А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Легенда об эстонском донжуане, или Сладкие прегрешения: Под южным нефом таллиннской Домской церкви есть надгробная плита, по которой проходят все прихожане. Под ней покоится дворянин Отто Иохан Туве. Веселый ловелас в знак раскаяния за грехи завещал похоронить себя у входа в собор - чтобы горожане топтали его прах. Однако хитрец таким образом обвел всех: неисправимый донжуан, он даже с того света умудряется любоваться дамскими ножками.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Около трехсот лет тому назад, во время Северной войны, на службу в русскую армию поступил герцог Карл-Евгений де Круа. Он очень понравился Петру I, и тот, произведя его в генерал-фельдмаршалы, назначил главнокомандующим русскими войсками под Нарвой. Битва была проиграна. Де Круа попал в плен к шведам. Ему было позволено жить в Таллинне. Высокое звание, титул и общительный характер де Круа располагали к нему людей, которые охотно давали ему деньги в долг. Де Круа жил на широкую ногу. Играл в азартные игры, любил покутить. Но однажды утром слуга увидел, что хозяин умер. Горожане обсуждали, кто заплатит долги герцога де Круа... В конце концов решили: не отдавать тела де Круа городским властям для похорон до тех пор, пока не получат все деньги назад сполна. Власти восприняли это решение спокойно. Не хоронить, так не хоронить... Хлопот - никаких! Хоронить де Круа не стали. Положили герцога в простой еловый гроб и поставили возле церкви Нигулисте в усыпальницу фон Розена... Шло время. О герцоге почти совсем забыли.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1288 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Праздник, завершающий собой период Рождественских Святок, для горожан столетней давности звучал музыкой военных оркестров и переливался шелком полковых знамен.

Странное, на первый взгляд, сочетание сугубо церковного праздника — Крещения — с военным парадом не было, впрочем, исключительно ревельской спецификой.

Крещенский парад на Русском рынке.

Крещенский парад на Русском рынке.

Едва ли не во всех губернских городах Российской империи в конце XIX — начале XX вв. первый в наступившем году смотр воинства был приурочен к дате Богоявления Господня — 6 (19) января.

Тон задавала, конечно же, столица. Но если в Санкт-Петербурге смотр проводился непосредственно в залах Зимнего дворца и носил характер придворной церемонии, то в провинции крещенский парад превращался в подлинно народное празднество.

Карнавальное воинство

Присутствие каких-либо военнослужащих в момент погружения Иисуса в воды реки Иордан повествующие об этом событии евангелисты для потомков не отметили.

Полностью исключать их теоретическое наличие в момент одного из ключевых моментов новозаветной истории, конечно же, нельзя, но едва ли оно стало основой для возникновения крещенских парадов.

Первые упоминания о них относятся к временам, отделенным от земной жизни Иисуса более чем полутора десятком столетий: самым закатом Средневековья. По крайней мере, на Пиренейском полуострове они устраиваются с конца XV века.

Правда, местная традиция связывает их не столько с Иисусом-взрослым, сколько с Иисусом-младенцем. Точнее — с тремя волхвами, мудрецами Востока, пришедшими, согласно евангельскому рассказу, поклониться Новорожденному.

В западноевропейском фольклоре волхвы-маги превратились в могущественных восточных владык, направившихся в Вифлеем в сопровождении пышной свиты, включавшей в себя, разумеется, и вооруженных телохранителей.

Карнавальные процессии, «реконструировавшие» это легендарное шествие, особенно притянулись испанцам. А от костюмированных воинов до «всамделишных» солдат с офицерами оказалось рукой подать.

И по сей день 7 января — дата проведения самого масштабного парада вооруженных сил Королевства в Испании: те, кому доводится в этот день оказаться в Мадриде, разочарованными не бывают.

Богоявленская часовня на Русском рынке.

Богоявленская часовня на Русском рынке.

Две версии

Взаимоотношение Западной и Восточной ветвей христианства и в наши-то дни не всегда можно назвать гладкими, а уж пол тысячелетия назад имело место откровенное противостояние.

Подозревать, что обычай крещенских парадов, был «экспортирован» на Русь из католической Европы, не приходится. Едва ли можно говорить и о косвенном заимствовании — хотя у православных сербов, например, «рыцарь» — один из персонажей святочного маскарада.

Традиция, в массовом сознании обывателя столетней давности казавшаяся рожденной в годы Петровских реформ, на самом деле, несколько старше: европейские авторы упоминают о ритуале освящения полковых знамен на Крещение еще во времена Алексея Михайловича.

Не мудрствуя лукаво, иноземные путешественники пытались объяснить его рационально: толпы москвичей, стремящихся принять участие в освящении воды в проруби-Иордани, создавали такую давку, что без оцепления из стрельцов было не обойтись. А раз уж служивые на месте — почему бы не провести и смотр?!

Существует и более экзотическая версия: связь между служивым людом и Крещением — древняя, чуть ли не дохристианская. Дескать, грохотом пушек и стрельбой из мушкетов те должны были отпугнуть от жилищ нечисть, выходящую из преисподней аккурат к началу Святок.

