Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Праздник, завершающий собой период Рождественских Святок, для горожан столетней давности звучал музыкой военных оркестров и переливался шелком полковых знамен.
Странное, на первый взгляд, сочетание сугубо церковного праздника — Крещения — с военным парадом не было, впрочем, исключительно ревельской спецификой.
Едва ли не во всех губернских городах Российской империи в конце XIX — начале XX вв. первый в наступившем году смотр воинства был приурочен к дате Богоявления Господня — 6 (19) января.
Тон задавала, конечно же, столица. Но если в Санкт-Петербурге смотр проводился непосредственно в залах Зимнего дворца и носил характер придворной церемонии, то в провинции крещенский парад превращался в подлинно народное празднество.
Карнавальное воинство
Присутствие каких-либо военнослужащих в момент погружения Иисуса в воды реки Иордан повествующие об этом событии евангелисты для потомков не отметили.
Полностью исключать их теоретическое наличие в момент одного из ключевых моментов новозаветной истории, конечно же, нельзя, но едва ли оно стало основой для возникновения крещенских парадов.
Первые упоминания о них относятся к временам, отделенным от земной жизни Иисуса более чем полутора десятком столетий: самым закатом Средневековья. По крайней мере, на Пиренейском полуострове они устраиваются с конца XV века.
Правда, местная традиция связывает их не столько с Иисусом-взрослым, сколько с Иисусом-младенцем. Точнее — с тремя волхвами, мудрецами Востока, пришедшими, согласно евангельскому рассказу, поклониться Новорожденному.
В западноевропейском фольклоре волхвы-маги превратились в могущественных восточных владык, направившихся в Вифлеем в сопровождении пышной свиты, включавшей в себя, разумеется, и вооруженных телохранителей.
Карнавальные процессии, «реконструировавшие» это легендарное шествие, особенно притянулись испанцам. А от костюмированных воинов до «всамделишных» солдат с офицерами оказалось рукой подать.
И по сей день 7 января — дата проведения самого масштабного парада вооруженных сил Королевства в Испании: те, кому доводится в этот день оказаться в Мадриде, разочарованными не бывают.
Две версии
Взаимоотношение Западной и Восточной ветвей христианства и в наши-то дни не всегда можно назвать гладкими, а уж пол тысячелетия назад имело место откровенное противостояние.
Подозревать, что обычай крещенских парадов, был «экспортирован» на Русь из католической Европы, не приходится. Едва ли можно говорить и о косвенном заимствовании — хотя у православных сербов, например, «рыцарь» — один из персонажей святочного маскарада.
Традиция, в массовом сознании обывателя столетней давности казавшаяся рожденной в годы Петровских реформ, на самом деле, несколько старше: европейские авторы упоминают о ритуале освящения полковых знамен на Крещение еще во времена Алексея Михайловича.
Не мудрствуя лукаво, иноземные путешественники пытались объяснить его рационально: толпы москвичей, стремящихся принять участие в освящении воды в проруби-Иордани, создавали такую давку, что без оцепления из стрельцов было не обойтись. А раз уж служивые на месте — почему бы не провести и смотр?!
Существует и более экзотическая версия: связь между служивым людом и Крещением — древняя, чуть ли не дохристианская. Дескать, грохотом пушек и стрельбой из мушкетов те должны были отпугнуть от жилищ нечисть, выходящую из преисподней аккурат к началу Святок.
Описание торжественного построения и последующего за ним многократного салюта, устроенного киевским комендантом генералом Патриком Гордоном на Крещение 1685 года, вполне допускает и такую трактовку событий.
Однако уже в начале XVIII века грохот орудий переосмыслялся панегириками петровской эпохи как подобие грома: Гласа Небесного, прогремевшего в тот момент, когда Иисус принял крещение в водах Иордана.
Каждый четвертый
Праздники русского Ревеля и по сей день находятся вне сферы академических исследований, а потому ответить на вопрос, когда впервые в нынешней столице Эстонии был проведен крещенский парад — едва ли возможно.
Соблазнительно, конечно, было бы вывести их проведение ко временам Петра: если крещенский парад был устроен даже в захваченном в ходе Северной войны на два года прусском городе Эльбинге, то почему бы не состояться ему и в Ревеле?
От эльбингского парада сохранился даже рисунок, выполненный одним из членов тамошнего магистрата. Таллинн ничем подобным похвастаться, к сожалению, не может. И потому рождение традиции следует относить к более поздним временам.
