Один из самых примечательных и своеобразных памятников православной сакральной архитектуры столичных предместий празднует свои вековой юбилей.
В конкурсе на неофициальное звание самого популярного таллиннского святого Николай Мирликийский занял бы, вне сомнения, первое место.
Считайте сами: изначально католическая, затем — лютеранская, а ныне — пребывающая в статусе «внеконфессионального» музея и концертного зала церковь Нигулисте: былая Николайскирхе.
Затем — православная Никольская церковь на улице Вене прямая наследница храма русского торгового подворья, существовавшего на том же самом месте, по крайней мере, с первой трети XIV века.
Третья — Никольская церковь, стоящая почти на самой оконечности полуострова Копли — самая молодая: нынешней осенью она празднует «всего только» первое свое столетие.
Но биография ее, хотя и уступает «тезкам» «по длине», не менее насыщенна событиями. А потому — интересна.
Рожденная заводом
«Николаевские» церкви Старого города обязаны своим возникновением торговле, коплиская — промышленности.
Точнее — верфям Русско-Балтийского судостроительного завода, заложенного на окраине, не входившей в ту пору даже в административные границы Ревеля, в 1912 году.
С самого начала завод замышлялся не только как первоклассная верфь, но и как подлинный «город в городе»: со своим поселком, водопроводом, электростанцией, полицейским отделением, почтой, синематографом.
И, конечно же, — с храмом: дирекция предприятия прекрасно понимала, что масса оторванных от родных краев молодых рабочих, завербованных по всей России, равно как и семейных мастеров и инженеров, нуждается в духовной поддержке и опоре.
Вероятно, в планах на будущее было строительство капитального церковного здания. Пока же, на первом этапе, временную церковь было решено обустроить в деревянном ангаре: под одной крышей со столовой и народным домом.
Освящена она была 30 августа (по новому стилю — 12 сентября) 1913 года. По неясным причинам событие это не нашло никакого отражения на страницах местной периодики — ни русской, ни эстонской, ни немецкой.
Возможно, в приходскую хронику, составлявшуюся два десятилетия спустя, вкралась ошибка?
Самое ценное
Первая мировая война и грянувшая за ней революция поставили крест на деятельности Русско-Балтийского завода. И хотя предприятие было к 1918 году эвакуировано в глубь России, церковная жизнь в бывшем ангаре не прервалась: место рабочих заняли беженцы из революционного Петрограда.
О строительстве нового церковного здания им не приходилось и мечтать: приход вынужден был делить кров с Коплиским народным домом, а также складами кооперативов Omandus и Oma abi.
Последнее оказалось роковым: пожар, вспыхнувший в кооперативной лавке на Рождество 1934 года, уничтожил крышу и часть стен здания «Помещение настолько пострадало, что о дальнейшем совершении треб говорить не приходится», — констатировали «Вести дня».
Ущерб, причиненный огнем, превысил 10 000 крон. Но самое ценное — иконы, ризы, плащаницу—прихожане Никольской церкви успели вынести еще до прибытия пожарных.
Пасхальное богослужение 1935 года Николаевский приход совершал в помещениях дружины «Кайтселийт». Архитектор Александр Владовский уже работал над чертежами будущего церковного здания.
Давно желанный
Средств у коплиских православных хронически не хватало: Владовский, и сам живущий в Копли, знал это как никто другой.
Идя навстречу пожеланиям и возможностям заказчика, он решил не возводить новое здание «с нуля», а перестроить какую-либо уже имеющуюся в районе постройку.
По иронии судьбы таковой стало бывшее депо Коплиского добровольного пожарного общества по адресу: улица Трейали, 6. С учетом того что предыдущую церковь испепелил огонь, здесь прослеживается определенный символ.
Освящение новой коплиской церкви Святителя Николая состоялось 17 ноября 1935 года. Приветственные телеграммы по этому поводу прислали не только православные приходы Эстонии, но и глава столичного самоуправления И. Соотс.
Торжества начались в половине девятого утра водосвятием, совершенным настоятелем храма отцом Дионисием. Следом за ним митрополит Александр освятил церковный престол и сам храм, после чего вокруг церкви был совершен Крестный ход.
«Митрополит произнес слово, в котором сообщил историю пожара старого храма и постройки нового, — рассказывали «Вести дня». — Затем владыка передал нескольким лицам, особо потрудившимся при постройке храма, пожалованные синодом ордена Платона Ш степени и благодарственные грамоты».
Издание подчеркивало: располагая минимальными средствами, приходской совет смог за короткие сроки возвести «приветливый и давно желанный в Копли храм».
Коплиская церковь Святителя Николая мало похожа на православные храмы, которые возводила на чужбине «белая» эмиграция.
Нота ностальгии
Никаких вариаций на тему псевдорусского стиля конца XIX столетия. Скорее — отсылка к деревянному зодчеству. Но не Русского Севера допетровской эпохи, а петербургских дачных предместий «Серебряного века».
Модерн, или югенд, задавший тон в их облике, ко второй половине тридцатых годов считался «безнадежно» устаревшим. Вовсе не исключено, что именно потому Владовский решил обратиться к данному архитектурному стилю.
Примечательно, что вынужденный, по финансовым соображениям, отказаться от возведения колокольни, имевшейся у первой, «заводской» еще, церкви, зодчий счел возможным воспроизвести один из запоминающихся мотивов ее облика.
Три декоративных маковки, высившихся некогда над восточным фасадом сгоревшего храма, были, после творческого переосмысления, повторены в виде пяти главок, установленных над высокой «югендстилевской» крышей новой постройки.
Помимо «ностальгических соображений» архитектором, возможно, руководило желание построить здание, гармонирующее с общим обликом деревянных предместий Таллинна, — и это ему, признанному стилисту и стилизатору, полностью удалось.
Самой же церквушке, замышлявшейся, как и ее погорелая предшественница, изначально в качестве временной, удалось сохраниться до наших дней практически в неизменном виде.
Скромная, соразмерная человеку, по-домашнему уютная, коплиская церковь Святителя Николая по праву может считаться последним архитектурным памятником стиля модерн в Таллинне.
И, что, возможно, не менее важно, — памятником своим прихожанам: былым и нынешним, сохранившим его для нынешних горожан.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- Театр «Эстония»: метаморфозы фасада
- Ёлочная кутерьма и букетик ландышей: ревельское Рождество вековой давности
- Святыня русского Нымме: храм Иоанна Предтечи
- «Факт огромного значения для всей нации»: зданию театра «Эстония» — ровно век!
- «Над морем дум, над пашнею идей...»: архитектурное наследие гимназии Эльфриды Лендер в Таллине
- Место памяти павших: воссозданная часовня СЗА освещена в таллинском районе Копли
- Тваренье может пережить творца...
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".