Описание торжественного построения и последующего за ним многократного салюта, устроенного киевским комендантом генералом Патриком Гордоном на Крещение 1685 года, вполне допускает и такую трактовку событий.

Однако уже в начале XVIII века грохот орудий переосмыслялся панегириками петровской эпохи как подобие грома: Гласа Небесного, прогремевшего в тот момент, когда Иисус принял крещение в водах Иордана.

Каждый четвертый

Праздники русского Ревеля и по сей день находятся вне сферы академических исследований, а потому ответить на вопрос, когда впервые в нынешней столице Эстонии был проведен крещенский парад — едва ли возможно.

Соблазнительно, конечно, было бы вывести их проведение ко временам Петра: если крещенский парад был устроен даже в захваченном в ходе Северной войны на два года прусском городе Эльбинге, то почему бы не состояться ему и в Ревеле?

От эльбингского парада сохранился даже рисунок, выполненный одним из членов тамошнего магистрата. Таллинн ничем подобным похвастаться, к сожалению, не может. И потому рождение традиции следует относить к более поздним временам.

Изначально прорубь-Иордань вырубалась в гавани. Место это было не самое подходящее: портовый люд не без интереса наблюдал за непривычным обрядом. По свидетельству очевидцев, праздные зрители и не думали обнажать голову, а некоторые — курили.

Во избежание подобных эксцессов поначалу водосвятие решили проводить в церкви Преображения Господня. Вскоре, однако, выяснилось, что вместить всех желающих она не может — и с 1887 года святить крещенскую воду стали на нынешней площади Виру, к тому моменту без малого сто лет носившую название Русский рынок.

Неофициальная часть «Эстляндских губернских ведомостей», сообщая об этом нововведении, уточняла, что участие в водосвятии впервые приняли и расквартированные в Ревеле войска.

Если верить газете, участие в празднике приняло не менее пятнадцати тысяч человек фактически каждый четвертый житель города.

Бодро и весело

На следующий год в центре Русского рынка была построена водосвятская часовня, ставшая основным центром событий религиозной составляющей праздника.

Сам же он — и в немалой степени благодаря именно «военному» его компоненту, носил достаточно «светские» черты: газетчики подчеркивали, что участие в нем с интересом принимают и иноверцы — лютеране.

Во всяком случае уже с 1896 года над праздничной площадью звучала не только русская, но и эстонская речь. Точнее — пение: к исполнению молитв и духовных гимнов присоединялся и эстонский православный хор.

«Легкий морозец, прекрасный солнечный день давали светлый фон,— писали в январе 1904 года «Ревельские известия». — Как красиво стягивались войска к стоящей на Русском рынке часовне. С раннего утра тротуары заполнялись публикой.

Стояли на тумбах, изгородях, даже на лестницах театра было полно людей. Собралось чуть ли не всё здешнее русское общество, простолюдины, родители с младенцами на руках.

Как красиво развивались хоругви, блестели ризы духовенства, подходили крестные ходы всех городских церквей и их встречал могучий, торжественный в своей грусти мотив «Коль славен» всех трех полков Ревельского гарнизона.

Когда завершился молебен, внимание всех сосредоточилось на войсках. Под несмолкаемую музыку начальник дивизии обошел войска, здороваясь и поздравляя с праздником. Раздались команды, все приготовились к церемониальному маршу.

Солдаты шли лихо, молодцами, громко и весело отвечая на похвалу начальника. Кончалась одна музыка — ее подхватывала другая. Солнышко, праздничная толпа, шум — всё это настраивало на бодрость и веселье…»

Последний свидетель

За 30 лет документально зафиксированного проведения, в Ревеле крещенский парад не состоялся всего дважды.

В первый раз — в 1894 году, когда внезапно ударивший мороз внес поправки в планы военных. Второй — в 1906 году, когда напуганные размахом революционных выступлений конца прошлого года губернские власти запретили любые массовые мероприятия.

И хотя официально военное положение в Эстляндской губернии просуществовало еще несколько лет, традиция проведения крещенских парадов была восстановлена в январе 1907 года.

Как оказалось — ровно на десятилетие последний из них состоялся в считанные недели до падения монархии. Вместе со строем сгинули и былые праздники, и сама армия, чьи полки чеканили шаг по нынешней площади Виру на крещенском параде.

Последний их свидетель — православная часовня Александра Невского — была разобрана к осени 1922-го. Ее камни лежали во дворике за православной церковью, стоявшей до начала 1960-х годов на месте современного магазина «Каннике». Возможно, кто-нибудь из таллиннских старожилов, видя их случайно, и вспоминал события полувековой давности: шелест знамен и звон труб былых январских парадов на Русском рынке…

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Барон Александр фон дер Пален и служащие Балтийской железной дороги на перроне вокзала в Ревеле. Снимок 1870-ых годов.

«Балтийская железная дорога, наше выстраданное дитя»

Первый пассажирский поезд из тогдашней столицы Российской империи в нынешнюю столицу Эстонской Республики прибыл ровно сто пятьдесят лет тому назад. Перестук ...

Читать дальше...