Изначально прорубь-Иордань вырубалась в гавани. Место это было не самое подходящее: портовый люд не без интереса наблюдал за непривычным обрядом. По свидетельству очевидцев, праздные зрители и не думали обнажать голову, а некоторые — курили.
Во избежание подобных эксцессов поначалу водосвятие решили проводить в церкви Преображения Господня. Вскоре, однако, выяснилось, что вместить всех желающих она не может — и с 1887 года святить крещенскую воду стали на нынешней площади Виру, к тому моменту без малого сто лет носившую название Русский рынок.
Неофициальная часть «Эстляндских губернских ведомостей», сообщая об этом нововведении, уточняла, что участие в водосвятии впервые приняли и расквартированные в Ревеле войска.
Если верить газете, участие в празднике приняло не менее пятнадцати тысяч человек фактически каждый четвертый житель города.
Бодро и весело
На следующий год в центре Русского рынка была построена водосвятская часовня, ставшая основным центром событий религиозной составляющей праздника.
Сам же он — и в немалой степени благодаря именно «военному» его компоненту, носил достаточно «светские» черты: газетчики подчеркивали, что участие в нем с интересом принимают и иноверцы — лютеране.
Во всяком случае уже с 1896 года над праздничной площадью звучала не только русская, но и эстонская речь. Точнее — пение: к исполнению молитв и духовных гимнов присоединялся и эстонский православный хор.
«Легкий морозец, прекрасный солнечный день давали светлый фон,— писали в январе 1904 года «Ревельские известия». — Как красиво стягивались войска к стоящей на Русском рынке часовне. С раннего утра тротуары заполнялись публикой.
Стояли на тумбах, изгородях, даже на лестницах театра было полно людей. Собралось чуть ли не всё здешнее русское общество, простолюдины, родители с младенцами на руках.
Как красиво развивались хоругви, блестели ризы духовенства, подходили крестные ходы всех городских церквей и их встречал могучий, торжественный в своей грусти мотив «Коль славен» всех трех полков Ревельского гарнизона.
Когда завершился молебен, внимание всех сосредоточилось на войсках. Под несмолкаемую музыку начальник дивизии обошел войска, здороваясь и поздравляя с праздником. Раздались команды, все приготовились к церемониальному маршу.
Солдаты шли лихо, молодцами, громко и весело отвечая на похвалу начальника. Кончалась одна музыка — ее подхватывала другая. Солнышко, праздничная толпа, шум — всё это настраивало на бодрость и веселье…»
Последний свидетель
За 30 лет документально зафиксированного проведения, в Ревеле крещенский парад не состоялся всего дважды.
В первый раз — в 1894 году, когда внезапно ударивший мороз внес поправки в планы военных. Второй — в 1906 году, когда напуганные размахом революционных выступлений конца прошлого года губернские власти запретили любые массовые мероприятия.
И хотя официально военное положение в Эстляндской губернии просуществовало еще несколько лет, традиция проведения крещенских парадов была восстановлена в январе 1907 года.
Как оказалось — ровно на десятилетие последний из них состоялся в считанные недели до падения монархии. Вместе со строем сгинули и былые праздники, и сама армия, чьи полки чеканили шаг по нынешней площади Виру на крещенском параде.
Последний их свидетель — православная часовня Александра Невского — была разобрана к осени 1922-го. Ее камни лежали во дворике за православной церковью, стоявшей до начала 1960-х годов на месте современного магазина «Каннике». Возможно, кто-нибудь из таллиннских старожилов, видя их случайно, и вспоминал события полувековой давности: шелест знамен и звон труб былых январских парадов на Русском рынке…
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- Таллин. Фотографии зданий разрушенные во времена Второй Мировой войны.
- Ревель: новости столетней давности
- Ревель 1907-1910-1919 года. Взгляд через сотню лет. Сравнение с 2009 годом.
- Липкие пальчики времени. Фотографии Таллина из 2009-го с проекцией в 20-е и 30-е годы прошлого века!
- Первомайский военный парад 1957 года на Площади Победы в Таллине
- «Комфортный, добротный, по-домашнему уютный»: императорский поезд ревельской сборки
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts
- Таллин. Фотографии зданий разрушенные во времена Второй Мировой войны.
- Липкие пальчики времени. Фотографии Таллина из 2009-го с проекцией в 20-е и 30-е годы прошлого века!
- Ревель: новости столетней давности
- Ревель 1907-1910-1919 года. Взгляд через сотню лет. Сравнение с 2009 годом.
- Первомайский военный парад 1957 года на Площади Победы в Таллине
- «Комфортный, добротный, по-домашнему уютный»: императорский поезд ревельской сборки