предав огню около тридцати торговых судов. Точно так же они поступили с захваченными на пути к нам шведскими судами с грузом железа. Это было местью за то, что находившийся уже тогда под властью шведской короны Таллинн не пропускал английские, голландские и прочие торговые суда к Нарве, находившейся в руках русских царских войск. До этого торговля с Нарвой проходила исключительно через Таллинн и приносила городу большие доходы. В 1558 году началась Ливонская война, Русь сразу же захватила Нарву и призвала западных купцов плыть прямиком в Нарву, минуя Таллинн. Дания и Любек, естественно, согласились, чтобы не тратиться на посредников.
Артиллерийская дуэль как зрелище
11 июля весь день шла ожесточенная перестрелка между захватившими Таллиннский рейд кораблями и городскими пушкарями. Парадоксально, но факт: многочисленные горожане наблюдали за артиллерийской дуэлью с берега, но при этом никто не был убит и даже ранен. Позднее, когда войска Ивана Грозного осадили Таллинн, захватить порт они не сумели, и Стокгольм продолжал снабжать Таллинн по морю боеприпасами и отправлять подкрепления. О канонаде тех времен до сих пор напоминают трещины и вмятины на талии Толстой Маргариты, оставшиеся от русских ядер.
Kогда Петр I в 1710 году стал сюзереном Таллинна, его первоочередной задачей стало устройств на побережье Эстонии тактических баз для вновь созданного Балтийского флота, в дополнение к стратегической базе Кронштадту. Для них были выбраны Таллинн и Рогервик (ныне Палдиски). В 1714 году на месте Купеческой гавани началось строительство военного порта. Строили его солдаты и каторжане. Последние ночевали в Толстой Маргарите, которая с тех пор стала использоваться в качестве тюрьмы. Какое значение придавал царь этому строительству видно уже из того, что он заказал проект современных причалов и батарей известному французскому архитектору Андре Леблону. Но осуществить проект не удалось, так как в 1716 году осенний шторм разметал строящиеся здания, утопил два стоявших на рейде военных корабля и повредил еще семь. После этого проект сильно урезали, и порт продолжал успешно использоваться как для военных, так и для торговых целей.
Во время затянувшейся Северной войны случалось, что в Таллинне российских солдат и военных моряков находилось больше, чем мирных жителей. Российский флот настолько окреп, что сумел нанести поражение до того господствовавшему в Северной Европе шведскому. После Ништадского мира (1721) бывшие балтийские провинции Швеции перешли к России, сохранив, впрочем, значительную автономию.
Фрaнцузы и британцы на Найссааре
После Северной войны Таллинн долгое время наслаждался миром, нго в 1788 году Швеции пришло в голову вернуть себе восточные провинции. Однако Швеция явно переоценила свои силы. В 1790 г. в морском сражении в Таллиннском заливе русский флот под командованием адмирала Грейга разбил шведов, их линейный корабль «Рийксен Стэндер» сел на мель возле острова Аэгна и был сожжен. Якорь и одна их пушек этого корабля были в конце девятнадцатого века подняты со дна и установлены в память о морском сражении на газоне возле Русского клуба (ныне Центральная библиотека).
Kогда Иоганнес Гау в 1917 году написал свою гуашь, воспоминания о той битве были еще свежими. Об этом говорит и ощетинившийся пушками причал ограждавший Таллиннский порт со стороны Кадриорга.
До следующей катавасии оставалось всего 37 лет. На этот раз Россия поссорилась с Великобританией и Францией. Началось с того, что Российская империя затеяла войну с Турцией, чтобы освободить страждущих под ее игом братьев славян, а заодно захватить Дарданеллы и получить выход в Средиземное море. Британцы, естественно, не могли этого допустить, а Франция Наполеона IIIшла в фарватере британской политики. На Балтийском море военные действия начались с того, что в 1854-1855 годах англо-французский флот блокировал Хельсинки и Таллинн и захватил Найссаар, на котором имелся российский гарнизон. В Таллинне началась паника. Опасаясь бомбардировки с моря и высадки десанта, губернские учреждения эвакуировались в Пайде. Но у страха глаза велики: англичане и французы не собирались устраивать смертоубийство и ограничились блокадой торговых путей. Однако в порту, на бастионах и у Толстой Маргариты были установлены российские артиллерийские батареи, приведенные в боевую готовность.
Новая морская крепость
После Крымской войны Таллинн утратил значение в качестве военного порта и в 1857 г. был исключен из списка морских крепостей.
Но через пол столетия с небольшим обострились отношения между царственными кузенами – германским императором Вильгельмом II jи российским Николаем II. В 1912 г. в Таллинне была основана гавань Петра Первого, а в 1913 началось строительство гигантской Морской крепости Петра Великого, которая должна была закрыть путь флоту вероятного противника в Финский залив, между Таллинном и Порккала-Уддом.
Крепость должна была быть вооружена исполинскими дальнобойными орудиями калибра 405 мм. Но батареи и казармы строились уже вдали от торгового порта, в Военной гавани.
Впрочем, залпы и взрывы здесь раздались уже в период Второй мировой войны, причем не столько артиллерийские, сколько в результате бомбежек с воздуха.
Юри Куускемаа, историк искусств
«Столица»
Related posts
- Эстонская почта дружит с историей
- Туристы былого Таллинна
- Памятник на главной площади Таллина
- Культурная амнезия
- Часовня на Зеленом рынке Таллина
- Эхо Тартуского мира
- Сквозь пламя ревельских пожаров
- Кадриорг: дюжина фактов ко дню рождения
- Таллиннцы - Таллинну
- Морская крепость Петра Великого в Ревеле: не выученный урок истории
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.
Related posts
- «Наследники викингов» в Толстой Маргарите
- Три Дня эстонской независимости
- Туристы былого Таллинна
- Эхо Тартуского мира
- Эстонская почта дружит с историей
- Кадриорг: дюжина фактов ко дню рождения
- Таллинн: "Мы уезжаем в качестве друзей..."
- Памятник на главной площади Таллина
- «История Эстонской Республики»: взгляд с другого берега Финского залива
- Сквозь пламя ревельских пожаров