В галерее Русского театра Эстонии, проходит юбилейная художественная выставка «Осень №55»

Автор работ, признанный у нас и далеко за рубежом, талантливый художник, Сергей Волочаев. Картины изумляют идеями, подходом и различными техниками. Представлены ...

Читать дальше...

Дом Иосифа Копфа на углу Пикк и Хобузепеа и портрет его владельца на золотой брошке.

Ревельский ювелир Иосиф Копф: золотых дел мастер

Девяносто лет назад Таллинн прощался с Иосифом Копфом - человеком, еще при жизни сумевшим стать, выражаясь современным языком, «коммерческим брендом». Георг ...

Читать дальше...

Директор Таллиннского Городского архива в 1989-1996 гг. Ю. Кивимяэ демонстрирует грамоту XV века - одну из многих, вернувшихся в родной город. Снимок из газеты «Советская Эстония».

Исток таллиннской историографии: возвращение Городского архива

Ровно тридцать лет тому назад история столицы вновь стала длиннее почти на восемь столетий: в Таллинн вернулись фонды Городского архива. Его ...

Читать дальше...

Катастрофа с девятью погибшими на Балтийском вокзале

Самая тяжелая авария в истории эстонских железных дорог произошла 40 лет назад, в первую субботу октября. Поезда приближались друг к другу ...

Читать дальше...

Как закончилась сказка про Гэдээр

Падение Берлинской стены стало в СССР шоком для многих взрослых, а для некоторых детей - первым столкновением с ложью. "Гэдээр" ...

Читать дальше...

Сто сорок лет назад городская стена Ревеля нуждалась если не в реставрации, то в консервации - как минимум.

Семь веков на страже города Таллина: летопись крепостной стены

У одного из узнаваемых символов таллиннского Старого города - солидный юбилей: с начала строительства крепостной стены вокруг средневекового ядра нынешней ...

Читать дальше...

Здание Немецкой реальной школы непосредственно после постройки.

Школа на улице Луйзе: реквием по утраченному

Здание Немецкого реального училища, некогда признававшееся идеалом и образцом для аналогичных построек, возродившееся после войны в ином облике, безвозвратно утрачено ...

Читать дальше...

Домский, он же Длинный мост на рисунке Карла Буддеуса, середина XIX века.

Тоомпеаский, Каменный, Пиритаский: мосты над водами Таллинна

Даже без учета виадуков и путепроводов, семейство таллиннских мостов – достаточно многочисленное. А главное – способное поведать о себе немало ...

Читать дальше...

Вариант развития мемориального ансамбля на Маарьямяги по версии середины шестидесятых…

Памятник двадцатому веку: ансамбль на Маарьямяги

Мемориальный комплекс на Маарьямяги давно уже стал памятником не конкретным событиям или лицам, а всему, что произошло с Эстонией на ...

Читать дальше...

Ворота в конце улицы Трепи на довоенных открытках встречаются часто, но топоним «Ныэласильм» конкретно к ним еще не применялся.

Головы, ноги, чрево и горб: анатомия таллиннских улиц.

Географические названия, щедро рассыпанные по карте Таллинна, позволяют читать ее почти как… анатомический атлас. Уподобить город человеческому организму впервые предложили пионеры ...

Читать дальше...

Портреты павших в сражении 11 сентября 1560 года горожан и старейшее изображение Таллинна на эпитафии Братства черноголовых.

Восемь столетий Таллинна: век XVI век, пора рефлексий

Непростой во всех отношениях XVI век подарил Таллинну первые портреты города и его жителей, первый памятник, а также один из ...

Читать дальше...

То, чего не было в реальности: «Потопление финского броненосца «Вяйнемяйнен» на советском плакате.

Разрушители мифов: охота за «Вяйнемейненом»

В биографии одного из самых неуловимых военных кораблей Второй мировой войны — финского броненосца береговой обороны «Вянемейнен» — нашлось место ...

Читать дальше...

Гостиничный комплекс «Пеолео» в день своего открытия.

Иволга на обочине шоссе: мотель и кемпинг «Пеолео»

Первая ласточка – вернее, пожалуй, было бы сказать «первая иволга» – частного гостиничного бизнеса современной Эстонии «свила гнездо» тридцать лет ...

Читать дальше...

Флагман Эстонского морского пароходства «Георг Отс». Открытка восьмидесятых годов прошлого века.

Белоснежный красавец-теплоход: легендарный «Георг Отс»

Ровно сорок лет тому назад северный сосед стал ближе: в июне 1980 года на линию Таллинн-Хельсинки вышел, без преувеличения, легендарный ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Невероятно романтическая и пестрая история Таллинна началась почти 850 лет назад. По одной из легенд, а Таллинн полон ими, как старинный бабушкин сундук, датский король Вольдемар, захвативший к началу XII века весь север Эстонии, выехал со своей свитой на охоту. Увидев оленя небывалой красоты, Вольдемар приказал взять его живым. Но гордый зверь не дался в руки датчанам и бросился с высокой отвесной скалы. Восхищенный король решил возвести на этом месте город. Так, по преданию, возник Таллин, нынешняя столица Эстонской Республики. Его старое название, - Реваль, происходит от датского выражения, в переводе: «косуля упала».
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!